Принцип работы приводов для гаражных ворот

Устройство и принцип работы автоматики для ворот

Под воротами понимается механическая конструкция, вмонтированная в стене для ограничения и регулирования доступа на контролируемую территорию.

По устройству их можно условно разделить на:

механическую оградительную часть, прикрепляемую к строительным элементам здания или забора в составе стационарной и подвижной конструкции;

привод, осуществляющий операции открытия или закрытия створок ворот с фиксацией выполненного положения;

автоматику, управляющую работой основных частей приводной системы.

Строительные элементы ворот

По своему техническому исполнению современные конструкции, применяемые для установки в коттедже, даче, гараже монтируются по одному из следующих принципов:

1. распашные, выполняемые, как правило, двумя створками;

2. откатные, изготавливаемые единой сплошной дверкой, двигающейся по нижнему металлическому тавру или другому опорному профилю и поддерживаемые верхней направляющей;

3. подъемные, основанные на подъеме, чаще всего, с поворотом цельной двери;

4. секционные, состоящие из отдельных секций, собираемых в единую подвижную систему, перемещаемую по направляющим траверсам;

5. роллетные, создаваемые из относительно узких пластин, которые при обеспечении доступа сворачиваются в рулон, расположенный в коробе над входом.

Общий принцип работы каждой их этих систем показан на схеме.

Внешний вид и конструктивное исполнение всех типов демонстрируют фотографии.

Все подвижные элементы должны легко, без излишних усилий перемещаться по своим направляющим. Они требуют периодического контроля со стороны хозяина и отчистки, смазывания движущихся частей при необходимости.

Если створки будут тяжело перемещаться, то они создадут увеличенную нагрузку на привод и электродвигатель. В результате возникнут поломки системы.

Привода автоматических ворот

Во всех без исключения подобных конструкциях применяется два варианта управления створками:

1. вручную за счет мускульной силы человека;

2. автоматически с использованием электрической энергии.

Первый способ является резервным и применяется в исключительных случаях при неисправностях с поставкой электроэнергии, а второй — основным.

В конструкции привода в обязательном случае входят:

электродвигатель переменного тока 220 или постоянного 24 вольта;

механический червячный редуктор с коническими шестеренками для реализации самотормозящей системы блокировки от проворота извне;

кинематическая система передачи движения от электродвигателя на подвижные створки на основе шестеренчатых, цепных или ременных механизмов.

Для каждого типа ворот создаются свои индивидуальные привода, обеспечивающие различные виды движения исполнительного механизма на индивидуальные расстояния.

По принципу работы они подразделяются на:

линейные, стационарно закрепленные в одной точке и сдвигающие свой подвижный кронштейн по прямой линии внутри собственного корпуса. С этой целью часто используется вращение винта по двигающейся гайке либо ременная или цепная передача;

телескопические, состоящие из двух или более секционированных элементов, оборудованных внутренними ползунами, обеспечивающих раздвижение секций для перемещения конечного держателя;

рычажные, собранные системой блоков с рычагами;

гидравлические, используемые для наиболее ответственных конструкций с тяжелыми створками весом порядка 900 кГ или более и шириной 4,5 м, которые подвергаются интенсивной работе.

Привода, как и стационарная часть ворот с направляющей системой, жестко устанавливаются на поверхности надежно вмонтированных в фундамент строительных элементов. Поскольку люфты и перекосы подвижной системы при эксплуатации недопустимы, то углубление фундаментов под ворота и привода должно превышать глубину промерзания грунта в зимнее время.

Это обязательное требование для обеспечения качественной работы ворот. На него следует обращать внимание до начала монтажа и наладки автоматики. Иначе каждой весной придется исправлять строительные ошибки.

Система автоматики ворот

Управление работой створок в автоматическом режиме надежно происходит только тогда, когда все механизмы хорошо отлажены и проверены вручную. Поэтому ей занимаются на заключительном этапе строительства.

Автоматика может функционировать:

1. от стационарного пульта управления, расположенного, например, на стене здания;

2. дистанционно на основе передачи радиокоманд от мобильного пульта-брелока на приемник, управляющий выходными сигналами работой электродвигателя и других элементов;

3. от комбинации первого и второго способов.

Управление на основе дистанционных методов базируется на тех же принципах, что и для стационарно установленного пульта с обычными кнопками запуска и отключения простого электродвигателя. Только оно усложнено за счет решения дополнительных технических задач.

Работа автоматики от стационарного пульта управления

Привод ворот двигает створки на открытие или закрытие при подаче напряжения на электродвигатель и прекращает свое действие сразу после его отключения. Этот принцип заложен в работу блока автоматики.

Для своевременного и правильного управления приводом учитывается:

направление вращение ротора двигателя (до подачи напряжения);

момент остановки вращения по достижению створками конечного исходного положения;

безопасность движения створок в отношении появляющихся объектов внутри зоны их перемещения работающими фотоэлементами, например, предотвращение ударов створками по кабине въезжающего автомобиля;

превышение величины нагрузки на механизмы привода, способной вызвать их повреждение. Например, отодвигание выпавшего снега усилием привода перед распашными воротами может деформировать металлические детали рамы створок. Поэтому включенные в цепь нагрузки двигателя датчики тока зафиксируют излишнее усилие и снимут напряжение питания.

Дополнительными функциями стационарного пульта с блоком автоматики могут быть задачи:

включения источников искусственного освещения в зоне перед воротами или внутри гаража при плохой видимости;

подача сигналов о начале манипуляций со створками;

другие технические решения.

Для практической реализации этих задач на самом простом стационарном пульте устанавливают:

две кнопки с самоблокировкой подачи напряжения на пускатель (реле) с замыкающими контактами, через которые включается двигатель на открытие или закрытие створок (одна прямой полярности, а вторая — противоположной);

кнопку отключения «Стоп», создающую разрыв цепи питающего напряжения двигателя для остановки его вращения;

пускатель или реле с замыкающими силовыми контактами, через которые подается напряжение питания;

выходные контакты датчиков конечных положений створок, фотореле, контроля нагрузки и других.

Нажатие кнопок открытия или закрытия позволяет начать указанную операцию, а кнопки «Стоп» — прервать ее выполнение. Поскольку напряжение на схему подается через замыкающие контакты пускателя, то при обрыве цепей его питания любым из последовательно подключенных датчиков контроля процесс движения створок немедленно останавливается. В современных моделях блоков управления все чаще применяются фотоэлементы безопасности, постепенно вытесняющие контактные механизмы.

