Максим Поляков планирует делать по 8 ракет для частных полетов в Космос

В декабре 2019-го мы запустим в космос первую частную украинско-американскую ракету, — Макс Поляков

Одним из самых ярких моментов прошедшего недавно форума по выдвижению Петра Порошенко на второй президентский срок стало выступление бизнесмена Макса Полякова — он пригласил Петра Алексеевича на запуск первой частной украинско-американской космической ракеты, который запланирован на декабрь нынешнего года. Макс Поляков родился и вырос в Запорожье, здесь начинал карьеру предпринимателя. Он уже семь лет живет и работает в США, но часто бывает в Украине, ведь его компания Firefly Aerospace, создающая ракету, имеет завод и исследовательский центр в Днепре. Мы попросили Макса рассказать о себе и о своем пути к успеху, о том, что его, врача по образованию, подтолкнуло заняться космическим бизнесом, а также о том, каким он видит будущее нашей страны.

— Я был образцовым советским школьником: на отлично учился в физико-математическом лицее № 28, побеждал на олимпиадах по физике, математике, биологии, — говорит Макс Поляков. — Мой отец работал в структуре знаменитого «Хартрона» (ведущей в мире организации по разработке систем управления ракетно-космической техникой). Там он познакомился с моей мамой. Я собирался пойти по стопам отца, готовился к поступлению в один из самых престижных вузов бывшего Советского Союза — Московское высшее техническое училище имени Баумана. Когда развалился СССР, мне было 14 лет. Начался весьма непростой переходный период. Зарплата у папы упала в пересчете на валюту до пяти долларов в месяц.

Мама сказала, что физика и математика сейчас не прокормят. А вот врач при любой власти без копейки не останется. Посоветовала поступать в мединститут. Я так и сделал. В студенческие времена, в 1998 году, мне посчастливилось по межпарламентской украинско-канадской программе сотрудничества четыре недели провести в Канаде (за свои средства отправиться туда я бы не смог — только за авиабилет нужно было заплатить 500 долларов). Я увидел передовую страну, активно развивающую информационные технологии. Это перевернуло мое сознание постсоветского юноши и стало толчком к тому, что я занялся бизнесом, связанным с Интернетом. В 2000 году создал одну из первых в Украине аутсорсинговых фирм. Аутсорсинг — это когда заказчик берет твоих сотрудников в аренду, не нанимая их на работу. Я фактически сдавал в аренду программистов. Вскоре понял, что этот бизнес не для меня — он сродни торговле рабами.

Занялся поиском компаньонов для создания фирм по производству информационных продуктов, учился ведению бизнеса. Дело пошло, и через пару лет у нас был уже эффективно работающий холдинг.

— Когда вы заработали свой первый миллион?

— В 2006 году. Это были средства, вырученные от продажи компании в области аналитики. Но, знаете, копить деньги — это не мой подход. Почти все, что зарабатываю, вкладываю в новые проекты. Оставляю себе ровно столько, чтобы обеспечить нормальную жизнь семье.

— Часто бываете в Украине?

— Да, каждые два месяца приезжаю сюда на две недели. Жена не очень этим довольна, но понимает, что иначе нельзя. Я благодарен ей за это. Сейчас мы живем в США, у нас четверо детей. На лето всей семьей приезжаем в Европу.


* Макс Поляков показывает президенту Украины Петру Порошенко свое предприятие

— Что подтолкнуло вас к решению создать ракету?

Космическим бизнесом я со своей командой занялся три года назад. До этого мы открыли в Днепре компанию, которая выполняет заказы по анализу снимков Земли из космоса. Привлекли к работе в ней около 40 украинских математиков с учеными степенями. Кстати, мировой рынок продажи и обработки космических снимков оценивается сейчас в пять миллиардов долларов, и он будет расти и расти. Мы досконально разобрались, что именно на этом рынке наиболее востребовано. И решили сами делать снимки — так рациональнее, чем покупать у кого-то. Поэтому занялись разработкой собственных спутников, оснащенных высококлассной оптикой. Ну, а вслед за этим возникла идея создать собственную ракету — чтобы свои спутники выводить на орбиту и зарабатывать на отправке туда космических аппаратов заказчиков.

Изначально была задумка полностью сделать ракету в Украине. Однако наша страна одна из немногих, где частным компаниям это запрещено. Но им разрешается разрабатывать и производить комплектующие. Это подсказало окончательное решение: ракету делаем в США, при этом широкий спектр узлов и агрегатов (в том числе двигатели) разрабатываем и производим в Украине.

Но и в Соединенных Штатах, чтобы приступить к созданию частной ракеты, следует получить лицензии. А это требует времени. Поэтому мы присмотрелись к американской компании Firefly Aerospace, которая успешно занималась созданием ракеты, но осталась без денег и к тому же погрязла в судебных исках. Ее финансировал один из соучредителей Microsoft миллиардер Пол Аллен, к сожалению, уже покойный. Ракета Firefly Aerospace должна была стартовать на большой высоте (воздушный старт) с борта гигантского самолета Stratolaunch, который создали на средства Пола Аллена. Однако он охладел к ракетному проекту, прекратил давать на него деньги, вдобавок к этому одна компания обратилась в суд с исками к Firefly Aerospace.

