Как разобрать масляный трансформатор

Разборка трансформаторов

МОДУЛЬ 2

1. Последовательность разборки.

2. Дефектация трансформаторов.

3. Последовательность сборки трансформаторов.

Разборка и дефектировка трансформаторов

Сначала трансформатор очищают от грязи, а затем вниматель­но осматривают его снаружи с целью выявления внешних неисп­равностей: трещин в армировочных швах, сколов фарфора вводов, нарушений сварных швов и протекания масла из фланцевых со­единений, механических повреждений циркуляционных труб, расширителя и других деталей. Обнаруженные неисправности за­писывают в дефектировочные карты.

Перед разборкой из трансформатора сливают (частично или полностью) масло. Частично (до уровня верхнего ярма магнито- провода) масло сливают, если ремонтные работы выполняются без подъема активной части трансформатора (например, при замене вводов, ремонте контактов переключателя) или с ее подъемом, но на время, не превышающее допустимое время пребывания обмо­ток трансформатора без масла. Полностью масло сливают, если не­обходима сушка активной части трансформатора или в случаях, требующих замены поврежденных обмоток или замены масла при его непригодности для дальнейшего использования из-за загряз­нения и увлажнения.

Последовательность разборки трансформатора зависит от его конструкции. Рассмотрим основные операции разборки и ремонта трансформаторов большого диапазона мощностей и различного конструктивного исполнения.

Разборку начинают с демонтажа газового реле, предохрани­тельной трубы, термометра, расширителя и других устройств и де­талей, расположенных на крышке трансформатора. При демонта­же газового реле под него подкладывают деревянную планку ши­риной 200 мм или резиновую пластину толщиной около 10 мм. За­тем отвертывают болты крепления (придерживая реле рукой) и, перемещая корпус реле параллельно фланцам, снимают его. Отвер­стия реле закрывают листами фанеры или картона, которые за­крепляют освободившимися болтами. Реле аккуратно кладут на стеллаж или передают в электролабораторию для испытаний и ре­монта.

Расширитель демонтируют в следующем порядке: снимают с него маслопровод с краном, стекло маслоуказателя закрывают временным щитком из фанеры, привязав его к арматуре маслоука­зателя веревками; стропят расширитель пеньковым или стальным стропом (в зависимости от массы) и отвертывают крепежные бол­ты; устанавливают наклонно две доски и по ним опускают расши­ритель на пол; закрывают отверстия в крышке и расширителе вре­менными фланцами из листовой резины, фанеры или картона во избежание попадания в них грязи и влаги.

Далее демонтируют крышку трансформатора, при этом освобо­дившиеся болты укомплектовывают шайбами и гайками, смачи­вают керосином и хранят в металлической таре до сборки.

Для подъема активной части трансформатора применяют спе­циальные приспособления и стропы, рассчитанные на массу под­нимаемого груза и прошедшие необходимые испытания. При подъеме активной части трансформатора с вводами, расположен­ными на стенках бака, сначала отсоединяют отводы, демонтируют вводы и только затем поднимают активную часть. При этом, когда крышка будет приподнята над баком на 200-250 мм, подъем вре­менно прекращают, чтобы убедиться в отсутствии перекоса подни­маемой активной части, который может привести к повреждению обмоток. Если обнаружится перекос, активную часть опускают на дно бака и снова поднимают только после его ликвидации. В нача­ле подъема рекомендуется убедиться в исправности грузоподъем­ного механизма, для чего необходимо поднять активную часть на 50-200 мм над уровнем дна бака и держать ее на весу в течение 3— 5 мин, затем продолжить подъем. Подняв активную часть над ба­ком не менее чем на 200 мм, бак удаляют. Стоять под активной частью или в опасной близости от нее, а также производить ее осмотр категорически запрещается.

Активную часть, поднятую из бака, устанавливают на прочном помосте из досок или брусков так, чтобы обеспечить ее устойчивое вертикальное положение и возможность осмотра, проверки, ре­монта.

Продолжая разборку, отсоединяют отводы от вводов и перек­лючателя, проверяют состояние их изоляции, армировочных швов ввода и контактной системы переключателя (все неисправ-

ности записывают в дефектировочную карту). Затем отвертывают рым-болты с вертикальных шпилек, снимают крышку и укладывают так, чтобы не повредить выступающие под крышкой части; вводы закрывают цилиндрами из картона или обертывают мешковиной.

Основные операции по демонтажу обмоток выполняют в такой последовательности: удаляют вертикальные шпильки, отвертыва­ют гайки стяжных болтов и снимают ярмовые балки магнитопро- вода, связывая и располагая пакеты пластин по порядку, чтобы удобнее было их затем шихтовать. Далее разбирают соединения обмоток, удаляют отводы, извлекают деревянные и картонные де­тали расклиновки обмоток ВН и НН и снимают обмотки вручную или с помощью подъемного механизма (обмотки трансформаторов мощностью 100 кВ -А и выше) сначала ВН, а затем НН.

При дефектировке обмоток для определения мест витковых за­мыканий используют комплект специальных приборов. После де- фектировки поврежденные обмотки доставляют в обмоточное от­деление, а расширитель, переключатель, вводы и другие детали трансформатора, требующие ремонта, – в отделение ремонта электромеханической части.

Сборку трансформатора начинают со сборки его основной части – каркаса (остова) магнитопровода. К месту работы доставляют пол­ный комплект изолированных пластин, изоляционных деталей, приспособлений и инструмента и располагают в таком порядке, чтобы при выполнении операций не нужно было делать лишних движений.