Подобные схемы могут создаваться на различной элементной базе, иметь незначительно отличающиеся алгоритмы.

Работа автоматики от дистанционного пульта управления

В этом случае применяется небольшое усложнение предыдущей схемы, которое состоит в подключении параллельно с кнопками управления электронных ключей. Они работают от сигналов приемника, который получает радиокоманды с передатчика пульта-брелока.

Эти приборы выпускаются весьма большим ассортиментом с различными функциями, внешним видом и элементами управления, но схожими принципами работы.

Расположение датчиков контроля и элементов силовой системы зависит от конструкции ворот и конкретных условий местности. Например, для использования распашных конструкций может быть принята следующая схема.

Фотоэлементы безопасности со всех сторон контролируют качество рабочего пространства. Для этого их устанавливают на столбе крепления стойки, стене, опорном столбике и настраивают для четкого охвата зоны въезда, контроля достижения створками конечных положений хода и исключения ими удара по внезапно появляющимся людям, животным или транспортным средствам.

Электрические привода каждой створки монтируются на крепежных опорах. Ключ выключателя схемы расположен с внутренней стороны стены около ворот.

Световая сигнальная лампа устанавливается для удобного освещения въезда. Приемник сигналов от передатчика, вмонтированный в блок управления, вместе с отдельным электроприводом закреплен на одной из опор стоек. Около него находится закрытая распределительная коробка с электрическими кабелями, соединяющими все вышеперечисленные объекты со стационарным пультом и вводным электрощитом с защитами.

Электропроводка прячется в кабельные каналы и защищается от случайных механических повреждений.

Передатчик команд, встроенный внутрь малогабаритного брелока, управляется от нажатия кнопок на корпусе и выдает в эфир через свою антенну закодированный радиосигнал определенной частоты, который воспринимает только приемник, вмонтированный в стационарный блок управления.

Принятая команда после обработки приемником поступает на один из электронных ключей и принимается им к исполнению. Дальше схема работает так же, как и от стационарного блока управления.

Чтобы с пультом-брелоком было удобно работать, его можно заранее настроить под разные алгоритмы. Например, открыть и закрыть створку ворот можно одинарным нажатием на кнопку управления или только двойным, выполняя повторные действия.

Для этого приемник и передатчик включают и программируют определенными манипуляциями кнопок на налаженном оборудовании. Электроника запоминает полученный алгоритм действий и впредь строго его выполняет.

В систему встраивается возможность отключения работы автоматики для управления воротами только в ручном режиме. С этой целью используется механический замок и ключ блокировки, располагаемые в удобном для пользования, но закрытом от посторонних месте.

Если же применяется другая система открытия створки, например, откатные ворота, то места расположения привода и автоматики претерпевают незначительные изменения, а принцип их взаимодействия остается прежним.

Надо только учесть конкретные условия конструкции, местности и запросы пользователя. Для откатных створок достаточно расположения всего двух фотоэлементов безопасности, а останов привода можно обеспечивать концевыми механическими выключателями.

Во всех схемах автоматики предусматривается система дублирования отдельных рабочих процессов, позволяющая резервировать защитные функции. Например, при отказе концевого выключателя остановки створки должна работать защита от перегрузки двигателя, которая прекратит работу привода и предотвратит поломку.

Автоматика ворот производственных предприятий

Организации, осуществляющие большой объем грузоперевозок и ограничивающие доступ постороннего транспорта на свою территорию, могут эффективно использовать описанные выше схемы, соединив их с системой охраны и видеонаблюдения.

Пример такой автоматики, работающей в комплексе системы управления допуска, показан на картинке.

За несколько десятков метров до подъезда к воротам в дороге устанавливается контрольная железобетонная плита, оснащенная датчиком давления. Последний срабатывает при наезде на плиту легкового автомобиля и другого более тяжелого транспорта. На вес проходящего человека и животных датчик не реагирует.

Информация о сработанном контакте датчика передается на блок управления ворот. Для этого может использоваться кабель-канал или радиосигнал. Первый способ реализуется чаще.

Сигнал в блоке управления обрабатывается и посылается на пункт охраны и должностному лицу администрации предприятия звуковой сиреной либо световым табло. При этом постоянно работающая видеокамера системы наблюдения фиксирует действия водителя. Информация доступна вахтеру и контролирующему лицу на мониторах компьютеров.

Водитель транспортного средства, подъехав к закрытым воротам, прикладывает свой служебный документ на право проезда к лобовому стеклу. Вахтер визуально проверяет разрешение на въезд и открывает автоматические ворота нажатием кнопок на стационарном пульте или использует для этого брелок. После проезда машины ворота закрываются.

При выезде автомобиля с территории предприятия вахтер проверяет документы на груз у водителя и выпускает его в рейс открытием створок.

В любой момент администратор имеет техническую возможность вмешаться в деятельность вахтера и открыть или закрыть ворота своим пультом дистанционно.

В результате использования автоматических ворот в системе контроля доступа разрешаются вопросы:

оперативной проверки документов у посетителей;

быстрого пропуска автомобильных средств на территорию, что исключает образование транспортных пробок;

хранения видеоинформации в компьютерной памяти о пропуске транспортных средств через ворота и действиях водителя и охраны;

организации контроля работы вахтера со стороны администрации.

Особенности выбора моделей

Среди производителей оборудования для автоматических ворот отсутствует единая терминология, существуют разногласия в технических терминах выпускаемой продукции. В маркетинговых целях часто элементы силовых частей, включая электропривода, относят к системам автоматики.

Это позволяет успешно продавать готовые комплекты приводов, пультов и всевозможных датчиков.

Секционные автоматические ворота и роллетные модели производители сразу выпускают в комплекте с приводами и настроенной системой автоматики, которые довольно просто монтируются на подготовленном здании. Вся их установка и настройка осуществляется в короткое время по разработанным инструкциям.

Однако, какие функции управления и автоматики заложены в конкретную модель, следует заблаговременно уточнять у продавца до покупки. Это позволит оптимально использовать их возможности без лишних трат денежных средств.

Искусственный интеллект нашего сайта решил, что эти статьи вам будут особенно полезны:

Конструкция, принцип работы секционных ворот для гаража их преимущества и недостатки

При строительстве гаража в частном доме каждый из хозяев сталкивается с выбором типов ворот. Среди отечественных автолюбителей наиболее популярными считаются распашные металлические ворота. Однако, проблема такой конструкции заключается в том, что для их открывания на участке должно быть достаточно места. Да и автоматизировать процесс открывания и закрывания створок практически нереально.

