Освещение улиц наружными светильниками

Утилитарное и наружное освещение – в чём разница?

Ещё каких-то сто лет назад темнота была привычным атрибутом ночи. Теперь наша планета на снимках, сделанных из космоса, светится паутиной электрической гирлянды. Пока учёные спорят, кто первым изобрел лампочку, шоссе и автомагистрали «разгораются» всё ярче и ярче, однако лампы накаливания не имеют к этому никакого отношения.

Утилитарное и наружное освещение — в чём разница?

Мы привыкли любое наружное освещение называть уличным, однако это не совсем корректно. Между декоративными фонарями у дома и освещением трассы есть большая разница — в первую очередь функциональная.

Под утилитарным освещением понимается освещение пешеходных улиц, автодорог, мостов, дворов, парков, стадионов, тоннелей и т.д. Его цель — безопасность и комфорт передвижения пешеходов и водителей транспорта.

Освещение проезжей части — в рамках строгого регламента

На проезжей части важна не столько цветопередача, сколько яркость, обеспечивающая видимость дорожного покрытия, и адекватный контраст, который позволяет вовремя заметить препятствие.

На трассах используются светильники с направленным потоком света, за счет чего достигается горизонтальное освещение дорожного покрытия. Рассеянный свет здесь недопустим, поскольку задача водителя — следить за дорогой.

Правила освещения дорог регламентируются государством. При проектировании и монтаже осветительных систем учитываются требования СНиП к уровню освещенности и нормы госстандарта по осветительным приборам.

Осветительные приборы характеризуются мощностью и световым потоком. Мощность измеряется в Ваттах (Вт), а световой поток — в Люменах (Лм). Эффективность или световая отдача измеряется соотношением Лм к Вт.

По мнению экспертов, в уличном освещении наиболее важными показателями являются:

количество световых точек или Вт на 1 км дороги;

эффективность или световая отдача (Лм/Вт);

ослеплённость (пороговое значение яркости).

Проезжая часть должна освещаться равномерно и с учетом допустимого коэффициента ослепления.

В пешеходных зонах, на сложных или опасных участках показано увеличение яркости и/или изменение цветности. Для этого используют прожекторы и маркерные светильники.

Нельзя допускать чередование освещённых и неосвещённых зон; на выезде на участок с низкой освещённостью яркость должна плавно уменьшаться.

Самый длинный тоннель в Норвегии имеет три «антидепрессивные» зоны, где можно припарковаться, чтобы восстановить силы. Синяя подсветка этих зон расслабляет и улучшает настроение.

Освещение парков и микрорайонов — уют и личная безопасность

В местах общественного отдыха сочетается три вида освещения с разным функционалом.

Утилитарное — приборы для освещения аллей, игровых, спортивных и развлекательных площадок, обеспечивающие хорошую видимость.

Декоративное — световые композиции, прожекторы и фонари, подчеркивающие красоту ландшафта и дополняющие архитектурный ансамбль.

Контурное — декоративная или сигнальная подсветка ступеней, лестниц, сооружений, фонтанов, клумб с помощью встроенных ламп.

Комбинируются они с учетом санитарных норм, климатических условий и концепции оформления. Свет должен быть комфортным и достаточно ярким для безопасных прогулок и хорошего обзора, но не ослепляющим.

Спальные районы — особая категория. Здесь важна личная безопасность. С одной стороны, надо обеспечить достаточную яркость проезжей части, с другой — снизить криминогенный риск, который в условиях плохой видимости увеличивается в разы.

Пешеход должен увидеть потенциального злоумышленника и своевременно распознать его намерения, что возможно только в условиях цилиндрической освещенности. Поэтому на территории микрорайонов, помимо горизонтальной, нормируется вертикальная, цилиндрическая, полуцилиндрическая или полусферическая освещенность на уровне человеческого лица.

Эпоха электричества — как менялись источники освещения улиц

В первой половине ХХ века улицы освещались с помощью ламп накаливания (ЛН) — малая эффективность и короткий срок службы делали их непригодными для наружного освещения, но других альтернатив не было.

Появление кварцевых галогеновых ламп проблему не решило — хотя они до сих пор используются для освещения офисов, производств и в автомобильных фарах. Примерно так же обстояло дело и с люминесцентными лампами, которым нашлось применение внутри помещений и в декоративной подсветке, но в уличной эксплуатации уступили дорогу конкурентам.

Переход на новый источник света состоялся в 60-е гг., когда было запущено производство дуговых ртутных ламп (ДРЛ), эффективность и срок службы которых оказались в 4-5 раз выше, чем у ЛН. На максимальный режим выходит через 7 минут после подачи напряжения, но повторное включение возможно только после полного остывания. Эксплуатируются до сих пор — в скверах, во дворах многоэтажек и на дорогах с низкой интенсивностью движения.

В 1980-е гг. появились дуговые натриевые лампы (ДНаТ), которые оказались вдвое эффективнее ДРЛ. Этот тип считается самым экономичным источником света и применяются везде, где нужно обеспечить контрастную видимость в любую погоду, в том числе на трассах и автомагистралях. Недостаток — жёлто-белый оттенок излучения и несовершенная цветопередача.