Магнитопроводы в зависимости от габаритных размеров собира­ют на металлических столах, приспособлениях или кантователях.

Пластины собранного магнитопровода неплотно прилегают од­на к другой, поэтому его сначала прессуют, устанавливая груз или стягивая пластины временными шпильками, а затем проверяют по всему периметру толщину магнитопровода. Надевают на стяж­ные шпильки бумажно-бакелитовые трубки, электрокартонные и стальные шайбы, навинчивают гайки и слегка стягивают. Затем устраняют неровности и прессуют магнитопровод до требуемого размера (равномерно закручивая гайки на шпильках). После этого к нижним ярмовым балкам крепят опорные планки. Полностью собранный магнитопровод стропят, поднимают, ставят верти­кально на шпалы и устанавливают вертикальные прессующие шпильки.

После выполнения всех операций сборки магнитопровод осмат­ривают, окончательно подтягивают шпильки, измеряют мегаом­метром сопротивление изоляции ярмовых балок и шпилек по от­ношению к активной стали.

Полностью собранный магнитопровод доставляют в обмоточное отделение, где сначала расшихтовывают верхнее ярмо, устанавли­вают ярмовую изоляцию и изоляционные цилиндры, а затем наса­живают обмотки на стержни и шихтуют верхнее ярмо.

При ремонте трансформаторов небольшой мощности в электро- ремонтном цехе магнитопровод собирают полностью (но без ших­товки верхнего ярма). На стержни такого магнитопровода насажи­вают обмотки НН и ВН. Изолируют их и только затем шихтуют верхнее ярмо и полностью собирают магнитопровод.

Заключительными операциями первого этапа сборки трансфор­матора являются сборка и соединение схемы обмоток.

Обмотки современных трансформаторов, применяемых в электроустановках промышленных предприятий, как правило, соединены «звездой» (в редких случаях – «треугольником»). Кон­цы обмоток соединяют пайкой специальными паяльниками. Пос­ле пайки участки соединений очищают от выступающих частиц припоя, изолируют лакотканью шириной 20-25 мм и покрывают лаком ГФ-95.

Для обеспечения высокой электрической прочности изоляции активную часть трансформатора подвергают сушке, в результате которой удаляется влага из его твердой изоляции. Существуют различные способы сушки трансформаторов (например, в специ­альном шкафу, инфракрасными лучами, методом индукционных потерь, токами короткого замыкания и др.).

После окончания сушки выполняют так называемую «отдел­ку» активной части: подпрессовывают обмотку вертикальными шпильками верхнего и нижнего ярм магнитопровода. Затем про­веряют сопротивление изоляции обмоток, стяжных шпилек и яр­мовых балок и переходят к операциям второго этапа сборки транс­форматора.

При сборке трансформаторов без расширителя, вводы которых расположены на стенках бака, сначала опускают активную часть в бак, устанавливают вводы, присоединяют к ним и переключателю отводы обмоток, а затем размещают крышку на баке.

Крышки трансформаторов мощностью до 560 кВ -А устанавли­вают на подъемных шпильках магнитопровода и снабжают необ­ходимыми деталями, а более мощных – комплектуют отдельно и закрепляют на подъемных шпильках выемной части или баке. При этом особое внимание обращают на правильность установки уплотняющих прокладок, прочность затяжки гаек, правильность присоединения отводов к вводам и переключателю, выполнение уплотнений, исключающие протекание масла.

Активную часть с закрепленной на ней крышкой стропят за подъемные кольца тросами, поднимают краном и медленно опус­кают в бак, соблюдая меры предосторожности; монтируют крыш­ку, равномерно затягивая болты по всему периметру; на крышке устанавливают кронштейны, на которых крепят расширитель с маслоуказателем; располагают предохранительную трубу; уста­навливают реле и пробивной предохранитель.

После сборки трансформатора перед заполнением его маслом еще раз проверяют мегаомметром на 1000 В электрическую проч­ность изоляции обмоток. Затем трансформатор заполняют до тре­буемого уровня сухим трансформаторным маслом соответствую­щей электрической прочности, проверяют герметичность армату­ры и установленных на крышке деталей, а также отсутствие течи масла из соединений и сварных швов.

Затем трансформатор подвергают электрическим испытаниям, объем и нормы которых установлены стандартами.

Ремонт обмоток

МОДУЛЬ 2

1. Ремонт обмоток ВН.

2. Ремонт обмоток НН.

Ремонт и изготовление обмоток

При ремонте обмоток с поврежденной изоляцией (в результате электрического пробоя или износа) целесообразно использовать повторно провод обмоток после его переизолировки. Процесс пере- изолировки заключается в отжигании провода в печи (при темпе­ратуре 550-600 °С), промывке в горячей воде и покрытии новой изоляцией на оплеточных станках или специальными приспособ­лениями на обычном токарном станке. В качестве изоляционных материалов применяют хлопчатобумажную (шелковую, стеклян­ную, из химических волокон) пряжу высоких номеров (№ 60 и бо­лее), ленты из кабельной или телефонной бумаги шириной 10- 25 мм, толщиной 0,05-0,12 мм. При правильном выполнении опе­раций переизолированный обмоточный провод по своим качест­вам будет равноценен новому.