В марте 2017 года мы ее выкупили, решили вопросы по искам. Я объяснил ведущему специалисту компании, что теперь ракету будем делать вместе с украинскими специалистами. Важно отметить: мы стали первой компанией, получившей от Государственного департамента США разрешение на совместную с Украиной разработку новой ракеты.

Мы вошли в число 20 компаний мира, которые создают частные ракеты.

— Есть уверенность, что выдержите конкуренцию с ними?

— Да. Дело в том, что большинство из них делают суперлегкие ракеты, длина которых восемь метров. Мы же — гораздо большую, 30-метровую. Это выгоднее: вывод на орбиту одного килограмма груза на суперлегкой ракете стоит около 100 тысяч долларов, на нашей — всего восемь тысяч долларов. Так что наше детище самое конкурентоспособное. Рассчитываем, что в ближайшие пять лет будем иметь львиную долю заказов на рынке запуска на орбиту спутников весом до 500 килограммов.


* Так будет выглядеть ракета Firefly Aerospace. Ее пуски планируется проводить с космодрома, расположенного в Калифорнии

— Испытательные старты вашей ракеты планируете проводить?

— Нет, первый же ее полет станет коммерческим. Так же поступил Илон Маск со своей ракетой Falcon 9 (Сокол). Напомню, что первые три старта Falcon 9 закончились катастрофами, но спутники были застрахованы, и страховые компании возместили ущерб.

— В декабре на первой ракете отправите на орбиту собственные спутники?

На ней полетят аппараты компании Airbus (кстати, она забронировала места на 16 наших ракетах). Вес каждого из этих спутников — 210 килограммов. Для потенциальных заказчиков важно, что наша ракета сможет доставить их космические аппараты именно на ту орбиту, которая им наиболее подходит.

Строим сейчас три собственных спутника, отправим их в космос в начале следующего года на своей ракете. Как они будут называться, еще не решили.

— С какого космодрома намерены проводить запуски?

С Военно-воздушной базы США Ванденберг, штат Калифорния. На расположенном там космодроме есть несколько старых стартовых площадок, одну из них отдают нам. Вскоре подпишем договор с губернатором о финансировании штатом достройки этой площадки.

Кстати, в Украине негде строить классический космодром со стартовыми площадками, расположенными на земле. Дело в том, что у нас нет обширных незаселенных районов на которые бы могли падать отработанные первые ступени ракет. Поэтому в нашей стране возможен только воздушный старт — с борта летящего самолета.

— У вас есть увлечения, помимо бизнеса?

Коллекционирую вещи, имеющие отношение к космонавтике (в офисе Полякова стоят макеты космических ракет и кораблей, лунохода. — Авт.), а также литые фигурки из чугуна.

А еще занимаюсь наукой. На апрель намечена окончательная защита моей докторской диссертации по экономике знаний. Кроме того, у меня есть несколько десятков патентов. Я планирую выложить их в открытый доступ. Кстати, так же поступил со своими патентами Илон Маск.

— Занимаетесь благотворительностью?

Деньги мы не раздаем. Мне не нравится классическая благотворительность, когда бизнесмены всю жизнь зарабатывают миллионы, а то и миллиарды долларов, а в преклонном возрасте создают нечто вроде Фонда Билла и Мелинды Гейтс, который просто жертвует на те или иные цели. Мы предпочитаем давать не рыбу, а удочку: финансируем проекты, которые помогают молодежи развиваться. Например, вкладываем средства в научно-технические фестивали для школьников, провели во Львове вначале европейский чемпионат по ракетомодельному спорту, а затем мировой. Возьмем на себя расходы по поездке украинской команды на ракетный фестиваль, который состоится в марте в США в штате Техас. На собственном опыте знаю, насколько важны подобные поездки для молодых людей.

В ближайшие два года полностью реконструируем планетарии в Днепре, а также Музей космонавтики имени Королева в Житомире. За образец для них возьмем музей авиации и космонавтики мирового уровня в американском городе Сиэтле. Основную его часть составляет зона, в которой посетители (обычно это школьники и молодежь) могут прикасаться к экспонатам, брать их в руки, опробовать. Например, ощутить, что такое лунная пыль и как работает магнетизм…

Мы вложим в эти проекты внушительные суммы, но не станем годами оплачивать текущие расходы планетариев и музея — у нас уже есть бизнес-схема, которая позволит после капитальной реконструкции сделать эти научно-технические центры самоокупаемыми.

— Что бы вы могли посоветовать молодым людям, которые стремятся добиться успеха в жизни?

Верить в себя. Убежден, что мысль рождает бытие. Поэтому ты должен поставить перед собой цель и делать все, что в твоих силах, для ее достижения. И тогда найдутся правильные соратники, станут доступными денежные средства для воплощения твоих идей. И потом сам удивишься, что тебе все удалось. Как я удивляюсь тому, что мне, врачу, оказался под силу ракетный проект.

Но нужно ежеминутно помнить: успех возможен при ответственном отношении к делу, которым ты занят, и предельной требовательности к себе. Я никогда не бываю полностью доволен собой, корю себя за малейшие просчеты, за то, что что-то не успел сделать или сделал недостаточно хорошо. Это очень мощный стимул не останавливаться на достигнутом, двигаться вперед.

И вот еще что. Когда человек достигнет успеха, важно не стать рабом золотого тельца — не начать скупать яхты, самолеты, дома, предметы роскоши. Бери только то, что нужно для нормальной жизни, а все остальное пускай в дело.

Кстати, о молодежи. Сейчас форсированными темпами создаем в Днепре технический вуз, который будет готовить специалистов для нашей компании. А в США в Техасском университете мы открыли минувшей осенью кафедру ракетостроения. Она будет тесно сотрудничать с нашим будущим университетом в Днепре.

— Как вы считаете, что самое главное для человека в жизни?

Читайте также:  Что такое закладная деталь в строительстве

— Больше десяти лет назад ответить на этот вопрос мне помог один замечательный человек — Игорь Григорьевич Ханин из Днепра, всю жизнь проработавший в военно-промышленном комплексе. Ему сейчас 80 лет. Он подарил мне четыре стенда, на каждом из которых размещено по четыре макета ракет. «В каждую из них я вложил душу, — сказал Игорь Григорьевич. — Когда придет мое время умирать, я буду четко знать, что сделал в жизни — эти ракеты. Ты, Максим, доживешь до моего возраста и, наверное, переживешь меня. Но уже сейчас думай, с чем дойдешь до роковой черты, — чтобы, когда приблизишься к ней, мог четко ответить, что было „ракетами“ в твоей жизни». У меня тогда еще и в мыслях не было, что займусь космическим бизнесом и слова о ракетах лично мне следует воспринимать буквально.

— На ваш взгляд, какое будущее ждет Украину?

— Я смотрю на перспективы Украины с оптимизмом. Президент Петр Порошенко сказал, что мы строим страну счастливых людей. Уверен: это станет реальностью. С каждым моим приездом в Украину я замечаю перемены к лучшему: люди в Украине становятся все более ответственными, предприимчивыми, доброжелательными. Это относится не только к бизнесменам или программистам, но и к рабочим, которых я вижу на наших заводах. Все больше встречаю людей, которые искренне радуются чужим успехам. А это дорогого стоит.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о первом в истории космическом отеле, который обещает до 2021 года построить частная американская компания Orion Span. Тем временем Илон Маск показал космический корабль, который доставит людей на Марс.

О судьбе идеи ядерного ракетного двигателя для полётов в глубокий космос

США намерены превратить Луну и лунную орбиту в сферу своих военных интересов

Американское агентство оборонных исследований DARPA выделило в своём бюджете на 2021 год $158 млн. на космические программы и технологии, связанные с лунной программой, в том числе с созданием ракеты с ядерным двигателем для операций в глубоком космосе, а также между Землёй и Луной.

Заказчиком для создания ракеты с ядерным двигателем являются ВВС США. Это означает, что США собираются превратить Луну и лунную орбиту в сферу своих военных интересов. Американский военный портал Breaking Defense пишет о том, что эта программа является прикрытием военных амбиций Пентагона. Основой для работы двигателя DRACO-21 должен стать низкообогащённый уран-235 (от 5 до 20 процентов).

Разработки космической ракеты на ядерном двигателе США велись ещё в 1960-х годах в так называемой Зоне 25 (рядом со знаменитой Зоной 51) на полигоне в пустыне Невада. В 1961 году NASA совместно с Комиссией по атомной энергии разработало идею применения ядерных ракетных двигателей (ЯРД) для полётов в космос.

Бывший конструктор гитлеровских ракет ФАУ Вернер фон Браун, ставший отцом американской космонавтики, рассчитывал, что благодаря ядерным двигателям первые пилотируемые миссии на Марс состоятся уже в 1980-х годах. Проект создания ЯРД для космических аппаратов был назван NERVA (Nuclear Engine for Rocket Vehicle Application).

Почти все исследования по проекту NERVA проводились в Лос-Аламосской лаборатории. NASA планировало использовать ракету с ядерным двигателем для полёта к Марсу в 1978 году и к постоянной лунной базе в 1981 году.

Ракеты с NERVA также предполагалось использовать как «буксиры» для снабжения нескольких космических станций на орбитах вокруг Земли и Луны. Эта ракета стала бы также атомной верхней ступенью ракеты «Сатурн», что позволило бы выводить на низкую околоземную орбиту до 154 тонн полезной нагрузки.

В ходе испытаний общее время работы ядерного двигателя составило 115 минут, было проведено 28 пусков. NASA заявило, что «ядерный двигатель подходит для применения космической техники и в состоянии работать с удельным импульсом в два раза большим, чем химическая система». Двигатель считался пригодным для полёта на Луну и на Марс.

Однако в конце 1960-х Америка погрузилась в глубокий политический кризис, и исследования глубокого космоса были отложены в долгий ящик. Администрация Ричарда Никсона сначала сократила, а затем прекратила финансирование работ по космической ракете с ядерным двигателем. Вместо ракет с ЯРД в США начали программу создания космических челноков.

Ограниченные возможности ракетных двигателей на химическом топливе стали ясны ещё в 1950-х годов, до начала первых космических полётов. Для дальнего космоса эти двигатели были малопригодны.

Уже тогда были проведены исследования, которые показали, что космический аппарат с ядерным двигателем может добраться до Марса чуть более чем за месяц, до далекого Плутона всего за два месяца, до звезды Альфа Центавра за 12 лет, а до Эпсилона Эридана за 24,8 года. То есть ЯРД сделал бы возможным пилотируемые полёты к звездам, а полёты к планетам Солнечной системы стали бы обыденными.

Впервые идея использования ракет с ядерными двигателями была выдвинута в Советском Союзе. В 1955 году академик Мстислав Келдыш выступил с инициативой создания ракетного двигателя особой конструкции, в которой источником энергии выступал бы ядерный реактор. Проработку идеи поручили НИИ-1 Минавиапрома, а руководителем работ стал талантливый конструктор Виталий Иевлев.

В кратчайшие сроки советские учёные предложили несколько вариантов перспективного ЯРД. В 1958 году постановлением Совмина СССР ответственными за разработку ЯРД были назначены М.В. Келдыш, И.В. Курчатов и С.П. Королёв. К работам были привлечены несколько десятков научных и проектных организаций. Планировалось участие и министерства обороны.

В августе 1978 года на Семипалатинском полигоне были проведены успешные испытания ЯРД. В их ходе реактор постепенно выводился на мощность 24, 33 и 42 МВт. В начале восьмидесятых годов состоялись испытания двух более мощных ЯРД. Они показывали мощность до 62-63 МВт.

Однако в середине 1980-х годов основные работы по тематике советского ЯРД были прекращены. Промышленность уже тогда могла начать разработку разгонного блока или иной ракетно-космической техники под ЯРД, получивший название РД0410, но началась горбачёвская «перестройка», поставившая крест на советской программе освоения дальнего космоса. К 1988 году все работы по теме космических ЯРД были свёрнуты.

К тому времени Конструкторское бюро химавтоматики в Воронеже уже успело изготовить полноценный двигатель РД0410, пригодный для установки на будущий разгонный блок космической ракеты-носителя. Однако этот перспективный ядерный двигатель остался невостребованным.

Современные технологические достижения дают возможность использовать обедненный уран, что гораздо безопасней.

С 2010 года в России начались работы над проектом «ядерной электродвигательной установки» (ЯЭДУ) мегаваттного класса для космических транспортных систем. Разработку вел московский Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля (НИКИЭТ).

На начало 2016 года было завершено эскизное проектирование, создана проектная документация, завершены испытания системы управления реактором, проведены испытания ТВЭЛ, корпуса реактора, полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки, но эти достижения оказались напрасными.

В сентябре 2015 года Роскосмос решил не тратиться на создание космических аппаратов с ядерной электродвигательной установкой. Запланированная опытно-конструкторская работа «Разработка и наземные испытания ключевых элементов и технологий ядерных энергодвигательных установок для межорбитального буксира и межпланетных космических аппаратов» (ОКР «ЯЭДУ») была вычеркнута из проекта Федеральной космической программы на 2016–2025 годы (ФКП-2025).

А ведь уже к 2017 году НИКИЭТ планировал построить реактор для будущего ядерного двигателя. Головной организацией по созданию самой энергодвигательной установки был ФГУП «Центр Келдыша». А транспортный модуль должна была строить РКК «Энергия».

Причина свёртывания программ исследования дальнего космоса, невозможных без создания ракет на ЯРД, известна. В 2015 году во главе Роскосмоса был поставлен «эффективный менеджер» Игорь Комаров, не имевший профильного образования. Через четыре года его сменил журналист Дмитрий Рогозин…

Время было потеряно, и уже вскоре компания «рекламщика и пускателя пыли в глаза» Илона Маска добилась более дешёвой (в сравнении с российскими ракетами) цены вывода на орбиту полезного груза, а SpaceX сделала больше гражданских пусков, чем Роскосмос.

Работы по созданию ЯРД всё же возобновлены, однако отставание от американцев не сократилось. В 2020 году Роскосмос планирует испытать лишь макет космического ядерного двигателя. Буксуют программы создания новых ракет-носителей, которые должны быть первыми ступенями космических кораблей, отправляющихся в глубокий космос.

Сейчас к разработке ядерных двигателей для космических полётов приступил Китай. В ноябре 2017 года Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (China Aerospace Science and Technology Corporation) опубликовала программу развития космической программы КНР на 2017-2045 годы, предусматривающую создание многоразового корабля, работающего на ядерном ракетном двигателе.

Так что с «эффективными менеджерами» Россия может отстать в стратегических программах военного космоса не только от Америки, но и от Китая.

«Роскосмос» vs SpaceX: кто побеждает в космической гонке

​Американская компания SpaceX Илона Маска, действующая в области космической индустрии и в начале февраля 2018 года относительно успешно запустившая сверхтяжелую ракету Falcon Heavy, в 2017 году впервые обогнала «Роскосмос» по количеству гражданских пусков. РБК сравнил успехи и провалы российской госкорпорации и ее американского частного конкурента за последние восемь лет.

Единственной полезной нагрузкой ракеты Falcon Heavy, запущенной 6 февраля с мыса Канаверал в 15:45 по местному времени (23:45 мск) и способной вывести на орбиту почти 64 т груза, стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. При старте аудиосистема электромобиля играла песню Дэвида Боуи Space Oddity, эта дорожка включалась и на трансляции пуска. На экране, встроенном в приборную панель автомобиля, во время запуска горела надпись «Не паниковать!».

После старта два боковых ускорителя ракеты успешно отсоединились и спустя восемь минут приземлились на посадочные платформы. Видеотрансляция их одновременного приземления стала одним из самых зрелищных моментов запуска. Центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился. Маск пояснил позже, что это произошло, вероятно, из-за того, что закончилось топливо.

Читайте также:  Технология лазерной резки металла

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.

Опрошенные РБК эксперты отмечали, что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» назвали запуск Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967–1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров. В 2018–2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков. У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков, один из которых оказался неудачным. Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.

Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Эксперты в разговоре с РБК отмечали, что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету. По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники». Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».

Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков

Сверхлегкая многоразовая ракета, которую разрабатывают российские ученые, доставит на 200-километровую орбиту Земли микро- и наноспутники. Стоимость отправки одного килограмма груза составит $10-20 тыс., что заметно дешевле, чем у ближайших конкурентов. Этого удалось добиться за счет упрощенной одноступенчатой конструкции носителя и инновационного метанового двигателя с соплом новой конфигурации — он не теряет тягу при изменении высоты полета. Стартовая масса шаттла составит 15 т при полезной нагрузке в 250 кг. Создать готовую версию планируется в 2025 году.

Сопло на высоте

Приоритетом для создателей сверхлегкой ракеты стала минимальная стоимость доставки груза на орбиту, которую планируют довести до $10-20 тыс. за килограмм. На аналогичной по массе ракете «Электрон», разработанной американской компанией Rocket Lab., один килограмм полезной нагрузки обойдется заметно дороже. Так что новинка имеет хорошие шансы быть конкурентоспособной на рынке.

Добиться подобных результатов инженеры рассчитывают с помощью одноступенчатой схемы, для реализации которой необходим особый ракетный двигатель.

— Как правило, такая схема не используется в ракетостроении, поскольку существующие двигатели могут работать с максимальной отдачей только на определенных высотах. На прочих этапах полета они теряют тягу, — рассказал представитель компании «ВНХ — Энерго» Павел Чернышов. — Мы создаем всережимный двигатель внешнего расширения, который способен работать с сопоставимой тягой в течение всего времени, что носитель выводится в космос.

По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Ловаля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю. Она имеет меньшую склонность к развертыванию в обратном направлении и созданию обратной тяги, негативно влияющей на КПД. Кроме того, данная особенность предохраняет элементы конструкции шаттла от воздействия реактивной струи без необходимости использования защитных экранов.

Хвостом вперед

Первую ступень ракеты, в составе которой будет находиться инновационный метановый двигатель, планируется сделать многоразовой.

— Благодаря этому мы рассчитываем не только снизить стоимость запуска, но и уйти от необходимости иметь большие поля отчуждения, на территории которых обычно разбиваются отделившиеся части, — пояснил заместитель соруководителя ассоциации «Аэронет» Павел Булат. — После отсоединения первой ступени на высоте около 100 км секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой в 200 км с помощью небольшого разгонного блока.

По словам эксперта, возвращаться с орбиты ступень будет хвостом вперед — с помощью раскрывшихся специальных решетчатых крыльев, которые стабилизируют полет и частично погасят скорость. В конечной фазе она будет плавно опускаться на землю на парашютах или задействовав двигатель.

Запуск ракеты SpaceX

После успешной посадки двигатель новой ступени можно использовать повторно, поскольку за счет пониженной склонности к нагреву его ресурс составит около 30 пусков.

— Мечта об одноступенчатой ракете, способной взлетать и садиться без потери элементов конструкции, появилась еще в самом начале космической эры. Однако осуществить ее в то время не удалось из-за недостаточного уровня развития технологий, — рассказал генеральный директор компании Lin Industrial Александр Ильин. — В рамках нового российского проекта такой носитель может быть создан, поскольку проект подразумевает использование множества современных технологий. В числе которых и двигатель с соплом внешнего расширения, аналог которого пока не применяется на серийных образцах космических ракет.

По словам эксперта, подобная новация выглядит намного более эффективной, чем копирование концепции SpaceX, которое поставило бы российских инженеров в положение отстающей стороны. Таким образом, создание носителя позволит России не только получить новую систему, но и наработать технологии для последующего совершенствования легких ракет.

Точно в срок

Собеседники «Известий» высказались и о рыночных перспективах новинки.

— Сегодня малые космические аппараты в основном работают на низкой околоземной орбите, что делает данный сегмент рынка запусков очень емким: в год это сотни спутников, которые предназначены для выполнения коммерческих, научных и образовательных задач, — пояснил директор по маркетингу компании Sputnix Анатолий Копик. — В отличие от миссий с большими носителями запуски сверхлегких ракет позволят заказчикам не подстраиваться под время отправки основной полезной нагрузки, а выводить аппарат сразу на целевую орбиту.

Конференция «Баркемп 20.35»

Проект по разработке ракеты был представлен на конференции «Баркемп 20.35», организованной Национальной технологической инициативой в Санкт-Петербурге.

Стартовая масса носителя составит 15 т при полезной нагрузке 250 кг. Создать его готовую версию планируется в 2025 году. По предварительным оценкам, общая стоимость проекта по созданию носителя — около 12-14 млрд рублей. По мнению экспертов, инвестиции можно будет вернуть всего за 12 запусков.

Макс Поляков: запуск первой частной украино-американской ракеты состоится в декабре 2019 года [ Редактировать ]

Фото: Макс Поляков – бизнесмен развивающий украинский космос

В начале года, в рамках предвыборной кампании Петра Порошенко состоялся форум “От Крут до Брюсселя: мы идем своим путем”. Одним из ярких моментов мероприятия стало выступление бизнесмена Макса Полякова. Украинский владелец американской аэрокосмической компании FireFly Aerospace рассказал о предстоящем запуске первой частной ракеты-носителя, созданной совместными усилиями специалистов из Украины и Соединенных Штатов.

Знаменательное событие должно произойти в декабре 2019 года на космодроме базы ВВС США Вандерберг и положить начало развитию частного космоса в Украине, как одной из наиболее перспективных отраслей украинской экономики.

История одного бизнесмена

Макс Поляков родился в Запорожье в семье инженеров. Отец и мать работали на Хартроне, крупнейшем предприятии ракетно-космической индустрии. Макс Поляков рос образцовым школьником и студентом. Увлекался точными науками, биологией. По стопам родителей не пошел, а по настоянию матери, поступил в медицинский.

“Физика и математика сейчас не прокормят, а врач при любой власти без копейки не останется”, – вспоминает ее слова Макс Поляков.

В конце 90-х в рамках межпарламентской программы сотрудничества студент оказывается в Канаде и проводит там целый месяц. Контраст, с которым столкнулся Макс Поляков, попав в развитую страну, перевернул его сознание и подтолкнул к созданию собственного бизнеса. Уже спустя два года Макс Поляков организовывает в Украине свою первую компанию в сфере интернет-маркетинга.

Забыв о карьере врача, молодой человек начинает учиться бизнесу. В 2006 году напористость и целеустремленность приносят ему первый миллион. Бизнесмен не любит копить деньги, или растрачивать их на предметы роскоши, он вкладывает их в новые начинания.

Почему космос?

В 2012 году, имея за плечами ряд успешных проектов, Макс Поляков переезжает в США, но об Украине не забывает. Теперь он организует совместные украино-американские проекты, более масштабные и прибыльные. Первым из них становится EOS Data Analytics. Компания проводит анализ снимков земной поверхности, сделанных со спутников. Макс Поляков привлекает к работе над проектом более 150 специалистов в области математики, анализа геоданных и программинга. Вместе они создают инновационный продукт EOS Platform, состоящих из 4 облачных сервисов, позволяющих в доступной для простого обывателя форме анализировать и обрабатывать информацию со спутников.

Большие перспективы, которые увидел Макс Поляков в развитии рынка ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли), сегодня начинают приносить ему первые дивиденды. Решения EOS становятся все больше востребованы по всему миру, ими пользуются, как частные, так и государственные компании, бизнес, общественные организации, единичные пользователи.

Читайте также:  Как установить рольставни

Поскольку данные для EOS Platform берутся с орбитальных спутников, Макс Поляков решает заняться созданием собственных сателлитов, оснащенных суперсовременной оптикой, чтобы не покупать дорогостоящую информацию на стороне.

Ну, и вполне логично, что имея собственные спутники, хорошо бы иметь и собственные ракеты, доставляющие их в космос.

Как создавались ракеты FireFly?

Сначала Макс Поляков хотел делать ракеты в Украине, но столкнулся с непреодолимым препятствием в виде украинского законодательства, запрещающего частный космос. Тогда было решено строить ракету в США, но большинство комплектующих создавать на украинских мощностях. Легендарная советская космическая индустрия оставила после себя мощную материально-техническую и интеллектуальную базу, немалую часть которой унаследовала Украина.