Вслед за ДНаТ были разработаны дуговые металлогалогенные лампы (ДРИ) с улучшенным индексом цветопередачи и более высокой световой отдачей. Они используются в освещении центральных районов, стадионов, парковых зон.

С 2011 года активно внедряются светодиодные лампы (LED), в связи с чем был утвержден новый стандарт ГОСТ Р 54350-2011, в который включен этот тип источника света. Такие лампы долговечны, мгновенно входят в рабочий режим, светят без пульсаций и вибраций, их белый спектр позволяет прекрасно различать цвета. Устойчивы к перепадам температур и напряжения, безопасны и экологичны. Единственный недостаток — высокая цена.

Для наружного освещения применяются светильники мощностью от 150 до 250 Вт. Эволюцию источников света за последние 50 лет иллюстрирует таблица с характеристиками приборов разного типа мощностью 250 Вт.

Статья 21. Содержание объектов (средств) наружного освещения

Статья 21 . Содержание объектов (средств) наружного освещения

21.1. Наружное освещение подразделяется на уличное и придомовое.

К элементам наружного освещения относятся: светильники, кронштейны, опоры, провода, кабель, источники питания (в том числе сборки, питательные пункты, ящики управления).

21.2. Размещение уличных фонарей, торшеров, других источников наружного освещения в сочетании с застройкой и озеленением городского округа должно способствовать созданию безопасной среды, не создавать помех участникам дорожного движения.

21.3. Организация уличного освещения осуществляется в соответствии с ГОСТ Р50507-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”, ГОСТ 24940-96 “Здания и сооружения. Методы измерения освещенности”, СП 52.13330.2011 “Естественное и искусственное освещение”, а также “Указаниями по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов”, утвержденными Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 мая 1988 года N 120.

21.4. Все устройства уличного, придомового и другого наружного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Содержание и ремонт уличного и придомового освещения, подключенного к единой системе уличного освещения, осуществляет эксплуатирующая организация.

Содержание придомового освещения, подключенного к вводным распределительным устройствам жилых домов, осуществляют организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома или управляющие организации.

21.5. Запрещается самовольное подсоединение и подключение проводов и кабелей к сетям и устройствам наружного освещения.

21.6. Опоры электрического освещения, опоры контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, защитные, разделительные ограждения, дорожные сооружения и элементы оборудования дорог должны быть покрашены, содержаться в исправном состоянии и чистоте.

При замене опор электроснабжения указанные конструкции должны быть демонтированы и вывезены владельцами сетей в течение 3-х суток.

За исправное состояние, безопасное состояние и удовлетворительный внешний вид всех элементов и объектов, размещенных на опорах освещения и опорах контактной сети общественного и железнодорожного транспорта, несет ответственность собственник данных опор.

21.7. Инженерные сети должны быть покрашены и изолированы, иметь удовлетворительный внешний вид, очищены от надписей, рисунков и посторонних предметов.

21.8. Не допускается эксплуатация сетей и устройств наружного освещения при наличии обрывов проводов, повреждений опор, изоляторов.

21.9. Металлические опоры, кронштейны и другие элементы устройств наружного освещения должны содержаться в чистоте, окрашиваться собственниками и не иметь очагов коррозии.

21.10. Организации, в ведении которых находятся устройства наружного освещения, обеспечивают их технически исправное состояние, при котором количественные и качественные показатели соответствуют заданным параметрам, своевременное включение и отключение и бесперебойную работу устройств наружного освещения в ночное время.

21.11. Включение и отключение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и других освещаемых объектов производится по графику, утвержденному органами местного самоуправления.

21.12. Собственники (владельцы, пользователи) объектов наружного освещения или объектов, оборудованных средствами наружного освещения, а также организации, обслуживающие объекты (средства) наружного освещения, обязаны:

21.12.1. следить за надлежащим освещением улиц, дорог, качеством опор и светильников, осветительных установок; при нарушении или повреждении производить своевременный ремонт;

21.12.2. следить за включением и отключением освещения в соответствии с установленным порядком;

21.12.3. соблюдать правила установки, содержания, размещения и эксплуатации наружного освещения и оформления;

21.12.4. своевременно производить замену фонарей наружного освещения.

21.13. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95% от их общего количества, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, одного за другим.

21.14. Включение наружного освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов производится при снижении уровня естественной освещенности в вечерние сумерки до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при ее повышении до 10 лк.

21.15. Включение и отключение устройств наружного освещения подъездов жилых домов, систем архитектурно-художественной подсветки, рекламы производится в режиме работы наружного освещения улиц.

21.16. Нарушения в работе устройств наружного освещения, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Вывоз поврежденных (сбитых) опор уличного освещения и контактной сети электрифицированного транспорта осуществляется собственниками либо эксплуатирующими опоры организациями:

– на основных улицах – незамедлительно;

– на остальных территориях, а также демонтируемые опоры – в течение суток с момента обнаружения (демонтажа).

Срок восстановления свечения отдельных светильников не должен превышать 5 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения.