Обмотки, имеющие небольшой участок повреждений проводов (оплавление или выгорание) и изоляции, в некоторых случаях ре­монтируют только частичной перемоткой. Однако при таком ре­монте возникают трудности с удалением поврежденной части об­мотки и намоткой новых секций. Кроме того, продолжительность работы трансформаторов с частично перемотанными обмотками в 2—3 раза меньше, чем трансформаторов с полностью перемотанными обмотками.

Читайте также:  Как выбрать видеодомофоны для квартиры

Намотку новых обмоток выполняют по образцам поврежден­ных обмоток на специальных намоточных станках, оснащенных шаблонами, натяжными приспособлениями и стойками с натяж­ными устройствами для барабанов с обмоточным проводом. Перед ремонтом, пользуясь чертежами, дефектировочной, маршрутной и технологической картами, подготавливают необходимые изоля­ционные и проводниковые материалы и инвентарные приспособ­ления, а также рабочие и измерительные инструменты.

При изготовлении, сборке и монтаже обмоток в качестве изоля­ционных материалов применяют бумагу (кабельную, телефон­ную), электротехнический картон и деревянные детали, а также изоляционные конструкции из этих материалов.

Провод обмотки обычно наматывают на бумажно-бакелитовый цилиндр; кабельную и телефонную бумагу используют чаще всего в качестве межслойной изоляции, картон – в виде прокладок и штампованных или клееных изоляционных деталей, а изоляцион­ные конструкции – как уравнительную и ярмовую изоляцию.

Изготовленную обмотку стягивают с помощью круглых сталь­ных плит и шпилек (чтобы обмотка не рассыпалась при транспор­тировке к месту выполнения очередной технологической опера­ции) и отправляют на сушку. Она повышает качество обмотки за счет удаления из бумажной изоляции влаги, которая резко снижа­ет электрическую прочность и срок ее службы.

Обмотки на напряжение до 35 кВ сушат при температуре до 105 °С в обычных сушильных камерах с вытяжной вентиляцией и элект­рическим или паровым подогревом, а на напряжение 35 кВ и вы­ше – в вакуумных сушильных камерах.

После сушки обмотку сжимают с помощью гидропресса без сня­тия плит, пока ее размер по оси не достигнет требуемого. Затем проверяют другие размеры обмотки, ликвидируют (с помощью клиньев) наклон катушек, обрезают выступающие части реек и клиньев, выявляют и ликвидируют другие дефекты обмотки, по­явившиеся в процессе намотки, сушки или прессовки.

Готовую обмотку подвергают различным проверкам и испыта­ниям с целью определения ее качества.

Затем обмотку направляют в сборочное отделение или устанав­ливают в специальную рамку и хранят в сухом и отапливаемом по­мещении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8666 – | 7487 – или читать все.

Разберем подробно масляный трансформатор

Как предупредить выход из строя оборудования, подключаемого к электрической сети? Ответ один – добиться их стабильной работы без скачков напряжения. Сделать это можно используя специальные устройства, одним из которых является трансформатор масляного типа. Этот прибор предназначен для преобразования переменного тока в сетях с напряжением более 6000 В. Он имеет широкую сферу применения, затрагивающую различные сферы промышленности.

Конструктивные особенности трансформатора

В устройстве этого прибора нет ничего сложного. Его основным элементом является ферромагнитный сердечник на который намотаны две обмотки. В некоторых моделях их может быть больше. Но есть и такие, где только одна обмотка. Они получили название автотрансформаторов.

Отличия в конструкции не ограничиваются только числом обмоток. Они касаются и типа сердечника.

Также в состав устройства трансформатора с масляным охлаждением включены системы:

Масляный трансформатор имеет некоторые отличия в устройстве. И самым главным из них являются компактные размеры. Обычно он выпускается таких габаритов, которые позволяют легко размещать прибор в любом помещении и даже использовать его в уличных условиях. Корпус прибора имеет защиту от агрессивного воздействия окружающей среды. Внутри него располагается гильза для жидкостного термометра. Он используется для контроля за температурой верхних слоев масла.

Балки, на которых крепятся обмотки защищены особым корпусом. На крышке имеются специальные проходные изоляторы. Они предназначены для проведения цепей, связанных с обмоткой и обеспечивают безопасную работу устройства.

Смотрим видео, сфера применения и его конструкция:

Над крышкой корпуса установлен расширитель. Его соединение с баком выполнено при помощи трубопровода с газовым реле. Для вывода наружу вредных газов используется специальная выхлопная труба. Управление работой трансформатора осуществляется при помощи специальной рукоятки, установленной на крышке бака.

Принцип работы

Действие таких приборов основывается на электромагнитной индукции. Оно заключается в следующем. На первичную обмотку прибора из внешней сети подается переменный ток. За счет него создается переменное магнитное поле. Оно, в свою очередь, приводит к образованию тока.

Если сформулировать принцип работы устройства согласно законам физике, то он заключается в создании электродвижущей силы магнитным потоком, который изменяется во времени.

Классификация агрегатов осуществляется по различным признакам. Одним из них является способ изготовления, согласно этому критерию трансформаторы бывают:

Первые имеют конструкцию, в которой обмотка наматывается на сердечник. У броневых она, наоборот, полностью скрыта. Кроме того, имеются отличия и в способе расположения обмотки. Если у стержневых трансформаторов она находится в горизонтальном положении, то у броневых – в вертикальном.