Читайте также:  Как сделать дымоход?

Другое дело – секционные ворота. Их изобрели сравнительно недавно – во второй половине прошлого столетия. И за этот короткий промежуток времени они завоевали достаточную популярность. В Европе и США такими воротами снабжены практически все гаражи, так как их использование очень удобно. Они занимают немного места, без проблем автоматизируются, хорошо сохраняют тепло. О том, как установить секционные ворота своими руками – далее в статье.

Конструкция и принцип работы секционных ворот для гаража

Принцип действия и характеристики секционных ворот довольно просты:

-Полотно, которое состоит из нескольких секций, движется по направляющим, установленным на раме и под потолком, а затем убирается вверх. Благодаря тому, что полотно ворот не цельное, а состоит из нескольких секций, оно легко убирается под потолок. Секции соединяются между собой при помощи шарнирных петель.

-Стандартные секционные ворота имеют 6-7 секций. Представляют они собой сэндвич панель. С наружной стороны она сделана из алюминия или оцинкованный стали, а с внутренней — может изготавливаться из пластика или стали.

-Внутренняя часть панели заполняется влагостойким утеплителем, таким как полиуретановая пена. Она не только заботится о сохранении тепла, но и несет звукоизоляционную функцию. «Ходят» панели благодаря роликам, которые установлены в боковых торцах каждой из них.

-Для отапливаемых гаражей толщина одной панели должна составлять 35-45 мм. Теплоизоляционные свойства таких секций сравнимы с кирпичной кладкой в 1,5 кирпича. Для холодных гаражей – достаточно толщины 20 мм. Толщина металла для секционных ворот 1,5 – 2 мм.

-На торцах панели устанавливается уплотнитель из пробки или резины. При закрытых воротах он заполняет пространство между панелями, препятствуя появлению мостиков холода.

-При установке секций максимальное значение зазора между ними принимается на уровне 4 мм.

-На торец самой нижней секции устанавливается эластичный материал, благодаря чему стальная секция не зимой не примерзает к полу.

-Привод секционных ворот крепится к потолку. Он может быт механическим или электрическим. Последний более предпочтительный, так как благодаря ему можно сделать автоматизированную систему.

Стандартные габаритные размеры секционных гаражных ворот, которые чаще всего устанавливаются в гаражах:

-Высота проема до 6 метров.

-Ширина проема до 7 метров.

-Ширина каждой панели не более 0,7 м.

Естественно, под заказ можно сделать ворота любого размера, однако, стоит помнить, что чем больше и тяжелее конструкция, тем больше вероятность её поломки или заклинивания. Если ворота заклинит, существует большая вероятность выхода из строя двигателя привода.

Преимущества и недостатки секционных ворот для гаража

В сравнении с цельнометаллическими распашными воротами, секционные имеют большое количество преимуществ:

-Они экономят место в гараже и во дворе. Чтобы открыть распашные ворота, необходимо большое количество свободного места. Распашные ворота невозможно открыть, если автомобиль припаркован вплотную к ним.

-Прекрасные эксплуатационные качества: теплоизоляция секционных гаражных ворот и их шумоизоляция. Благодаря применению технологии сэндвич панелей, секционные ворота отлично держат тепло и не пропускают звук. К тому же, несмотря на то, что они не цельные, а состоят из отдельных секций, они обеспечивают отличную гидроизоляцию.

-Универсальность. Секционные ворота можно с одинаковой эффективностью устанавливать на проем любой ширины.

-Противопожарная конструкция. При производстве панелей для секционных ворот используются только материалы, которые не поддерживают горение, что очень важно для локализации огня, а гараж – потенциально пожароопасное место.

-Красивый внешний вид.

-Длительный срок эксплуатации и простота ремонта. Если придерживаться рекомендаций по эксплуатации гаражных ворот, то срок их службы будет довольно долгим. Так, правильно установленные секционные ворота могут прослужить несколько десятков лет, а чаще всего ремонт их сводится к замене одной или нескольких панелей.

-Возможность автоматизации. Если массивные стальные ворота практически невозможно оснастить автоматической системой открывания, то более половины секционных ворот оснащаются автоматикой. Они могут открываться и закрываться при нажатии кнопки на брелке или реагировать на сигнал установленного в автомобиле треккера.

Установка секционных ворот для гаража своими руками

Основные моменты

Как правило, изготовлением деталей для монтажа секционных ворот занимаются специализированные компании. Изготовление секций и направляющих в домашних условиях – сложно выполнимая задача. Обычно такие изделия не долговечны за счет того, что подогнать направляющие с точностью до миллиметра, чтобы секции не заклинивало, без специального оборудования очень сложно. А вот монтаж этого механизма можно осуществить своими силами, тем самым сэкономив существенное количество средств.

Некоторые хозяева предпочитают покупать отдельные детали системы, которые уже были в эксплуатации, что снижает стоимость работ. Однако, это очень рискованно, так как может стать причиной разбалансированности всей системы. Лучше всего купить готовый комплект от одного производителя. Тогда процесс монтажа будет легче.

Комплект секционных ворот состоит из:

-Торсиона. Это устройство помогает возвращать полотно ворот в исходное положение.

-Механизмы открытия гаражных ворот.

Инструменты для сооружения секционных ворот:

-Перфоратор, дрель с набором сверл, в том числе для сверления бетона.

-Пистолет для установки заклепок.

-Молоток, набор отверток, канцелярский нож.

-Рулетка, угольник, карандаш.

-Средства индивидуальной защиты.

Поэтапный порядок работ

Порядок подготовительных работ:

1.Перед началом установки следует выполнить комплекс подготовительных работ. Установка секционных ворот возможна только на ровные поверхности пристенков и притолоки, которые должны находиться в одной плоскости.

2.Далее проводятся замеры высоты и ширины проема. Делается это в трех точках. За рабочее принимается самое большое значение.

3.Длина полотна, и, соответственно, количество панелей определяется в зависимости от высоты проема с запасом 500 мм для механических ворот и 1000 мм для ворот с электрическим приводом. В зависимости от этих параметров и заказывается комплект ворот.