21.17. В охранной зоне инженерных сетей производится скашивание травы и уборка дикорастущей поросли собственниками (пользователями) инженерных сетей.

21.18. Эксплуатацию дворового освещения, козырькового освещения и освещения адресных таблиц (указатели наименования улиц, номера домов) домов обеспечивают собственники либо лица, осуществляющие по договору управление/эксплуатацию многоквартирными домами.

21.19. Осветительное оборудование должно соответствовать требованиям пожарной безопасности и не представлять опасности для жизни и здоровья населения.

21.20. Не допускается самовольный снос или перенос элементов наружного освещения.

21.21. С целью художественно-светового оформления территории городского округа устанавливаются следующие виды наружного освещения:

21.21.1. уличное (утилитарное) освещение – освещение проезжей части магистралей, тоннелей, эстакад, мостов, улиц, площадей, автостоянок, функциональных зон аэропортов и территорий спортивных сооружений, а также пешеходных путей территории городского округа с целью обеспечения безопасного движения автотранспорта и пешеходов и для общей ориентации в пространстве;

21.21.2. архитектурно-художественное освещение – освещение фасадов зданий, сооружений, произведений монументального искусства для выявления их архитектурно-художественных особенностей и эстетической выразительности;

21.21.3. ландшафтное освещение – декоративное освещение зеленых насаждений, других элементов ландшафта и благоустройства в парках, скверах, пешеходных зонах с целью проявления их декоративно-художественных качеств;

21.21.4. рекламное и информационное освещение – конструкции с внутренним или внешним освещением: щитовые и объемно-пространственные конструкции, стенды, тумбы, панели-кронштейны, настенные панно, перетяжки, электронные табло, проекционные, лазерные средства, арки, порталы, рамы и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений или вне их, а также витражи (витрины) в оконных, дверных проемах и арках зданий, функционально предназначенные для распространения рекламы или социальной рекламы, конструкции с элементами ориентирующей информации (информирующие о маршрутах движения и находящихся на них объектах), места остановок, стоянок, переходов и т.д., световые сигналы, указывающие транспорту и пешеходам направления движения.

21.22. Освещение главных улиц и площадей городского округа, а также расположенных на них отдельных зданий, сооружений и монументов выполняется в соответствии с основными направлениями архитектурного, дизайнерского и цветового оформления городского округа.

Установки архитектурно-художественного освещения должны иметь два режима работы: повседневный и праздничный.

21.23. Проект наружного освещения разрабатывается с учетом места размещения объекта, а также количества и дислокации собственников (арендаторов) отдельных встроенных или встроенно-пристроенных помещений. В проекте закладываются общие принципы и способы архитектурно-художественного освещения, праздничной подсветки, размещения элементов рекламы и декоративно-художественного оформления с учетом членений фасадов, пропорций отдельных элементов, а также вида, цвета и рисунка материалов отделки.

Читайте также:  Как подключить люстру к двойному выключателю?

21.24. Отдельные элементы рекламы и дизайн-оформления (как световые, так и не световые), размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются в соответствии с общими принципиальными решениями, заложенными в проекте. В случае желаемого или вынужденного отклонения отдельных элементов от общих решений проект подлежит корректировке.

21.25. Монтаж и эксплуатация линий уличного освещения и элементов праздничной подсветки (иллюминации) улиц и площадей городского округа, осуществляется специализированной энергетической организацией в соответствии с требованиями законодательства.

Монтаж и эксплуатация установок архитектурно-художественного освещения и праздничной подсветки отдельных зданий и сооружений осуществляется собственником (арендатором) здания либо специализированной организацией, привлекаемой собственником (арендатором) по договору.

Эксплуатация наружного освещения осуществляется в соответствии с техническими требованиями, установленными законодательством.

21.26. Каждый объект наружного освещения должен иметь рабочий проект и исполнительную документацию. Проектирование объектов наружного освещения, а также контроль за их состоянием в процессе эксплуатации, осуществляется в соответствии с требованиями Свода правил СП 52.13330.2011 “СНиП 23-05-95*. Естественное и искусственное освещение” и с учетом обеспечения:

21.26.1. экономичности и энергоэффективности применяемых установок, рационального распределения и использования электроэнергии;

21.26.2. эстетики элементов осветительных установок, их дизайна, качества материалов и изделий при их восприятии в дневное и ночное время.

21.27. Обслуживание элементов наружного освещения на территориях ограниченного пользования обеспечивается собственниками таких территорий. Обслуживание элементов наружного освещения на землях общего пользования, за исключением установки объектов наружного освещения при строительстве, реконструкции, ремонте зданий, строений физическими, юридическими лицами для освещения прилегающей к этим объектам территории, осуществляют лица, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

21.28. Содержание опор наружного освещения, используемых для крепления контактной сети электрического транспорта, обеспечивается собственниками указанных объектов и (или) лицами, на обслуживании и (или) содержании которых находятся данные объекты.

