Виды светильников для вагонов

Светильники. Виды и классификация. Типы и маркировка

Светильники – это устройства, рассеивающие и нацеливающие свет лампы для освещения помещений внутри и снаружи, а также разнообразных объектов архитектуры, улиц и территорий, прилегающих к зданию.

Устройство светильников

Светильник перераспределяет свет ламп в середине крупных телесных углов и предоставляет угловую направленность светового потока. Подобные устройства называют искусственными источниками света. В основном они включают в себя несколько элементов.

Коренные компоненты светильников:
  • Элементы электрической проводки.
  • Осветительная арматура.
  • Патрон для установки лампы.
  • Лампа; — элементы крепежа.

Световой поток, исходящий от ламп, проходит через элементы осветительной арматуры. Благодаря этому, происходит его искажение и отражение. Течение света отбивается и ограничивается настолько, насколько это предусмотрено конкретным типом светильников.

К светильникам также относятся люстры, подсветки, прожектора и пр. устройства, подающие свет.

Классификация и разновидности светильников

Существует огромное количество осветительных приборов. Поэтому все светильники принято классифицировать по:
  • Принципу распространения света (прямого, рассеянного, отражённого и пр.)
  • Способу крепления (стационарные и нестационарные).
  • Установки (потолочные, настенные, настольные и прочие).
  • Предназначению (условиям применения). Использовать можно как внутри помещения, так и снаружи, поэтому их разделяют на два типа:

— световые устройства для помещений (люстры, бра, настольные лампы и т.п.);
— световые устройства для открытых пространств (уличные, прожекторы, подсветки для витрин, рекламных щитов и т.п.).

  • Предназначению можно разделить на бытовые , которые пригодны для освещения любого помещения и декоративные приборы, которые применяют в качестве предметов интерьера для формирования определённой атмосферы.
  • Функциям . По главным функциям, которые они выполняют, выделяют осветительные и светосигнальные приборы.
  • Типу ламп используемых в осветительных приборах, бывают различных типов:

— лампы накаливания;
— лампы разрядные;
— лампочки смешанного типа;
— светодиодные и другие лампы.

  • Питания ламп . Питание ламп может осуществляться через сеть постоянного или переменного тока (сетевые лампы), через сеть и батарейки (комбинированное питание), а также через индивидуальный источник питания.
  • Форме . Световые приборы изготавливаются разных форм, они могут быть симметричными и не симметричными, а также круглосимметричными.
  • Уровню защиты от окружающей среды . В хороших светильниках предусмотрена защита от влажности, пыли и твердых тел. Уровень защиты отмечается буквами «IР» и двумя цифрами после них. Первая цифра касается защиты от твёрдых тел, значения могут быть от 0 до 6. Вторая цифра, которая может быть от 0 до 8 – это защита от воды.
  • Способу охлаждения . Существуют приборы с естественным и принудительным охлаждением.
  • Осуществимости передвижения при эксплуатации . Некоторые можно легко перемещать или переносить, а другие монтируются на длительный период в конкретное место. Поэтому можно выделить стационарные, передвижные и переносные приборы для освещения.

Помимо этого в некоторых приборах можно менять положение оптической системы и светотехнические характеристики. Поэтому выделяют подвижные и неподвижные, а также регулируемые и нерегулируемые соответственно. Также все устройства для освещения можно разделить по классу огеустойчивости , защите от поражения электротоком и климатическому исполнению.

Маркировка

Каждая модель светильника имеет свою маркировку, в которую занесены все классификационные сведения прибора.

Маркировка состоит из букв и цифр, к примеру ЖКУ nn nх nnn nnn У1, (х-цифра). Обозначение символов маркировки:

1. Первый символ (буква) – это тип лампы, используемой в светильнике (рис.1).
2. Вторая буква – способ установки прибора (рис .1).
3. Третья буква – предназначение светильника (рис.1).
4. Двухзначное число – номер серии светильников.
5. Число с х (к примеру, 3х) – количество ламп.
6. Число, указывающее на мощность лампочки.
7. Трехзначное число — номер модификации.
8. Одна или несколько букв и цифра, указывающие на климатическое исполнение и категорию размещения модели (Таблица. 1).

