Электрооборудование: классификация и современные разработки

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Все электрооборудование самолетов и вертолётов гражданской авиации в зави­симости от назначения отдельных его элементов можно разделить на оборудование систем электроснабжения и электрооборудование электрифи­цированных самолёт­ных систем.

Системы электроснабжения включают в себя:

– электрические генераторы постоянного или переменного тока со своей пускорегулирующей и защитной аппаратурой;

– преобразователи электрической энергии;

– систему передачи и распределения электрической энергии

Потребители электрической энергии:

– электрифицированные системы управления самолётом или вертолё­том;

– системы управления закрылками, предкрылками, интерцепторами;

– система управления перестановкой стабилизатора;

– системы управления уборкой и выпуском шасси;

– система управления поворотом колёс передней стойки шасси;

– тормозная система самолёта;

– электрооборудование гидравлической системы;

– электрооборудование топливной системы;

– система запуска вспомогательных силовых установок и двигателей;

– электрооборудование системы кондиционирования воздуха;

– внешнее и внутреннее светотехническое оборудование;

По характеру использования элект­рической энергии всё электрообору­дование можно разделить на следующие категории:

– управляющие схемы сложных самолётных систем (например система запуска ВСУ, система управления механизацией крыла и др.);

– электрические приводы отдельных агрегатов и механизмов (шас­си, за­крыл­ков, триммеров, насосов и т. д.);

– электронагревательные и противообледенительные устройства;

– осветительные и светосигнальные установки;

Помимо классификации по назначению, все электрооборудование де­лится на три категории по характеру работы:

– электрооборудование длительного режима работы;

– электрооборудование кратковременного режима работы;

– электрооборудование повторно-кратковременного режимов работы.

При этом имеется в виду не абсолютная длительность работы, а её связь с тепловой инерцией элементов оборудования.

При работе электрооборудования часть электроэнергии расходуется на на­грев проводов, перемагничивание железных сердечников, на преодо­ление сил трения и т.д. Как следствие, происходит выделение тепла, кото­рое рассеивается в окружающей среде.

При длительном режиме работы после включения соответствующего элек­троагрегата выделение тепла в окружающую среду сначала незначи­тельно – почти всё тепло уходит на нагрев самого агрегата. По мере на­грева агрегата ко­личество тепла, уходящего в окружающую среду, увели­чивается. Рост темпера­туры агрегата замедляется. В некоторый момент времени количество тепла, от­даваемого в окружающую среду, становится равным общему количеству выде­ляемого тепла. Дальнейший рост темпера­туры агрегата прекращается.

При кратковременном режиме работы электроагрегаты за время ра­бо­ты не успевают нагреться до установившихся значений температуры, а во время паузы в работе охлаждаются до температуры окружающей среды.

При повторно-кратковременном режиме работы электроагрегат за время ра­боты не успевает нагреться до установившихся значений темпера­туры, а за время пауз в работе не успевает охладиться до температуры ок­ружающей среды.

Повторно-кратковременный режим работы характеризуют относи­тельной продолжительностью работы (относительной продолжительно­стью включения):

ε =

В зависимости от условий работы и нагрузки ε мо­жет изменяться в широком диапазоне. При этом чем больше время пауз, тем меньше ε, тем большую на­грузку можно допустить.

В повторно-кратковременном режиме работают электромеханизмы тримме­ров, электромеханизмы триммерного эффекта и секции цикличе­ского электро­обогрева элементов планера и воздушных винтов.

Все элементы элетрооборудования выбирают с таким расчё­том, чтобы при их работе с заданной нагрузкой при заданных условиях ох­лаждения температура их отдельных частей не превышала допустимого значения.

1.2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВ­ЛЯЕМЫЕ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ САМОЛЁТОВ И ВЕРТО­ЛЁТОВ ГРАЖДАН­СКОЙ АВИАЦИИ

Все требования, предъявляемые к самолетному электрооборудо­ванию, можно разделить на общие (обязательные для любого электро­оборудования) и специаль­ные (обусловленные спецификой его работы на самолете).