>
Зеленые насаждения
Содержание
Решение Борисоглебской городской Думы Воронежской области от 30 ноября 2017 г. N 127 “Об утверждении Правил благоустройства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Освещение улиц наружными светильниками

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

* В ИУС 10-2014 ГОСТ Р 55706-2013
приводится с ОКС 91.040.
– Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова” (ООО “ВНИСИ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 “Светотехнические изделия”

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.

Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.

Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.

Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров – по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров

ГОСТ Р 55707-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения – водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения.

Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.

Примечание – Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее – ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание – Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.

Примечание – Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в [1].

Таблица 1

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Расчетная скорость движения, км/ч

Число полос движения

Пропу-
скная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

Жилая застройка в центре города

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

* Центр города – территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.

Таблица 2

Класс объекта по освещению

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .

Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:

– на участках с нестандартной геометрией;

– с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);

– в поселениях, расположенных в северной климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты европейской части России.

Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3.

Читайте также:  Как сделать фиолетовую светодиодную гирлянду

Таблица 3

Наружное уличное освещение

Если необходимо передовое уличное освещение, компания «АтомСвет Энергосервис» поможет внедрить новую или модернизировать устаревшую осветительную систему.

Предлагаем светодиодные светильники наружного освещения — уличные приборы ТМ «АТОМСВЕТ» с полной защитой от пыли и влаги, прочным корпусом, большим диапазоном рабочих температур. Помимо поставки светотехники, мы реализуем комплексные проекты от подготовки технической документации до профессиональных монтажных работ.

Наружное освещение улиц решает функциональные и эстетические задачи. Когда на улицах темно, без искусственного света не обойтись — он существенно повышает безопасность на магистралях, дорогах, тротуарах. Архитектурная подсветка фасадов зданий, ландшафтная подсветка парков играют важную роль в благоустройстве городов и поселков.

Специфика наружного освещения дорог и улиц

Для уличного освещения нужна мощная и особо надежная светотехника, разработанная специально для работы в сложных условиях — на открытом воздухе, в запыленной среде. Важны характеристики приборов — оптимально, когда они светят без мерцания, имеют высокий индекс цветопередачи от 80 Ra и цветовую температуру в районе 5000 К. При таких параметрах получается наружное уличное освещение высокого качества.

Подбирать приборы, рассчитывать места и высоту установки должны профессионалы. Только так удается выполнить нормы, закрепленные в СНиП 23-05-95 и прочих регламентах — соблюсти требуемый уровень освещенности, исключить слепящий эффект. Компания «АтомСвет Энергосервис» внедряет нормативное наружное освещение — уличные светильники будут подобраны для решения задач конкретного объекта.

Светотехника ТМ «АТОМСВЕТ» энергоэффективная, что особенно важно для энергоемких систем. Светодиодные наружные светильники для улицы имеют малую потребляемую мощность — до 80% ниже в сравнении с классическими ламповыми аналогами. К тому же LED-приборы бесперебойно работают минимум 100 тыс. часов (12 лет) — в этот период сервисные затраты минимальны, потому что менять компоненты не нужно.

Уличные светодиодные светильники наружного освещения

ПроблемаРешение ТМ «АТОМСВЕТ»
Большие энергозатраты — большие расходыУ светильников с диодами высокий КПД — 98%, то есть практически вся энергия преобразуется в свет. Результат: низкое потребление электричества, в 2-3 раза меньше, чем у лампового светильника с идентичным световым потоком.
Пыль и осадки приводят к порче светотехники: загрязняют плафон, снижают уровень освещенностиНаружные светильники уличные герметичны — класс IP67 (полностью защищены от негативного воздействия пыли и влаги). Конструктивные элементы корпуса плотно прилегают друг к другу. Для дополнительной защиты электроники применяется заливка компаундом. Материал рассеивателя — прочное поликарбонатное стекло Makrolon от немецкого концерна Bayer. Коэффициент пропускания света — не меньше 87% обеспечивает яркое свечение даже без регулярной очистки плафона.
Светильники выходят из строя в суровых климатических условияхСветотехника бесперебойно работает в жаркую погоду и сильные морозы — диапазон эксплуатационных температур +/–60 °C. Корпус радиаторной формы эффективно отводит тепло, в драйвере имеется функция термостатирования.
Ветер и вибрации негативно влияют на работу светильниковВиброустойчивая светотехника — группа М2 по ГОСТ 17516.1-90 — выдерживает ураганный ветер, без проблем работает в непосредственной близости от железнодорожных путей.
В нестабильных российских электросетях часты перепады напряженияВходные напряжения драйвера — от 150 до 265 В. Есть встроенные предохранители, поэтому источник питания спокойно переносит КЗ и мгновенные импульсы до 1000 B (опционально до 4000 B).
Трудности в обслуживании светильников на большой высотеНадежный драйвер, долговечные диоды Seoul Semiconductor и Nichia (Корея и Япония) рассчитаны, как минимум, на 100 тыс. часов работы. В течение этого срока компоненты точно не придется менять. Имеется система шунтирования — когда перегорает отдельный диод, остальные продолжают работать.