К примеру, НПО 22 2х60 010 Ухл4 – это потолочный светильник серии 22 с двумя лампами накаливания для общественных зданий модификации 010, его можно устанавливать в местности с умеренным и холодным климатом на открытом воздухе.

Типы светильников по принципу распределения света
Светильники могут по-разному распределять свет, поэтому их разбивают на виды по характеру создаваемого освещения. Освещения, создаваемые разными приборами:
  • Общее освещение . Это равномерное освещение всей комнаты, которое создают с помощью светильников, расположенных вверху помещения.
  • Местное . Для формирования данного вида освещения применяют как вспомогательные источники света для разных рабочих мест.
  • Прямое . Это освещение конкретного объекта. В основном свет в таких светильниках направлен вниз. К таким приборам можно отнести прожекторы, подсветки для картин и зеркал, а также разные встраиваемые приборы.
  • Отражённое . Это необычно красивое освещение, формирующееся с помощью проекции лучей искусственного света на потолке. К приборам способным отражать свет относятся люстры, бра, подвесные и некоторые переносные лампы.
  • Направленное . Такое освещение обеспечено осветительными устройствами, поток света которых сфокусирован на определённую поверхность. Направленным светом обладают настольные лампы, светильники-плафоны, подвесные и некоторые встраиваемые модели.
  • Рассеянное . Это равномерное освещение, которое формируется путём светорассеивания . Равномерный рассеянный свет создают лучше всего приборы с полупрозрачным плафоном или с абажуром.
Популярные светильники для помещения

Устройства, излучающие искусственный свет, могут устанавливаться по-разному, поэтому выделяют много типов светильников. Некоторые из них могут быть установлены несколькими способами одновременно. Некоторые больше подходят для эксплуатации в коридоре, другие в кухне, зале.

Более популярными для помещений остаются потолочные, встраиваемые, подвесные и настенные осветительные приборы. Также не менее знамениты настольные лампы и напольные торшеры.

Некоторые типы осветительных приборов устанавливают чаще в какой-то конкретной комнате или месте. К примеру, настольные лампы считаются незаменимым атрибутом на рабочем столе в офисе или доме, а также на школьной парте ребёнка. А торшеры можно поставить в зал или спальню, они являются заметным элементом интерьера и всегда привлекают внимание, подчёркивая элегантность помещения.

Классическую потолочную люстру монтируют в основном в залах или достаточно просторных спальнях. Для создания локального освещения её принято дополнять настенными бра или точечными светильниками на потолке. Встраиваемые монтируют в подвесной потолок в местах, где нужно создать максимально яркое освещение, снизив при этом до минимума затраты на электроэнергию. Они отменно смотрятся в коридоре и на кухне, их также можно увидеть в офисах, магазинах.

Точечные светильники могут быть как основным, так и дополнительным источником света. Источником света в этих устройствах чаще бывает светодиодная лампочка. С небольшими мерцающими точками можно добиться множество дизайнерских эффектных решений. Их применяют для подсветки мойки, плиты в кухне, письменного стола и т.п. Причём их можно устанавливать непосредственно в мебель (шкафы, зеркала).

Настенные бра чаще устанавливают в спальнях возле кровати или для подсветки определённых элементов декора. С их помощью можно создать идеальный рассеянный свет. Довольно популярны подсветки для зеркал и картин, которые устанавливают в ванной и картинных галереях.

Подвесные люстры являются превосходным способом для зонирования комнаты. Они способны преобразить внешний вид помещения и создают локальное освещение. Светильники этого типа практичны и функциональны. В подвесах-люстрах регулируется высота с помощью троса и угол наклона плафонов, благодаря чему можно менять площадь освещения. Их чаще всего можно увидеть на кухне, в коридоре, гостиной, офисе. Также их используют в кафе и ресторанах.

Осветительные приборы для улиц

Уличные фонари являются важными атрибутами города и их используют в разных целях, они придают городу уют, ими украшают парки, скверы и улицы.

Для освещения автостоянок и стадионов устанавливают прожекторы. Существуют также потолочные, настенные и встраиваемые светильники для улиц. Настенные монтируют на внешней стене дома, их часто изготавливают с датчиками движения, а потолочные больше подходят для беседок. Встраиваемыми осветительными приборами освещают памятники архитектуры, бассейны, а также создают маркированные мерцающие дорожки в парках и на частных территориях.