Смотрим видео, принцип работы агрегата:

Подразделение агрегатов на виды осуществляется и в зависимости от характеристик. Согласно предназначению, трансформаторы бывают двух видов:

В зависимости от применения в электросетях различают одно и трансформатор силовой трехфазный масляный. Но кроме этих отличий существует разница и в сфере применения. Например, в сетях производственных объектов или крупных населенных пунктов используют силовые агрегаты. Они предназначены для понижения напряжения до 220 В. Для защиты техники от скачков в сети применяют бытовые трансформаторы, при проведении сварочных работ – приборы, способные понижать напряжение до нужного для эффективной работы оборудования.

Еще один вид – это масляные трансформаторы ТМГ. Они предназначены для сетей более 6000 В. Они состоят из магнитопровода, собранного из двух стальных листов, обмотки из медного провода и бака.

Кроме того, имеются еще и сухие трансформаторы. В последнее время они находят широкое распространение. Преимущество сухих трансформаторов перед масляными заключаются в их высоком уровне безопасности. Поэтому они очень часто используются в местах с повышенными требованиями, таких как учебные заведения, парковки и другие.

Критерии выбора оборудования

Существует множество различных аспектов, которые должны быть учтены при использовании силового оборудования. Так на выбор модели трансформатора влияют условия его потенциальной эксплуатации и в частности:

  • Сфера применения;
  • Место установки;
  • Суммарная мощность потребителей.

Рассмотрим специфику выбора с учетом каждого из них. Одним из главных параметров является сфера применения. Ориентируясь на нее нужно определиться с такими характеристиками, как:

  1. Мощность, она должна соответствовать предполагаемым нагрузкам и позволять агрегату справляться с перегрузками;
  2. Возможность эксплуатации прибора при росте нагрузки;
  3. Стоимость и срок службы.

Однако выбирая трансформатор нужно уметь правильно определять его основные параметры:

  • Первичное и вторичное напряжение;
  • Частоту тока;
  • Фазность;
  • Нагрузку;
  • Способ расположения;
  • Особенности размещения.

Но кроме всех, перечисленных характеристик должны учитываться и функционал агрегата, а также его непосредственное назначение. Если предполагается подключение трансформатора к цепи измерительных приборов, то используют соответствующий вид устройства. Для защиты от скачков в сети выбирают агрегат, не отличающийся высокой точностью, но обладающий необходимыми функциями. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются сухие трансформаторы, они часто используются вместо масляных и имеют большое количество плюсов.

И хотя основным назначением трансформаторов является повышение или понижение тока они находят широкое применение и в схемах питания бытовой техники. В этом случае обычно используются агрегаты, имеющие несколько обмоток.

Что касается масляных трансформаторов, то они находят применение в самых различных сферах деятельности человека.

Учесть все факторы и не ошибиться простому обывателя будет очень сложно. Поэтому лучший вариант – это обращение за помощью к профессионалам. Только они смогут выбрать оптимальную модель трансформатора с учетом особенностей вашего объекта.

Особенности обслуживания и эксплуатации силового оборудования

Чтобы агрегат мог эффективно использоваться на протяжении всего периода работы необходимо регулярно проводить техническое обслуживание трансформатора масляного по КТПН. Согласно нормативным документам плановое ТО подразделяется на:

  • Техническое обследование;
  • Профилактический осмотр.

Кроме этих видов обслуживания могут проводиться и внеплановые работы. Их необходимость обусловлена обычно выходом из строя отдельных деталей или аварией агрегата. В этом случае осуществляет ремонт масляных трансформаторов.

В процессе технического обслуживания дополнительно проверяют следующие параметры:

  • Наличие повышенных вибраций и посторонних шумов, что способствует неправильной работе аппаратуры, установленной на объекте;
  • Соответствие количества переключений – данным на счетчиках.

Что касается осмотра составных элементов агрегата, то он выполняется согласно инструкциям по их эксплуатации. Частота проведения ТО устанавливается специальными правилами. Для подстанций, где дежурит персонал осмотр проводится один раз в сутки, для работающих в автономном режиме – 3 раза в течение месяца. Однако сроки могут изменяться в зависимости от местных условий.

Незапланированные осмотры проводятся в случае выявления неисправностей, вызванных резким изменением температуры окружающей среды. В такой ситуации может потребоваться ремонт силовых масляных трансформаторов.

Кроме того, они должны периодически подвергаться профилактическому контролю. При его проведении осуществляется проверка уровня масла, осуществляется замена изношенных уплотнителей, фильтров.

Последовательность разборки трансформатора

Последовательность разборки трансформатора зависит от его конструкции. При полной разборке трансформатора с расширителем сливают масло до уровня ниже уплотняющей прокладки крышки трансформатора и снимают расширитель, предварительно отсоединив его от крышки.

Если на патрубке, идущем от расширителя к крышке, установлено газовое реле, разборку начинают, слив масло из расширителя, с демонтажа реле. Сняв патрубок, устанавливают заглушку на отверстие в крышке бака, чтобы масло, находящееся в баке, не загрязнилось и не увлажнилось. При разборке принимают меры, обеспечивающие сохранность газового реле, термометра, термосигнализатора, маслоуказателя и крепежных деталей.

Читайте также:  Виды нарушений пожарной безопасности

Крышку с выемной частью поднимают строповыми захватами и подъемными механизмами (таль, кран), рассчитанными на массу поднимаемой детали. Строповку производят за подъемные кольца.

Если такие кольца не предусмотрены конструкцией, то в отверстиях, служащих для крепления крышки к баку, устанавливают временные кольца, за которые крепят трос. Чтобы снять крышку, отвертывают гайки по всему ее периметру и удаляют болты. Приподняв крышку на 10 — 15 мм, осматривают положение уплотняющей прокладки и принимают меры к ее сохранению для повторного использования.