Основные правила установки секционных ворот:

-Главным правилом при монтаже секционных ворот является точное соблюдение вертикальности проема и надежное крепление всех элементов системы. Даже миллиметровые перекосы недопустимы.

-Размер и тип крепежа, который применяется для монтажа, должен соответствовать рекомендациям завода-изготовителя, если он не поставлялся в комплекте.

-Для выравнивания направляющих недопустимо применение монтажной пены или деревянных клиньев, стальные прокладки – без компромиссов.

Порядок установки секционных ворот:

1.Процесс монтажа обязательно начинается с выравнивания пола, притолоки и пристенков. Они должны быть расположены строго по уровню и в одной плоскости. Места, где будет установлен каркас ворот, нужно оштукатурить.

2.После того как проем выровнен, необходимо нанести на него схем установки, которая включает места крепления профилей и направляющих.

3.Далее можно приступать к монтажу короба, который состоит из направляющих и нащельника. Перед этим в направляющей монтируется крепление для пружины. Крепежные болты нельзя сильно затягивать, в противном случае ворота будут открываться очень сложно. Направляющие соединяются нащельником, который будет препятствовать проникновению внутрь гаража пыли и влаги.

4.Чтобы в процессе установки направляющие не сыграли, внизу устанавливается распорная планка. Крепить каркас ворот необходимо надежно, так как на него придется наибольшая нагрузка.

5.Далее начинается монтаж верхних направляющих и размерной планки. Направляющие крепятся к потолку при помощи верхних подвесов.

6.Теперь можно приступать к монтажу панелей. Первой монтируется нижняя панель, на которую надевается резиновый уплотнитель. Панель устанавливается в короб и прикручивается к роликам направляющих.

7.После монтажа первой панели устанавливаются остальные. Скрепляются они между собой при помощи шарнирных петель. После того как полотно будет смонтировано, его подымают на высоту 1 – 1,5 м для того, чтобы они вошли в горизонтальный участок направляющих под потолком. Если они вошли без перекосов, направляющие надежно крепятся к потолку. Если нет, проводятся корректирующие действия до тех пор, пока полотно не станет двигаться без заминок.

8.Последним штрихом устанавливаются торсионная пружина и тросы, которые обеспечивают закрывание и открывание ворот. Ворота в гараж для двух машин устанавливаются по аналогичной технологии.

Тонкости выбора привода для гаражных ворот

Открывать гаражные ворота можно и вручную, но использование такого устройства, как привод, позволяет обеспечить настоящий комфорт и удобство. Не потребуется носить и связку ключей от различных замков – хватит одного брелока.

Особенности

Привод современного образца делится на две основные группы: поставляемые с автоматикой в комплекте и продающиеся без нее. Такое разграничение вполне оправдано, ведь оно позволяет выбрать самый подходящий тип и даже смонтировать его без посторонней помощи.

Чаще всего управление приводом производится с помощью:

  • центрального координирующего блока, использующего вынесенные наружу индикаторы положения ворот;
  • систем, распознающих наличие препятствий;
  • средств дистанционного управления: брелоков, приемников сигнала и пультов;
  • реверсивных электромоторов, систем питания и защищающих от перегрузки блоков;
  • крепежа, удерживающего приводы на поверхности опорных рам.

Все эти компоненты совершенно необходимы, а в зависимости от личных предпочтений и конкретной ситуации, они могут дополняться и другими деталями. Часть устройств оборудуется панелями для работы с бесконтактными картами либо клавиатурами для ввода кодов доступа.

Подъемные механизмы нужно ставить минимум на 2,5 м выше пола, чтобы автомобиль не повредил систему, а злоумышленникам тяжело было проникнуть внутрь нее.

Принцип работы

Приводы гаражных ворот напоминают пластмассовые коробки с габаритами 38х25х14,6 см, в конструкции используются длинные штанги либо пластиковые ручки. Внутри размещен лифт цепного или тросового исполнения, который как раз служит для затягивания панелей вверх.

Типичный электромотор работает на токе напряжением 24 В, минимальное сечение кабеля составляет 0,4х0,15 см, при этом подключают всегда заземляющие шины. Автоматика и привод часто оборудуются встроенными датчиками Холла, которые распознают встречу с преградой, но они существенно повышают нагрузки на движущуюся деталь. В результате удается сократить вероятность травмы пользователей либо деформации автомобиля.

Качественные аппараты позволяют поднять ворота за 1,5-3 минуты. Точное время определяется массой полотна и запрограммированными скоростями. Они способны приподнять даже четырехметровые конструкции.

Надежные системы отличаются использованием сигнальных ламп, которые позволяют обозначить угрозу. Стандарт предусматривает, что механизм способен выполнить сотню циклов работы, и ресурс его должен составлять минимум 5 лет до капитального ремонта.

Смонтировать аппарат можно самостоятельно, в комплект ведущих производителей всегда входит 100% требуемых деталей.

Дистанционное управление

Электропривод управляется очень просто, и настраивать подъемники возможно даже без помощи сервисных инженеров. Кто уверенно пользуется пультами для ТВ или современными стиральными машинами, сможет легко разобраться с таким оборудованием. Все приемопередающие устройства работают на частоте 434 МГц, а для большей защищенности используется кодирование роллинг-кодом. Инструкции указывают, что блокировать автоматику и привод нужно, если:

  • механизм за 3 или 4 открывания подряд останавливался средствами аварийной защиты;
  • появляется сигнальный код «аварийный сброс»;
  • если в момент опускания ворот нижний край встречается с преградой от 5 см и выше, а реверс автоматически не запускается.

При покупке лучше попросить продавцов показать действие ворот в последней ситуации. В случае отказа продемонстрировать такой нюанс, от приобретения стоит отказаться.

Советы по выбору

Производители из Германии традиционно выпускают качественные и надежные приводы для ворот гаражей. Фирма Came поставляет полноценные наборы за 12000-15000 рублей. При сравнении ее продукции с вполне устойчивыми и дорогостоящими изделиями из США, например, моделью Stanleyet 380, становится очевиден такой недостаток «американца», как отсутствие возможности заблокировать устройство на расстоянии, если сработает сигнализация.

Важно знать, что электроприводы для ворот гаражей требуют стабильного, высококачественного электроснабжения. Поскольку рассчитывать на добросовестность энергетиков особо не приходится, нужно приобрести эффективный стабилизатор напряжения. Только в таком случае можно использовать сварочный аппарат или иную мощную технику в гараже.

