Разработки компании Firefly Aerospace Максима Полякова

Firefly Aerospace: как космический бизнес из США перекочевал в Украину

Виктория Власенко Сен 20, 2018

Американская частная космическая компания открыла представительство в украинском Днепре. Что связывает Firefly Aerospace с Украиной?

В мае этого года американская компания Firefly Aerospace открыла центр исследований и разработки (R&D) в Украине. Это первый в истории случай, когда космическая компания другой страны открывает представительство в нашей стране. Над чем работает американская компания и какие надежды она возлагает на украинских специалистов выяснил «Дом инноваций».

Полет «светлячка»

История компании началась в 2014 году. Инженер Томас Маркусик сидел на крыльце своего дома в США и наблюдал за светлячками. Яркие точки мельтешили в темноте. Он думал о том, что когда-нибудь небо будет усеяно космическими аппаратами, сияющими подобно светлячкам. Томасу нравилась идея частного космоса, доступного каждому (так называемого «нового космоса», New Space), и у него уже был опыт работы в компаниях, поддерживающих эту идею. Ранее Маркусик занимал пост вице-президента одного из направлений компании Virgin Galactic, принадлежащей миллиардеру Ричарду Брэнсону, был старшим системным инженером в Blue Origin Джеффа Безоса и старшим инженером в SpaceX Илона Маска.

Команда Firefly Aerospace. Слева направо: Марк Уотт, директор, Томас Маркусик, основатель и CEO, Лесли Ковач, вице-президент по развитию бизнеса, Макс Поляков, основатель
Фото: Firefly Aerospace

Все эти компании работают над тем, чтобы сделать космос доступнее. Virgin Galactic планирует организовывать туристические суборбитальные и орбитальные полеты. SpaceX создает многоразовые ракеты-носители и работает над пассажирским космическим кораблем. Blue Origin также создает суборбитальный корабль.

Маркусик решил, что пришло время для собственного проекта, который тоже сделает вклад в развитие частного космоса. Только в отличие от других компаний, которые ориентируются на запуск тяжелых спутников, он решил сосредоточиться на создании малой ракеты-носителя. Томас Маркусик вместе с партнерами Майклом Блумом и Пи Джей Кингом создал компанию, которую назвал Firefly Space Systems (в переводе с английского firefly — «светлячок»). «Сочетание слов “огонь” (fire) и “полет” (fly) мне кажется очень емким для компании, которая строит машину, взлетающую на столбе огня», — объяснил он «Дому инноваций».

Знакомые Маркусика говорят, что он тот самый «безумный инженер», очень увлеченный своим делом. Впрочем, это не уберегло компанию от краха. Ключевой инвестор (его имя не раскрывается) не смог выполнить свои обязательство по инвестициям, и «светлячок» оказался в долгах. По словам Маркусика, инвестор изменил настроение после того, как британцы проголосовали за выход страны из Европейского Союза. «Не было никакой вопиющей ошибки, из-за которой первое воплощение Firefly потерпело неудачу. Многие внешние факторы (такие как Brexit и неудачи запуска в других компаниях) способствовали тому, что мы не смогли обеспечить устойчивое финансирование. Было много относительно незначительных вещей, которые мы могли бы сделать лучше, и много уроков. Но по большей части мы были на правильном пути и просто нуждались в новом финансировании для возобновления деятельности компании», — рассказал основатель Firefly «Дому инноваций».

Вот это поворот

Спасение пришло откуда не ждали. Предприниматель из Днепра Максим Поляков, который уже много лет живет в США, следил за деятельностью Firefly Space Systems, и идеи проекта ему нравились. Поэтому когда «полет светлячка» неожиданно прекратился, Поляков через свою компанию EOS Launcher выкупил его долги в размере $1 млн и даже вернул Томаса Маркусика в компанию. Затем в проект вложился фонд Noosphere Ventures, управляющим партнером которого также является Поляков. Обновленная компания стала называться Firefly Aerospace.

Президент Украины Петр Порошенко на открытии Firefly Aerospace в Днепре
Фото: Firefly Aerospace

«Несмотря на крах, меня никогда не покидала вера, что мы делаем то, что нужно», — вспоминает Маркусик.

Полякова впечатлила команда Firefly — люди, которые заряжены на успех и «болеют» идеей. «Но как это часто случается с творческими инженерами, им не хватило коммерческой хватки», — объяснил он.

На момент сделки команда уже достигла впечатляющих результатов в части технической разработки. Собственно, это и стало решающим фактором для Полякова, чтобы инвестировать дальше.

Ракетостроительных компаний в мире не так уж и много, а ракеты такого класса, как строит Firefly, не строит больше никто. «На рынке либо старые “монстры”, которые строят огромные ракеты, либо новые компании типа SpaceX, чьи ракеты тоже больше наших», — говорит Макс Поляков.

Учитывая украинский бэкграунд Полякова, новость об открытии офиса в Днепре уже не звучит так удивительно. В Днепре сосредоточены не только государственные предприятия космической отрасли — Южный машиностроительный завод, КБ «Южное», но и околокосмическая активность Полякова — там работает инжиниринговая школа Noosphere Ventures. В свое время родители Полякова работали в государственной компании в сфере ракетостроение, поэтому он говорит, что тоже мечтал о космосе.

«Новый космос» против «старого совка»

Сейчас Firefly Aerospace все так же работает над созданием легкой ракеты-носителя.

По данным ресурса Crunchbase, штаб-квартира Firefly Aerospace находится в Остине, штат Техас, США. В украинском офисе разработки трудится около 120 человек.

Офис в Днепре возглавляет Джон Иселла, один из первопроходцев космической отрасли США. До этого он успел поработать над проектом Antares для NASA и руководил канадской компанией MLS, которая строила космодром для совместных с Украиной запусков. В Украине Джон Иселла также известен тем, что представлял конструкторское бюро «Южное» в США — его наняли несколько лет назад, чтобы продвигать украинские разработки за рубеж.

Джон Иселла
Фото: Firefly Aerospace

«Днепр — космическая столица Украины. Здесь находится «Южмаш», конструкторское бюро «Южное». Здесь невероятная концентрация специалистов в аэрокосмической отрасли. Поэтому выбор локации не случайный», — говорит Иселла. В разговоре он несколько раз подчеркнул, что люди — главная ценность Украины, и что на эту ценность Firefly Aerospace сейчас делает ставку. Специалистов переманивают, в том числе, из государственных предприятий.

Днепровский офис занимается экспериментальной разработкой, проектированием, производством и экспериментальной отработкой элементов конструкции ракетной техники легкого класса. А именно — кислородно-газовой ракеты Firefly Alpha, которая будет выводить до 500 кг груза на низкую околоземную орбиту и до 225 кг на солнечно-синхронную орбиту.