К общим требованиям относятся:

– высокая надежность, т. е. свойство элемента, узла, агрегата ли,
системы сохранять свои параметры в заданных пределах при соблю­дении уста­новленных правил технической эксплуатации;

– минимальный вес и габариты;

– удобство и безопасность в эксплуатации;

– ремонтно-эксплуатационная технологичность и низкая стои­мость.

Высокая надежность работы в течение установленного срока службы на самолётах и вертолётах имеет первостепенное значение, так как электрооборудова­ние эксплуатируется в полёте и при его отказе последствия могут быть катастро­фическими.

Высокая надёжность самолетного электрооборудования обеспечивается сле­дующими мерами:

– на стадии конструирования – разработка наиболее грамотных и рацио­нальных электрических схем;

– использование качественных материалов;

– высокая культура производства;

– многократное дублирование цепей питания ответственных потребите­лей;

– дуб­лирование наиболее ответственных агрегатов электрооборудова­ния

– защита от ошибочных действий члена экипажа (оператора), могущих при­вести к авариям;

– защита источников, потребителей и сети в случае ава­рий и коротких замыка­ний.

Требование минимального веса и габаритов (без ущерба для надежности и других технико-экономических показателей).

Данное требование имеет для самолетного электрооборудования осо­бенно большое зна­чение. Это объясняется тем, что самолетное электрообору­дование вме­сте с дополнительными опорными конструкциями и крепежным ма­териалом перево­зится на самом дорогом виде транспорта.

Так как на перевозку каждого килограмма собственного веса само­лета на пол­ную дальность тратится 4÷5 кгтоплива, то каждый лишний килограмм веса элек­трооборудования приводит к четырех-, пятикратному увеличению его полетного веса.

Подсчитано, что стоимость перевозки электрооборудования в течение его срока службы превышает стоимость самого электрооборудования и что подав­ляю­щая часть затрат на электрооборудование в связи с этим связана не с производст­вом, а с эксплуатацией.

Снижение веса самолетного и вертолетного электрооборудования по сравне­нию с наземным электрооборудованием достигается сле­дующими ме­рами:

– применением высококачественных и легких конструктивных, изо­ля­ционных и магнитных материалов;

– повышением допустимых механических, электрических и тепло­вых нагру­зок с допустимым снижением срока службы, но в пределах ресурса самолёта;

– применением электрических машин с повышенными скоростями вра­щения;

– заменой медных проводов в электрических сетях и аппаратах, где это воз­можно, на алюминиевые.

Все перечисленные меры привели к значительному снижению веса са­молетного электрооборудования по сравнению с наземным. Например, если на­земная элек­трическая машина постоянного тока мощностью 25 кВтимеет вес свыше 300 кг, то электрическая машина той же мощности, устанавливае­мая на самолете, весит 50 кг. Тем не менее, вес электро­оборудования превы­шает вес всего остального специ­ального обору­дования самолета. Только вес электрической сети на тяжелых са­молетах превышает тонну и составляет около 25% веса всего обору­дования.

Поэтому дальнейшее снижение веса самолетного электрооборудо­вания остается важной задачей.

Требование минимальных габаритов самолетного электрообору­дования вы­звано ограниченностью пространства внутри самолета.

Удобство и безопасность в эксплуатации и ре­монтно-эксплуатационная технологич­ность

Самолётное электрооборудование эксплуатирует экипаж конкретного самолёта (вертолёта). Удобное расположение аппаратуры управления (вы­ключателей, пере­ключателей, кнопок), контрольно-измерительной и сигналь­ной аппаратуры, мак­симальная автоматизация операций по управлению и контролю позволяет облег­чить работу летного экипажа и уменьшить его чис­ленность, увеличить уровень безопасности.

С точки зрения безопасности также должна быть исключена возмож­ность со­прикосновения членов экипажа или пассажиров с токопроводящими элементами, находящимися под повышенным напря­жением или имеющими температуру выше 70 °С.

Требование ремонтно-эксплуатационной технологичности преду­смат­ривает такое размещение и монтаж агрегатов электрооборудо­вания на само­лете, при котором обеспечиваются хорошие подходы к агрегатам, возмож­ность быстрого нахождения и устранения неис­правностей и замены вышед­шего из строя оборудования.