При покупке всегда нужно интересоваться, будет ли гарантия, и какой срок она действует. Профессионалы не боятся давать гарантийное обслуживание на 10-15 лет, потому что сами уверены в надежности и качестве выпускаемой продукции.

На автоматику также должно предоставляться пятилетнее гарантийное обслуживание.

Необходимо внимательно изучать инструкции, технические паспорта и сопроводительные документы, чтобы быть уверенным в отсутствии каких-либо проблем. Солидные производители приводов всегда оснащают свои изделия автоматическими системами какой-то одной фирмы. Если используется товар сразу нескольких поставщиков, тогда качество продукции окажется слишком низким, а гарантию, больше чем на год, никто не даст.

Читайте также:  Как называется люстра в театре

Также необходимо ознакомиться с отзывами в независимых источниках, проверить сеть обслуживания, так как при поломке, возможно, придется везти аппарат на другой континент, что очень неудобно и дорого.

Оценивая блок управления, необходимо обращать внимание на то, можно ли установить его в удобном месте, чтобы в случае необходимости всегда легко было управлять воротами вручную.

Ведь даже отсутствие пульта под рукой, потеря или выход его из строя не помешают выехать в нужный момент или оставить машину защищенной. Если какой-то производитель предлагает стопорящие устройства для створок бонусом к покупке, то это вполне весомое преимущество.

Механическая блокировка в большинстве современных систем полностью отсутствует. Перевод в режим ручного управления возможен в отсутствие электричества, однако запереть ворота не получится. Решением проблемы оказывается особая задвижка, которая способна заблокировать входное устройство, независимо от закрытого или открытого положения ворот. Желательно ориентироваться на автоматику, которая сама по себе защищена от скачков напряжения, ведь это не только экономичное приобретение, но и надежное, да и вся аппаратура получается компактнее.

Знакомясь с редукторами гаражных ворот, необходимо проверять их на количество переходников – усложнение конструкции лишь делает жизнь менее удобной. Дистанционное управление высокого качества всегда имеет единый пульт, не существует никакой потребности в использовании вспомогательных щитков.

Не нужно стараться купить очень дешевое устройство, даже если говорят про его широкие возможности. В конечном счете, расходы окажутся только выше, ведь недорогие приводы быстро выходят из строя и доставляют много неудобств.

Трехфазные приводы для гаражных ворот покупать частным лицам не следует, поскольку подобные машины предназначены для использования в промышленных объектах и в крупных транспортных парках. В отличие от однофазных систем они мощнее, не так сильно нагреваются, отличаются лучшими показателями КПД и значительным ресурсом.

Для секционных ворот с низким подъемом целесообразно применять цепные приводы, а вальный тип считается универсальным, но ворота потребуется дорабатывать. Необходимо запомнить, что запас мощности по сравнению с расчетными показателями должен составлять минимум 1/5 часть, в противном случае устройство окажется недостаточно надежным.

О том, как выбрать привод для распашных ворот, для самостоятельной установки, вы узнаете из следующего видео.


Привод для гаражных ворот, что такое, с чем его едят?

Не удивляйтесь такому названию статьи, мы решили рассказать, как правильно выбрать привод для гаражных ворот, непростая задача, тут потребуется для начала небольшой экскурс в историю вопроса.

Если говорить о типах и видах (об этом чуть ниже), всё станет ясно, как только Вы поймёте, для чего именно предназначен каждый из них, откуда разница, почему столько вариантов предлагают производители.

Задачи показать наше превосходство, в понимании вопроса нет, хотя мы эксперты. Есть желание, поделится знаниями, которые помогут принять правильное решение.

Исторический экскурс в историю механических (гидравлических) приводов.

Испокон века люди задумывались, как половчее открыть тяжёлые ворота. Одними из первых, которые этого требовали, были крепостные, очень тяжёлые, очень надёжные. Для подъёма конструкций использовали вороты с канатами. Крутишь ворот, канат наматывается (или цепь), тяжеленная конструкция поднимается вверх.

Первая механизация этого процесса известна со времён древнего Рима, когда посредством червячных передач, значительно усиливающих крутящий момент, удавалось поднимать очень тяжёлые вещи (ворота тоже). Эта конструкция применяется сегодня, с доработками, но без принципиальных изменений.

Следующим этапом стали раздвижные створки, которые такими механизмами открыть было нельзя. Тогда появились рычажные механизмы. Длинный рычаг, передающий усилие на короткое плечо приводился в действие рабами, или животными, многократно увеличивая первоначальное усилие. Такие приводы сегодня занимают второе место по распространённости.

После изобретения домкрата, одним из первых применения его стало открывание люков, а не поднятие тяжестей. Для этого его изобретали – открывание больших корабельных, очень тяжёлых люков. Впрочем, есть другие версии, но в кораблестроение это считается общим местом – фактом, который хорошо известен и документирован. Этот вид (гидравлический и электромеханический) так же применяется сегодня, получая всё большее распространение.

Немного физики, или приводит ли привод?

Физика, очень полезная наука. Она позволяет экономить там, где, казалось бы, её некуда приспособить. Но рассмотрим пример: «привод гаражных ворот». Продавец сообщил диаметр шестерней, крутящий момент, усилие на осях, максимальный вес полотна раздвижной створки ворот, расстояние на которое она будет отодвинута, цену и срок монтажа.

Это помогло Вам определится, насколько подходит этот вариант, если Ваши ворота раздвижные? Нам кажется, что это можно только принять к сведению.

Сдвинуть конструкцию технически может привод, который не рассчитан на такой вес, высоту, и расстояние, на которое будет сдвинута створка. Гораздо важнее понимать, применима ли именно эта версия механизма там, где она Вам нужна?

Простой вопрос. Какое давление на ворота площадью в 18 кв.м. окажет ветер скоростью 10 м/сек.?

А ветровое давление – самый главный враг именно раздвижных конструкций, поскольку привод расположен в верхней части, использует консоль, поэтому ситуация когда ветер ломает ворота в процессе открывания не редкость, если была допущена ошибка в выборе привода.

Остальные приводы также имеют свои особенности, тонкости, если хотите, давайте рассмотрим на примерах что, где и как стоит применять.

Типы и виды приводов. Принципы действия.

Если Вам понадобился привод для гаражных ворот, классификацию можно посмотреть в других наших статьях. Здесь мы подробно разберём основные отличия, которые позволят Вам понять, что именно нужно приобрести.