И хотя в Украине много технических специалистов, построить ракетостроительную компанию с нуля здесь нельзя — законодательство не позволяет. Поэтому покупка Firefly с последующим открытием офиса в Днепре стала единственным возможным вариантом.

Макс Поляков, Петр Порошенко, Джон Иселла
Фото: Firefly Aerospace

Космические технологии — это технологии двойного назначения. Еще со времен СССР государство жестко регламентировало их разработку. В Украине частным компания до сих пор запрещено заниматься космическими запусками. Как утверждает Джон Иселла, таких ограничений больше нигде в мире нет. Впрочем, он надеется, что в ближайшее время ситуация изменится к лучшему.

Как компания украинца создает ракеты в США

Аэрокосмическая компания Firefly Aerospace с офисами в Украине и США занимается разработкой легких ракет-носителей. БизнесЦензор узнавал у основателя компании Максима Полякова, как финансируется разработка ракет и почему в Украине их строительство не выгодно.

Все фото: Наталья Шаромова, Цензор.НЕТ

Максим Поляков – бизнесмен, родом из Запорожья. В 2001 году он создал один из первых в Украине аутсорсинговых проектов.

Компания создавала программное обеспечение для клиентов из США и Европы.Тогда в ней работало работало 300 человек. И это была одна из крупнейших аутсорсинговых компаний страны.

IT-бизнес и аэрокосмическая компания

После успешного запуска аутсорсингового IT бизнеса в Украине Поляков основал проекты HitDynamics, Cupid Plc (Easydate) и Maxymiser. HitDynamics купила американская компания Hitwise. А Maxymiser продали американской корпорации и второму по величине доходов производителю программного обеспечения в мире – Oraclе.

Акции Cupid были размещены на Лондонской фондовой бирже. Компания стала одной из крупнейших в сфере онлайн-дейтинга. Из-за специфической сферы деятельности, вокруг компании возникло несколько скандалов, однако компания отстояла свою репутацию в судах.

Кроме прочего, Поляков основал инвестиционный фонд Noosphere Ventures, а позже – компанию EOS Data Analytics, которая специализируется на анализе данных, полученных со спутников.

В 2018 году EOS Data Analytics совместно с Госгеокадастром Украины реализовала проект, который финансировался Мировым банком. С помощью спутниковых снимков создавалась аналитика севооборота и нелегальных обработок земли в трех пилотных областях. Сейчас идет работа по сбору данных со всей Украины.

Освоение космоса привлекало Макса с юных лет – его родители работали в космической сфере. Проживая более 7 лет в США и наблюдая за развитием частного космоса, Макса увлекли идеи “Нового космоса”.

“Я приезжал в Украину по делам своих IT-компаний, видел КБ “Южное” (находится в Днепре – БЦ) и интеллектуальных ребят, которые также как и программисты “продают мозги” за границу. И думал: “Почему нельзя самим изготавливать ракеты?”, – вспоминает предприниматель.

Добавляет, что после этого они подняли бизнес по спутникам, обработке данных, коммуникациям и сложили все воедино. Поняли, что нужно строить не ракету, а всю вертикаль.

После проведения аналитики рынка, в 2017 году фонд Noosphere Ventures купил обанкротившийся стартап FireFly Space Systems американского инженера Тома Маркьюзика. Новую компанию переименовали в Firefly Aerospace.

Сейчас компания не просто разрабатывает легкие ракеты-носители, но и имеет два космодрома. Том Маркьюзик ранее работал в компании SpaceX Илона Маска, Blue Origin и Virgin Galactic. Сегодня он занимает пост СЕО в Firefly Aerospace.

Украино-американская компания

В Украине частным компаниям строить ракеты нельзя. Согласно Закону Украины “О предпринимательстве”, разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, в том числе их космическими запусками с любой целью, может осуществляться только государственными предприятиями и организациями.

Сейчас в Верховной Раде обсуждается вопрос о том, чтобы отменить эту норму и позволить частному бизнесу работать в сфере освоения космоса. В феврале соответствующий законопроект №10096 был рекомендован к принятию парламентским Комитетом по промполитике.

Однако по словам Полякова, строить ракеты в Украине не выгодно. Например, электронику или карбон в стране не производят, а покупателей места на борту просто не найдется. Он считает, что нужно оставлять знания в стране, а производить продукт там, где это выгодно.

“Я оставил хаб знаний в Украине, но поддерживаю его проектами из США. Строить нужно там, где это будет выгодный коммерческий продукт. А выгодно это в Америке. Патриотические вещи нужно правильно внедрять. Чтобы был не “флаг ради флага”, а экономика”, – говорит основатель Firefly.

Поэтому в Украине, в Днепре размещен R&D-центр, где проводятся научно-исследовательские и конструкторские работы, а также ведутся экспериментальные разработки. Там насчитывается более 150 сотрудников.

Главный офис компании со 180 сотрудниками находится в городе Сидар Парк, штат Техас. Там же размещено конструкторское бюро, производство двигателей и ракет.

“Если в Украине сказать, что ты хочешь построить ракету по-новому, лучше и дешевле, за свои деньги, то тебе скажут, что ты идиот. Как когда-то говорили и Маску. Поэтому мы строим в США, где нас поддерживают”, – говорит Поляков.

В ноябре 2018 года NASA выбрало Firefly и еще 8 космических компаний для программы доставки грузов на Луну (CLPS). Общий бюджет программы – $2,6 млрд. Контракты будут отдаваться в течение 10 лет тем компаниям, которые подтвердили готовность доставить первую миссию к концу 2021 года.

Согласно договоренностям, Firefly получит около $200 млн после того, как программа NASA по освоению Луны начнет реализовываться. Чтобы принять участие в программе, нужно было не только подать пакет документов, но и пройти проверку Нацуправления по исследованию космоса США.

Легкие ракеты-носители и сколько они стоят

Запуск первой ракеты Firefly – Alpha запланирован на декабрь 2019 года. Ракета сможет доставить тонну груза на околоземную орбиту. Доставка грузов на Луну будет возможна ракетой Beta. Она представляет собой три ракеты Alpha в одной конструкции.

“Мы финансируем строительство через Noosphere Ventures. Запуск Alpha будет стоить порядка $15 млн. Запуск Beta – $30 млн. Это игра в долгую. Ракету нельзя построить за доллар и сразу получить миллиарды”, – говорит Поляков.

По его словам, все инвестиции в компанию – сумма колоссальная. Космодром, который стоит $140 млн, был получен компанией в пользование от правительства США практически бесплатно, а в саму компанию было вложено не менее $75 млн в виде станков и оборудования. После этого Поляков выкупил активы компании с дисконтом, когда она находилась на стадии банкротства.