Читайте также:  Монтаж опор наружного освещения

Виды светильников для вагонов

Железная дорога, и ее представитель в лице ОАО «РЖД» в частности, считается самым крупным потребителем электроэнергии на фоне других отраслевых сегментов народного хозяйства. Очевидно, что привлечение энергосберегающих технологий здесь является приоритетной задачей, призванной сократить потребление энергоресурсов.

Программы, направленные на применение энергосберегающих технологий, разрабатываются с целью последующей реализации на подвижных составах и на отраслевых объектах. Исследуя статистику прошлых лет, получаем реальное подтверждение экономического эффекта от их продвижения: например, 5 лет назад экономия энергоресурсов от внедрения соответствующих проектов составила порядка 48,9 млн руб. Еще один показательный пример продемонстрировал конкурс «Берегите энергию», который проводился в 2010-м году на федеральном уровне. В итоге РЖД было присвоено звание самого энергоэффективного российского предприятия. Почему? – Причин несколько, одна из них заключается в планомерном и масштабном переходе на светодиодное освещение.

Почему на объектах железной дороги выгодно использовать светодиодные светильники

Конечно, цена LED -светильников все еще выше стоимости устаревших ламп накаливания и ртутных приборов примерно в 7 раз, однако даже этот факт не делает их использование выгоднее современных светодиодов. С их помощью удается примерно в 4-5 раз сократить затраты на электроэнергию. На протяжении всего периода эксплуатации они не потребуют дополнительных вложений, потому что могут обходиться без ремонта и обслуживания. Нет необходимости учитывать в бюджете компании расходы на утилизацию – по причине абсолютной безопасности приборов она осуществляется бесплатно. При выборе моделей светодиодов в соответствии с условиями предполагаемой эксплуатации срок службы доходит до 80 тыс. часов, что приравнивается минимум к 15-17 годам. Период окупаемости современных элементов составляет около 7 лет.

Какие объекты ЖД освещают светодиодами

Установка LED-светильников актуальна на всех подразделениях железной дороги, включая грузовые, сортировочные, пассажирские станции, причем их внедряют в системы наружного и внутреннего освещения. Светодиоды располагают на территории привокзальных комплексов, внутри производственных помещений, осуществляющих техническое обслуживание вагонов и локомотивов. Их монтируют на светофорных головках, они используются в качестве подсветки маршрутных указателей и пр. Важно выбрать тип приборов, способный работать с максимальной отдачей на небольших территориях и на длинных дистанциях путей между железнодорожными станциями. Если в первом случае чаще используют прожекторы соответствующей мощности, то во втором обращают внимание на специальные светодиодные приборы ригельного типа.

Ригельные светильники компании ООО «ГК «СЭТ»

Ригельными называют светильники, монтируемые на жесткое поперечное основание. В компании ООО «ГК «СЭТ» модели ригельных светильников выпускаются с маркировкой «R». Они предназначены для установки на открытых территориях, включая участковые, сортировочные, грузовые станции, производственные линии, зоны по ремонту и обслуживанию железнодорожного транспорта и на других объектах.

Крепление ригельных моделей осуществляется по особой технологии, обеспечивающей возможность регулировки угла наклона светового элемента по отношению к горизонтальной плоскости. При изготовлении светильников мы используем диоды с уровнем мощности, соответствующим заданным параметрам освещенности территории. При непрерывном горении срок службы наших светодиодов достигает 50 тыс. часов.

Ригельные светильники, предназначенные для установки на открытых зонах железнодорожных объектов, обладают особенной спецификой. Приборы должны издавать узкую полоску света шириной не более 5 м, и при этом освещать большую дистанцию. Расстояние между двумя соседними ригелями составляет 60-150 м. Свет от светодиодов должен его перекрывать, создавая непрерывное освещение, как впереди себя, так и непосредственно под ригельной стойкой.

Выбор в пользу ригельных светильников на ЖД объектах продиктован их высокой устойчивостью. Это особенно важно при работе в условиях сильнейших вибраций, создаваемых тяжелыми подвижными составами. Наши модели характеризуются рядом других преимуществ. Им характерны:

В базовую комплектацию светильник ов включены необходимые монтажные запчасти. Однако проводить установку мощных дорогостоящих приборов должен профессионал, имеющий соответствующий допуск.