Все механические устройства этого класса можно условно поделить на три класса.

  1. Передача усилия для перемещения в горизонтальной (вертикальной) плоскости.
  2. Передача усилия для перемещения под углом до 90 градусов.
  3. Передача усилия на осевое вращение (под углами до 180 градусов).

Теперь немного подробнее.

  1. Данный тип привода, это электродвигатель, вращающий приводную шестерню. Вращение этой шестерни обеспечивает движение зубчатой рейки, цепи, ленты, троса, за счёт чего и происходит горизонтальное (вертикальное) перемещение крайней точки (если это лента, цепь, или трос) в которой установлена ограничительная шестерёнка, не дающая механизму закончив движение съехать с направляющих. Вариантов много, но принцип действия один – вал двигателя вращается, «цепь» движется, и отодвигает (поднимает) полотно ворот.
  2. В этом типе двигатель вращает шестерню, которая приводит в действие рычажный механизм. Это либо увеличение длинны выдвигаемого штока, либо поворотные механизмы, обеспечивающие передачу усилия на открываемое полотно ворот.
  3. Такие приводы монтируются на оси поворота, как правило, они скрыты поз землёй, и обеспечивают поворот по оси петель, что позволяет при грамотном расчете створок обеспечивать для распашных вариантов поворот створок до 180 градусов.

Все остальные типы приводов, разновидности, у любого из них принцип действия будет одним из трёх.
«Это отлично!», скажите Вы, но как выбирать привод гаражных ворот? Что дала эта информация? Давайте разберёмся.

Применимость различных типов приводов на простых примерах.

Сложно знать всё. Поэтому давайте на простых примерах рассмотрим, как работают эти механизмы, и чего от них ожидать.

Понимание как работает первый тип, даёт велосипед. Чем больше разница между звездочкой, на которой педали и той, что приводит во вращение заднее колесо, тем проще стронуть велосипед с места, или подниматься в горку. У спортивных моделей звёздочек на заднем колесе много, спортсмен переключает их по мере оценки усилия, которое необходимо передать на педали.

Здесь всё то же самое. Чем меньше рывков, тем долговечнее механизм, поэтому наиболее продвинутые модели оснащены системами плавного пуска и «двумя передачами».

Ряд моделей позволяет управлять мягкостью передвижения реек и цепей плавным повышением мощности двигателя (числа оборотов) после включения.

Отсюда вывод – данный тип стоит применять именно для раздвижных (подъёмных) конструкций, обратив особое внимание на решение проблемы «жёсткого старта» (обрыв цепи, истирание зубцов у рейки и пр.), управляемости мощности и числа оборотов. Запас веса не помешает, чем больше, тем более сильные ветровые нагрузки выдержит вся конструкция.

Понимание принципа работы второго типа, лучше всего даёт лопата.

Штык, это короткий рычаг, а черенок длинный. Относительно небольшое усилие на длинном рычаге создаёт очень большое усилие на коротком рычаге. Именно так действуют все приводы этого типа. Отсюда вытекают основные проблемы, которые стоит учесть при монтаже таких устройств.

Несмотря на защитную автоматику, первичные усилия могут быть значительными, поэтому для решётчатых ворот (или из тонкого металла, профнастила например), монтаж на полотно ворот недопустим! Необходимо предусмотреть (смонтировать при отсутствии) опорное место, которое позволит равномерно перераспределить усилие по всей створке, которую будет открывать привод.

Принцип работы третьего типа, также можно показать на примере лопаты. Воткните её в землю, а потом попробуйте не копать, а при помощи черенка повернуть её вокруг своей оси. Усилия придётся приложить такие, которые на порядок выше, чем в предыдущих типах, поэтому и специфика у этого варианта открытия ворот своя. Конечно, есть способы снизить усилия, и защитить механизмы, но всё равно, такого рода устройства применять стоит только там, где другие варианты невозможны.

Надеемся, теперь у Вас есть понимание, в чём принципиальные отличия различных механизмов открывания ворот, и как «на глазок» прикинуть, без сложных расчётов, что именно подходит лучше всего. Напомним, что подробную классификацию приводов можно почитать в другой статье, с основными характеристиками, на которые необходимо обратить внимание.

Автоматика для гаражных секционных ворот: как не ошибиться в выборе

Статья подготовлена при участии специалистов Группы компаний «АЛЮТЕХ»

Функционал «умного дома» — это перечень полезных опций и настраиваемых режимов работы бытового оборудования, призванных сделать нашу жизнь проще и комфортнее. Причем с течением времени из кухонь и жилых комнат современные устройства управления перекочевали во внутреннее пространство вспомогательных построек, хозяйственных помещений и, конечно же, гаражей.

В данном материале, вместе с профессиональными экспертами и обычными пользователями FORUMHOUSE, попробуем ответить на следующие вопросы:

  • Что представляет собой конструкция секционных ворот.
  • Почему качественные балансировочные пружины — это очень важно.
  • Стоит ли автоматизировать гаражные ворота и на каком этапе это лучше делать.
  • Какие параметры следует учитывать, выбирая автоматику.

Особенности конструкции секционных ворот

Стандартные секционные ворота представляют собой конструкции, закрывающие гаражный проем и состоящие из нескольких поперечных секций (панелей). В единое полотно секции объединяются посредством петель, которые формируют подвижные соединения. При этом полотно ворот поднимается и опускается по специальным направляющим. Благодаря такому устройству секционные ворота позволяют экономить пространство как внутри, так и снаружи гаража. Причем данные конструкции универсальны: их можно устанавливать как на промышленных объектах, так и в небольших частных гаражах, выбрав нужную серию (модель) изделия.

Балансировочные пружины: что это такое и какой тип пружин лучше выбрать

Благодаря механизму балансировки воротами удобно управлять как в автоматическом, так и в ручном режимах. Пружины компенсируют вес полотна, в результате усилие на подъем-опускание ворот эквивалентно усилию на поднятие груза массой не более 10 кг. При этом масса полотна ворот может составлять несколько сотен килограмм. Установка электропривода на сбалансированные ворота позволяет рационально использовать ресурс мотора, продлевая, тем самым, срок его эксплуатации. Есть два варианта механизма балансировки: с помощью пружин растяжения и с помощью торсионных пружин.