Прокладку часто устанавливают на бакелитовом лаке, поэтому она прилипает к раме бака или крышке трансформатора. Чтобы не повредить прокладку, отделяют ножом прилипшую ее часть. Делают это осторожно, чтобы пальцы не оказались в щели, образовавшейся между крышкой и баком.

У трансформаторов, вводы которых расположены не на крышке, а на стенках бака, вначале снимают крышку, сливают масло из бака до тех пор, пока его уровень не станет на 80 — 100 мм ниже отверстий, в которых установлены изоляторы вводов, а затем демонтируют изоляторы и поднимают сердечник из бака.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,
В.Б.Атабеков

Разобрав трансформатор, тщательно осматривают каждую его деталь. Все обнаруженные дефекты фиксируют в типографски отпечатанной дефектационной карте стандартного образца. При дефектации трансформаторов старых конструкций с поврежденными обмотками, сведений о которых может не оказаться в типовых альбомах, снимают эскизы обмоток и выводов. Приборы конструкции Порозова Приборы конструкции Порозова для определения места виткового замыкания в обмотках: а —…

Вводы трансформаторов работают в крайне тяжелых условиях. В то время как на часть ввода, находящуюся внутри бака трансформатора, действуют сравнительно высокая температура (70 °С и выше) и масло, на другую его часть, возвышающуюся над крышкой, могут действовать отрицательная температура ( — 35 °С и ниже) и различные агрессивные вещества, находящиеся в окружающем воздухе. На изоляторы…

Утепляют бак трансформатора 1 — 2 слоями листового асбеста или стеклоткани. На бак накладывают временную намагничивающую обмотку, выполненную проводом ПДА с асбестовой изоляцией. Способы наложения намагничивающей обмотки зависят от конструкции бака. Способы наложения намагничивающей обмотки Способы наложения намагничивающей обмотки на бак трансформатора: а — на гладкий бак трансформатора мощностью до 100 ква, б — на…

Замыкание в секционных однопроводных обмотках выявляют так. Включают стержневой питатель 2 в сеть напряжением 36, 120 или 220 в и вставляют его в проверяемую обмотку, как показано на рисунке, затем с противоположной питателю стороны вставляют поочередно в каждую секцию искатель 3. При витковом замыкании стрелка прибора резко отклоняется. Чтобы точно определить место замыкания в радиальном…

При ремонте расширителя осматривают его детали, проверяют целость стеклянной трубки маслоуказателя и исправность запорного болта, снимают стеклянную трубку и проверяют состояние уплотняющих прокладок. Поврежденные и потерявшие упругость прокладки заменяют новыми, изготовленными из маслостойкой резины. При длительной работе трансформатора на дне расширителя или в отстойнике скопляется значительное количество влаги и осадков. Влагу и осадки удаляют, а…

Как разобрать и собрать трансформатор?

Наиболее легко разобрать трансформаторы на витых броневых и стержневых магнитопроводах, так как их сборка и разборка занимает считанные минуты.

Однако при сборке требуется точное сопряжение отдельных частей магнитопровода. Поэтому при разборке, обязательно пометьте сопрягаемые части магнитопровода, чтобы в последствие их можно было правильно собрать трансформатор.

Чтобы предотвратить вибрации и гудение, можно во время сборки склеить половинки магнитопровода клеем на основе эпоксидной смолой. Небольшое количество клея нужно нанести на зеркальные сопрягающиеся части магнитопровода.

Если после разборки магнитопровода, на нём остались остатки старой эпоксидной смолы, то их можно удалить при помощи самой мелкой наждачной шкурки (нулёвки).

При промышленной сборке, в смолу добавляют в качестве наполнителя ферромагнитный порошок.

При нескольких сборках и разборках трансформатора на витых броневых сердечниках, могут переломиться лапки стягивающего хомута.

предохранение от поломки лапок стягивающего хомута

Чтобы этого не произошло во время тестирования, можно стянуть магнитопровод 8-10-тью слоями изоляционной ленты.

Стержневые витые и штампованные магнитопроводы трансформаторов

Стержневые витые и штампованные магнитопроводы могут иметь как один каркас поз.2, так и два каркаса поз.1 с обмотками расположенными симметрично.

Первичные и вторичные обмотки двухкаркасных трансформаторов следует распределять равномерно на оба каркаса.

От взаимного положения каркасов, зависит относительная фазировка обмоток.

  1. Самодельный кольцевой трансформатор
  2. Промышленный неразборный кольцевой трансформатор.
  3. Кольцевой витой магнитопровод

Кольцевые магнитопроводы не требуют сборки-разборки, так как сами и являются каркасом для обмоток.

Броневые штампованные магнитопроводы, с так называемым Ш-образным железом, тоже можно перематывать, но их разборка может занять намного больше времени, чем все остальные операции. Дело в том, что при сборке таких трансформаторов, последние пластины набора часто вбиваются молотком.

Если же трансформатор ещё и прошёл пропитку вместе с магнитопроводом, то разборка может превратиться в сущий ад.

Пластины пропитанного парафином магнитопровода после разборки можно сварить в воде, чтобы отделить от парафина. Парафин же легко удалить с поверхности воды после того, как он застынет.

Если магнитопровод пропитан лаком, то после разборки, пластины нужно хорошо прожечь в бензине, но это имеет смысл только при ремонте какой-нибудь дорогостоящей аппаратуры.