Запуск первой ракеты должен состояться со стартовой площадки Военно-воздушных сил США на авиабазе Ванденберг, Калифорния. В итоге, ракета-носитель будет доставлять на орбиту спутники аффилированных проектов, военные спутники и грузы NASA.

Читайте также:  Как выбрать потолочные светодиодные светильники

Перед запуском ракеты места под груз покупаются, как билет на самолет. В сотрудничестве с Firefly Aerospace заинтересовано более 20 компаний. В частности, Airbus Defence and Space и D-Orbit. В общем предпродано 50 ракет. На данный момент компания планирует строить по 8 ракет в год.

Недавно Firefly получила озвучила планы по инвестированию $52 млн в строительство еще одного завода во Флориде. После завершения строительства компания сможет изготавливать 24 ракеты Alpha в год.

Грузовладельцы являются инвесторами запуска. В качестве груза могут размещаться спутники связи, оборудование для дистанционного зондирования земли и другое исследовательское оборудование.

Поляков говорит, что спутниковые снимки традиционно востребованы военными в разведывательных целях и без заказов военно-оборонной сферы аэрокосмической отрасли было бы тяжело существовать. Но при этом, снимки могут, например, помочь просчитать урожайность за несколько месяцев до сбора урожая.

Например, в 1960-70 годах США знало урожайность СССР и могло этими знаниями регулировать цены на нефть. В 70-х годах импорт зерна из США в СССР стоял на потоке. В обмен на регулярные поставки Вашингтон вынуждал Москву продавать США нефть по заниженным ценам.

Сейчас с помощью спутников можно получить слой данных, которыми никто не владеет. Заинтересованные лица могут выкупать их и использовать в своих целях.

“Можно смотреть ущерб от катастроф, предугадывать урожайность, анализировать земельные участки под недвижимость, которые через 5 лет будут непригодны для строительства. Мы уже знаем, что некоторые новые дома в Киеве потенциально аварийны на этапе строительства, а квартиры в них дружно продаются”, – говорит Поляков.

Сейчас в его компании множество кейсов применения спутниковых снимков. Делаются продукты для правительств Кении и Нигерии. Эти проекты помогают понять, где лучше строить сельскохозяйственный бизнес, оценивают состояние дорог для улучшения логистики и просчитывают ущерб от засухи.

По словам Полякова, чтобы дать толчок развитию аэрокосмической отрасли в Украине, нужно открыть доступ частному космосу, позволить строить хотя бы маленькие суборбитальные ракеты, учить специалистов.

Поэтому он лоббирует открытие возможностей для частного космоса, основал конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge и инжиниринговые школы Noosphere на базе семи украинских университетов.

Также бизнесмен взял в аренду на 15 лет планетарий в Днепре, чтобы модернизировать его и заинтересовать детей космосом. Кроме того, он планирует запустить технический ВУЗ, возможно, на основе государственно-частного партнерства.

В декабре 2019-го мы запустим в космос первую частную украинско-американскую ракету, — Макс Поляков

Одним из самых ярких моментов прошедшего недавно форума по выдвижению Петра Порошенко на второй президентский срок стало выступление бизнесмена Макса Полякова — он пригласил Петра Алексеевича на запуск первой частной украинско-американской космической ракеты, который запланирован на декабрь нынешнего года. Макс Поляков родился и вырос в Запорожье, здесь начинал карьеру предпринимателя. Он уже семь лет живет и работает в США, но часто бывает в Украине, ведь его компания Firefly Aerospace, создающая ракету, имеет завод и исследовательский центр в Днепре. Мы попросили Макса рассказать о себе и о своем пути к успеху, о том, что его, врача по образованию, подтолкнуло заняться космическим бизнесом, а также о том, каким он видит будущее нашей страны.

— Я был образцовым советским школьником: на отлично учился в физико-математическом лицее № 28, побеждал на олимпиадах по физике, математике, биологии, — говорит Макс Поляков. — Мой отец работал в структуре знаменитого «Хартрона» (ведущей в мире организации по разработке систем управления ракетно-космической техникой). Там он познакомился с моей мамой. Я собирался пойти по стопам отца, готовился к поступлению в один из самых престижных вузов бывшего Советского Союза — Московское высшее техническое училище имени Баумана. Когда развалился СССР, мне было 14 лет. Начался весьма непростой переходный период. Зарплата у папы упала в пересчете на валюту до пяти долларов в месяц.

Мама сказала, что физика и математика сейчас не прокормят. А вот врач при любой власти без копейки не останется. Посоветовала поступать в мединститут. Я так и сделал. В студенческие времена, в 1998 году, мне посчастливилось по межпарламентской украинско-канадской программе сотрудничества четыре недели провести в Канаде (за свои средства отправиться туда я бы не смог — только за авиабилет нужно было заплатить 500 долларов). Я увидел передовую страну, активно развивающую информационные технологии. Это перевернуло мое сознание постсоветского юноши и стало толчком к тому, что я занялся бизнесом, связанным с Интернетом. В 2000 году создал одну из первых в Украине аутсорсинговых фирм. Аутсорсинг — это когда заказчик берет твоих сотрудников в аренду, не нанимая их на работу. Я фактически сдавал в аренду программистов. Вскоре понял, что этот бизнес не для меня — он сродни торговле рабами.

Занялся поиском компаньонов для создания фирм по производству информационных продуктов, учился ведению бизнеса. Дело пошло, и через пару лет у нас был уже эффективно работающий холдинг.

— Когда вы заработали свой первый миллион?

— В 2006 году. Это были средства, вырученные от продажи компании в области аналитики. Но, знаете, копить деньги — это не мой подход. Почти все, что зарабатываю, вкладываю в новые проекты. Оставляю себе ровно столько, чтобы обеспечить нормальную жизнь семье.

— Часто бываете в Украине?

— Да, каждые два месяца приезжаю сюда на две недели. Жена не очень этим довольна, но понимает, что иначе нельзя. Я благодарен ей за это. Сейчас мы живем в США, у нас четверо детей. На лето всей семьей приезжаем в Европу.


* Макс Поляков показывает президенту Украины Петру Порошенко свое предприятие

— Что подтолкнуло вас к решению создать ракету?