Пружины растяжения — классическое решение для секционных ворот небольшой массы и размера (как правило, ими комплектуются частные гаражные помещения). Пружины растяжения успешно применяются для ворот площадью до 8 м². Следовательно, если у вас небольшой гараж (до 3,5 м шириной и до 3,085 м высотой), то ворота с пружинами растяжения станут оптимальным решением.

Читайте также:  Как заменить ксеноновую лампу

Торсионные пружины применяются для ворот большей массы и размера. Например, для конструкций, устанавливаемых в гаражных помещениях на 2 автомобиля. Аналогичная система балансировки используется также на промышленных воротах. Гаражные ворота с торсионными пружинами применяются при ширине проема до 6 м, высотой до 3,25 м и площадью до 20 м².

В целом, оба типа пружин подбираются к воротам индивидуально, исходя из веса полотна и габаритов гаражного проема. Эксплуатационный ресурс у них одинаков, разница заключается в особенностях конструкции и стоимости.

Разница в цене — около 90 евро у них. Ворота с пружинами растяжения — однозначно дешевле. Ресурс пружин как торсионных, так и растяжения рассчитан на 10000 – 25000 циклов (согласно заявлениям производителей).

Нужна ли секционным воротам автоматика?

Ни для кого не секрет, что открывать и закрывать гаражные ворота можно как вручную, так и с помощью электропривода. Преимущества от использования автоматического управления не оценят, пожалуй, только ярые противники прогресса. Хотя вряд ли удастся в наши дни найти человека, который отказался бы от возможности открывать гараж одним нажатием кнопки на пульте управления.

Если в настоящий момент вы только выбираете тип управления воротами, то совершенно неважно, к какому типу людей вы себя относите: к консерваторам, не желающим переплачивать за автоматику, или новаторам, ценящим комфорт и собственное время. Делая выбор, руководствуйтесь соображениями практичности. Разница между стоимостью ручного и автоматического управления существенна, от этого никуда не деться. Однако, если вы все же не исключаете возможности установки мотора (даже в перспективе), лучше сделать это сразу. Таким образом, вы избавите себя от лишних хлопот в будущем.

Сколько места нужно для установки привода?

Для монтажа основных элементов электромеханического привода между проемом ворот и потолком должен быть достаточный запас свободного пространства.

Я строю гараж. Проем ворот будет представлять собой прямоугольник из швеллера — 100 мм. Итоговые габариты проема планирую такие: ширина 3 м и высота 2,25 м. Вопрос: какой размер ворот нужно заказывать, и какие еще параметры указывать, чтобы потом без проблем установить ворота и автоматику?

Подобными вопросами озадачено большинство пользователей, планирующих приобретать автоматические ворота. Заказными параметрами ворот являются исходные размеры проема. В данном случае следует указать следующие габариты изделий: 3000х2250 мм. Следует отметить, что размер полотна несколько больше, чем размер проема. Делается это для более плотной герметизации проема и улучшения теплоизоляции помещения.

Что касается дополнительных данных, представляем вашему вниманию основные параметры, которые помогут определиться и с необходимыми размерами ворот, и с моделью автоматического привода:

  • RM — высота проема ворот;
  • LDB — ширина проема ворот;
  • Н — высота притолоки (расстояние от верхней границы гаражного проема до потолка);
  • SL и SR — расстояния от краев гаражного проема до боковых стен.

Если сначала планируете установить только ворота, а автоматику докупить позже, то до момента заказа конструкций нужно как минимум проверить значение перемычки. Перемычка — это расстояние от верха проема до потолка. Она должна быть достаточной не только для установки ворот на первом этапе, но и для их последующей автоматизации. И, конечно же, лучше приобретать ворота и автоматику сразу в комплексе. В таком случае можно и на более выгодную цену рассчитывать (за выезд монтажников платим 1 раз) и все нюансы по установке предусмотреть. Например, наличие розетки для включения привода в сеть, аккуратный монтаж всей проводки и т.д.

В целом, по словам специалистов, для установки автоматизированных ворот, как правило, достаточно высоты притолоки 130-210 мм и бокового расстояния 125 мм. Но эти цифры могут меняться в зависимости от производителя, серии ворот, типа монтажа и т.д. Поэтому лучше уточнить требования к этим параметрам при заказе.

Что входит в комплект автоматики?

Базовый комплект для автоматизации гаражных ворот состоит из следующих элементов:

  1. Электромеханический привод, оснащенный электронным блоком управления. Производители гаражных ворот предлагают сразу нескольких моделей. Их характеристики зависят от площади проема.
  2. Направляющая рейка (цепная или ременная), длина которой зависит от высоты ворот. Различаются они не только конструкцией элементов, передающих тяговое усилие, но и эксплуатационными характеристиками: ременная рейка дороже цепной, но зато она тише работает.
  3. Пульты дистанционного управления.
  4. Монтажный набор.
  5. Руководство по монтажу и эксплуатации автоматики.

В плане установки автоматические ворота очень практичны. Инструкция — в картинках, поэтому сложностей с монтажом возникнуть у вас не должно. Более того, в интернете есть множество видеоинструкций как по установке ворот, так и по монтажу и настройке автоматики к ним. Ну, и на форуме всегда можем подсказать порядок установки.

Каким должен быть привод?

Если с пультами управления и монтажными наборами все предельно ясно, то на функциональных возможностях непосредственно привода следует остановиться более подробно. Итак, какими дополнительными качествами должна обладать автоматика?

Прежде всего, надежностью. Очень важно, чтобы все основные элементы привода были выполнены из качественного и прочного металла — это поможет продлить срок службы моторов.

Кроме того, автоматика должна быть удобной. Многим из нас знакома ситуация, при которой радость от удачного приобретения быстро сменяется разочарованием. Причиной этому является бесчисленное множество сложных настроек. Поэтому грамотные производители стараются сделать интерфейс настройки привода доступным для каждого.

Еще один важный нюанс, который стоит учитывать, — наличие возможности ручной разблокировки привода в случае перебоев с подачей электроэнергии. Помимо этого, проблем с открыванием и закрыванием ворот в экстренных ситуациях можно избежать путем подключения привода к резервному источнику питания.

Устанавливая ворота, стоит также позаботиться об их безопасной эксплуатации. Избежать случайных травм при подъеме и опускании полотна помогают амперометрическая система защиты, которая в автоматическом режиме предотвращает наезд ворот на препятствие. Также очень полезны в плане безопасности фотоэлементы, которые помогают предотвратить контакт движущихся ворот с автомобилем или человеком. Дополнительно привлечь внимание к движущимся конструкциям можно с помощью сигнальных ламп.