удаление замыкателя трансформатора

Чтобы было легче разобрать трансформатор, следует сначала удалить все замыкатели, а затем попытаться выбить несколько Ш-образных пластин с какого-нибудь края или середины, если в середине есть пластины установленные не в перекрест.

Пример разборки и сборки штампованного броневого магнитопровода.

Это выходной трансформатор лампового однотактного УНЧ, поэтому Ш-образные пластины и замыкатели собраны с магнитным зазором. Мне нужно превратить его в силовой трансформатор, для чего я должен собрать Ш-образные пластины трансформатора в перекрест.

вставка и Ш-образных пластин

Чтобы быстро собрать трансформатор, можно сразу вставлять и Ш-образные пластины и замыкатели.

Очень часто у радиолюбителя после перемотки таких трансформаторов, остаются лишние пластины. Это снижает габаритную мощность трансформатора.

Для того чтобы все пластины вошли в каркас, вставляйте Ш-образные пластины и замыкатели заусенцами вниз.

Когда половина пластин будет вставлена, установите однообразно (не в перекрест) две Ш-образные пластины без замыкателей. Не вставляёте эти пластины до конца. Затем продолжите вставлять пластины до 2/3 всех пластин. Вставьте оставшуюся 1/3 часть Ш-образных пластин без замыкателей. Вот, что у Вас должно получиться. Обычно остаётся несколько пластин, которые невозможно всунуть в каркас и два десятка замыкателй.

Теперь нужно вставить оставшиеся пластины промеж двух заложенных ранее пластин и вбить их при помощи текстолитового или деревянного бруска и молотка. В завершение сборки магнитопровода, нужно вставить все замыкатели.

На картинке пластина броневого штампованного магнитопровода и трансформатор собранный из таких пластин.

Это одна из самых неудачных конструкций магнитопровода. Во-первых, эти пластины не имеют отдельного замыкателя, что сильно затрудняет сборку-разборку, а во-вторых, они снабжены крепёжными отверстиями, проходящими через тело магнитопровода, что снижает габаритную мощность. От использования подобных трансформаторов лучше воздержаться.

Видео: Как разобрать трансформатор?

Очень часто бывает нужна проволока, а где её взять? Один из вариантов — это разобрать старый трансформатор.

Ремонт масляных трансформаторов

Энергоремонтное предприятие КРЗ «Виток» производит ремонт силовых масляных трансформаторов мощностью:

63 кВА , 80 кВА, 100 кВА, 160 кВА , 180 кВА, 250 кВА , 320 кВА, 400 кВА, 560 кВА , 720 кВА, 1000 кВА , 1600 кВА, 2500 кВА , 1250 кВА, 4000 кВА, 6300 кВА.

Питающее напряжение: 6 кВ, 10 кВ, 35 кВ, нестандартное.

Выходное напряжение: 0,23 кВ, 0,4 кВ, 0,5 кВ, 0,66 кВ, нестандартное.

с гарантией на произведенные работы в течение 2-х лет при условии правильной эксплуатации трансформатора.

По степени повреждений и наличия характерных дефектов* ремонт силового трансформатора разделяют по категории сложности: капитальный ремонт со сменой и капитальный ремонт без смены обмоток**.

*Вы можете ознакомится с примерами повреждений и характерных дефектов трансформаторов, перейдя по ссылке .

**На каждый трансформатор на КРЗ Виток открывается технологическая карта с пооперационным контролем качества.

Капитальный ремонт силового трансформатора со сменой обмоток включает в себя нижеследующие операции:

  1. Наружный и внутренний осмотр узлов трансформатора;
  2. Проверка и составление дефектной ведомости трансформатора;
  3. Отбор пробы масла;
  4. Слив масла;
  5. Анализ трансформаторного масла или (паспорт при замене);
  6. Очистка, сушка трансформаторного м3асла или его замена;
  7. Демонтаж радиаторов;
  8. Чистка и промывка внутренних и наружных поверхностей бака и радиаторов;
  9. Зачистка мест трещин под сварку, заварка трещин. Правка вмятин;
  10. Замена уплотнений на радиаторах;
  11. Демонтаж газового реле и др.узлов, вскрытие верхней крышки трансформатора;
  12. Чистка и промывка активной части трансформатора;
  13. Замер геометрических размеров активной части;
  14. Разборка активной части:
    1. снятие переключателя, разборка схемы;
    2. снятие консолей;
    3. расшихтовка магнитопровода;
  15. Снятие катушек:
    1. снятие катушек ВН;
    2. снятие катушек НН;
  16. Геометрические замеры катушек;
  17. Составление расчетных данных трансформатора;
  18. Осмотр и дефекация обмоточного провода;
  19. Удаление старой изоляции обмоточного провода;
  20. Протяжка, пайка, зачистка и оплетка обмоточного провода 2-х слоевой бумажной изоляцией 0,45 мм или изоляцией «Номекс». При полной или частичной утрате провода, производится замена на новый провод требуемого сечения.
  21. Намотка катушек ВН и НН:
    1. изготовление каркаса катушки;
    2. изготовление бандажей и воздушных каналов;
    3. намотка провода, установка бандажей и каналов;
  22. Очистка или восстановление железа магнитопровода;
  23. Изготовление нижней и верхней опорной изоляции:
    1. нарезка (вырубка) заготовок;
    2. склеивание заготовок;
    3. установка;
  24. Установка катушек ВН и НН и опорной изоляции;
  25. Шихтовка магнитопровода;
  26. Установка изоляции ярма и установка консолей и заземления магнитопровода;
  27. Предварительная сборка схемы, проверка изоляции магнитопровода, проверка и определение группы соединения;
  28. Окончательная сборка схемы:
    1. сварка и пайка шин;
    2. установка демферов;
    3. установка шпилек
    4. установка переключателя;
  29. Изоляция проводов отводов;
  30. Сушка активной части трансформатора;
  31. Опрессовка активной части, подтяжка контактов и болтовых соединений активной части;
  32. Регулировка и проверка переключателя;
  33. Предварительные испытания перед погружением активной части трансформатора в трансформаторный бак;
  34. Установка активной части трансформатора в трансформаторный бак;
  35. Установка уплотнений и монтаж радиаторов охлаждения;
  36. Заправка силикагелем и установка силикагельного бака;
  37. Установка уплотнения крышки трансформаторного бака, установка крышки;
  38. Установка уплотнений на вводах трансформатора;
  39. Установка вводов ВН и НН;
  40. Установка навесного оборудования;
  41. Заливка масла;
  42. Заправка азотом (трансформаторов типа ТМЗ);
  43. Окраска трансформатора;
  44. Испытания трансформатора;
  45. Составление протокола испытания силового трансформатора;
Читайте также:  Электромонтажные работы от компании «ТехСтроитель»