Линейка LED-светильников AtomSvet® Plant имеет все перечисленные преимущества. Широкий угол падения света (КСС 110/140°), формирует большое пятно света. Опоры можно ставить далеко друг от друга, что позволяет уменьшить число светоточек.

В серию входят 1-, 2- и 4-модульные приборы с разной мощностью. Одномодульный светильник дает световой поток в 4 500 лм, а четырехмодульный — в 15 900 лм. Можно подобрать оптимальные модели для любого объекта, от улицы до магистрали.

Услуги «АтомСвет Энергосервис»

По заказу мы реализуем проекты под ключ — от подбора и поставки светотехники до профессиональной установки и последующего сервиса. Часть услуг выполняем бесплатно — световой расчет и расчет окупаемости, подбор осветительной системы, тестирование приборов.

Мы работаем с 2009 года и обладаем значительным опытом. В портфолио много успешных проектов по наружному освещению. Например, мы модернизировали осветительные системы на улицах г. Никель в Мурманской области, организовали передовое LED-освещение Олимпийского парка в Сочи.

Чтобы заказать светильники или комплексный проект, позвоните нам или оставьте заявку на сайте.

Системы освещения в городах и сельской местности — как проектировать свет на улицах

Наружное освещение улиц в городе или в сельской местности — важнейший пункт в обеспечении комфортных условий для проживания граждан и передвижения водителей. Цели современного уличного освещения дорог и иных зон состоят и в безопасности жизни, и в повышении эстетических качеств населенного пункта.

Существует ряд государственных норм и правил, которым подчиняется система освещения города и деревни.

Нормы для уличного освещения

Освещение в городе подразделяется на две важнейшие составляющие — свет в области автомобильных дорог и освещение зон для пешеходов. Согласно закону, нормативы для них разные, собраны в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система подсветки автодорог наиболее важна, ведь без ее организации соблюдение безопасности дорожного движения невозможно. Факторы, которые влияют на освещенность:

  1. Интенсивность пользования дорогой. В течение часа по разным дорогам проезжает неодинаковое количество машин, в зависимости от чего пути передвижения транспорта поделены на четыре категории: трассы (автомагистрали) с движением от 3000 автомобилей/час, магистрали (1000 – 3000 машин), дороги (500 – 1000 машин), дороги с малым движением (меньше 500 машин).
  2. Разрешенная скорость пользования. Так, по поселку, иному населенному пункту разрешено двигаться медленнее, чем по магистрали. Для соблюдения дистанции между машинами скоростные трассы нужно освещать более интенсивно.
  3. Значимость улицы. Главные улицы в городах, центральные улицы в селе либо исторические площади всегда освещаются мощнее.

Исходя из ГОСТ и СНиПов, существуют строго установленные нормы освещенности, которые варьируют в пределах 4 – 20 Лк и более. Для улиц и дорог местного значения достаточно средней горизонтальной освещенности в 4 – 6 Лк, для магистральных улиц районного значения — 10 – 15 Лк, для улиц общего пользования общегородского значения — 15 – 20 Лк. При пересечении магистрали и небольшой дороги в зоне перекрестка свет должен быть таким же ярким, как на основной улице.

Стандартом устанавливается средняя яркость покрытия: интервал 0,2 – 1,6 Кд/кв. м. В черте города этот показатель не может быть меньше 1,6 Кд/кв. м, только на подъездах к аэропорту, иным портам — 0,8 Кд/кв. м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние отвечают за своевременное переключение положения фар (с ближнего света на дальний и наоборот). В ряде автомобилей даже применяется AFS — система адаптивного освещения, где компьютер сам несет ответственность за переключение света.

Нормы освещения пешеходных зон

Обустройство мест для передвижения пешеходов организуется по иному принципу. Обычно требования по подсветке территории взаимосвязаны с типом, размером населенного пункта, значением самой улицы.

Там, где переходные зоны соседствуют с центральными улицами и автодорогами, освещение монтируют на уровне 10 Лк. Для улиц, расположенных вдали от магистралей, допускается освещение 4 Лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 Лк.

Интенсивно должны освещаться посадочные площадки, где люди входят в общественный транспорт (10 Лк). Аналогичный уровень освещенности выполняется на детских площадках с оборудованием для подвижных игр. Самый яркий свет монтируют в пешеходных тоннелях (50 – 100 Лк).

Нормы освещения по прочим функциональным территориям и зонам отдыха:

  • стадионы — 6 – 10 Лк;
  • центральные входы общегородских парков — 6 Лк;
  • центральные аллеи парков — 4 Лк;
  • боковые аллеи парков — 2 Лк;
  • площадки на входе в кинотеатры, эстрадные зоны — 10 Лк;
  • выставки — 20 Лк.

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревне, поселке или ином типе сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть особый раздел, рассматривающий этот вопрос. Обязанность следить за правильностью выполнения освещения лежит на органах местной власти, которые обеспечивают своевременность подачи электроэнергии в темный период суток.

По социальным нормам улицы на селе должны быть освещены на 80 %, то есть допустимо отсутствие освещения на ряде улиц, на которых проживает мало населения либо пользование ими неинтенсивное.