Специальные требованияпредусматривают:

– независимость работы электрооборудования от атмосферных факто­ров (давле­ния, темпе­ратуры и влажности окружающей среды);

– независимость работы электрооборудования от присутствия в воздухе паров бен­зина, керосина, смазочных масел, гидравлических жидкостей и кислот;

– независимость работы электрооборудования от положения в про­странстве;

– нормальную работу при вибрационных и инерционных перегруз­ках, наблю­дающихся на самолетах;

– взрывобезопасность и пожаробезопасность;

– отсутствие влияния на работу бортового оборудования.

Эти требования вызваны условиями работы самолетного электро­обору­дования и также накладывают существенный отпечаток на выбор конструк­тивных, провод­никовых и изоляционных материалов, на кон­структивное вы­полнение агрегатов, технологию их производства и монтажа и другие пара­метры.

1.3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕ­НИЯ И ИХ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРАХ

В состав системы электроснабжения входят элементы элек­трооборудо­вания, при помощи которых обеспечивается генерирование, преобразование, передача и рас­пределение электрической энергии, т. е. источники, преоб­разователи и элек­трическая сеть самолета вместе с относящимися к ним системами контроля, управления, регулирования и защиты.

В зависимости от того, какой ток (постоянный или переменный) на самолете является основным, различают основные системы электроснаб­же­ния постоянного тока, пе­ременного тока и смешанные.

В системах постоянного тока основными источниками электриче­ской энергии являются генераторы постоянного тока, устанавливаемые на двигателях и преобразующие часть механической энергии генераторов в электрическую энер­гию. При этом на каждом маршевом двигателе устанав­ливают один или два генера­тора одинаковой мощности. Мощность генерато­ров определяют из расчёта макси­мальной потребляемой мощности с запасом, необходимым для питания всех потре­бителей электроэнергии в случае отказа одного генератора или одного из двигате­лей. На самолётах и вертолётах с электрическим запуском маршевых двигателей вместо генераторов исполь­зуются стартер-генераторы, которые при запуске рабо­тают в стартёрном ре­жиме, т.е. режиме электродвигателя, обеспечивая раскрутку соответствую­щего двигателя. После запуска они переходят в генераторный режим, обес­печивая выработку электроэнергии.

На газотурбинных самолётах, имеющих вспомогательную силовую ус­тановку (ВСУ), предусматривается резервный генератор (стартёр-генератор), который уста­навливается на ВСУ. Его мощность соизмерима с мощностью основных генерато­ров. В полёте резерв­ный генератор используется при от­казе всех основных генера­торов для питания бортсети. При этом часть мало­важных потребителей автомати­чески или вручную отключается. На земле ре­зервный генератор используется при отсутствии аэро­дромного источника для питания бортсети.

Аварийными источниками электроэнергии являются аккумулятор­ные бата­реи. В полёте при отказе всех основных генераторов они обеспечи­вают электропи­тание всех жизненно важных потребителей электроэнергии, а также аварийный за­пуск ВСУ. На земле, при отсутствии аэродромного ис­точника постоянного тока, от аккумуляторов производится автономный за­пуск ВСУ. Также на земле от аккуму­ляторов возможно кратковременное электропитание маломощных потребителей.

Предусматривается подключение аэродромного источника постоян­ного тока с помощью специального ште6псельного разъёма.

Для получения переменного тока применяются электромашинные или статиче­ские преоб­разователи, использующие часть электроэнергии основной системы элек­троснабжения.

На самолетах с системами электроснабжения переменного тока ос­нов­ными ис­точниками электрической энергии являются генераторы трёхфазного переменного тока, обычно по одному генератору на каждом двигателе. Боль­шинство потребите­лей в этом случае получает питание от сети переменного тока. На ВСУ предусмат­ривается резервный генератор переменного тока.

Для питания жизненно важных потребителей переменного тока ис­пользуются электромашинные или статические преобразователи постоянного тока в перемен­ный (на современных самолётах – статические).