Капитальный ремонт силового трансформатора без смены обмоток включает в себя нижеследующие операции:

  1. Наружный и внутренний осмотр узлов трансформатора;
  2. Проверка и составление дефектной ведомости трансформатора;
  3. Отбор пробы масла;
  4. Слив масла;
  5. Анализ трансформаторного масла или (паспорт при замене);
  6. Очистка, сушка трансформаторного м3асла или его замена;
  7. Демонтаж радиаторов;
  8. Чистка и промывка внутренних и наружных поверхностей бака и радиаторов;
  9. Зачистка мест трещин под сварку, заварка трещин. Правка вмятин;
  10. Замена уплотнений на радиаторах;
  11. Демонтаж газового реле и др.узлов, вскрытие верхней крышки трансформатора;
  12. Чистка и промывка активной части трансформатора;
  13. Окончательная сборка схемы:
    1. сварка и пайка шин;
    2. установка демферов;
    3. установка шпилек
    4. установка переключателя;
  14. Изоляция проводов отводов;
  15. Сушка активной части трансформатора;
  16. Опрессовка активной части, подтяжка контактов и болтовых соединений активной части;
  17. Регулировка и проверка переключателя;
  18. Предварительные испытания перед погружением активной части трансформатора в трансформаторный бак;
  19. Установка активной части трансформатора в трансформаторный бак;
  20. Установка уплотнений и монтаж радиаторов охлаждения;
  21. Заправка силикагелем и установка силикагельного бака;
  22. Установка уплотнения крышки трансформаторного бака, установка крышки;
  23. Установка уплотнений на вводах трансформатора;
  24. Установка вводов ВН и НН;
  25. Установка навесного оборудования;
  26. Заливка масла;
  27. Заправка азотом (трансформаторов типа ТМЗ);
  28. Окраска трансформатора;
  29. Испытания трансформатора;
  30. Составление протокола испытания силового трансформатора;

Гарантия на произведенные работы составляет 2 года при условии правильной эксплуатации трансформатора.

Выемка активной части трансформатора ТМ 1600/10/6 до ремонта

РАЗБОРКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РЕМОНТА ТРАНСФОРМАТОРА

ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА ТРАНСФОРМАТОРОВ

Наиболее уязвимая и часто повреждающаяся часть трансформатора — его обмотки ВН и реже НН. Повреждения чаще всего возникают вследствие снижения электрической прочности изоляции на каком-либо участке обмотки.

В трансформаторах могут повреждаться также вводы, переключатели, крышка и другие детали. Примерное соотношение повреждений отдельных частей трансформатора следующее:

обмотки и токопроводящие части — 53 %;

все остальные части, взятые вместе, — 17 %.

Исследования причин аварийных выходов трансформаторов из строя показали, что обычно аварии происходят из-за неудовлетворительного обслуживания и низкого качества ремонта.

Трансформатор с поврежденными обмотками или другими его частями подлежит немедленному выводу из работы и ремонту. На предприятии составляют приемосдаточный акт с приложением ведомости дефектов и оформляют заказ. В документах записывают номер заказа, паспортные данные, требования заказчика, результаты внешнего осмотра, проверочных испытаний и измерений. Все дефекты, обнаруженные в дальнейшем процессе разборки трансформатора, также заносят в ведомость дефектов. По этим данным определяют объем ремонтных работ.

Наиболее распространенная в электроремонтных цехах большинства предприятий технологическая схема ремонта трехфазных трансформаторов с масляным охлаждением показана на рисунке 16.1.

В соответствии с этой схемой поврежденный трансформатор, находящийся на складе неисправных трансформаторов, поступает в дефектационно – подготовительное отделение, состоящее из трех участков – разборки и мойки, диагностики обмоток и механической части трансформатора. На разборочном участке трансформатор очищают, сливают масло из его расширителя, бака и маслонаполненных вводов, а затем, убедившись из записей в сопроводительных документах и из предварительных испытаний в неисправности трансформатора, переходят к его разборке.