Космическим бизнесом я со своей командой занялся три года назад. До этого мы открыли в Днепре компанию, которая выполняет заказы по анализу снимков Земли из космоса. Привлекли к работе в ней около 40 украинских математиков с учеными степенями. Кстати, мировой рынок продажи и обработки космических снимков оценивается сейчас в пять миллиардов долларов, и он будет расти и расти. Мы досконально разобрались, что именно на этом рынке наиболее востребовано. И решили сами делать снимки — так рациональнее, чем покупать у кого-то. Поэтому занялись разработкой собственных спутников, оснащенных высококлассной оптикой. Ну, а вслед за этим возникла идея создать собственную ракету — чтобы свои спутники выводить на орбиту и зарабатывать на отправке туда космических аппаратов заказчиков.

Изначально была задумка полностью сделать ракету в Украине. Однако наша страна одна из немногих, где частным компаниям это запрещено. Но им разрешается разрабатывать и производить комплектующие. Это подсказало окончательное решение: ракету делаем в США, при этом широкий спектр узлов и агрегатов (в том числе двигатели) разрабатываем и производим в Украине.

Но и в Соединенных Штатах, чтобы приступить к созданию частной ракеты, следует получить лицензии. А это требует времени. Поэтому мы присмотрелись к американской компании Firefly Aerospace, которая успешно занималась созданием ракеты, но осталась без денег и к тому же погрязла в судебных исках. Ее финансировал один из соучредителей Microsoft миллиардер Пол Аллен, к сожалению, уже покойный. Ракета Firefly Aerospace должна была стартовать на большой высоте (воздушный старт) с борта гигантского самолета Stratolaunch, который создали на средства Пола Аллена. Однако он охладел к ракетному проекту, прекратил давать на него деньги, вдобавок к этому одна компания обратилась в суд с исками к Firefly Aerospace.

В марте 2017 года мы ее выкупили, решили вопросы по искам. Я объяснил ведущему специалисту компании, что теперь ракету будем делать вместе с украинскими специалистами. Важно отметить: мы стали первой компанией, получившей от Государственного департамента США разрешение на совместную с Украиной разработку новой ракеты.

Мы вошли в число 20 компаний мира, которые создают частные ракеты.

— Есть уверенность, что выдержите конкуренцию с ними?

— Да. Дело в том, что большинство из них делают суперлегкие ракеты, длина которых восемь метров. Мы же — гораздо большую, 30-метровую. Это выгоднее: вывод на орбиту одного килограмма груза на суперлегкой ракете стоит около 100 тысяч долларов, на нашей — всего восемь тысяч долларов. Так что наше детище самое конкурентоспособное. Рассчитываем, что в ближайшие пять лет будем иметь львиную долю заказов на рынке запуска на орбиту спутников весом до 500 килограммов.


* Так будет выглядеть ракета Firefly Aerospace. Ее пуски планируется проводить с космодрома, расположенного в Калифорнии

— Испытательные старты вашей ракеты планируете проводить?

— Нет, первый же ее полет станет коммерческим. Так же поступил Илон Маск со своей ракетой Falcon 9 (Сокол). Напомню, что первые три старта Falcon 9 закончились катастрофами, но спутники были застрахованы, и страховые компании возместили ущерб.

— В декабре на первой ракете отправите на орбиту собственные спутники?

На ней полетят аппараты компании Airbus (кстати, она забронировала места на 16 наших ракетах). Вес каждого из этих спутников — 210 килограммов. Для потенциальных заказчиков важно, что наша ракета сможет доставить их космические аппараты именно на ту орбиту, которая им наиболее подходит.

Строим сейчас три собственных спутника, отправим их в космос в начале следующего года на своей ракете. Как они будут называться, еще не решили.

— С какого космодрома намерены проводить запуски?

С Военно-воздушной базы США Ванденберг, штат Калифорния. На расположенном там космодроме есть несколько старых стартовых площадок, одну из них отдают нам. Вскоре подпишем договор с губернатором о финансировании штатом достройки этой площадки.

Кстати, в Украине негде строить классический космодром со стартовыми площадками, расположенными на земле. Дело в том, что у нас нет обширных незаселенных районов на которые бы могли падать отработанные первые ступени ракет. Поэтому в нашей стране возможен только воздушный старт — с борта летящего самолета.

— У вас есть увлечения, помимо бизнеса?

Коллекционирую вещи, имеющие отношение к космонавтике (в офисе Полякова стоят макеты космических ракет и кораблей, лунохода. — Авт.), а также литые фигурки из чугуна.

А еще занимаюсь наукой. На апрель намечена окончательная защита моей докторской диссертации по экономике знаний. Кроме того, у меня есть несколько десятков патентов. Я планирую выложить их в открытый доступ. Кстати, так же поступил со своими патентами Илон Маск.

— Занимаетесь благотворительностью?

Деньги мы не раздаем. Мне не нравится классическая благотворительность, когда бизнесмены всю жизнь зарабатывают миллионы, а то и миллиарды долларов, а в преклонном возрасте создают нечто вроде Фонда Билла и Мелинды Гейтс, который просто жертвует на те или иные цели. Мы предпочитаем давать не рыбу, а удочку: финансируем проекты, которые помогают молодежи развиваться. Например, вкладываем средства в научно-технические фестивали для школьников, провели во Львове вначале европейский чемпионат по ракетомодельному спорту, а затем мировой. Возьмем на себя расходы по поездке украинской команды на ракетный фестиваль, который состоится в марте в США в штате Техас. На собственном опыте знаю, насколько важны подобные поездки для молодых людей.

В ближайшие два года полностью реконструируем планетарии в Днепре, а также Музей космонавтики имени Королева в Житомире. За образец для них возьмем музей авиации и космонавтики мирового уровня в американском городе Сиэтле. Основную его часть составляет зона, в которой посетители (обычно это школьники и молодежь) могут прикасаться к экспонатам, брать их в руки, опробовать. Например, ощутить, что такое лунная пыль и как работает магнетизм…

Мы вложим в эти проекты внушительные суммы, но не станем годами оплачивать текущие расходы планетариев и музея — у нас уже есть бизнес-схема, которая позволит после капитальной реконструкции сделать эти научно-технические центры самоокупаемыми.

— Что бы вы могли посоветовать молодым людям, которые стремятся добиться успеха в жизни?

Верить в себя. Убежден, что мысль рождает бытие. Поэтому ты должен поставить перед собой цель и делать все, что в твоих силах, для ее достижения. И тогда найдутся правильные соратники, станут доступными денежные средства для воплощения твоих идей. И потом сам удивишься, что тебе все удалось. Как я удивляюсь тому, что мне, врачу, оказался под силу ракетный проект.

Но нужно ежеминутно помнить: успех возможен при ответственном отношении к делу, которым ты занят, и предельной требовательности к себе. Я никогда не бываю полностью доволен собой, корю себя за малейшие просчеты, за то, что что-то не успел сделать или сделал недостаточно хорошо. Это очень мощный стимул не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед.