Для питания потребителей постоянного тока в таких системах электро­снабжения используются трансформаторно-выпрямительные блоки (выпря­мительные устрой­ства), а также аккумуляторные батареи, являющиеся ава­рийными источниками по­стоянного тока.

На самолетах со смешанными системами электро­снабжения на каждом двига­теле устанавливаются как генераторы постоянного тока, так и соизме­римые с ними по мощности генераторы переменного тока. К та­ким системам можно отнести сис­темы электроснабжения турбовинтовых самолетов и верто­лётов. Например, на са­молёте Ан-26 на каждом двигателе устанавливается ге­нератор СТГ18ТМО-1000 мощностью 18 кВт и генератор ГО16ПЧ8 мощно­стью 24кВА. На ВСУ устанавлива­ется, как правило, стартёр-генератор посто­янного тока и генератор переменного тока.

В системах электроснабжения отечественных самолетов и вертолётов приняты следующие величины номинальных напряжений:

у генераторов постоянного тока — 28,5 В;

у аккумуляторных батарей — 24 В;

у преобразователей постоянного тока в однофазный переменный ток частотой 400 Гц— 115 в;

у преобразователей постоянного тока в трехфазный переменный ток частотой 400 Гц— 36 В;

у трехфазных генераторов переменного тока частотой 400 Гц— 120/208 В

(120 В— фазное, 208 В— линейное напряжение).

Однофазные генераторы переменного тока выполняются на номи­наль­ное напря­жение 120 Вили 208 В.

2. ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ САМОЛЁТОВ С ОСНОВНОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРО­СНАБЖЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

На самолётах с основной системой электросн6абхения постоянного тока как правило дополнительно предусмотрены две вторичных системы электроснабжения переменного тока, соответственно однофазного перемен­ного тока 115 В частотой 400 Гц и трёхфазного переменного тока 36 В часто­той 400 Гц .

В системе постоянного тока основ­ными источниками электроэнергии явля­ются генераторы постоянного тока, уста­новленные на маршевых двига­телях, ре­зервным источником является генератор ВСУ, аварийными источни­ками – аккуму­ляторные батареи. Предусмотрено под­ключение аэродромного источника постоян­ного тока.

Во вторичной системе электроснабжения однофазного переменного тока 115 В частотой 400 Гц в качестве источников электро­снабжения исполь­зуются три элек­тро­машинных преобразователя постоянного тока в однофаз­ный пере­менный ток на­пряжением 115 В частотой 400 Гц – один рабочий (основной), второй – резерв­ный, третий – аварийный. На некоторых самолё­тах пре­дусмотрено подключение аэродромного ис­точника однофазного пе­ременного тока напряже­нием 115 В часто­той 400 Гц.

Читайте также:  Как происходит доставка грузов в Норильск

Во вторичной системе электроснабжения трёхфазного переменного тока 36 В частотой 400 Гц в качестве источников электро­снабжения исполь­зуются четыре электро­машинных преобразователя постоянного тока в трёх­фазный пере­менный ток на­пряжением 36 В частотой 400 Гц. Два из них, мощностью от 500 ВА до 1500 ВА, соответственно рабочий и резервный, обеспечивают электропитание сети 36 В. Два других, чаще всего ПТ-200, обеспечивают резервное питание авиагори­зонтов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10131 – | 7877 – или читать все.