Ригельный светильник – это тот самый светотехнический шедевр, способный с максимальной эффективностью вывести световой поток в заданное направление. Сделать заказ на покупку партии светодиодов можно по телефону или на сайте компании. Сами спроектируем схему их размещения, выполним монтаж и дадим трехгодичную гарантию на продукты собственного производства.

Электрооборудование пассажирских вагонов (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Кнопки, тумблера, переключатели – расположены на распределительном щите, служат для непосредственного включения и переключения персоналом (непосредственное управление);

Реле, контакторы – находятся на расстоянии от распределительного щита, служат для автоматического включения и отключения электроцепей (дистанционное управление).

Вагон имеет восьмикратную защиту.

РМН (реле максимального напряжения) – защищает сеть вагона и аккумуляторную батарею от перенапряжения, могущего возникнуть из-за неисправности РНГ или обрыва цепи аккумуляторной батареи. РМН последовательно включена в обмотки возбуждения генератора и при срабатывании отключает генератор.

При срабатывании РМН пакетники мощных потребителей поставить в положение «0» и вызвать ПЭМ, можно нажать кнопку «возврат защиты» при скорости не более 15 км/ч.

Предохранители – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – перегорают (выплавляется легкоплавкая вставка), тем самым разрывая цепь.

Автоматы-выключатели – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – выключаются, не выходят из строя.

РПН (реле пониженного напряжения) – защищает аккумуляторную батарею от глубокого разряда (ниже 47-41В) – выключает все потребители, остается защита и сигнализация.

5. Приборы регулирования

ДОНС (диодный ограничитель напряжения сети) или РНС (регулятор напряжения сети) – предназначены для стабилизации напряжения сети потребителей вагона.

РНГ (регулятор напряжения генератора) – для стабилизации напряжения генератора не зависимо от скорости движения. При исправном РНГ напряжение генератора должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи (52В или 110В).

РОТ (реле обратного тока) – переключающее устройство, включающее и отключающее генератор автоматически.

6. Аварийная кнопка

Аварийна кнопка предназначена для отключения генератора в аварийных ситуациях:

2. при резком колебании стрелок измерительных приборов;

3. при повышенном зарядном токе;

4. при замыкании на корпус вагона.

Перед нажатием аварийной кнопки нужно отключить мощные потребители, а если вагон топится от высоковольтного напряжения – отключить высоковольтное отопление (тэны).

7. Освещение пассажирского вагона

1. Лампы накаливания;

3. Индивидуальное (софиты).

Режимы работы освещения:

Вечернее – осуществляется лампами люминесцентного освещения с наступлением темноты до 22 часов.

Ночное – осуществляется лампами накаливания с 22 часов до наступления утра.

Индивидуальное – включается в ночном режиме, каждый пассажир имеет возможность включить софитную лампу, не мешая при этом соседям.

Дежурное – осуществляется групповыми переключателями: S17; S18 – для включения освещения в салоне; S26 – для включения освещения в тамбурах.

1. Сигнализация замыкания на корпус вагона – предназначена для выявления нарушения изоляции в проводах минусовых и плюсовых цепей. При выявлении нарушения изоляции в цепи, одна из лампочек будет гореть ярче другой или совсем потухнет.

Схема сигнализации представляет собой специальную электрическую цепь последовательно соединенных ламп, средняя точка которых выведена на корпус вагона, переключателей или кнопок и двух предохранителей.

Принцип работы: при нарушении изоляции в цепи (+ или -) сигнал подается на среднюю точку, поэтому лампочка цепи, где нарушена изоляция будет гореть ярче другой.

Частичное замыкание на корпус вагона – когда имеет место частичное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит ярче другой. При наличии частичного замыкания на корпус вагона аварийную кнопку не нажимаем, вызываем ПЭМ.

Полное замыкание на корпус вагона – когда имеет место полное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит, другая не горит. При наличии полного замыкания в любой из цепей проводник должен нажать на аварийную кнопку и вызвать ПЭМ.

Читайте также:  Что такое led лампа?

2. Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ) – предназначена для быстрого выявления грения букс во время движения поезда.

СКНБ состоит из двух частей:

Командная – 8 датчиков (может быть еще 1 на хвостовике редуктора) последовательно соединенных между собой – вворачиваются в буксы.

Исполнительная – звонок и сигнальная лампа расположенные на распределительном щите вагона.