Относительно конкретных цифр, они касаются средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (Лк):

  • основная улица, площадки торговых центров — 4 Лк;
  • второстепенные улицы, переулки, поселковые дороги — 2 Лк.

В пределах 2 Лк должен быть уровень подсветки на главных улицах дачных товариществ и кооперативов.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

При наличии разделительной полосы на дороге между отдельными полосами движения машин применяется двухрядная схема. Светильники стоят на столбиках, каждый ряд освещает свою полосу. Приборы освещения на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, размещая их с одной стороны.

Для освещения пешеходных переходов монтируют один прибор с каждой стороны. Зоны отдыха, парки рекомендуется освещать с учетом общего архитектурного облика города. Обязательно учитывается положение проводов для общественного транспорта, наличие иных контактных соединений.

Виды освещения на улицах

Свет должен гореть практически во всех общественно значимых зонах населенного пункта. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам осветительных приборов, видам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжей части, зонах для пешеходов. Подсветка бывает декоративной, применяющейся для украшения населенного пункта.

Улицы

Определение уровня освещенности обусловлено величиной минимальной средней яркости покрытия проезжей зоны в направлении наблюдателя, который расположен на оси движения транспорта. Показатель измеряют в канделах/квадратный метр.

Для уточнения количества и мощности светильников рассматривают категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, оценивают значимость части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • А — магистрали, скоростные дороги, основные вокзальные и общегородские площади;
  • Б — магистрали районного значения, различные площади в жилых кварталах, сооружения типа театров, стадионов, крупных торгово-развлекательных центров;
  • В — улицы «спальных» районов, застройки типа бизнес-центров, промзоны;
  • Г — улицы местного движения, небольшие проезды;
  • Д — пешеходные дорожки, проулки в микрорайонах.

Чем дальше от начала классификации располагается категория, тем меньшим будет требующийся уровень освещенности.

Проезжая часть

При монтаже системы освещения обязательно учитывают интенсивность движения транспорта. На проезжей части, где движение высокоинтенсивное, важно обеспечить полную безопасность для водителей и иных участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от числа машин, которые проезжают по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Подобные объекты относятся к категории Д, поэтому уровень освещенности на них, согласно закону, может быть минимальным — 2 – 4 Лк. Освещение территорий мест отдыха, зеленых насаждений преследует функциональную и декоративную цель и составляет от 4 Лк (для аллей на улицах) до 10 Лк (для детских зон).

Декоративное освещение

В городе обязательно применяются разные виды и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Их устанавливают с определенным интервалом, в особом направлении, применяя техники заливающего света, подсветки отдельных фрагментов или фона, освещения объекта изнутри.

Важно, чтобы декоративный свет не мешал проезжающим машинам, не слепил водителей, что всегда учитывается при проектировании.

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп применяются разные материалы — металл, стекло, пластик. Стилистика осветительной системы тоже может быть неодинаковой, в зависимости от основного проекта. Есть подразделение видов уличного освещения и по источникам света.

Читайте также:  Какие гигиенические требования предъявляются к освещению спортзала

Лампы накаливания

Всем привычные лампочки имеют неплохую мощность, но отличаются низкой теплоотдачей, поэтому слишком затратны. Нить накаливания нагревается в инертном газе, поэтому виден свет. Для уличного освещения такие лампы используют редко.

Газоразрядные лампы

Работают при сжигании газообразного топлива, что вызывает появление электроразряда. В качестве топлива применяются этилен, метан или иные газы. Светоотдача ламп очень высока, поэтому их часто используют для освещения улиц. Качество подсветки высокое, и лампы пригодны даже для декоративных целей. Шум от их работы вряд ли имеет значение для освещения улиц, как и вредное наполнение: корпуса устройств прочные, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Ртутные. Включают пары ртути, поэтому после окончания срока службы их утилизируют особым образом. Ртутные лампы подразумевают использование термостойких проводов, так как сильно накаляются.
  2. Натриевые. Газовый разряд появляется в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет, они используются только для наружного освещения.
  3. Металлогалогенные. Имеют добавки из галогенидов металлов в парах ртути, которые позволяют скорректировать спектр освещения прибора. Мощность ламп высокая. Применяются для подсветки больших площадей, для декоративного освещения крупных объектов.

Ксеноновые лампы

Имеют встроенные дуги, горящие между двумя электродами. Последние делают из вольфрама. Внутри присутствует инертный газ, пары ртути или натрия. Газ во время работы обогащается ионами, переходит в состояние плазмы, обладающей высокой электропроводностью.

Люминесцентные лампы

Служат дольше ламп накаливания, имеют большую светоотдачу. Обычно люминесцентные лампы применяются для внутреннего освещения домов и квартир, но их можно использовать и для уличной подсветки. Современные лампы имеют электронные регулирующие механизмы, которые позволяют им трудиться без мерцания, шума.

Индукционные лампы

Источник света в индукционных лампах — плазма, появляющаяся при ионизации газа магнитными полями высокой частоты. Для формирования магнитного поля газовый баллон размещают рядом с индукционной катушкой. Время работы индукционных ламп довольно большое, считаются экономичными и подходящими для улицы.