Классификация электрооборудования

Все выпускаемое электрооборудование делится на классы по способу защиты людей от поражения электрическим током и на типы – по степени защищенности оборудования от влаги и пыли (IP-коды). По способу защиты людей от поражения электрическим током электрооборудование в соответствии с ГОСТ 536-94 (МЭК 536-94) делится на четыре класса.
У оборудования, относящегося к классу 0, защита обеспечивается основной изоляцией. Корпус оборудования или открытые проводящие его части при этом не присоединяются к защитному проводнику электропроводки. В случае пробоя изоляции защита обеспечивается только воздушным промежутком.
Защита оборудования, относящегося к классу I, обеспечивается основной изоляцией и соединением его корпуса или открытых проводящих частей с защитным проводником. В случае пробоя изоляции должно сработать установленное защитное устройство, следовательно, корпус или открытые проводящие части не могут оказаться под напряжением. Электрооборудование этого класса соединяется с электрической сетью трехжильным (с защитным проводником) или двухжильным кабелем. В последнем случае корпус оборудования должен быть снабжен зажимом для подключения защитного проводника.
Защита оборудования, относящегося к классу II, обеспечивается двойной или усиленной изоляцией, при этом отсутствуют средства защитного заземления. В случае использования оборудования класса III защита обеспечивается питанием от источника безопасного (низкого) напряжения.
Для классификации оборудования по степени защищенности от пыли, влаги и доступа в соответствии с ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) разработан специальный международный классификатор – IPкод (IndexofProtection). Он представляет собой набор из двух буквенных (дополнительных) символов (например, IP23CS). Первая цифра кода определяет степень защищенности оборудования от пыли и степень защиты человека от прикосновения к токоведущим и движущимся частям. Вторая – степень защиты от влаги.

Степень защиты оборудования от пыли.

Степень доступа людей.

Степень защиты от влаги.

Отсутствует защита от пыли

Нет защиты людей от контакта с токоведущими и движущимися частями

Отсутствует защита от влаги

Защита от частиц большого диаметра (более 50мм).

Защита людей от непосредственного контакта с большими областями токоведущих движущихся частей оборудования.

Защита от капель воды, падающих на оборудование вертикально

Защита от частиц среднего диаметра

Защита людей от контакта с токоведущими и движущимися частями (например, палец руки)

Защита от капель воды, падающих на оборудование наклонно (до 15° от вертикали)

Защита от частиц меньше среднего диаметра

Защита людей от контакта с токоведущими и движущимися частями (например, при использовании инструмента диаметром

Защита от капель воды, падающих наклонно (до 60° от вертикали).

Защита от частиц малого диаметра (более 1.0мм)

Защита людей от контакта с токоведущими и движущимися частями (например, при использовании инструмента диаметром более 1.0мм)

Защита от водяной струи, попадающих на оборудование с любого направления.

Частичная защита от воздействия пыли, не влияющая на условия работы оборудования.

Полная защита людей от любого контакта с токоведущими и движущимися частями оборудования.

Защита от водяной струи, бьющей из сопла со скоростью 12.5 л/мин. На оборудование с любого направления

Полная защита от воздействия пыли.

Полная защита людей от любого контакта с токоведущими и движущимися частями.

Защита от мощной водяной струи, бьющей из сопла со скоростью 100 л/мин. На оборудование с любого направления.

Защита от временного затопления. Оборудование выдерживает погружение в воду на глубину до 1м на время до 30мин.

Защита от постоянного нахождения в воде.

Буквенные обозначения и соответствующие им виды защиты приведены в таблице ниже

Первая буква кода

Вторая буква кода

Защита от прикосновения рукой к опасным частям устройства.

Устройство предназначено для работы при высоком напряжении.

Защита от прикосновения пальцами к опасным частям устройства.

Устройство предназначено для работы при воздействии воды, в движении.

Защита от прикосновения к опасным частям устройства инструментами диаметром более 2.5мм и длиной более 100мм.

Устройство предназначено для работы при воздействии воды, в неподвижном состоянии.

Защита от прикосновения к опасным частям устройства проводом диаметром более 1.0мм и длиной более 100мм.

Устройство сохраняет работоспособность в условиях грозы.

При подключении электрооборудования следует обращать внимание на буквенно-цифровое обозначение проводников и контактов и их цветовую маркировку. В соответствии с ПУЭ в трех фазных сетях используются следующие обозначения:
Первая фаза – L1, цвет желтый;
Вторая фаза – L2, цвет зеленый;
Третья фаза – L3, цвет красный;
Нулевой рабочий проводник – N, цвет синий (голубой);
Нулевой защитный проводник – PE, цвет желто-зеленый, в полоску.
Необходимо помнить, что в старых электрических сетях еще можно встретить обозначение фаз буквами (А, В, С) соответственно. В однофазной сети, если ее проводники являются непосредственным ответвлением от трехфазной сети, их цвет должен соответствовать цвету проводников трехфазной сети. При питании однофазного электрооборудования через трансформатор к началу обмотки подсоединяется проводник желтого цвета, обозначаемый буквой «А», а к концу обмотки – проводник красного цвета, обозначаемый буквой «В».
Проводники источника питания постоянного тока обозначены следующим образом:
Положительный проводник – «+», цвет красный;
Отрицательный проводник – «-», цвет синий;
Нулевой проводник – М, цвет голубой.

Классификации электрооборудования и электротехнических устройств

10.2 Классификации электрооборудования и электротехнических устройств

Электрические машины и аппараты, применяемые в электроустановках, должны обеспечивать как необходимую степень защиты их изоляции от

вредного действия окружающей среды, так и необходимую безопасность в отношении пожара или взрыва вследствие какой-либо их неисправности.

Существует следующие классификации видов исполнения электрообо­рудования (электрических устройств): общего назначения; специальное (тро­пического исполнения, холодостойкое, влагостойкое, химически стойкое); открытое (незащищенное от прикосновения к движущимся и токоведущим частям); защищенное (от случайного прикосновения к его движущемся и то­коведущим частям и от случайного попадания внутрь посторонних предме­тов и пыли); водозащищенное, брызгозащищенное, каплезащищенное, пыле-защищенное; закрытое (защищенное злектороборудование, выполненное так, что возможность сообщения между его внутренним пространством и окру­жающей средой может иметь место только через не плотности соединения между частями электрооборудования или через отдельные небольшие отвер­стия); герметичное (защищенное, выполненное так, что исключена возмож­ность сообщения между его внутренним пространством и окружающей сре­дой); взрывозащищенное (электрооборудование, в котором предусмотрины конструктивные меры для устранения или затруднения возможности воспла­менения окружающей взрывоопасной среды).

Электрооборудование и электротехнические устройства подразделяются по напряжению – до 1000 В и выше 1000 В и по применению – для наружной и внутренней установки.

10.3 Электрооборудование пожароопасных помещений.

В пожароопасных помещениях всех классов следует применять только защищенные электропроводки (кабели марок ВРГ, АВРГ, или провода АПРВ, АПВ и АПРТО в тонкостенных стальных трубках). Допускается от­крытая прокладка изолированных проводов на изоляторах, но при условии их удаления от мест скопления горючих материалов и невозможности механи­ческого повреждения (например, на недоступной высоте ). Допускается при­менение алюминиевых проводов только при условии надежного их соедине­ния сваркой, пайкой или опрессовкой. Соединительные и ответвительные ко­робки должны быть пылезащищенного исполнения.

Сооружение распределительных устройств напряжением выше 1000 В в пожароопасных помещениях не рекомендуется, но при необходимости до­пускается при условии применения щитов и шкафов в закрытом исполнении.

Проектирование и монтаж электрооборудования напряжением до 1000 В пожароопасных установок следует вести в соответствии с инструкцией ВСН 294-72, утвержденной Минмонтажспецстроем России, которая согласована с Госэнергонадзором и ГУПО МВД России. В этой инструкции даны указания по монтажу электропроводок, оконцеванию и соединению жил проводов и кабелей, монтажу электродвигателей, пусковой аппаратуры, светильников, крановых устройств, токопроводов, заземления.

10.4 Причина пожаров в электроустановках

В процессе получения, транспортировки и преобразования электриче­ской энергии в механическую, тепловую и другие виды энергии в результате аварии, ошибочных действий и халатности обслуживающего персонала воз­можно появление источников зажигания, природа которых основана на теп­ловом проявлении электрического тока. Так, из статистики пожаров следует, что пожары связанные с эксплуатацией электроустановок, происходит глав­ным образом от КЗ; от нарушения правил эксплуатации электронагреватель­ных приборов; от перегрузки электродвигателей и электрических сетей; от образования больших местных переходных сопротивлений; от электрических искр и друг.

Короткие замыкания представляют наибольшую пожарную опасность.

При КЗ в местах соединения проводов сопротивление практически равно нулю, в результате чего ток, проходящий по проводникам и токоведущим частям аппаратов и машин, достигает больших значений. Токи КЗ на не­сколько порядков превышают номинальные токи проводов и токоведущих частей и достигают сотен и тысяч ампер. Такие токи могут не только пере­греть, но и воспламенить изоляцию, расплавить токоведущие части и прово­да. Плавление металлических деталей машин и аппаратов сопровождается обильным разлетом искр, которые в свою очередь способны воспламенить близко расположенные горючее вещества и материалы, послужить причиной взрыва.

Короткие замыкания в электроустановках возникают по разным причи­нам. Чаще всего они бывают из-за отказа электрической изоляции вследствие ее старения и отсутствия контроля за ее состоянием.

Неправильная эксплуатация электроустановок неизбежно ведет к воз­никновению пожаров, поскольку либо не выполняются условия по предот­вращению непредусмотренного аккумулирования выделяющегося тепла, ли­бо не соблюдаются пожаробезопасные расстояния до горючих материалов (например, при эксплуатации нестандартных электронагревательных прибо­ров для обогрева помещений), либо игнорируется четкие технические указа­ния по режиму работы.

Электрооборудование предприятия

Каждое предприятие нуждается в хорошем энергообеспечении. Без электричества и света невозможно выполнить ни одну работу. Также стоит учесть и экономию, без которой вашему бизнесу будет очень тяжело.

Установленное электрическое оборудование должно обеспечивать выполнение всех возложенных на него задач, при этом потреблять как можно меньше электрической энергии.

Именно поэтому электрооборудование предприятия обязано быть качественным. Совокупность машин, аппаратов, устройств и приборов играют большую роль в предприятиях, так как они производят преобразование электрической энергии в другие виды энергии, что позволяет существенно автоматизировать сам технологический процесс.

В современных условиях работы электрооборудование предприятия нуждается в глубоких и доскональных знаниях. Для того, чтобы создать новое либо произвести модернизацию уже имеющего оборудования, механизма или устройства, необходимо привлекать технологов, электриков и механиков.

Электрооборудование не рассматривается отдельно от технологических и конструктивных свойств электрифицируемого объекта. Поэтому специалисты, обслуживающие электрооборудование предприятия, обязаны знать не только лишь электрическую часть, но и основополагающие технологические процессы. Касается это: металлообрабатывающих станков, электрической сварки, подъемно-транспортных механизмов, электронагревателей и т.д.

Электрооборудование предприятий проектируется, монтируется и эксплуатируется в соответствии с «Правилами устройства эксплуатации» (ПУЭ) и другими руководящими документами.

Электрооборудование для промышленных предприятий

В нынешнее время трудно себе представить работу абсолютно любого предприятия без использования там электрического оборудования. Это касается как небольших мастерских, так и масштабных заводов.

Электрооборудование промышленных предприятий имеет специфику своей работы, которая закрепляется при помощи «Правил устройств электроустановок» (ПУЭ).

К этому относятся такие мероприятия, как: монтаж, ремонт, техническое обслуживание электрических сетей и трансформаторных подстанций, монтаж заземления, эксплуатация электродвигателей, различные устройства защиты и наладочные работы. Все это объединяется одним понятием – электрооборудование промышленных предприятий и установок.

Конструктивное исполнение такого оборудования обусловлено свойством самого производства, имеющимися экономическими ресурсами, какое состояние имеет окружающая среда, а также характеристиками производственных помещений.

Силовое электрооборудование промышленных предприятий включает в себя большое количество устройств:

  • трансформаторы;
  • печи индукционного типа;
  • сварочные аппараты;
  • асинхронные двигатели;
  • высоковольтные и низковольтные аппараты;
  • электрические машины и т.п.

При выборе такого оборудования стоит сравнить несколько вариантов их применения, после чего выбрать самое экономически целесообразное устройство. Используемое оборудование должно обеспечивать возможность произведения электромонтажных и подготовительных работ на объекте, а также их механизацию.