Принцип работы: при разрыве цепи КНБ подается сигнал на исполнительную часть (загорается лампочка, звенит звонок), проводник должен срывом стоп-крана (в любом месте) остановить поезд. Один проводник осигналивает поезд, другой – проверяет все буксы и редуктор на грение. Вызвать ПЭМ и ЛНП.

3. Сигнализация ограждения поезда – с обеих сторон вагона (с торца) должны быть исправны по три красных сигнала – предназначены для обеспечения безопасности движения поезда, то есть во время движения поезда у последнего вагона должны гореть три красных сигнала – ограждение поезда.

Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность и видимость хвостовых сигналов, даже если вагон в середине состава.

4. Вызывная сигнализация:

а) Наружная – предназначена для вызова проводника в случае, когда перекрыт вагон. Кнопки наружной вызывной сигнализации расположены: в пассажирских вагонах – с торца вагона у переходной площадки на раме суфле; у спецвагонов – на кузове вагона у входной двери с рабочего конца вагона;

б) Внутренняя – предназначена для вызова проводника пассажирами – в каждом купе расположена вызывная кнопка, в рабочем купе проводника установлен блок со светодиодами и сигнализацией (по количеству купе в вагоне).

5. УПС противопожарная сигнализация

предназначена для раннего выявления пожара, состоит из: датчиков установленных во всех помещениях вагона, кроме тамбуров, и реагирующих на ионизацию и горение (70ОС); в рабочем купе проводника установлен блок управления с акустической системой.

Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность УПС, для этого нужно открыть нищу, нажать на кнопку (искусственно создается ситуация пожара) при этом загорятся все светодиоды и сработает акустическая система – выключаем УПС нажатием на кнопку. В пути следования УПС должна быть включена. При срабатывании УПС проводник должен выключить акустическую систему и, согласно светодиоду, проверить помещение, где сработал датчик – установить причину срабатывания.

6. Сигнализация баков заполнения водой – предназначена для предупреждения от перезаправки баков при экипировке вагона водой.

7. Сигнализация занятости туалетов – в основном для пассажиров, при закрывании замка туалета загорается лампа «занято», за 15-20 минут до станции нужно закрыть туалеты – санитарная зона.

VIII. Правила подключения питания от соседнего вагона в аварийном режиме

Нужно знать, что напряжение в обоих вагонах одинаковое.

1. Необходимо убедится в отсутствии замыкания на корпус вагона по сигнализации «+ -» у обоих вагонов;

2. Перед соединением низковольтных пинчей: днем – главный пакетник обоих вагонов ставится на «0»; ночью – включается аварийное освещение;

3. Один проводник ограждает место работ: днем – развернутым красным флагом; ночью – красным огнем ручного фонаря. Второй проводник соединяет низковольтные пинчи;

4. После соединения низковольтных пинчей проводники вагона дающего питание главный пакетник ставят в положение «подача в магистраль» и поднимают автомат магистрали в положение «магистраль» – загорится зеленая лампочка «магистраль»;

5. Проводники вагона берущего питание от магистрали ставят главный пакетник в положение «питание от магистрали» и поднимают автомат магистрали в положение «магистраль» – загорится зеленая лампочка «магистраль»;

6. В обоих вагонах гаснет по одной лампочке сигнализации замыкания на корпус вагона: у дающего питание «+»; у берущего питание «-».

Электроэнергия в обоих вагонах можно расходовать на 50%, то есть нагрузка в каждом вагоне не должна превышать 20А, нельзя включать мощные потребители (тен титана, циркуляционный насос, люминесцентное освещение), вентиляцию можно, но на короткое время и на низкие обороты.

Запрещается отправлять вагоны из пункта формирования в рейс в аварийном режиме.

IX. Экстренное и полное обесточивание вагона

Экстренное обесточивание – нажимается аварийная кнопка (отключается генератор), производится при:

Ø резком колебании стрелок измерительных приборов;

Ø повышенном зарядном токе;

Ø замыкании на корпус вагона.

Полное обесточивание – необходимо удалить предохранители:

1. во время движения поезда, при неработающем генераторе, удаляется предохранитель «+ батарея» на 80А, находящийся в нижней части распредщита: в открытом вагоне – четвертый от окна; в купейном вагоне – третий от входной двери. Категорически запрещается удалять предохранитель «+ батарея» при работающем генераторе;

2. после остановки поезда, удаляется предохранитель «- батарея» на 125А, находящийся в клеммной коробке на торце аккумуляторного ящика.