Освещение на солнечных батареях

Наименьшее количество затрат приходится на использование освещения, работающего от энергии солнца. Это эффективный способ сэкономить и получить красивое освещение стен, ландшафтов, разных архитектурных композиций.

Подключения к сети лампам не требуется, их можно легко перемещать с места на место. Могут работать без управления человеком — яркость возрастает в темноте, а днем сходит на нет. Сейчас на солнечных батареях делают фонари, подвесные светильники, разные световые декорации.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются некоторыми показателями. Основные — мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Эффективность работы устройства измеряется при соотношении люменов к ваттам: чем больше цифра, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличных ламп должна составлять 40 – 125 Вт в зависимости от типа объекта и расстояния между лампами.

Кроме мощности, самые важные параметры для уличных ламп — светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Учитывают второстепенные данные:

  • особенности монтажа;
  • возможность повреждения;
  • негативное влияние климата и окружающей среды на изделия.

Важна и степень защиты лампы — оболочка не должна допускать внутрь влагу и твердые частицы.

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь разную форму и способ использования.

Фонари

Монтируют на опорные столбы, стены, металлические струны разной толщины.

Прожекторы

Бывают одноплоскостными и двухплоскостными, различаются по силе света, типу ламп, углу светового потока.

Светильники

Сферические светильники круглые, свет распределяется равномерно в разные стороны. Плафоны бывают матовыми, прозрачными, глянцевыми. Используются полусферические светильники, верх которых представляет собой отражатель, применяются для горизонтальных пространств.

Прочие виды светильников:

  • классические (парковые);
  • энергосберегающие;
  • болларды;
  • индиректы (светильники отраженного света);
  • встраиваемые.

к содержанию ↑

По способу управления источниками питания

Кабель для системы освещения может быть воздушным или подземным. По типу регулирования осветительные приборы способны работать автономно или управляться человеком. В целях экономии поздней ночью автоматика делает свет приглушенным, а в заданное время и вовсе выключает.

Автоматические системы считаются более выгодными и удобными, поэтому в современных городских районах применяются весьма часто. В ряде населенных пунктов все дорожное и городское освещение включено в единую централизованную систему, но в крупных городах всегда подразделяется на районные системы для удобства пользования.

Изучаем виды освещения на улице

В ночное время суток большое значение имеет качественное освещение. В городах установка уличных фонарей является обязательной, для того чтобы в темноте обеспечивалась достаточная видимость. Сегодня освещение улиц выходит на новый уровень благодаря использованию современного осветительного оборудования.

Каким бывает уличное освещение?

При изготовлении осветительных приборов, предназначенных для эксплуатации на улице, используют различные материалы:

В зависимости от территориальной расположенности, световые устройства могут быть выполнены в различных стилях. Когда имеет место быть специально разработанный дизайн-проект, то освещение улиц может быть выполнено в стиле барокко, либо хай-тек и проч.

Стоит понимать, что внешнее освещение подразделяется на основные типы:

  • освещение улиц,
  • освещение проезжих частей,
  • наружное, в том числе и декоративное,
  • пешеходных дорожек и тротуаров.

Также существует различие в самих источниках света. Они бывают:

  1. Люминесцентные лампы. Они характеризуются длительным сроком службы и высокой светоотдачей. Кроме этого, они довольно экономичны, работают бесшумно и имеют незначительные габариты.
  2. Индукционные лампы. Это безэлектродные светильники, которые работают благодаря газовому баллону, расположенному вместе с катушкой индуктивности. Свет же образуется благодаря плазме.
  3. Лампы ксеноновые. Свет здесь исходит от электродуги, расположенной между двумя электродами. Благодаря внутреннему содержанию таких ламп, световое излучение здесь может быть разного спектра.
  4. Лампы накаливания. Имеют высокую мощность и хорошую теплоотдачу, но в то же время довольно затратные. Отдельный вид таких ламп, это галогенные, которые имеют более длительный срок службы. Обусловлено это специальной добавкой в виде буферного газа.
  5. Лампы ртутные. Основой работы является образование в ртутных парах газового разряда. Когда необходимо освещение улиц и дорог, используют лампы общего назначения. Они являются экономичными, поэтому, когда есть необходимость в освещении значительных площадей, их использование будет целесообразным.
  6. Освещение на солнечных батареях. Это отдельный вид устройств для освещения улиц, который является наиболее экономичным. Главной особенностью является отсутствие необходимости участия человека в работе таких приборов, поскольку отсутствует подключение к электрической сети. Использовать их можно как для освещения частных дворов, так и для освещения улиц в городе. Когда на улице светло, такие фонари выключаются автоматически. И в течение всего дня они накапливают энергию, которую в ночное время отдают. Их используют не только как фонари, а также как декоративное освещение улиц.

Основные требования к уличному освещению

Любые световые приборы характеризуются такими показателями, как мощность (Вт) и световой поток (Лм). И насколько эффективной является работа светового прибора, показывает соотношение Ватт к Люменам. И чем этот показатель выше, тем больше мощность фонаря. Когда речь идет о светодиодном освещении улицы, то это значение равно 100Лм/1Вт.