И вот еще что. Когда человек достигнет успеха, важно не стать рабом золотого тельца — не начать скупать яхты, самолеты, дома, предметы роскоши. Бери только то, что нужно для нормальной жизни, а все остальное пускай в дело.

Кстати, о молодежи. Сейчас форсированными темпами создаем в Днепре технический вуз, который будет готовить специалистов для нашей компании. А в США в Техасском университете мы открыли минувшей осенью кафедру ракетостроения. Она будет тесно сотрудничать с нашим будущим университетом в Днепре.

— Как вы считаете, что самое главное для человека в жизни?

Читайте также:  Как сделать детскую площадку

— Больше десяти лет назад ответить на этот вопрос мне помог один замечательный человек — Игорь Григорьевич Ханин из Днепра, всю жизнь проработавший в военно-промышленном комплексе. Ему сейчас 80 лет. Он подарил мне четыре стенда, на каждом из которых размещено по четыре макета ракет. «В каждую из них я вложил душу, — сказал Игорь Григорьевич. — Когда придет мое время умирать, я буду четко знать, что сделал в жизни — эти ракеты. Ты, Максим, доживешь до моего возраста и, наверное, переживешь меня. Но уже сейчас думай, с чем дойдешь до роковой черты, — чтобы, когда приблизишься к ней, мог четко ответить, что было „ракетами“ в твоей жизни». У меня тогда еще и в мыслях не было, что займусь космическим бизнесом и слова о ракетах лично мне следует воспринимать буквально.

— На ваш взгляд, какое будущее ждет Украину?

— Я смотрю на перспективы Украины с оптимизмом. Президент Петр Порошенко сказал, что мы строим страну счастливых людей. Уверен: это станет реальностью. С каждым моим приездом в Украину я замечаю перемены к лучшему: люди в Украине становятся все более ответственными, предприимчивыми, доброжелательными. Это относится не только к бизнесменам или программистам, но и к рабочим, которых я вижу на наших заводах. Все больше встречаю людей, которые искренне радуются чужим успехам. А это дорогого стоит.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о первом в истории космическом отеле, который обещает до 2021 года построить частная американская компания Orion Span. Тем временем Илон Маск показал космический корабль, который доставит людей на Марс.

FireFly AeroSpace Макса Полякова — реальная перспектива доступного космоса

История создания и этапы развития компании Макса Полякова FireFly AeroSpace. Перспективы участия в мировом рынке космических перевозок

История FireFly

История аэрокосмической компании FireFly начинается с Тома Маркусика, американского инженера с более чем 20-летним опытом работы в космической промышленности. Маркусик принимал участие в таких проектах, как «SpaceX», «Virgin Galactic» и «Blue Origin», от которых перенял идею, так называемого «Нового» космоса. Ее цель — увеличение доступности полетов в космос за счет использования технических инноваций.

В 2014 году Маркусик решает создать собственную компанию, которая бы занималась разработкой экономичных ракет-носителей, недорого доставляющих грузы на орбиту. Так возникает FireFly Space Systems, и начинается работа над созданием малой ракеты Alpha и средней Beta.

В 2017 году компания едва не оказывается банкротом. Причина — потеря ключевого инвестора, не сумевшего выполнить свои инвестиционные обязательства. Спасает от краха FireFly Space Systems бизнесмен Макс Поляков и дает ему новое название — FireFly Aerospace (FA).

2017-2018: полет нормальный

Получив новые инвестиции, компания за год делает больше, чем за 4 предыдущих.

  1. Сформирован новый штат сотрудников, часть из которых работала в компании до банкротства. В команду входит и Том Маркусик, который занимает пост исполнительного директора FA.
  2. В Техасе, где находятся главный офис и основные мощности компании, разработан и протестирован двигатель Firefly Lightning. Выпущено руководство пользователя по его полезной нагрузке Payload User»s Guide.
  3. В июне 2018 года подписан договор с крупным британским производителем малых спутников Surrey Satellite Technology Limited (SSTL), по которому, начиная с 2020-го, Firefly обязуется выполнить для SSTL шесть запусков Alpha.
  4. Получено разрешение правительства США на использование космодрома Вандерберг на базе ВВС в штате Калифорния. Здесь стоит отметить, что FireFly стала второй в истории частной компанией, принадлежащей нерезиденту США, заслужившей это почетное право.
  5. Открыт R&D центр в Днепре (Украина).
  6. В завершающую стадию перешли испытания ракет Alpha и Beta.

Первый запуск ракеты Firefly Alphа намечен уже на вторую половину 2019 года. В перспективе ближайших двух лет планируется осуществлять по два старта носителя в месяц. Alpha сможет доставлять до 1 тонны полезных грузов на низкую околоземную орбиту (200 км) и до 600 кг на солнечно-синхронную (ССО — 500 км). Под данную весовую категорию подпадают мини- и микроспутники (10-1000 кг), а также наноспутники — кубсаты (CubeSat, 1-10 кг).

Firefly Beta — более мощный носитель, состоящий из трех модулей Alpha. Он предназначен для доставки на низкую орбиту грузов весом до 4-х тонн и до 3-х на ССО. Ракету можно будет использовать неоднократно, как и Falcon 9 Илона Маска.

По мнению Макса Полякова, ввод в эксплуатацию ракет FireFly обеспечит более доступную стоимость транспортировки космических грузов, что ощутимо повысит потенциал коммерческих запусков.

Звездный путь

Макс Поляков занялся бизнесом сразу после окончания университета в 2000 году. За 8 лет он основал и привел к успеху несколько компаний. Одна из них, Maxymiser, и сейчас занимается персонализацией и оптимизацией веб-контента, а также «облачным» тестированием программных продуктов для бизнеса. Решениями Maxymiser пользуются IBM, Epson, Lacoste, Lufthansa. В 2015-м году компанию приобрела крупнейшая американская IT-корпорация Oracle, занимающая второе место после Microsoft по объемам производства программного обеспечения.

В 2012-м году Макс Поляков становится управляющим партнером венчурного фонда Noosphere Ventures. Сейчас фонд инвестирует в цифровую экономику (AdTech) и космические системы запуска. В 2015 году Noosphere Ventures запускает стартап EOS Data Analytics (Earth Observing System Data Analytics). Компания работает над повышением эффективности сбора и аналитики ГИС данных (ГИС — географическая информационная система), а также их доступностью для широкого пользователя. Команда EOS создала несколько успешных сервисов, которые упрощают доступ к спутниковым снимкам поверхности Земли и позволяют делать как простой, так и комплексный анализ данных дистанционного зондирования онлайн.