X. Установка кондиционирования воздуха

Кондиционирование – создание искусственного климата в закрытом помещении.

Установка кондиционирования воздуха (МАБ-II – ГДР) применяется вагонах с электрической системой 47Кк (купейные), напряжением 110В, источником тока для нее является генератор (ДУГ-28В с приводом от средней части оси колесной пары) и аккумуляторная батарея (щелочная) – 86ВНЖ.

13. Система освещения.

Система освещения вагона предназначена для освещения всех внутренних помещений вагона в нормальном и аварийном режимах и световой сигнализации.

Цепи освещения питаются стабилизированным напряжением 50В от подвагонного генератора или от аккумуляторной батареи. На вагоне установлены светильники люминесцентного освещения и светильники с лампами накаливания.

Люминесцентные светильники установлены во всех помещениях вагона за исключением туалетов, тамбуров и котельного отделения. Люминесцентный встраиваемый вагонный светильник (ЛВВ 03-2×20 (1×25)-002) с двумя люминесцентными лампами мощностью 20 Вт каждая и одной лампой накаливания мощностью 15 Вт и встроенным пускорегулирующим аппаратом характеризуется постоянным или пульсирующим напряжением (50±3) В. Внутрь светильника встроен преобразователь, на входе люминесцентной ленты после преобразователя напряжения 220В частотой 20000 Гц. Мощность светильника 60 Вт. Светильники со встроенными преобразователями начали устанавливаться Тверским вагоностроительным заводом с 1996г. До этого в вагоне вагоностроители ТВЗ и Германии устанавливали для питания люминесцентных ламп электромашинные преобразователи:

ТВЗ в чердачном помещении нетормозного конца – преобразователи ППО-2-400У4, преобразующие напряжение 50В в напряжение переменного тока 220В частотой 425 Гц.

Светильники с лампами накаливания мощностью 40 Вт установлены в тамбурах в зоне входных дверей и в туалетах, над рабочим столом проводника в служебном отделении – лампа мощностью 25 Вт.

В котельном отделении над входом установлен светильник взрывоопасного исполнения типа “Луч”.

На торцевых стенах вагона установлены концевые сигнальные фонари в пластмассовом корпусе для пассажирских вагонов с лампами накаливания мощностью 40 Вт.

Над каждым спальным местом установлен светильник местного освещения “Софит” с лампой накаливания мощностью 10 Вт и со встроенным выключателем.

Питание цепей освещения обеспечивается включением автоматических выключателей на пульте управления. Кроме того, светильники купе и купе проводника имеют индивидуальные выключатели.

В аварийном режиме и при питании от соседнего вагона включены только светильники с лампами накаливания и лампы накаливания люминесцентных светильников.

14. Нагревательные приборы.

К нагревательным приборам пассажирского вагона относятся кипятильник (комбинированный и электрический), холодильник, водоохладитель питьевой воды, электрические печки и электрический калорифер на купейных вагонах с кондиционированием воздуха, электрическая плитка и высокочастотная электропечь.

Необходимо отметить, что указанные узлы работают только при подключении подвагонного генератора и не могут питаться от аккумуляторной батареи (кроме холодильника). Включение этих узлов производится с передней панели распределительного шкафа, а отдельные узлы имеют дополнительное включение на самом узле. Их работа контролируется сигнальными лампами или светодиодами также на передней панели распределительного шкафа. В качестве отопительных приборов применяют электрические печи, отдельные элементы, расположенные вдоль боковых стен, и электрокалорифер – в канале нагнетательного воздуховода за водяным калорифером. Мощность систем отопления и параметры отопительных приборов приведены ниже. Перед включением дополнительного отопления необходимо очистить электропечи и электрокалорифер от пыли и грязи. Дополнительное отопление включают, как правило, в переходное время года, т.е. осенью и весной, когда не работает основное отопление. Купейные вагоны оборудуются электрическими плитками закрытого исполнения мощностью 0,8 кВт, работающими на напряжении 50 В постоянного тока. Электроплитка расположена в котельном отделении, включается от розетки и постоянно, во избежании пожара, должна находиться во включенном состоянии под постоянным контролем со стороны проводника. С 1997г. на купейных вагонах постройки ТВЗ вместо электрической устанавливается микроволновая печь “Полет-Экспресс”. Печь может работать при напряжении 50 или 110 В и предназначена для приготовления пищи проводниками.