Комплекс работ по выявлению характера и степени повреждения отдельных ча­стей трансформатора называют диагностикой. Работа по диагностике – наиболее от­ветственный этап ремонта, на котором определяют действительный характер и размеры повреждений, а также объем предстоящего ремонта и потребность в ремонтных материалах и оснастке. Поэтому проводящий диагностику должен хорошо знать не только признаки и причины неисправности, но и способы их безошибочного выявления и устранения. Характерные неисправности силовых трансформаторов и возможные причины ИХ возникновения приведены в таблице 16.1

Повреждения внешних деталей трансформатора (расширителя, бака, арматуры, наружной части вводов, пробивного предохранителя) можно выявить тщательными осмотрами, а внутренних деталей — различными испытаниями. Однако результаты испытаний не всегда позволяют точно установить действительный характер повреждений, поскольку любое отклонение от нормы, выявленное в результате испытаний (например, повышенный ток холостого хода), может быть вызвано различными причинами, в том числе витковым замыканием в обмотке, наличием замкнутого контуратока через стяжные болты и прессующие детали, неправильным включением параллельных обмоток и др. Поэтому в процессе диагностики, как правило, разбирают трансформатор и при необходимости поднимают активную часть, что позволяет не только точно установить причины, характер и масштабы повреждений, но и определить требуемые для ремонта трансформатора материалы, инструменты и приспособления, а также время.

Последовательность выполнения операций разборки в каждом случае зависит от конструкции трансформатора, Подлежащего ремонту. В ремонт поступают современные трансформаторы отечественного производства, отличающиеся по мощности и конструктивному исполнению, и трансформаторы выпуска прежних лет, а также выпускавшиеся в прошлом и поставляемые в настоящее время зарубежными фирмами, поэтому рекомендовать какую- либо единую технологическую последовательность выполнения операций разборки и ремонта всех поступающих трансформаторов невозможно.

Перед разборкой проверяют комплектность поступившего в ремонт трансформатора (должны быть в наличии все сборочные единицы и детали, полагающиеся для данной конструкции), а также соединение его наружных частей, целостность сварочных швов и соединений, отсутствие течи масла из фланцевых соединений арматуры с баком.

Первый этап разборки.Разборку начинают с демонтажа газового реле, термометра, расширителя, предохранительной трубы и других устройств и деталей, расположенных на крышке трансформатора.

Удалив реле, предохранительную трубу и расширитель, продолжают разборку, переходя к демонтажу крышки трансформатора, который проводят с соблюдением мер предосторожности, исключающих повреждение фарфоровых деталей вводов обмоток ВН и НН. Болты, снятые со всего периметра крышки, вместе с надетыми на них шайбами и навернутыми на их резьбу гайками промывают, покрывают антикоррозионной смазкой и, уложив в ящики, хранят для повторного использования при сборке трансформатора.

Освобожденную от болтов крышку стропят за подъемные рымы, навернутые на выступающие из крышки резьбовые концы подъемных шпилек, закрепленных на ярмовых балках верхнего ярма магнитопровода. Трансформаторы мощностью до 400 кВ • А имеют обычно два подъемных рыма, большей мощности — четыре. Для подъема активной части применяют специальные приспособления и стропы, рассчитанные на массу поднимаемого груза и прошедшие необходимые испытания. При демонтаже радиаторови других крупных деталей трансформатора наружной установки в качестве подъемного механизма применяют автокран.

При подъеме активной части трансформаторов с вводами, расположенными на стенках баков, вначале отсоединяют отводы и демонтируют вводы, а затем поднимают активную часть трансформатора. Активную часть, поднятую из бака, устанавливают на прочном помосте из оструганных досок или на деревянных брусьях так, чтобы обеспечить ее устойчивое вертикальное положение и возможность осмотра, проверку и ремонт.

Продолжая разборку, отсоединяют отводы от вводов и переключателя и проверяют состояние их изоляции, армировочных швов вводов и контактной системы переключателя (все замеченные неисправности фиксируют). Далее отвертывают рымы с вертикальных шпилек, снимают крышку, относят ее в сторону и укладывают так, чтобы выступающие под крышкой части не были повреждены, вводы защищают от механических повреждений, закрыв их жесткими цилиндрами из картона или обернув чистой мешковиной.

Второй этап разборки,наиболее сложный и трудоемкий, – демонтаж обмоток, основные операции которого выполняют в такой последовательности: удаляют вертикальные шпильки, отвертывают гайки стяжных болтов и снимают ярмовые балки магнитопровода, расшихтовывают верхнее ярмо магнитопровода, связывая и распо­лагая пакеты пластин в порядке, при котором их будет удобнее укладывать при шихтовке верхнего ярма. Далее разбирают соединения обмоток, удаляют отводы, извлекают деревянные и картонные детали расклиновки обмоток ВН и НН и снимают обмотки со стержней вручную (обмотки трансформатора мощностью до 63 кВ • А) или с помощью подъемного механизма (обмотки трансформаторов мощностью 100 кВ • А и выше) — вначале ВН, а затем НН.

После разборки трансформатора осматривают его внешнюю часть. При этом проверяют чистоту обмоток, обращая особое внимание на каналы между обмотками и магнитопроводом. Выявляют на ощупь места ослабления витков. В этих местах, как правило, поврежденной оказывается изоляция обмотки, обуглившаяся в результате межвитковых замыканий, невидимых с внешней стороны. Проверяют внешним осмотром состояние изоляции, отсутствие деформаций и смещения обмоток или ее витков, наличие изоляционных прокладок, клиньев, распорок.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 2470 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию