Как делают керамическую плитку

Керамическая плитка своими руками

Самостоятельное изготовление керамической плитки – задача, которую может выполнить каждый, у кого есть:

  • определённые навыки;
  • требующееся оборудование;
  • желание создавать.

Изделие высокого качества с первой попытки получить удаётся немногим. Однако на этом сдаваться не стоит. И последующие плитки уже будут лучше. Их можно использовать для личного применения или продажи.

Перед производством важно определиться с технологиями. Изготовление керамики, по сути, идёт по одной методике. Базисом является пластичная масса из глины. Из неё создаётся кафель необходимых размеров. Он затем обрабатывается.

Создание керамической плитки своими руками

При создании керамической плитки следует придерживаться следующей технологии:

  1. Подготавливается сырьё. Подбирается нужная разновидность глины. Внедряется ещё одна шихта, и сохраняется влажная масса.
  2. Создаётся сырец. Это заготовка из необработанной глины. Сырец тщательно просушивается.
  3. Идёт начальная термическая обработка. Её ещё именуют бисквитным обжигом. При значительных температурных параметрах крохотные элементы минералов соединяются методом плавления. Так они образуют терракоту. Это керамика высокой прочности.
  4. Придание продукции декоративного облика. На поверхность, которая заранее подготовлена, наносится глазурь. Далее следует обжиг, чтобы достичь глянцевой поверхности.

Итак, работы начинаются с подборки сырья. Как уже было замечено, базисом здесь является глина. Она может быть различных сортов. А также важно учитывать процент её пластичности. По этому параметру лидером считается жирная глина. Она пригодна для создания любых форм. А аутсайдером является тощая глина. У нее повышенная хрупкость и ломкость. Обычно рекомендуется применять средний вид. Можно также разбавить жирный тип песком или шамотом. Так глина получится не такой тугоплавкой и во время обжига не станет разрываться.

Материалы для создания керамических плиток

Вам могут попасться и такие породы, как:

  • Каолин. Окраска – белая. Из него часто производят фаянс и фарфор.
  • Цементная. Нужна для изготовления цементных составов.
  • Кирпичная. Характеризуется легкоплавкостью, служит для создания кирпичных продуктов.
  • Огнестойкая. Отличается высокой тугоплавкостью. Справляется с температурами плавления до 1580 градусов.
  • Кислостойкая. Не вступает во взаимодействие со многими химическими соединениями. Служит производственным сырьём в создании химически устойчивой посуды.
  • Формовочная. Отличается хорошей пластичностью и огнестойкостью. Её часто задействуют в металлургической сфере.
  • Бентонитовая. Обладает мощными отбеливающими качествами.

Прочность готовящейся плитки должна быть достаточной.Чтобы придать терракоте оттенки, можно применить природные пигменты. По сути, это минеральные оксиды. Они содержатся в составах некоторых типах глины. Это может дать определённый оттенок.

После подборки сырья необходимо его подготовить. После работы с составом, смешиванием всех элементов в нужных соотношениях требуется замотать всю эту массу в полиэтиленовый мешок. Здесь задача – не пустить воздух в эту смесь. В таком состоянии глину надо оставить на некоторое время. Так все частицы пористого материала заберут влагу.

Формовка плитки

Далее можно приступать к формовке плитки. Для комфортной работы лучше задействовать полиуретановые формы. Для небольших партий вполне подойдут и гипсовые. Формы помогут сделать ровную продукцию, имеющую одинаковые внешние данные. Здесь необходима тщательная утрамбовка глины и грамотное её распределение по имеющейся форме. По всей площади шаблона должна соблюдаться одинаковая толщина.

После этой работы заготовку (сырец) требуется основательно высушить. Нужная степень просушки будет достигнута, когда плитка посветлеет и затвердеет. Здесь очень важно соблюдать осторожность, поскольку сырец на данной стадии довольно хрупкий. Но если случится какой-то дефект, формовку и просушку можно повторить. Для этого заготовку можно размочить в воде.

Обжиг сформованной плитки

На следующей стадии работ требуется обжечь сырец. Здесь все минералы, содержащиеся в керамической массе, будут проходить обработку высокими температурами. Они должны сплавиться между собой. Задача – получить монолитную массу. После такой процедуры плитка становится существенно прочнее.

Здесь можно следовать уже проверенной технологии – глина запекается при термических интервалах 1000–1300 градусов Цельсия. Иногда показатели можно снизить до 850–900 градусов. Такие изменения не должны ухудшить качество продукции, поэтому предварительно в сырьевой состав внедрите пемзу, но не более 40% от смеси. Иначе материал получится менее прочным.

Во время начального обжига у сырца получается усадка, так как из состава уходит влага. Этот критерий нужно учитывать при расчётах финальных габаритов продукции. Ещё важно учесть, что на данной стадии увеличивается и пористость плиточной структуры. В специальных цехах путём дополнительного давления возможно сократить количество пор.

В пористой структуре есть и свои преимущества. Так будет удобнее проводить последующую декоративную обработку. Поры примут часть внешнего покрытия и снизят его растекание.

Нанесение глазури

Вашей плитке необходимо придать блеск. Для этого можно самостоятельно приготовить особую глазурь. Она может состоять из стекла, каолина и триполифосфата. Из этих компонентов получается пылеподобный порошок. Его нужно смешать с чистой водой. В эту смесь можно внедрить и прочие минералы. В общем перечне значатся порядка 30 видов.

Приготовленная глазурь наносится на кафель одним из трёх методов (или их комбинаций): распылителем, кистью, обливным способом.

Покрытие должно основательно затвердеть и соединиться с терракотой. Для этого оно проходит вторичный обжиг. Здесь важно, чтобы керамическая масса по температурным данным не достиг критического значения. Иначе плитка расплавится. Глазурь позволит создавать уникальные и изящные художественные решения.

Мастер-класс по изготовлению авторской керамической плитки

Керамическая плитка, создаваемая по индивидуальному дизайну путем ручной отминки в форму, всегда отражает индивидуальность автора. Яркие или нежные тона росписи, воплощение собственных идей декора позволят создать неповторимый экземпляр декоративно-прикладного искусства.
На мастер-классе в нашей мастерской Вы создадите керамическую плитку собственного дизайна, воплотите личные творческие идеи и реализуете художественные замыслы. Поскольку размеры плитки 10*10 см, то ее можно использовать в дизайне собственного пространства или как подставку под горячее. Изящные стилистические решения позволят вписать такой объект в любой интерьер.

Сложности изготовления плитки вручную

Сложности ручного изготовления керамической плитки заключаются в правильной подготовке массы и набивке формы по технологии. Плоские керамические изделия при сушке и обжиге испытывают напряжение, которое не распределяется так, как у объемных, что часто приводит к деформации. Подбор правильной керамической массы и соблюдение определенных технологий приведет к отличному результату.

На мастер-классе Вы узнаете о керамических массах, подходящих для изготовления плитки, особенностях формовки плоских изделий, возможных вариантах росписи и декора керамики. Вы сделаете собственную плитку ручной работы, которая будет вызывать всеобщее восхищение. Стоимость — в разделе Цены.

Как сделать керамическую плитку

Сделать такой облицовочный материал, как керамическая плитка, своими руками вполне возможно. Изготовление керамики в домашних условиях может быть организовано с использованием пластмассовых и силиконовых форм. Они продаются в достаточно широком ассортименте в садовых и строительных магазинах.

Современное жилье невозможно представить без плиточной облицовки. А керамика, своими руками сделанная и раскрашенная, станет настоящим украшением и на кухнях, и в санузлах, и даже в качестве элемента декора в комнатах. Тем, кто не боится самостоятельно сделать необходимое количество керамики, на помощь приходит техника изготовления такого покрытия в домашних условиях.

Декоративная плитка может быть сделана и под камень. Имитации подлежит любая разновидность натурального камня. Такой материал будет максимально реалистично напоминать природный аналог. Как самому сделать плитку, имитирующую камень? В самом простом варианте для этого используется гипсовый порошок с добавлением в него наполнителей и красителей, которые формируют неповторимый рисунок для каждого готового изделия. Но это будет не керамика.

О чем эта статья

Почему стоит делать керамику своими руками

Кафель в виде искусственного декоративного камня может быть и керамический. Самодельная плитка обладает преимуществами перед отделкой природными материалами. Главный плюс декоративной керамики, сделанной под камень, заключается в ее стоимости, которая существенно ниже стоимости натуральных аналогов. Используемые в изготовлении компоненты делают кафельную плитку легче натурального материала. Для декоративной отделки отлично подходит керамика, сделанная под кирпич.

В вопросе о том, как делать кафель для своих нужд, не существует ограничений для фантазии. Он может быть оформлен как угодно. К примеру, кухня может быть украшена керамической отделкой с изображением натюрмортов. В ванной можно «поселить» морских обитателей, а в детской будут к месту причудливые узоры или сказочные мотивы. Кафель под камень будет отлично смотреться в гостиной, прихожей, вокруг дверных проемов. Этот отделочный материал отлично дополнит дизайн везде, где его использование уместно.

Такой универсальный отделочный материал, сделанный своими руками, не только позволит обогатить и разнообразить интерьер, но и обеспечит существенную экономию средств. Несмотря на то что сделанный своими руками кафель менее прочен, чем фабричная продукция, при должном уходе он способен прослужить не один десяток лет, радуя оригинальным, абсолютно неповторимым дизайном. Этих оснований достаточно для того, чтобы при желании самостоятельно заняться изготовлением керамики для покрытия маленьких участков стен, дорожек, проемов и пр.

Чем собственноручное изготовление отличается от фабричного

Для многих привычна мысль о том, что изготовление плитки возможно только с использованием сложного технологического оборудования, а значит, в бытовых условиях сделать свой кафель нереально. Но это не соответствует действительности. Конечно, при самостоятельном изготовлении керамики технология отличается от фабричной.

Этапы собственноручного изготовления кафельной плитки включают в себя:

  1. Замес глины.
  2. Придание формы.
  3. Просушку.
  4. Обжиг в специальной печи.
  5. Нанесение глазури.
  6. Повторный обжиг.

Как сделать керамическую плитку в нужном количестве? В бытовых условиях потребуется достаточное количество форм. Чем больше будет приобретено форм, тем быстрее пойдет процесс изготовления материала для покрытия. Важно учитывать, что на производство одной плитки потребуется около 2 дней. Подсохшая плитка может быть извлечена из формы лишь после этого срока. Таким образом, цикл использования формы обеспечивает получение одного изделия через каждые 2 дня.

Как выбрать глину

Кафельную плитку своими руками можно сделать не из любой глины. Принципиально учесть пластичность выбранного сырья, потому что сделать качественную плитку без этого не получится. Глина может быть малопластичной и пластичной. Она может называться также тощей и жирной. Чтобы определить, насколько глина пластична, достаточно взять маленький кусочек, скатать из него колбаску и растянуть ее. Если она будет хорошо тянуться, это значит, что сырье обладает достаточной пластичностью.

Для изготовления кафеля своими руками рекомендуется выбирать глину со средним показателем пластичности или не очень «жирное» сырье. Лучшим вариантом будет среднепластичная глина, из которой получится достаточно крепкая плитка . В процессе обжига такую плитку не «порвет». Глина должна быть влажной. Перед использованием ей необходимо дать отлежаться в мешке, исключив испарение воды. В структуре неслежавшейся глины имеются поры с воздухом, что снижает ее пластичность и ухудшает связывающие свойства.

Как формовать кафель

Пошаговая инструкция для самостоятельного изготовления кафеля не отличается сложностью. Изготовление керамической плитки начинают с формования:

  1. Глина закладывается в формы и плотно утрамбовывается. Делать это необходимо так, чтобы края формы и изделия совпадали.
  2. Избыточное количество глины нужно убрать, в противном случае декоративная плитка после высыхания будет иметь очень острые края. При попытке отбить их может произойти разлом кафеля.
  3. Просушивание глины должно занимать столько времени, сколько потребуется для ее полного затвердевания. Определить это можно по изменению цвета материала: достаточно подсохшая глина станет существенно светлее, что и будет признаком испарения излишка влаги из плитки. Как только это произошло, получился полуфабрикат, именуемый сырцом.

Несмотря на то что сырец на вид достаточно прочный, при постукивании он может рассыпаться. На этой стадии еще можно что-либо изменить. Достаточно лишь кинуть сырец в емкость с влажной глиной, чтобы он набрал воды, размяк и снова стал пригоден для использования.

На следующем шаге идет обжиг, который меняет все физические свойства глины и никакие переделки уже будут невозможны.

Как проводится обжиг

Если планируется изготовление напольной плитки в домашних условиях без глазури, то достаточно будет выполнить лишь один обжиг. Если же после первого обжига предполагается покрывать пластинки глазурью, то потребуется второй этап обжига.

Читайте также:  Как отрегулировать редуктор

Облицовочная плитка обжигается при температуре, не превышающей 1000°C. Первый обжиг называют бисквитным. Его результатом будет получение пористой структуры материала, что обеспечит поглощение нужного количества глазури на втором этапе. Именно так в основном делают плитку на пол своими руками.

Второй обжиг выполняется при аналогичной температуре, что обеспечит достаточную степень запекания глазури. При создании напольной плитки своими руками лучше не делать глазурь, так как она очень скользкая, что небезопасно, особенно в ванной. Плитку на стену чаще всего делают со стекловидным покрытием.

В процессе обжига плитка дает усадку. Она может быть существенной. Именно поэтому плитку в домашних условиях необходимо изготавливать с количественным запасом, чтобы для облицовки определенной поверхности хватило готового материала. Количество запасных изделий можно определить на глаз, потому что сделать точный расчет будет затруднительно. К тому же необходимо предусмотреть возможный убой и растрескивание изделий в процессе облицовки.

Что использовать для обжига

Некоторые скептики утверждают, что в бытовых условиях невозможно достичь температуры, близкой к 1000°C. Но для изготовления керамики вполне может быть достаточно и 900°С. А такое значение может обеспечить муфельная печь.

Для бисквитного обжига температура должна иметь значение от 850°С. Именно тогда из плитки испаряются остатки влаги и она становится мелкопористой, наподобие бисквита.

На данном этапе можно остановиться, если плитка будет предназначена для укладки на пол. После такого обжига плитка становится достаточно твердой и крепкой. При создании плитки на стену своими руками, когда требуется получить облицовку в виде кафеля с гладкой поверхностью, имитирующей натуральный камень или какой-нибудь рисунок, потребуется дополнительная обработка. Прошедшая одну стадию обжига керамика без глазури именуется терракотой. Если же необходимо получить майолику, то потребуется второй обжиг керамики для формирования покрытия глазурью.

Как раскрасить плитку

Изготовить плитку — это еще не все. Она внешне должна соответствовать задуманному дизайну. Для этого потребуется освоить некоторые дополнительные техники декорирования, чтобы сделанный собственноручно рисунок был уникальным.

Как делают керамику с рисунком?

Один из способов — роспись по керамике. Это достаточно простой метод, позволяющий придать плитке оригинальный внешний вид. Для оформления плитки можно также использовать технику декупаж.

Кафель своими руками редко делают без рисунка. Раскрашивать самостоятельно сделанную кафельную плитку можно при помощи техники декупаж. Если правильно выбрать материалы, получится достаточно крепкое покрытие, которое будет способно противостоять повреждениям. Такая плитка прослужит долгое время.

Поэтапный план действий состоит из нескольких шагов. Прежде всего, нужно выбрать подходящий салфеточный мотив. Из чего выбирать? Например, для кухни это может быть корзина с фруктами, вино или же цветочные мотивы, пейзаж и пр. Внешний вид кафельной плитки, изготовленной своими руками под раскрашивание, будет лучше, если мотив покроет всю поверхность.

Если салфетки многослойные, то для декупажа потребуется лишь верхний слой с рисунком. При намокании салфетки растягиваются, поэтому необходимо будет обработать их определенным методом. Салфетка должна быть разложена рисунком вверх на ровной поверхности. После этого ее надо покрыть лаком для волос, накрыть пергаментом и прогладить теплым утюгом. Такая процедура позволит салфетке сохранить форму.

Как наносить рисунок

На следующем этапе подготовленная плитка обезжиривается спиртом или моющим средством. Затем обработанный мотив кладется на канцелярский файл лицевой стороной вниз и подносится к тонкой струйке воды для смачивания. После этого излишки воды сливаются, а салфетка расправляется. Далее файл кладется на плитку. Берется мягкая тряпка и с легким надавливанием поверхность разглаживается. Файл аккуратно снимается, салфетка при этом должна остаться на поверхности плитки.

Если образовались пузыри и складки, их следует удалить при помощи веерной кисти, двигаясь от центра к краям. Важно не давить слишком сильно, чтобы не порвать бумагу. Спустя несколько минут салфетку следует закрепить клеем ПВА. Для нанесения клея опять-таки следует воспользоваться веерной кистью. Готовая работа должна вылежать, пока полностью не высохнет.

Далее берется аэрозольный баллончик с автомобильным лаком и поверхность плитки покрывается тонким слоем средства, который затем должен полностью высохнуть. Если в процессе работы салфетка случайно надорвалась, можно подрисовать соответствующий участок акриловыми красками. Аналогично можно поступить и в том случае, если был использован мотив недостаточного размера. В подобном случае можно растушевать переход от рисунка к остальной части поверхности или подрисовать тень в серых тонах. После окончания подрисовки поверхность также покрывается слоем лака.

Красочная облицовка для кухни или ванной готова.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Считается, что керамическая плитка появилась в древнем Египте – ею украшали дворцы фараонов. И сегодня это один из самых распространенных отделочных материалов. Декорированные плиткой кухни и ванные комнаты есть, пожалуй, в каждой российской квартире. Во всем мире плитка давно массово изготавливается на заводах, но изделия ручной работы тоже не редкость.

На этом производстве в Суздале плитку изготавливают из так называемой шамотной глины. В строительстве вообще шамотная глина применяется для кладочных, отделочных и штукатурных работ, но также подходит для изготовления керамики, декоративной плитки и архитектурных изделий. Это прочный материал, который хорошо переносит температурные нагрузки (например, при обжиге).

Глина в виде порошка смешивается с водой и сбивается в специальной машине. Мешка просеянного шамота (примерно 13 килограммов) хватает приблизительно на 100 плиток.

Готовую глиняную массу помещают в экструдер, где она разминается, избавляется от воздуха. Через формующее отверстие экструдера глина выходит в виде толстой плоской ленты, ширина которой соответствует ширине будущей плитки. Затем глиняную «ленту» с помощью струны нарезают на квадратные кусочки – заготовки.

Заготовки закладывают в гипсовые формы – вручную или с помощью ручного пресса. Глиняные обрезки, которые остаются после формовки плитки, идут в дело. Они помещаются обратно в машину, которая замешивает массу для следующей партии изделий.

Тыльная сторона плитки должна иметь шершавую или ребристую поверхность для лучшего сцепления с раствором при кладке. В одних случаях форму перед помещением под пресс накрывают тканью – на глине отпечатывается соответствующая текстура и рисунок «пятки» пресса. В других случаях на тыльной стороне делают насечки «расческой», и поверхность становится ребристой.

Далее плитки вынимают из форм и укладывают на стеллажи, чтобы глина подсохла, «прихватилась». Затем мастер обрабатывает края подсохших плиток, чтобы на них не было «бородок».

После этого плитки отправляются в печь на первый обжиг, который называется «утильный» – это обжиг без глазури. После первого обжига изделия приобретают прочность.

На этом производстве есть разные печи: большая и несколько маленьких (с горизонтальной и вертикальной загрузкой). Они загружаются в зависимости от тиража изделий. Одна загрузка печи называется «садка». В большую печь заезжает целый стеллаж – это довольно большая садка, в маленькой печи можно одновременно обжечь всего около 40 плиток.
Большая печь набирает температуру приблизительно за 10 часов, маленьким требуется меньше времени. Чем больше печь, тем плавней набор температуры. Для плитки температура первого обжига составляет 1050 градусов.

Когда плитка после первого обжига остывает, ее покрывают глазурью. Майоликовые глазури бывают разных цветов, ими можно расписывать, можно просто покрывать плитку.

Глазурь на плитку наносят двумя способами: ею либо поливают изделие, либо распыляют ее из пульверизатора. Кистью ровно нанести глазурь на плитку очень сложно.

До обжига глазурь всегда матовая, и в сыром виде часто имеет не тот цвет, который предполагается. На нижнем снимке плитку полили глазурью, которая после обжига станет зеленой.

Приблизительно вот такой:

После полива или распыления глазури края и тыльную часть плитки вытирают мокрой губкой.

Иногда плитки покрывают светлой или бесцветной глазурью. После обжига они будут белыми, бежевыми, молочными – в зависимости от поставленной задачи.

После глазуровки плитка снова отправляется в печь. Второй обжиг – уже с глазурями – называется «политой». Название говорящее, поскольку плитку изначально именно поливали глазурью (этот метод, как видите, используется и сейчас). Во время второго обжига температура в печи задается зависимости от того, какая на плитку нанесена глазурь. Минимальная температура плавления глазури 980 градусов, максимальная – 1200.

Нередко на одну плитку наносят глазури разных цветов, и тут важно, чтобы они имели одинаковые характеристики. Иначе хорошего результата не будет. Если для одной глазури требуется минимальная, а для другой максимальная температура плавления, то потеря качества неизбежна. Или одна глазурь не приобретет глянца и останется матовой, или вторая вскипит и выгорит.

Плитку можно просто покрыть глазурью, а можно расписать. Для этого она сначала покрывается эмалью, по которой наносится роспись майоликовой глазурью. Плитки с росписью обычно имеют светлый фон. Майоликовые цветные глазури отличаются полупрозрачностью, ими почти невозможно прорисовать четкие линии, контуры. Для этого используют пигменты – краски для керамики, которые перед обжигом нужно припылять бесцветной глазурью. Но чаще всего плитки расписывают все-таки майоликой.

Делают это следующим образом. Сначала берут готовую обожженную плитку, уже покрытую светлой глазурью. Из специальной бумаги изготавливают трафарет: наносят карандашом рисунок и по контуру прокалывают бумагу иголкой. Затем накладывают трафарет на плитку и затирают поверхность толченым грифелем. Через иголочные проколы грифельный порошок попадает на плитку, обозначая контур будущего рисунка.

Затем художник кисточкой наносит рисунок цветной глазурью.

Когда рисунок готов, плитка отправляется в печь на обжиг. Сырая глазурь имеет светлый, пастельный цвет, а после обжига она темнеет.

Наконец, последний этап – готовые плитки отправляются на прилавки магазинов.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Незабываемая экскурсия по заводу “Нефрит-керамика” в Никольском прямо не выходя из дома. Таинственные закоулки керамического производства. Беспилотные роботы. Фонтаны шликера. Брызги глазури. Пыль, жар и шум по ту сторону монитора. Радость, удивление и восхищение по эту сторону монитора.
Ну а поводом для радости было простое желание прикупить центнер глазури для своей мастерской. Для чего она мне тоже покажу в конце поста.
Итак, по-порядку.

Все начинается в цехе заготовки шликера. Шликером называют взвесь глины в воде, по консистенции напоминающую густые сливки. Вот он фонтанирует над виброситом. Вибросито – это, как вы конечно догадались, сито, которое вибрирует.

А из сита он поступает в резервуары ниже поверхности пола. Там перемешивается-перемешивается, в него добавляются электролиты и плавни, обеспечивающие стабильность технических параметров сырья. Далее по трубам шликер отправляется прямиком в ад.
В предверии ада стоят накопители и насосы.

Насосы закачивают шликер под большим давлением в жерло ада. Там, в жерле, горят синим пламенем газовые горелки. Шликер распыляется и пока долетает до дна воронки превращается.

. превращается в пресс-порошок. Сыпучий и горячий.

Он высыпается прямо на ленту транспортера и отправляется к прессам. Труба цеха производства пресс-порошка, кстати, производит огромное количество облаков, потому что пар из нее валит постоянно.
Пресс штампует плитку прямо из сухого пресс-порошка. Тот факт, что в сырье отсутствует вода позволяет получать идеально ровные плитки. Знаете, почему стопка наших тарелок похожа стопку блинов, у которых края волнами идут, а стопка чешских тарелок похожа на лист тетради в линеечку? Потому что за бугром посуду штампуют из фарфорового пресс-порошка, а у нас формуют из пластичной массы, содержащей воду.

Читайте также:  Что относится к горюче-смазочным материалам


Затем по ленте роликов плитки уезжают в печь для утильного обжига. Вот там, где лампа горит, находится вход в печь.

Вдоль всей полосы конвейера протянут трос аварийной остановки. В случае чего достаточно дернуть за него и все остановится. На фотографии он внизу.

Обжиг плитки происходит при температуре 1050 градусов. Тоннельная печь обеспечивает непрерывность процесса обжига. В середине максимальная температура, на входе и выходе – минимальная. Плитки сначала медленно нагреваются, а потом также медленно остывают.
На выходе они уже не серые, а привычного терракотового цвета.

Дальше по конвейеру они поступают к роботу-укладчику, который складывает их в большие контейнеры. Он слева, в клетке, в конце ленты транспортера.

К подъехавшей плитке он присасывается вакуумными захватами и переносит ее в контейнер.
Сложенную в контейнеры плитку увозит другой робот. Он управляется компьютером и движется строго по определенной траектории. Вон он, на фотке везет 337 контейнер. А вот он уже пустой куда-то поехал:

После того, как один робот передает контейнер с утильными плитками другому роботу, другой робот тоже присасывается к ним и выкладывает их на новую ленту конвейера.

И плитки мчатся дальше, навстречу новому обжигу.

Самое завораживающее в этом процессе – это поворот плитки вокруг своей оси. Можно вечность скоротать, наблюдая за этим чудом.

Хотя нет. Там еще много всего завораживающего, пойдемте дальше.
Плитки очищаются от пыли,

и попадают в камеру ангобирования. Эта занавеска вовсе не занавеска, а самый обыкновенный белый ангоб, которым льется на проезжающую плитку. Быстро и ровно плитка покрывается белоснежным ангобом.

А следом уже поджидает такая же завеса глазури. Вжжик и плитка покрыта белоснежной глазурью.

Те, кто не до конца потратил свою вечность на процессе поворота плитки могут добить ее на процессе полива:

Век бы любовался.
Потом резиновые колесики бережно удаляют с краев плитки глазурь. Сначала с широкой стороны, потом с узкой.

Следующий пункт программы – камера с клеем. Он распыляется на глазурь, укрепляя ее.

Он очень даже не повредит, потому что дальше плитку ждут предобрые валы. Ну, это для тех, кто еще помнит о чем сказка “Городок в табакерке”.

Сверху на вал стекает краска. Голубенькая, тоненькой струйкой, видите? А чуть подальше к валу прижимается резинка, которая распределяет красочку по поверхности вала равномерно. На валу имеется рисунок, который пропечатывается на проезжающую мимо плитку. Длина окружности вала кратна размеру плитки, и расстояние между валами тоже. Это чтобы рапорт орнамента не нарушался и мы могли наслаждаться однообразием симметрии. Ну или унынием повтора – кому что по душе. Обратите внимание на трос с надписью STOP на предыдущем снимке. Это все тот же трос, что и в начале был.


Если снять с ленты плитку сразу после валов, то увидим вот что:

Потом плитки проносятся через камеру аэрографа. В нем наносятся разные фактурные рисунки, но в данный момент она бездействует.

Все. Полет окончен. Теперь плитки собираются в огромный ролл-бокс. Или роллер-бокс? Ну, как-то так он называется. Укладывает, разумеется, робот. Неолудитам тут есть где порезвиться ))

Роллер-боксы к печи увозит кто? Ко-нечно Вааася, тын-тыры-дырым, Вааася, тын-тыры-дырым, Ва-ся, ну кто его не знает?

Пошутил. Нет тут никакого Васи. Робот по строгой траектории подъезжает, поднимает и увозит. Вон какую тропку протоптал уже.
В нужный момент робот подает роллер-бокс к ленте, ведущей на второй уровень печи. Той же самой, где и утиль обжигается, но повыше. Видите нашу старую знакомую лампочку? Там мы уже были, прессованые плитки в обжиг провожали.

Печь, как я уже говорил, итальянская и вся линия тоже. Хотя нет, не вся. Тут еще есть одна штуковина засекреченая. Фотографировать ее нельзя. И она, штуковина эта, испанская. По секрету расскажу вам, что это крутейший принтер, который может печатать прямо по сырой глазури. ОООчень крутая вещь. Представляете? Никаких деколей и шелкографии! Прямая печать из файла. Крутотень крутотеньская. Причем головки там плавающие настолько, что оплывают даже рельеф. То есть печатать можно не только на плоскости, но и на НЕ плоскости. Я там для marinni гротески печатал.
Но вернемся на линию. Первый человек.

Она сидит и смотрит, как из печи выезжают плитки. Целую смену смотрит. Раньше я думал, что нет ничего однообразнее работы смотрителя эскалатора, но теперь я так не думаю. Там хоть люди живые шевелятся, а тут. Я бы уснул минуты через две такой деятельности, наверно.
Чуть позади стоит центр управления полетами.

Дальше плитки бегут уже блестящие. 1050 градусов бесследно не проходят.

И, о чудо, снова люди! Они выбраковывают и сортируют. Делают пометочку маркером на плитке, если ее надо в какой-нибудь сорт отложить или в помойку сбросить.

А дальше снова робот.

Он лазером считывает иероглифы сортировщиц.

Не видно как, но как-то он сбрасывает брак в отвал.

А дальше угадаете что? Правильно. Робот.

Он готовит стопочки для упаковки.

И вот, финишная прямая. Тут снова робот. Он раскладывает по паллетам коробочки с плиткой. Человек за кадром тоже присутствует. Когда робот зацепился лапкой за паллету, он беспомощно завис. И только Человек мощным нажатием на кнопку сенсорного монитора вернул его к жизни.

Вот и все. Я забрал свои бочки с глазурью и коробки с утильной плиткой и уезжаю.

Я керамист и глазурь мне нужна для работы. Чтобы сделать вот такие майоликовые откосы, например:

Такие тоже сделаны на основе этой глазури.
И камин покрыт той же глазурью:

И даже эти ручки:

Я много чего делаю с использованием именно этой глазури. Если интересно, то в журнале керамиста по тэгу “работы моей мастерской” можно посмотреть все варианты применения.

Но вернемся на производство. В этот момент внимательный читатель должен воскликнуть: “Как это все?!”
Есть тут внимательный читатель?
Специально для внимательных – цех заготовки глазури. Его то мы не посмотрели, верно?
Тут стоят здоровенные шаровые мелницы.

Эти барабаны изнутри выложены уралитовыми блоками (чтобы не было контакта глазури с железной оболочкой и чтобы барабаны не протирались быстро). Ингридиенты глазури перемалываются уралитовыми циллиндрами, которые начинают перекатываться в тот момент, когда барабан начинает вращаться. Вращается он долго. Очень долго. А потом глазурь пропускается через вибросито.

Отсюда глазурь отправляется к тем завесам, помните? Ну, где сначала ангоб, а потом глазурь на плитку льется. Приятно, когда читатель внимательный и все помнит 🙂
Теперь вы знаете кунг-фу, как делается кафель.
Хотите узнать, как делают тарелки, чайники и чашки в промышленных масштабах и почти без роботов?

Керамическая плитка. Состав, производство, основные характеристики

Что такое керамическая плитка и из чего ее делают?

Керамическая плитка – это пластины из обожженной глины. Чаще всего они бывают квадратной и прямоугольной форм, но могут быть выполнены в виде сложной геометрической мозаики. Ее можно использовать для оформления стен и пола как внутри помещений, так и на улице.

Керамическую плитку обычно делают из смеси разных материалов:

  1. Глины или глинистых материалов (им удобно придавать нужную форму из-за ее высокой влажности);
  2. Кварцевое сырье (с помощью него создают своеобразный скелет изделия и формируют его прочность);
  3. Материалы с полевыми шпатами или карбонатами (благодаря им при обжиге мы получаем стекловидную и плотную структуру).

Этапы производства керамической плитки:

  1. Добыча сырья, глины в частности. Разные месторождения имеют разные характеристики глины, и поэтому производители тщательно следят, чтобы при хранении ничего не перемешалось.
  2. Приготовление смеси. Вот тут начинается магия, потому что все составляющие необходимо правильно подготовить (промыть, измельчить, увлажнить) и только потом перемешать в правильной пропорции без добавления примесей. В конечном итоге получается однородная масса, которую на производстве часто называют «бисквит».
  3. Формовка изделий производится двумя методами: прессованием и экструзией. Причем если первым методом вы сможете произвести плитку только стандартной формы, то экструзия позволяет делать более толстые или даже выпуклые и вогнутые изделия. Так производится клинкерная плитка.
  4. Сушка изделия убирает всю лишнюю влагу, которая была необходима на предыдущем этапе. Если пустить этот процессе на самотек, то на плитке могут появляться дефекты, например, трещины. На современных производствах этот этап проходит в специальных помещениях, где на изделия подаются потоки горячего воздуха. Далее следует обжиг, в течение которого плитка проходит «усадку», причем каждый раз уникальную. В результате этого этапа каждая плитка получает свой калибр, который очень важен при сортировке изделий по партиям.
  5. Нанесение глазури, стекловидного защитно-декоративного покрытия. Цвет глазури достигается за счет добавления солей и оксидов металлов, например, кобальт дает синий цвет, хром – зеленый, железо – красный. На сегодняшний день существует несколько десятков способов нанесения глазурей на поверхность керамической плитки.
  6. Обжиг. Чтобы собрать воедино все ингредиенты, которые были перечислены выше, и придать будущему изделию характеристики, свойственные керамической плитке, каждое изделие обжигают. Обычно при температуре от 900 до 1300 °С.
  7. После того, как плитка плавно охладилась до нормальной температуры, ее сортируют и упаковывают для дальнейшего хранения и транспортировки. На этом этапе важно избавиться от изделий с дефектами, выбрать более качественные плитки и сгруппировать плитки одного сорта в партии по калибру и тону.

Виды керамической плитки

  1. Бикоттура
    Эмалированная керамическая плитка, предназначенная для облицовки стен внутри помещений. Эмаль придает плитке блеск и позволяет отобразить рисунок любого дизайна, а также защищает керамическое тело плитки от проникновения влаги. Основные форматы производства плитки: 20х20 см, 20х25 см, 25х33,3 см. Внешне бикоттуру можно отличить по: относительно небольшой толщине; красно-коричневой глиняной основе; небольшому весу; глянцевой блестящей эмали. Бикоттура обычно изготавливается коллекциями, состоящими из нескольких цветов: более светлого – чаще всего базового в серии и дополнительных – более темных и с большим количеством декорированных элементов.
    Бикоттура применяется для облицовки стен в интерьерах, иногда для покрытия пола (если выбранная серия рекомендована к такому применению), но лишь в тех помещениях, которые не пересекаются напрямую с улицей и где нет риска повредить эмаль механическими частицами (например, песок, пыль).
  2. Монокоттура
    Это эмалированная керамическая плитка, предназначенная как для облицовки стен, так и для укладки плитки на пол. Некоторые ее виды являются морозостойкими и, соответственно, позволяют применять данную серию снаружи и внутри помещений.
    Основные отличия бикоттуры от монокоттуры:
    – большая твердость материала;
    – наличие серий с низким водопоглощением;
    – морозостойкие качества;
    – более толстая и прочная основа плитки;
    – более твердая, износостойкая эмаль.
    Монокоттура используется для облицовки всех типов поверхностей в интерьерах, а особо стойкие виды этой плитки могут применяться как напольное покрытие в общественных местах с не очень интенсивной проходимостью.
  3. Грес (Керамический гранит)
    Керамический гранит, прокрашенный по всей массе – это неэмалированная керамическая плитка одинарного обжига, изготовливаемая из светлых сортов глины. По типу поверхности керамический гранит разделяют на несколько основных видов:
    1. Матовый – плитку с такой поверхностью после выхода из печи не обрабатывают дополнительно, поэтому она имеет естественный вид.
    2. Полированный – необработанную поверхность греса ровно срезают, а затем осветляют. В результате плитка становится сверкающей. После полировки на изделие наносится состав, который закрывает микропоры и делает поверхность менее восприимчивой к загрязнению.
    3. Полуполированный (лаппатированный – от итальянского lappato – притертый, заглаженный) керамогранит – получают посредством срезания меньшего верхнего слоя греса по технологии поверхностной шлифовки. Обычно таким образом обрабатывают неровную плитку, в результате получается эффектное сочетание полированных и матовых участков. Поверхность лаппатированного керамического гранита легче очищается от загрязнений.
    4. Большое распространение получил смальтированный керамический гранит (gres porcelanato smaltato). Технология его изготовления очень схожа с производством монокоттуры – нанесенная эмаль, определяющая цвет и фактуру поверхности, обжигается вместе с плиткой в результате одинарного обжига, но при этом материал обладает такими же высокими прочностными и морозоустойчивыми показателями, как керамогранит.
    5. Еще одной технологией обработки керамического гранита является ретификация. Ретификация – это дополнительная механическая обработка уже готового материала, заключающаяся в срезании боковых кромок с каждой стороны как матовой, так и полированной плитки на специальных станках (при помощи алмазных кругов), для придания всем без исключения плиткам в серии единого размера в каждом формате и одинаково ровных краев изделия. Эта операция позволяет укладывать плитки разных размеров, а также сочетать матовые и полированные плитки одной серии с минимальными швами от 1мм, что является дополнительным преимуществом и практически невозможно для неретифицированных плиток.

    Керамогранит, прокрашенный в массе предназначен для облицовки всех типов поверхностей, как внутри помещений, так и на улице. Это могут быть и частные интерьеры, и рестораны, и аэропорты, и бассейны, и тротуарные дорожки и т. д.

  4. Котто
    Это, как правило, неэмалированная керамическая плитка одинарного обжига. Она изготавливается из красной глины путем экструзии – продавливания через квадратную, прямоугольную или, например, шестиугольную форму. Котто применяется в основном для отделки полов. Метод экструзии позволяет получать плитку самой причудливой конфигурации. Наиболее ходовые размеры: 25×25, 30×30, 20×40 и 40×60 см.
  5. Клинкер
    Клинкер – это керамическая плитка одинарного обжига с уплотненной основой, при изготовлении которой применяют метод экструзии, а также технологию прессования (например, у фабрики Paradyz). Иногда ее эмалируют или покрывают так называемой «солью» – тонким слоем прозрачного стекла. Обычно клинкеры используют для облицовки полов как внутри, так и снаружи, а также при строительстве бассейнов – в отделке цоколей, уголков, водостоков, ступеней и различных соединительных элементов.
  6. Майолика
    Крупнопористая плитка с цветной основой и лицевой поверхностью, как правило, покрытой непрозрачной глазурью, на которую нанесен яркий рисунок. Из-за пористой основы майолика легко впитывает воду, поэтому может быть использована только для отделки внутренних стен в сухих помещениях. Несмотря на ограниченную область использования и энергоемкий двойной обжиг, майолика пользуется устойчивым спросом благодаря высоким декоративным достоинствам, прочно ассоциирующимся со стариной.

10 особенностей керамической плитки, которые должен знать каждый

  1. Износостойкость – одно из важнейших качеств напольной плитки, которое характеризует устойчивость плитки к истиранию и способность сохранять внешний вид без изменений. Существует классификация PEI включает в себя пять групп: PEI I – для стен в ванных комнатах, PEI II – для стен/пола в спальнях, кабинетах, ванных комнатах, PEI III укладывается в любых жилых помещениях и в небольших офисах, не имеющих прямого входа с улицы, PEI IV подходит для любых жилых комнат, а также для покрытия лестницы, холла, коридоров, PEI V применяют как в частных, так и общественных интерьерах с проходимостью выше среднего (офисы, магазины, кафе, рестораны). Для мест с интенсивным трафиком (движением) рекомендуется использовать неглазурованный керамогранит (аэропорты, вокзалы, торговые центры).
  2. Водопоглощение – отношение массы воды, поглощенной образцом при его полном погружении в воду, к массе сухого вещества. Отношение выражается в процентах. Водопоглощение глазурованных керамических плиток для пола не должно превышать 3%, плитку же с водопоглощением больше 10% можно использовать только на стенах внутри помещений. Показатель водопоглощения плитки играет важную роль при облицовке бассейнов. Для этого необходимо использовать только специальную плитку, как например, керамогранит или клинкер.
  3. Морозоустойчивость – способность плитки сопротивляться перепадам температуры. Стойкость керамической плитки обусловливается двумя параметрами: наличием и количеством пор. Плитка двойного обжига довольно пористая и, следовательно, не морозостойкая. А плитка одинарного обжига с водопоглощением меньше 3% считается морозостойкой. Керамогранит в отличие от керамической плитки имеет минимальный уровень водопоглощения – меньше 0,05%.
  4. Растрескивание – это появление тонких трещин в эмалевом покрытии. Это происходит с некачественной или неправильно подобранной плиткой под действием резких перепадов температур. Такой дефект иногда присутствует на плитках до укладки. Когда плитка растрескивается через некоторое время после укладки, причинной может служить неправильная укладка плитки: использование плохого раствора или клея, слишком толстый или тонкий слой этих материалов.
  5. Сопротивление скольжению – это характеристика, которая определяет способность поверхности препятствовать скольжению предмета, находящегося на ней. Это свойство является основным требованием к безопасности жилых и промышленных помещений, а также для наружных напольных покрытий. В банях, саунах и бассейнах обычно укладывают ребристую плитку с желобками.
  6. Химическая устойчивость – характеристика эмали плитки, отражающая ее способность выдерживать контакт с кислотами, солями, бытовой химией при комнатной температуре. Она должна оказывать сопротивление агрессивному или механическому воздействию этих веществ, не претерпевая внешних изменений. Плитку можно защитить, заполнив эпоксидными материалами, которые хорошо сопротивляются химическим воздействиям.
  7. Тон и калибр. Тон – цветовая насыщенность плитки, которая может немного не совпадать с заявленным цветом. Он обозначается на упаковке цифрой или буквой. Калибр – фактический размер плитки, который иногда на пару миллиметров отличается от номинального. Калибр указан на упаковке рядом с номинальным размером. При изготовлении плитка сортируется по партиям одного размера и одного тона с допуском разницы, установленной нормативами.
  8. Сопротивление на изгиб. Чем оно выше, тем ниже водопоглощаемость плитки. Керамогранит обладает очень высоким сопротивлением на изгиб, а пористая плитка – более низким.
  9. Предел прочности – уровень возможной нагрузки, которую должна выдерживать плитка. Он напрямую зависит от ее толщины. Способность противостоять нагрузкам особенно важна для напольной плитки. Такие нагрузки, как вес человека или мебели, плиточное покрытие должно выдерживать легко и не ломаться.
  10. Поверхностная твердость – это характеристика, выражающая способность поверхности быть устойчивой к появлению царапин и повреждений. Царапины четко просматриваются на блестящей поверхности плитки, на матовой же они менее заметны.