Читайте также:  Светодиодное освещение магазинов и его особенности

Виды светильников для вагонов

Законодательная база для освещения ж/д объектов

Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта приводятся в разных документах. Первый из них – ГОСТ Р 54984-2012. В документе содержатся нормы и методы контроля наружного освещения для искусственных и инженерных сооружений, объектов и устройств железнодорожного транспорта.

В ГОСТ 54984-2012 описываются классификация и общие требования к разным видам освещения: рабочему, аварийному, охранному и дежурному. В таблицах указанного документа можно найти нормы освещенности открытых территорий разных станций:

  • пассажирских – таблица 2;
  • грузовых – таблица 3;
  • участковых, промежуточных, сортировочных – таблица 4;
  • пунктов коммерческого осмотра поездов – таблица 5;
  • пунктов экипировки электровозов и тепловозов – таблица 6;
  • пунктов подготовки к перевозке вагонов – таблица 7;
  • промывочно-пропарочных станций и пунктов налива нефтепродуктов – таблица 8 и пр.

В Приложении А того же ГОСТа представлены общие требования к световому оборудованию, а в Приложении Б – инструкция по определению уровня ослепленности.

Для обеспечения хорошей освещенности ж/д объектов в процессе организации освещения используют два показателя:

  • Показатель ослепленности P (приводится в п. 5.18 ГОСТ Р 54984-2012, а расчет – в Приложении Б). Он определяет ограничение слепящего действия ослепительных установок. P составляет не более 800 для освещенности 1-2 лк, не более 700 – для 3 лк, не более 500 – для 5 и 10 лк. Соблюдение норм показателя ослепленности необходимо для обеспечения хорошей видимости объектов.
  • Коэффициент пульсации. Он ограничивает неприятное воздействие пульсирующих потоков источников света на зрение человека. В среднем принимается равным не более 20%.

Другие ГОСТы и СП для организации освещения на ж/д объектах

Норму освещения ж/д путей можно найти и в СП 52.13330-2012. В таблице 7.6 указанного документа приведены следующие значения:

  • 10 лк – для стрелочных горловин;
  • 5 лк – для отдельных стрелочных переводов;
  • 5 лк – для железнодорожного полотна.

Нормы освещения объектов железнодорожного транспорта также представлены в ГОСТ Р 56852-2016. Здесь описываются требования, предъявляемые к искусственному свету в производственных помещениях. В таблице 1 документа можно найти нормы освещенности зон движения.

В таблицах 3-19 ГОСТ Р 56852 приведены нормы освещения всех остальных внутренних помещений ж/д объектов:

  • ремонтных вагонных, моторвагонных и локомотивных депо;
  • малярного, литейного, деревообрабатывающего, кузнечного, гальванического цехов;
  • отделения ремонта топливной аппаратуры;
  • отделения подготовки вагонов;
  • вычислительного центра;
  • помещения поездного диспетчера;
  • складов, автобаз, котельных и пр.

Особенности выбора светильников для освещения на ж/д объектах

На открытых территориях переездов, станций, депо, грузовых дворов и прочих объектов ж/д транспорта применяются мощные прожекторы, которые, как правило, могут поворачиваться в вертикальной плоскости на 45° вниз и на 90° вверх, а в горизонтальной – на 30°.

Согласно ГОСТу на освещение объектов железнодорожного транспорта, для обеспечения нужного уровня освещенности в труднодоступных местах в процессе ремонта подвижного состава требуется дополнительно использовать переносные электрические светильники.

Согласно Приложению А ГОСТ Р 54984-2012, к осветительным приборам, применяемым для освещения ж/д объектов, предъявляются следующие требования:

  • Световая отдача – не менее 60 лм/Вт.
  • Источники света для охранного, дежурного и аварийного освещения должны соответствовать п. 7.112 СП 52.13330.
  • Для освещения ж/д платформ, переездов, мостов, парков станций нельзя использовать НЛВД (натриевые лампы высокого давления).
  • Системы управления работой наружных и внутренних светильников должны быть независимы между собой.
  • Источники света нужно располагать так, чтобы не ухудшать видимость сигнальных огней.