Программы находят применение в научно-исследовательской, сельскохозяйственной, строительной и лесохозяйственной сферах (Land Viewer, EOS Platform, EOS Crop Monitoring). EOS принимала участие в проекте Google по сокращению нерационального потребления воды в штате Калифорния, который отличается засушливым климатом. Инновационные решения компании помогли вывести алгоритм расчета индивидуальной нормы расхода воды для каждого домохозяйства.

В 2017 году EOS Data Analytics входит в состав Международной федерации астронавтики, которая занимается проблемами мирного освоения космоса.

Помимо реализации бизнес-проектов, Макс Поляков поддерживает развитие молодежи и помогает молодым дарованиям раскрыть свой потенциал в научно-исследовательской сфере, инженерии, IT-технологиях.

Так, в 2014 году, при поддержке филантропа, в рамках Ассоциации “Ноосфера” создана Noosphere Engineering School — сеть исследовательских центров, сотрудничающих с университетами. На базе школы разработано мобильное приложение «MyPol» (Моя Полиция), официальный запуск которого начался летом 2018 года. Программа является официальным каналом связи с правоохранительными органами. Теперь со смартфона можно оперативно вызвать полицию, узнать новости о криминогенной ситуации в вашем населенном пункте, и даже оценить работу полицейского по номеру жетона.

За последние несколько лет, благодаря инициативам Макса Полякова, Ассоциация “Ноосфера” организовала и провела:

  • • семейный технологический фестиваль BestRoboFest и соревнования пилотов дронов CopterRace;
  • • чемпионат по ракетомодельному спорту;
  • • турнир по пляжному волейболу Beach It Cup;
  • • конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge (при поддержке Noosphere Ventures);
  • • ряд научных и маркетинговых конференций;
  • • региональный этап космического хакатона под эгидой NASA в Днепре. Всего же в челлендже в 2017 году было зафиксировано рекордное количество участников по всему миру — 25 тысяч человек из 200 локаций.

Команда Ноосферы не планирует останавливаться и уже распланировала расписание новых ивентов на 2019 год.

Макс Поляков считает, что популяризация науки и кооперация ученых и исследователей с представителями технологических компаний способствуют развитию и продвижению новых технологий в глобальной бизнес-среде. А это значит, что будущее обещает быть инновационным и благоприятным для человечества.

FireFly в обществе лучших

В последние годы космос стал одним из основных трендов в сфере технических инноваций и исследований.

SpaceX и Blue Origin произвели революцию в космической индустрии, став первыми частными компаниями, запустившими многоразовые ракеты Falcon и New Shepard в космос и благополучно вернувшими их обратно. Но, если ракета Blue Origin создана для космического туризма, перспективы которого не так близки, то Falcon Илона Маска уже вовсю трудится на благо человечества. На сегодняшний день совершены успешные запуски спутников на солнечно-синхронные и околоземные орбиты, а также запуск грузового корабля Dragon в рамках миссии обеспечения МКС.

Успех SpaceX выражается в цифрах. Капитализация компании за последние 4 года составила 20 млрд долларов, а доля ее участия в мировом аэрокосмическом рынке увеличилась почти в 10 раз и составляет половину от общего числа запусков ракет.

В отличие от Falcon 9 с грузоподъемностью 22 тонны для выхода на низкую орбиту, ракеты FireFly значительно компактнее, а значит, обещают быть в разы экономичнее.

Следует отметить, что в нише запусков малых спутников уже успешно работает компания RocketLab. Но ее носитель Electron поднимает в 4 раза меньше груза, чем Alpha, что делает ракету FireFly более привлекательной.

К тому же, компания Макса Полякова прилагает все усилия к оптимизации технологических процессов. Недавно открытый в Днепре R&D центр занимается разработкой электрореактивного двигателя и созданием собственного спутника. Весной прошлого года центр посетил президент Петр Порошенко, который пообщался с Максом Поляковым о перспективах развития коммерческого космоса в Украине.

Участие украинских специалистов и мощностей в разработках FireFly AeroSpace не случайно. Страна обладает огромным научным потенциалом и технической базой в сфере ракетных разработок. Учитывая перспективность коммерческих космических запусков, участие украинской стороны в этой технологической цепочке выглядит многообещающе.

Кредит доверия NASA

Вместе с тем, Макс Поляков и его FireFly AeroSpace продолжают тесно сотрудничать с США, которые на сегодняшний день являются лидером по числу орбитальных запусков. В 2018 году ракеты стартовали с американских космодромов 20 раз, и почти все были запущены частными компаниями. В их числе в скором времени может оказаться и FireFly. Помимо разрешения на использование космодрома базы ВВС в Калифорнии, компания получила огромный кредит доверия от NASA.

Национальное управление включило FA в девятку компаний, которые могут принять участие в 10-летней программе исследования Луны. Вместе с компанией Макса Полякова в число избранных попали Lockheed Martin и 7 небольших, но перспективных по мнению NASA американских аэрокосмических стартапов.

Общая сумма, которую правительство США планирует выделить на Лунный проект, составляет около 2.6 млрд. долларов. В задачи компаний-подрядчиков будет входить доставка грузов на поверхность спутника, и здесь у FireFly появляется реальный шанс проявить себя.

Команда Альфа

После открытия R&D Центра, в FA официально заявили о создании Консультативного Совета. Перед ним ставится задача экспертного консультирования разработчиков и менеджмента предприятия. В состав Совета вошли: Джэфф Бингам, Роберт М. Лайфут-младший, Джордж Нилд и Уильям Ридди.

  • • Джэфф Бингам работал в законодательном бюро NASA, являлся старшим советником по вопросам космоса в Сенате США и отвечал за политику создания космических станций в Комитете по вопросам науки и транспорта.
  • • Роберт М. Лайфут-младший сделал успешную карьеру в NASA и завершил ее на посту главного операционного директора и по совместительству руководителя Бюро.
  • • Джордж Нилд, доктор наук по аэронавтике и астронавтике, военный летчик-испытатель, руководитель интеграции полетов программы «Спейс шаттл». Работал главой отдела коммерческих перевозок Федерального управления авиации США и сыграл важную роль в доступности космоса для частных компаний.
  • • Уильям Ридди — космонавт-ветеран, участник программы «Спейс шаттл», почетный президент одного из американских космопортов. Работал помощником директора NASA по космическим полетам.

Консультанты с таким опытом должны укрепить позиции FireFly Aerospace, как крупного игрока на аэрокосмическом рынке.

Напомним, что первый запуск ракеты Alpha должен состояться уже во второй половине текущего года. Он станет первым шагом FireFly на пути к Новому космосу, в компании таких «асов», как SpaceX, Orbital, RocketLab и остальных.