Как производят керамическую плитку

Пересматривал на днях фоточки из поездки в Испанию в 2013 году, в том числе и с производства керамической плитки. Решил что стоит в общих чертах рассказать о технологии, да и фоточки с современного предприятия небезинтересны…

Визит на завод начался с шоу-рума. В ну очень большом помещении комфортно расположился весь ассортимент компании. Ключевые коллекции представлены в интерьере… Такая вот Икея, но про керамику и без посетителей — всё это построено только для партнёров компании.

Далее визит в офисные помещения. Кабинет части дизайнеров компании. Всё очень мило, на оборудовании не экономят, узкие окна — особенность солнечной Испании.

Главный дизайнер немного рассказал о появлении новых коллекций. Изначально тенденции мирового дизайна появляются в fashion-индустрии, поэтому компания работает напрямую с модельерами, чтобы производить плитку актуальных тенденций быстрее конкурентов.

Далее — непосредственно производство. Весь завод расположен в двух зданиях: основном цеху и цеху полировки. Особенность компании — линейка плитки с сильным глянцем.

Цех настолько большой, что рабочие разъезжают по нему на велосипедах.

Готовая керамическая масса (состав которой является коммерческой тайной) поступает в пресс. Именно здесь и рождается плитка.

И сразу же первый этап контроля качества. Контроль производится после каждой значимой операции, ведь чем позже будет выявлен брак — тем дороже он обойдётся для производителя.

После этого заготовки попадают в сушильную машину. Сушка — это не обжиг, но сухую заготовку уже можно взять в руки и она не деформируется.

С двух сторон плитки снимаются фаски.

После чего заготовка поворачивается и операция повторяется.

Начинается этап, делающий заготовку непосредственно плиткой — нанесение эмали. Поверхность плитки промывается, ведь каждая песчинка испортит эмалированную плоскость, после чего на плитку наносится праймер.

Конвеер проходит под фонтанчиком эмали.

И снова сушильная машина, а после неё длинный «перегон» чтобы плитка остыла.

С торцов плитки срезаются излишки эмали.

После этого плитка укладывается на стеллажи, которые по территории перемещают автоматические погрузчики. Которые, кстати, бесшумно перемещаются на электротяге и если вы встанете на маршруте его движения – останавливаются и начинают требовательно пищать. После чего вы обязательно оглянётесь и отпрыгнете, думая что на вас едет куб со стороной в 3 метра. Всё производство максимально автоматизировано. До этого этапа на конвеере стоит только человек, производящий выборочный контроль заготовок после прессования. Промежуточное хранение на стеллажах нужно потому, что дальше пути заготовок разделяются: какие-то пойдут сразу в обжиг и станут фоновой белой плиткой, а какие-то уйдут на линию печати.

Печатный станок расположен в отдельном павильоне внутри цеха. Как я понял это нужно для того, чтобы очищать воздух в зоне печати. Технология — офсетная, цветовая модель — стандартный CMYK + готовые цвета.

Естественно цветопробы печатаются прямо на плитке.

После печати плитка опять уходит на стеллажи.

Всё потому что сушка перед обжигом происходит прямо на стеллажах, 2 стеллажа с плиткой закатываются в сушильную камеру.

После камеры стеллажи разгружаются на конвер, который уходит в печь для обжига. Вот это длинное сооружение слева — она и есть.

В печи температура вначале плавно растёт до 1200 градусов, затем так же плавно опускается. На выходе температура плитки — как у посуды из посудомойки.

И сразу же три этапа выходного контроля: геометрический контроль.

Автоматический контроль качества поверхности.

И пост ручного контроля поверхности. На нём обнаруженные дефекты отмечаются маркером и тут же, прямо на плитке, пишутся комментарии. Всё это нужно для того, чтобы понять на каком этапе производства образовался данный дефект и можно было отладить процесс. Это, кстати, второй человек на пути плитки.

Далее этап упаковки. Тут плитку ждёт третий и последний человек, который не принимает непосредственного участия в работе машины, но следит за наличием расходных материалов.

Тут плитка опять делится на два потока: матовые разновидности упаковываются в картонные коробки и отправляются на склад готовой продукции, а будущие глянцевые — стягиваются в пачки.

И укладываются на палеты.

Которые автоматически затягиваются в плёнку.

И тоже помещаются на складскую площадку, рядом с готовой плиткой. Компания производит множество коллекций, плитка отличается по размерам, рисунку, глянцу поверхности. Соответственно изменение размера требует замены пресс-форм и переналадку пресса, изменение рисунка — это замена валиков печатной машины и её калибровка… Поэтому в начале года составляется план производства и колекции выпускаются не одновременно, а поочерёдно, складируются прямо под открытым небом (климат позволяет) и отгружаются дилерам по мере поступления заказов.

Полировальный цех — гораздо меньшее по размерам помещение.

Плитка разгружается из палет на линию, конечно же проходит входной контроль.

Моется и уезжает в полировальную машину, где обрабатывается абразивными головками разных фракций. Каждый номер в круге сверху — это этап полировки.

Вот так выглядят сами головки. Каждый камень на них стоит несколько сотен евро.

На выходе мы получаем плитку со «стеклянным» глянцем, которого не может добиться ни одна другая испанская фабрика.

Далее вновь сушка, автоматический выходной контроль и упаковка.

Что интересно, вода в полировальных машинах (а полировка ведётся «по мокрому») фильтруется, вновь поступает в дело, а осадок — добавляется в свежую глину и вновь уходит в производство.

Именно так и производят отделочный материал, который практически вечен, отличается разнообразием фактуры, износостоек, а его рисунок — настоящее произведение искусства.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Читайте также:  Изолента ПВХ. Особенности цены и выбора
Ссылка на основную публикацию