Справедливости ради, в США с частным космосом тоже не все просто. Требуется государственная лицензия, получение которой – долгий кропотливый процесс. Проще купить компанию, у которой такая лицензия уже есть. И в 2017 году Макс Поляков такую компанию находит. У молодой FireFly Space Systems на тот момент было уже 2 прототипа ракет-носителей, но не осталось денег, чтобы закончить их разработку. Главный инвестор, соучредитель Майкрософт Пол Аллен внезапно прекратил финансирование компании, чем поставил ее на грань выживания.

Макс Поляков решил все финансовые проблемы FireFly и компания продолжила разработки ракет, но уже при поддержке украинской стороны. В начале 2018 года в Днепре был открыт научно-исследовательский центр FireFly, разрабатывающий компоненты ракет и спутников. Это значительно ускорило создание ракет и улучшило их характеристики.

Сегодня FireFly Aerospace, так теперь называется бывшая FireFly Space Systems, входит в двадцатку мировых компаний, создающих частные ракеты.

Выдержит ли FireFly Макса Полякова конкуренцию на мировом рынке?

На вопрос, сможет ли FireFly достойно конкурировать с соперниками, Макс Поляков дает однозначный утвердительный ответ. По его словам, большинство конкурентов делает супер легкие ракеты длинной до 8 метров, тогда как FireFly – 30-метровые. Это выгоднее: так как делает стоимость отправки 1 кг груза на орбиту дешевле. Для сравнения, ракета компании RocketLab Electron поднимает всего 250 кг на низкую околоземную орбиту (НОО) и 150 кг на на солнечно-синхронную (ССО). Доставка ею 1 кг груза обходится приблизительно в 30 тысяч долларов.

Фото: Макс Поляков сообщил что украино-американские ракеты полетят в 2019

Малая ракета FireFly Alрha имеет грузоподъемность до 630 кг на ССО и до 1 тонны на НОО и стоимость доставки 1 кг груза в районе 8 тыс долларов, что в 4 раза дешевле. Макс Поляков рассчитывает, что уже в ближайшие 5 лет его компания будет выполнять десятки заказов на запуски легких спутников весом до 1 тонны.

Макс Поляков и FireFly уверены в своих силах, поэтому первый полет Alpha в декабре этого года планируют делать коммерческим, а не тестовым. На ней полетят спутники американской компании Airbus, которая планирует запустить свои легкие 210-килограммовые сателлиты на орбиту всего на 16 ракетах FireFly. Кроме того, FireFly заканчивает производство трех своих спутников, которые планирует отправить в космос в 2020 году. Естественно, на своих ракетах.

Производится запуски ракет FireFly будут с космодрома в США. Разрешение от американского правительства уже получено. В Украине, к сожалению, нет незаселенных пространств большой площади, на которые безопасно могли бы падать отработанные первые ступени.

Не бизнесом единым

Помимо бизнеса, Макс Поляков занимается поддержкой перспективной молодежи. Это не благотворительность в чистом виде, которую бизнесмен не приветствует, и как говорит сам, денег просто так не раздает. “Мы предпочитаем давать не рыбу, а удочку: финансируем проекты, которые помогают молодежи развиваться.”

Действительно, при поддержке Макса Полякова и его компаний, организуется множество научных и спортивных мероприятий для молодых украинцев. Среди них:

  • конкурс инженерных стартапов Vernadsky Challenge,
  • научно-технические фестивали,
  • чемпионаты по ракетомодельному спорту
  • и много другое.

Кроме того, FireFly и Макс Поляков восстанавливают и реконструируют Днепровский планетарий, Житомирский Музей космонавтики, а также создают новый вуз, который будет выпускать высококлассных специалистов космической и других перспективных технических отраслей.

В планах Макса Полякова вложить в проекты крупные суммы, но со временем перевести научно-технические центры на самоокупаемость.

Макс Поляков: Страна счастливых людей – реальность

Успешный бизнесмен, автор нескольких десятков научных работ и патентов, считает, что прежде всего для достижения успеха нужно верить в себя. Ставить цель и идти к ней, независимо от трудностей. Тогда появятся средства на реализацию идей и люди, с которыми будет по пути. “Мощный стимул для постоянного развития – это предельная требовательность к самому себе и ответственное отношение к делу, – считает Макс Поляков.

Несмотря на тернистый путь Украины, бизнесмен верит в ее перспективное будущее и настроен оптимистично.

“Президент Петр Порошенко сказал, что мы строим страну счастливых людей. Уверен: это станет реальностью”. Макс Поляков отмечает, что с каждым разом приезжая в Украину, а делает он это каждые три месяца, наблюдает изменения в лучшую сторону. “Украинцы становятся более предприимчивыми и ответственными, – говорит Макс Поляков. – В них появляются доброжелательность и искренняя радость чужим успехам, а это дорогого стоит”.

Космос со скидкой. Сможет ли Илон Маск сбить цены на полеты к орбите и Луне

Космическая конкуренция

На сегодня в космосе побывало лишь 7 туристов (в 2001-2009 годах), официально они назывались «участниками космического полета» и летали на российский сегмент Международной космической станции на корабле «Союз». Оператором запуска являлась американская компания Space Adventures.