Фраза.ua – авторский взгляд на жизнь

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

FireFly Aerospace украинца Макса Полякова провела испытания своей ракеты

В апреле прошли испытания второй ступени ракеты Alpha компании FireFly Aerospace, которой владеет украинский бизнесмен Макс Поляков. Каковы перспективы FireFly и кто готов сотрудничать с ней уже сейчас.

Читайте также:  Как подсоединить люстру с 3 проводами

В апреле этого года на полигоне в Техасе прошли испытания 2-й ступени двигателя Lightning-1 для ракеты-носителя Alpha компании FireFly Aerospace. Тестовый запуск на специально оборудованной вертикальной платформе длился 5 минут и показал проектные характеристики систем реактивной тяги и авионики.

«Вторая ступень была оборудована датчиками механической вибрации, которой во время полета будут подвергаться элементы авионики и топливной системы. Анализ полученных данных указывает на соответствие тестируемых компонентов аналитическим моделям и отсутствие предельных показателей чувствительности», — сообщается на сайте FireFly.

Напомним, что в начале марта FireFly Aerospace провела испытания первой ступени. Тест проходил на горизонтальной площадке в течение 60 секунд и также показал положительные результаты.

Успешные испытания двигателей первой и второй ступеней Alpha добавили уверенности заявлениям руководителя FireFly Макса Полякова и Тома Маркусика о том, что первый запуск Alpha состоится уже в декабре текущего года.

FireFly Alpha — инновация в нише легких ракет

FireFly Alpha — легкая ракета-носитель высотой 30 м и грузоподъемностью 630 кг на CCO (солнечно-синхронная орбита Земли, до 500 км) и 1000 кг на НОО (низкая околоземная, до 200 км). На ступенях ракеты используются жидкостные двигатели Reaver 1 и Lightning 1, работающие на керосине и жидком кислороде. Корпус носителя и топливные баки изготовлены из современного композитного материала, армированного углеродным волокном. FireFly Alpha предназначена для вывода на орбиту малых спутников и кубсатов (мини спутники весом от 0.5 до 10 кг). Примечательно, что первый запуск в декабре будет не испытательным, а коммерческим. На Alpha полетят 6 спутников компании Airbus, с которой у FireFly Aerospace есть договоренности по разработке новых решений по космическим запускам.

По заявлению Фредерика Сотенберга, руководителя отдела развертывания спутниковых группировок Airbus Space Systems, ракета Alpha займет нишу запусков малых спутников и расширит возможности клиентов Airbus наряду с имеющимся средними и тяжелыми ракетами-носителями из Европы.

Помимо Alpha, FireFly Aerospace работает над средней ракетой Beta, которая состоит из трех модулей Alphа и сможет брать на борт до 4 тонн полезных грузова для доставки на НОО, а также над космическим кораблем многоразового использования — ракетопланом Gamma.

Любопытно, что изначально Alpha предполагала совершенно другую модификацию. Она должна была работать на метане и иметь грузоподъемность всего 400 кг на НОО. Мало того, когда в 2017 году FireFly оказалась на грани банкротства из-за потери ключевого инвестора, дальнейшие разработки оказались и вовсе под вопросом. Как вспоминает создатель FireFly американский инженер Том Маркусик, в компании наступили тяжелые времена, когда цеха несколько месяцев стояли без работы, а коллективу нечем было платить зарплату.

Почему Макс Поляков выкупил Firefly Aerospace

Из кризиса FireFly вывел украинский бизнесмен, сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда Noosphere Ventures Макс Поляков. Фонд инвестировал в проект более $70 млн, и работа возобновилась. Мало того, Макс Поляков подключил к ней украинских специалистов — ученых и инженеров ракетно-космической отрасли. Была создана дочерняя компания «Firefly Aerospace Украина» и открыт Центр космических разработок и исследований Firefly в Днепре.

К сожалению, в Украине нельзя строить ракеты частным компаниям. Это исключительно государственная прерогатива, закрепленная на законодательном уровне. Но даже, если бы разрешающий закон был принят уже завтра, это мало бы что изменило на данном этапе, считает Макс Поляков. Потому что делать ракеты в Украине сегодня просто невыгодно. Например, производство электронных и карбоновых ракетных компонентов в стране не налажено, а желающих приобрести место на ракете можно сосчитать на пальцах.

«Если сегодня заявить в Украине, что ты хочешь построить совершенно новую ракету, которая будет дешевле и лучше, еще и за свои деньги, тебя посчитают идиотом. Поэтому мы строим в США, где у нас есть поддержка, — рассказывает Макс Поляков.

Главный офис FireFly, конструкторское бюро и завод по производству двигателей и ракетных компонентов расположены в Сидар Парк, штат Техас. Персонал насчитывает около 180 человек. Решение разместить компанию в Техасе, а не в Калифорнии, как это делает большинство частных аэрокосмических компаний, в том числе, и SpaceX Илона Маска, было продиктовано оптимизацией затрат. В Техасе, несмотря на довольно высокий уровень жизни местного населения, зарплаты и аренда земель существенно ниже, чем в Калифорнии, что положительно влияет на формирование себестоимости ракет FireFly и конечную стоимость запуска.

Если добавить сюда еще 160 человек, работающих в «FireFly Aerospace Украина» — конструкторском бюро и Днепровском R&D центре FireFly, ориентировочная стоимость запуска FireFly Alpha $8 млн, озвученная Максом Поляковым, выглядит довольно оптимистично и перспективно.

В классе легких ракет конкурировать с Alpha по цене на сегодняшний день может только Электрон американской компании «RocketLab», запуск которой стоит около $6 млн, но грузоподъемность в два раза ниже.

Впрочем, если сравнивать по такому параметру, как стоимость 1 кг груза, дешевле и выгоднее использовать не легкие ракеты, а тяжелые. Например, Falcon 9 SpaceX, при стоимости запуска в 60 млн, поднимает на НОО 22.8 тонны полезного груза, исходя из чего доставка 1 кг на НОО для заказчика обходится всего в 2.6 тысячи долларов, а не в 8, как предполагается на FireFly Alpha.

Но здесь есть одно «но». Пока ракета не заполнится «под завязку», она не полетит, или вам придется доплатить за пустое место. Поэтому шанс, что несколько спутников общим весом в 1 тонну быстро улетят на большой ракете или вообще им найдется на ней место, крайне невелик. Легкие ракеты хороши тем, что позволяют быстро и относительно недорого перевозить небольшие грузы для одного-двух заказчиков без долгих ожиданий.

Таким образом, FireFly Aerospace имеет все шансы занять ведущее место на рынке космических запусков в нише легких ракет для малых спутников.