Светильники люминесцентные для пассажирских железнодорожных вагонов серии ЛВВ15

Общие сведения

Люминесцентные встраиваемые светильники серии ЛВВ15 с полупроводниковыми пускорегулирующими аппаратами предназначены для общего освещения пассажирских железнодорожных вагонов: ЛВВ15-2×20(1×25)-002/003 применяются для освещения коридора, ЛВВ15-20(1×25)-005 – для коридора, туалета.
Светильники имеют два режима работы: основной (горят две люминесцентные лампы) и аварийный (горит лампа накаливания).
Светильники рассчитаны на работу в сети постоянного тока с номинальным напряжением 110 В.

Структура условного обозначения

ЛВВ15-2×20(1×25)-Х:
Л – прямые трубчатые люминесцентные лампы;
В – встраиваемый;
В – для пассажирских вагонов;
15 – номер серии;
2 – число ламп для основного освещения;
20 – мощность лампы для основного освещения, Вт;
(1×25) – число и мощность, Вт, лампы накаливания для аварийного
освещения;
Х – номер модификации (002; 003; 005).

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение У и категория размещения 3 по ГОСТ 15150-69.
Рабочая температура окружающего воздуха от 1 до 40°С.
Предельное верхнее значение температуры окружающего воздуха до 70°С (в течение не более 2 ч).
Светильники выдерживают воздействие смены температур окружающей среды до 10°С/мин в диапазоне температур от минус 50 до 70°С.
Для эксплуатации в нерабочем состоянии (хранение и транспортирование при перерывах в работе) предельные значения температуры окружающего воздуха от минус 50 до 50°С.
Относительная влажность воздуха 90% при температуре 20°С без конденсации влаги или не более 50% при температуре 40°С.
Светильники влагоустойчивы и выдерживают воздействие повышенной относительной влажности воздуха (95+3)% при температуре 25°С.
Группа условий эксплуатации в части воздействия механических факторов М25 по ГОСТ 17516.1-90.
Степень защиты IР51 по ГОСТ 14254-96.
Светильники сохраняют светотехнические характеристики при колебаниях напряжения сети от 90 до 150 В.
Светильники работоспособны, но их светотехнические параметры не нормируются при отклонениях напряжения сети: кратковременных – от 52 до 165 В, однократных (до 1 с) – до 180 В, однократных (до 2 мс) – до 250 В.
Уровень радиопомех не превышает значений, установленных нормами 7-96.
Уровень звукового давления на расстоянии 1 м от его наружного контура не более 35 дБ.
Светильники могут устанавливаться на опорную поверхность из сгораемого материала.
Требования техники безопасности по ГОСТ 17677-82, ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.13-88.
Класс защиты от поражения электрическим током 0I по ГОСТ 12.2.007.0-75.
Светильники соответствуют требованиям ТУ 3461-001-18357903-2000.

Нормативно-технический документ

Технические характеристики

Номинальное напряжение сети, В – 110 Род тока – Постоянный Номинальная потребляемая мощность, Вт – 42 Источник света: основное освещение: тип по ГОСТ 6825-91 – ЛБ20 номинальная мощность, Вт – 20 число – 2 аварийное освещение: тип – Лампа накаливания номинальная мощность, Вт – 25 число – 1 Тип пускорегулирующего аппарата по АЕЦИ.675.851.018 ТУ – 2К20А-59-110 Срок службы, лет, не менее – 14
Кривые силы света светильника ЛВВ15-2×20(1×25)-005 представлены на рис. 1.

Гарантийный срок – 1,5 года со дня ввода светильника в эксплуатацию при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Внутри светильников установлены электронный пускорегулирующий аппарат, две люминесцентные лампы и лампа накаливания.
Рассеиватели светильников изготовлены из ударопрочного и термостойкого поликарбоната.
Светильник модификации 005 выполнен с экранирующей решеткой.
Установка светильников производится на потолке вагона в специальном гнезде.
Для присоединения светильников к питающей сети применяются клеммные колодки, обеспечивающие зажим проводов сечением не менее 4 мм 2 .
Общий вид, габаритные и установочные размеры светильников показаны на рис. 2, электрическая схема соединений приведена на рис. 3.

Ссылка на основную публикацию