Более земные способы прикоснуться если не к космосу, то хотя бы к космонавтике предлагаются различными российскими туроператорами: покрутиться в центрифуге Центра подготовки космонавтов, совершить «полет в невесомость» на самолете Ил-76 МДК, на котором тренируются космонавты, или взлететь на границу стратосферы на истребителе МиГ-29.

Реальный космос начинается на высоте 100 км и выше, здесь проходит так называемая «линия Кармана», которая условно отделяет воздушное пространство от космического, по мнению Международной авиационной федерации. Весь мир, кроме ВВС США, согласен с этой границей, но американские пилоты считаются побывавшими в космосе, если смогли подняться на высоту более 81 км. Такие полеты совершались в 60-е годы прошлого века на ракетоплане X-15, а сегодня — во время испытательных стартов компании Virgin Galactic.

Virgin Galactic, основанная британским предпринимателем Ричардом Брэнсоном в США, разрабатывает свою авиакосмическую туристическую систему уже более 15 лет. В 2019 году разработчики вплотную подобрались к границам космоса. 22 февраля 2019 года ракетоплан SpaceShipTwo поднялся до высоты почти 90 км. На борту впервые находился пассажир — кроме двух пилотов, в ракетоплане летел сотрудник Virgin Galactic, тренер и инструктор будущих туристов Бет Мозес.

Главный конкурент Virgin Galactic — американская компания Blue Origin, основанная самым богатым человеком на Земле, владельцем Amazon Джеффом Безосом. Blue Origin уже полтора десятка лет создает многоразовую суборбитальную ракетную систему, способную запустить по баллистической траектории капсулу с туристами на высоту около 105 км и безопасно вернуть обратно. Уже проведены многократные испытания, которые подтверждают готовность ракеты и корабля доставлять всех желающих до космоса. Официально цена еще не названа, но ориентировочно она будет примерно такой же, как и у компании Ричарда Брэнсона, — $200 000-300 000 за несколько минут в невесомости и шикарные виды из иллюминатора.

Космический корабль Crew Dragon, чей испытательный полет прошел со 2 по 8 марта, разработан по заказу NASA, чтобы вернуть США возможность доставлять свои экипажи на Международную космическую станцию. Согласно подсчетам NASA, доставка одного астронавта на МКС на Crew Dragon может стоить меньше $60 млн, то есть на 25% дешевле, чем на «Союзе». Однако полная стоимость отправки этого корабля на орбиту, согласно докладу аналитика NASA Эдгара Запаты, — $405 млн. То есть цена в $60 млн за кресло актуальна только для 7-местного варианта, но NASA планирует использовать Crew Dragon в 4-местном варианте, доставляя на станцию вместе с астронавтами еще и грузы.

Илон Маск планировал использовать Crew Dragon для туристических запусков к Луне. Цена такого полета называлась «сравнимой» со стоимостью российского прайса доставки на МКС для астронавтов NASA, что в те годы составляло $70 млн.

Еще один один способ увидеть Луну с близкого расстояния — купить билет на создаваемый той же SpaceX пилотируемый космический корабль Starship. Он гораздо крупнее Crew Dragon. Размеры герметичного объема Starship могут составить 1000 кубических метров против примерно 10 у Crew Dragon. Рассматривать Starship в качестве реального предложения пока рано, хотя первый тур до Луны на нем уже продан японскому миллиардеру Юсаку Маэдзава.

Впрочем, пока единственный способ за деньги слетать в космос — купить место на российских «Союзах». Стоимость полета к МКС певицы Сары Брайтман в 2015 году оценивалась в $52 млн (на этапе подготовки она отказалась от полета). Еще больше — $82 млн — за отправку каждого астронавта на МКС платит NASA. Однако с началом использования американских пилотируемых кораблей SpaceX Crew Dragon и Boeing Starliner в 2019 году потребность в российском корабле снизится и стоимость полета на нем может упасть. Например, в 2018 году стоимость полета на МКС арабского космонавта оценивалась в $40 млн (полет не состоялся из-за аварии ракеты-носителя).

Цена туристического полета на российском «Союзе» может снизиться и благодаря изменению маршрута. «Роскосмос» рассматривает возможности запуска туристов «по маршруту Гагарина», т. е. без стыковки с МКС. Предыдущий глава «Роскосмоса» Игорь Комаров в интервью CNBC в 2016 году оценивал стоимость туристического полета на низкой орбите в $30-40 млн. Российский разработчик кораблей «Союз» РКК «Энергия» предлагает и полеты на окололунную орбиту и обратно — за $120 млн, но для модернизации существующих кораблей и ракет требуется найти не меньше 10 заказчиков. Полет предполагалось осуществить на ракете «Протон-М» или «Ангара А5».

Также в России развивается частная компания «Космокурс», которая также планирует создать средство для полета до высоты 200 км по суборбитальной траектории. Правда, первые экскурсии в космос станут возможны не раньше 2025 года по цене, сравнимой с Virgin Galactic и Blue Origin.

Ссылка на основную публикацию