Существуют специальные правила и нормы для освещения на улице, которые регулируются нормативными актами.

Тип объекта

КлассСредняя яркость дорожного покрытияОбщая равномерность распределения яркости

Продольная равномерность распределения яркостиСредняя освещенность дорожного покрытияРавномерность распределения освещенности дорожного покрытияА — магистрали и городские улицыА120,40,7300,35А21,620А31,420А41,220Б – магистрали и районные улицыБ11,20,40,6200,35Б2115В – улицы и дороги местного назначения

В10,80,40,5150,25В20,60,40,510В30,40,350,46

Что нужно знать о городском освещении?

  1. Когда речь идет об освещении дорожек для пешеходов и парковых зон, применяют рассеянный свет. Достигается такой эффект благодаря специфической конструкции плафонов. Мощность их может колебаться от 40 до 120 Вт.
  2. Подсветка зданий и сооружений (например, номера домов). Здесь используют специальные лампы и прожекторы.
  3. Декоративное освещение. Используются разноплановые осветительные приборы в зависимости от предназначения объекта.

Поскольку на уличное освещение влияет ряд климатических факторов, то и требования к ним предъявляются специфические. Для уличных световых приборов важными показателями являются:

  • мощность ламп,
  • срок эксплуатации,
  • светоотдача,
  • обслуживание устройства,
  • климатические условия на определенной территории,
  • интенсивность движения,
  • специфика установки и монтажа.

Каждый осветительный уличный прибор имеет свой паспорт, в котором указаны его параметры. Главным показателем является степень защищенности устройства. Это, прежде всего уровень защиты прибора от проникновения в него влаги (показатель от 1 до 6) и уровень защиты от попадания в светильник пыли и твердых частиц (от 1 до 8).

Стоит понимать, что яркости фонаря должна максимально освещать территории, но при этом не ослеплять глаза участникам дорожного движения. Когда движение на дороге непостоянное, целесообразно использовать рефлекторное освещение. То есть, фонари имеют специальные датчики, которые срабатывают на движение. Часто их используют для освещения тротуаров.

Какие бывают уличные световые приборы и методы их установки?

Существует широкий ассортимент наружных светильников для городского освещения. Разрабатываются специальные проекты по обустройству улиц осветительными приборами. На улицах устанавливают:

  • фонари (разноплановые),
  • прожекторы,
  • светильники.

Фонари. Что касаемо их обустройства, то они монтируются на опорные столбы, либо на стены зданий.

Прожекторы. Подразделяются они, в основном, по типу ламп и по принципу распределения света. Для каждой конкретной местности составляются свои проекты с последующим планом работ, и выбираются необходимой мощности лампы.

Светильники. Эти приборы также имеют свою классификацию:

  • используют в парках и зонах отдыха,
  • энергосберегающие приборы для освещения улиц,
  • сферические устройства шарообразной формы. Главной чертой их является равное распределение света во все стороны,
  • светильники отраженного света. Широко применяются для освещения парков и спортивных площадок, благодаря особому перераспределению света,
  • встраиваемые приборы, которые используют в ландшафтном дизайне.

Выбор одного из представленных приборов освещения зависит от конкретно поставленных целей специальной службы, которая будет заниматься обустройством и декорированием городских улиц.

Что касается установки приборов, то она выполняется двумя способами:

  1. Укладка кабеля под землей. Прежде всего, выбирается специальный кабель, предназначенный для укладки под землей. Некоторые требуют еще дополнительной защиты, другие же выпускают уже полностью готовые к укладке. Глубина закладки должна достигать 40-80 см. Сверху же кабель необходимо защитить специальной сеткой, чтобы избежать его повреждений от деятельности человека и производимых им работ.
  2. Укладка по воздуху. Здесь необходима установка опорных столбов. Иногда кабель просто протягивают от одного здания к другому, но наряду с ним необходимо использование специального троса. Он необходим для обеспечения безопасности в случае изменчивых погодных условий (сильные порывы ветра). Также сам кабель должен быть максимально защищен от влияния окружающей среды.

Контроль над световыми приборами

На сегодняшний день создаются все условия для наиболее экономичного использования ресурсов. Например, в уличном освещении все чаще стали использовать фотореле для экономии электроэнергии. Они способны выключать уличные приборы освещения в зависимости от наличия солнечного света. При этом полностью исключается необходимость участия в этом процессе человека.

Для дополнительной экономии, в ночное время фонари могут иметь меньшую мощность светоотдачи либо же вовсе отключаться на определенное время. Иногда для включения светильников используют таймер, либо же датчик движения.

Благодаря всем этим способам достигается минимальное участие в процессе обслуживания фонарей человека и максимальная экономия энергозатрат.

Когда же освещения недостаточно, перегоревшие лампы не меняются, можно смело составлять заявление в соответствующую службу (если речь идет о светильниках на улицах, то это районное управление), которая обязана решить этот вопрос.

Ссылка на основную публикацию