Итак, подведем итоги: если необходимость в установке автоматики для вас является очевидным фактом, то покупать ее необходимо вместе с воротами: не стоит предварительно экспериментировать с разного рода ручными подъемниками. Конструкция электромеханического привода, а также его мощность и технические характеристики должны полностью соответствовать размеру гаражных ворот и условиям их эксплуатации. Что касается дополнительных решений, призванных повысить безопасность гаражных ворот (сигнальные лампы, фотоэлементы и пр.), то необходимость их установки каждый определяет для себя сам.

В целом, выбрать и установить автоматические секционные ворота можно и самостоятельно, не обращаясь к помощи квалифицированных специалистов. Если этот вариант для вас, то советы от пользователей FORUMHOUSE помогут найти правильное техническое решение и с успехом реализовать его на практике. Более того, для тех, кто привык все делать своими руками, предлагаем видеосюжет об особенностях установки секционных ворот.


Приводы для автоматических ворот (автоматика): виды и главные особенности

В данной статье Вы узнаете какими бывают приводы или двигатели для автоматизации различных типов ворот.

Автоматика для секционных ворот

Секционные ворота очень популярны, потому что они удобны и просты в использовании. Установка автоматики позволяет значительно усовершенствовать их конструкцию. Это даёт возможность управлять положением ворот дистанционно, используя переносной автономный пульт, значительно экономит рабочее время и обеспечивает постоянный контроль доступа в помещение.

Электроприводы – это наиболее важная часть систем автоматизации. По принципу своей работы различают приводы вального и реечного видов. Выбор двигателя для установки на секционные ворота зависит от условий эксплуатации. Как правило, при установке легких секций для бытового гаража, используют электродвигатель реечного типа, который работает, двигаясь по направляющей шине.

А если в промышленных помещениях смонтированы тяжелые секции, то тогда применяют вальный электропривод, который на воротах больших размеров будет работать более эффективно.

Все электрические приводы маркируются самими производителями и отличаются своими техническими характеристиками. Подбор двигателя осуществляется по высоте и площади полотна устанавливаемых ворот, при этом надо обязательно учесть планируемую интенсивность работы механизмов. Когда известны все нужные технические данные, то только тогда осуществляется подбор устанавливаемого привода. Это обеспечит качественную и безаварийную работу всех систем автоматизации.

Сейчас практически все электродвигатели для секционных ворот уже на заводе-изготовителе сразу комплектуются встроенными в конструкцию приемником и блоком управления. По их выходным данным и устанавливаются эксплуатационные характеристики конкретного электропривода ворот.

Все приводы обязательно оборудуются тросовой или цепной системой ручной разблокировки, что позволяет в случае поломки вручную открыть или закрыть ворота.

Многие электроприводы комплектуются специальными аварийными аккумуляторами, что позволяет воротам функционировать даже при отсутствии электроснабжения.

Также при выборе электродвигателя следует обязательно учитывать температуру, на которую рассчитана его работа. Это особенно важно при эксплуатации ворот при нестандартных погодных режимах.

Привод для откатных ворот

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс открытия и закрытия откатных ворот требует применения значительных физических сил и затрат времени. Для его ускорения и упрощения применяют автоматические приводы. Их установка существенно облегчает эксплуатацию откатных ворот, сокращает время, необходимое для их открытия и закрытия. Практически весь процесс управления сводится к простому нажатию на кнопку дистанционного запуска привода. Качественная эксплуатация ворот в таком случае зависит от установленного электропривода.

Электродвигатель для автоматического привода откатных ворот непосредственно осуществляет процесс передвижения створки. Такой электродвигатель следует подбирать особенно внимательно. Правильно выбранная модель обеспечит безаварийную и долговременную работу систем автоматизации, позволит выдерживать заданный погодный режим и даже небольшие перегрузки. В приводы для откатных ворот ещё на заводе-изготовителе сразу монтируют приемник сигналов и блок управления.

Каждый электропривод имеет только свои, определенные изготовителем технические характеристики. Подбор осуществляется исходя из размера ворот, а конкретно от ширины проёма, где они будут устанавливаться. Также должен быть учтён вес и планируемая частота циклов открытия-закрытия. Используя все эти данные, и подбирается сам привод и система автоматизации к нему. Подбор осуществляется с некоторым запасом, чтобы электропривод не работал с перегрузкой. Для этого и существуют рекомендованные характеристики для каждого конкретного случая. Аналогично, как и при выборе автоматизированных систем для других механизмов, необходимо правильно определить класс защиты, а также верхний и нижний пределы температур, при которых планируется эксплуатировать электродвигатель. Так определяется стойкость механических и электрических систем всего электропривода к атмосферным воздействиям и другим внешним факторам. Блок управления следует выбирать уже с установленной системой ручной разблокировки и комплектом аккумуляторов резервного электрического снабжения, Такая комплектация позволит установленным механизмам функционировать даже в том случае, если произойдёт внеплановое отключение электроэнергии. При правильном выборе термозащиты работа ворот не будет зависеть от погодных факторов.

На видео: Как выбрать автоматику для откатных ворот?

Привод для распашных ворот

Все механизмы распашных ворот приводятся в действие электроприводами, которые и заставляют двигаться половинки (створки) ворот. В подобных конструкциях всегда устанавливается два привода, по одному для каждой створки. В настоящее время производятся двигатели, применяемые только для правой стороны или только для левой стороны. Также выпускаются универсальные модели, устанавливаемые на любую из половинок (створок).

Различают линейные и рычажные приводы для распашных ворот.

Электроприводы этих механизмов выпускаются с разными рабочими характеристиками. Выбор определяется весом и шириной половинок распашных ворот. Здесь следует учитывать, с какой интенсивностью они будут работать, какая будет ветровая нагрузка, чтобы сделанный выбор смог обеспечить бесперебойную эксплуатацию обоих электроприводов.

Как и в других моделях, рабочие характеристики систем автоматизации зависят от установленного блока управления. Как правило, все электродвигатели распашных ворот уже имеют встроенный блок системы управления и приемник командных сигналов. Также они могут комплектоваться аварийными аккумуляторами. Во всех моделях имеется возможность ручной разблокировки. Такая комплектация позволяет функционировать механизмам непрерывно, даже если внезапно обнаружится отсутствие энергопитания.

Ссылка на основную публикацию