График запусков FireFly Alpha расписан на несколько лет вперед

В перспективность FireFly верят не только Макс Поляков и Том Маркусик, но и американское правительство, предоставившее в распоряжение компании космодром для запусков на военной базе Ванденберг в Калифорнии.

В мае прошлого года крупнейший производитель спутников компания SSTL зарезервировала 6 пусков Alpha в период с 2020 по 2022 год. А уже в мае текущего года итальянская D-Orbit подписала с FireFly многолетнее рамочное соглашение на предоставление прав на продажу ракет и оказание сопутствующих пусковых услуг в европейском сегменте рынка космических запусков.

Кроме того, Alpha будет транспортировать на орбиту спутники Минобороны США и грузы для NASA. Национальное космическое агентство включило FireFly в список потенциальных участников 10-летней программы освоения Луны, на которую планирует выделить $2.6 млрд.

На сегодняшний день заключены предварительные соглашения на 50 запусков, а компания планирует выпускать 8 ракет в год. В дальнейшем эта цифра должна вырасти до 24, так как Макс Поляков намерен построить еще один завод FireFly во Флориде стоимостью $52 млн. Инвесторами проекта выступят клиенты FireFly, владельцы спутников связи, дистанционного мониторинга земной поверхности, другого исследовательского оборудования.

FireFly и EOS — перспективная экосистема Макса Полякова

Макс Поляков отмечает рост востребованности малых спутников для исследовательских целей и прогнозирует дальнейшее развитие рынка дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В 2015 году бизнесмен основал украино-американскую компанию EOS Data Analytics, которая разработала инновационный продукт EOS Platform для анализа и обработки данных, полученных со спутников. Платформа включает инструментарий, позволяющий обрабатывать снимки со спутников, самолетов, дронов, радаров, а также преобразовывать, систематизировать, хранить и передавать полученную информацию в доступной для широкого пользователя форме.

Над проектом в течение 3 лет работало более 150 программистов и ученых, чтобы продукт их деятельности мог приносить реальную пользу обществу.

На сегодняшний день EOS Platform используют тысячи частных юзеров, сотни государственных, коммерческих и общественных организаций по всему миру.

В ближайшем будущем Макс Поляков планирует строить собственные сателлиты, которые будет доставлять в космос на своих же ракетах. Замкнутый цикл позволит еще больше оптимизировать затраты на запуски, а значит, повысить их доступность для небольших частных компаний и организаций, в том числе, стимулируя их к приобретению собственных спутников.

Но для начала в космос должна отправиться первая ракета FireFly Alpha. Очередной шаг к этому сделан. Испытания второй ступени пройдены. Остается ждать рождественского подарка — первого полета FireFly Alpha на орбиту.

Макс Поляков рассказал о планах и перспективах своей компании Firefly Aerospace в 2019 году

Макс Поляков подтвердил, что его компания Firefly Aerospace запланировала тестирование на 2019 год ракету-носитель Lightfly Alpha для средних и малых спутников. Совместно с генеральным директором компании Томом Муркусиком, они разработали подробное руководство к этой ракете для будущих пользователей

Что планирует в 2019 году компания Firefly Aerospace Макса Полякова

Индустрия ракетостроения характеризуется своей спецификой и далеко не всем игрокам удается быть успешными на этом поприще. Когда в 2017 году обанкротилась в связи с финансовыми трудностями Firefly Space Systems, у которой были государственные заказы, мало кто верил в возможность ее воскрешения. Поэтому на покупку Максом Поляковым этой компании большинство игроков этой индустрии смотрели со скепсисом. Но уже через два года обновленная Firefly Aerospace под руководством Макса Полякова, набрав заново в штат уволенных сотрудников, практически закончила работу над первой частной ракетой Alpha, которая специально разрабатывалась для средних и малых спутников. Помимо этого совместными усилиями генерального директора Тома Маркусика и Макса Полякова было выпущено подробное руководство для будущих пользователей. Целью инструкции было рассказать о новой ракете и помочь спланировать первый ее запуск новыми клиентами.

Инновационная экономная разработка

Инновационная первая частная ракета Alpha спроектирована в классе доставки малых и средних спутников на орбиту земли. На сегодняшний день запуск таких спутников осуществляется ракетами крупного класса в качестве дополнительной нагрузки. Запуска некоторые компании иногда ждут очень долго и стоимость их велика и составляет на сегодняшний день приблизительно 40 тысяч долларов за один килограмм груза. Компактный носитель Макса Полякова сделает запуски более эффективными и экономически выгодными. По расчетам его компании затраты доставки на низкоорбитальную орбиту спутников Firefly Alpha будут составлять всего 10 тысяч долларов за килограмм груза.

В последние годы в мире наблюдалась тенденция уменьшения размеров спутников и увеличения размеров ракет. Это привело к тому, что малым и средним спутникам приходилось взаимодействовать исключительно с крупными запусками. Некоторые компании были ограничены только изучением космоса по полезным вторичным нагрузкам. Это все делало космос менее доступным для исследования и использования во многих отраслях. Новый носитель позволит значительно расширить возможности для исследований и развития.

Планы и перспективы

Firefly Aerospace разработала свой идеальный баланс, который сделает космос более доступным, а ракеты окупаемыми. По подсчетам Макса Полякова и генерального директора компании Маркусика Тома производство будет эффективным, даже при запуске четырех ракет в год. Хотя по информации, которой поделился собственник Firefly Aerospace с порталом liga.net, планируется запускать каждый год двадцать четыре носителя и это вполне реально.

Основная цель Полякова состоит в том, чтобы каждый клиент мог осуществить свою летнюю миссию и запускать даже самую минимальную полезную нагрузку, одной из которых является CubeSats. Ограничение только крупными ракетами негативно сказывались на запусках и, сегодня компания планирует изменить эту ситуацию, предоставив возможность минимальным миссиям воспользоваться новой частной ракетой. Первый запуск нового носителя планируется уже в конце 2019 года. Перед этим Максим Поляков планирует проверить инновационную модель, а к 2021 году стабильно выпускать ежемесячно по две ракеты.

Партнерское сотрудничество Полякова

Но только частными компаниями Поляков не стал ограничиваться, у него есть уже договоренность об использовании Alpha на государственном уровне с правительством США. Уже есть контракты на новые исследования и разработки. Компания Firefly Aerospace рассматривает сотрудничество с ВВС США по использованию новой ракеты-носителя, но окончательных решений пока еще нет. Есть много вопросов относительно законодательных моментов, а также необходимо точно изучить технические стандарты. Для сотрудничества с ВВС необходимо полностью одобрить дизайн с более низкой себестоимостью и, по словам генерального директора компании, только тогда можно будет предметно об этом говорить.

Ссылка на основную публикацию