Читайте также:  Качественная арматура для СИП

Для выбора самой конструкции, вида и способа монтажа, силовое электрооборудование промышленных предприятий должно обладать соответствующим номинальным напряжением питающей сети, а также стоит учитывать и условия окружающей среды. Его мощность должна быть таковой, чтобы не было перегревания при нормальных режимах работы.

Синхронные электродвигатели рекомендовано применять для механизмов с продолжительным временем работы, с регулированием частоты вращения. Обусловлено это их высоким коэффициентом полезного действия и небольшим эксплуатационным расходом.

Электрические двигатели применяют на промышленных предприятиях тогда, когда нужно осуществлять регулировку частоты вращения и в больших пределах. Также, стоит учитывать и его стоимость и затраты на монтаж.

При выборе электрического оборудования стоит акцентировать внимание на уровень его шума и вибрации. На разную степень их накладываются ограничения, связанные с режимом работы производственных механизмов, а также условий труда работающего там персонала.

При проектировании электроустановки стоит брать во внимание и расходы на его утилизацию после прекращения его эксплуатации. В оборудование могут входить такие материалы, как ртутные лампы.

Во время эксплуатации электрооборудования на предприятии стоит периодически осуществлять его ремонт. Он бывает трех видов: текущий, средний и капитальный.

Детальный осмотр электрического оборудования осуществляется при последнем виде ремонтных работ. Устраняются такие дефекты, которые связаны с заменой отдельных узлов и деталей.

Средний и текущий ремонт не требует полной разборки электрического оборудования (очистка, замена изношенных частей, регулировка различных узлов и т.п.). Осуществляют ремонт электрооборудования промышленных предприятий в специально предназначенных помещениях: электромонтажные мастерские или цеха, которые имеют соответствующее ремонтное оборудование.

Электрооборудование для промышленных предприятий

Много стационарных процессов в сельском хозяйстве выполняются с применением электроэнергии. Очень часто можно встретить различное электрооборудование в мобильных сельскохозяйственных машинах.

Большой популярностью в данной отрасли пользуется электрический привод, освещение помещений, инфракрасный обогрев животных, электротехнологические установки. Порядка 60 процентов всей потребляемой энергии затрачивает такое электрооборудование сельскохозяйственных предприятий, как электропривод.

В данной отрасли применяются следующие простые устройства:

  • насосы;
  • вентиляторы;
  • измельчители и дробилки;
  • транспортеры.

Каждое такое оборудование основано на электрическом приводе с асинхронным электродвигателем и несложной системой управления.

Сейчас стали очень популярны и успешно развиваются энергосберегающие технологии, которым нужны приводы с регулированием. Оснащаются они силовыми преобразователями энергии, которые выполняют разные управляющие свойства. Это и регулировка частоты, и автоматическая защита, и самодиагностика.

Электрооборудование для сельскохозяйственных предприятий

Электрооборудование сельскохозяйственных предприятий, для эффективной своей работы, обязано иметь современные системы управления, в которых используются самые последние достижения в микропроцессорной технике, а также автоматизации.

Вместо релейных устройств используют микропроцессорные контролеры, которые позволяют осуществить более сложные процессы в управлении, а также быстро перенастроить оборудование и обеспечить надлежащую его защиту от различных аварийных ситуаций.

Такое современное электрическое оборудование нуждается в квалифицированном обслуживании, понятии всех технологических процессов не только лишь в самом технологическом оборудовании для сельскохозяйственных предприятий, но и в электрооборудовании.

Электрооборудование для горных предприятий

Электрооборудование горных предприятий представляет собой множество электротехнических устройств и изделий (пускатели, трансформаторные подстанции, электродвигатели, станции контроля и т.д.). Оно может иметь разные наименования: подъемное, вентиляционное, очистительное, конвейерное, погрузочное и т.п.

Электрооборудование горных предприятий выпускается в следующих видах:

  • общего назначения, без наличия специфических требований с конкретным предназначением;
  • взрывозащищенные устройства, которые имеют специальную систему защиты от возгорания взрывоопасной среды;
  • рудничное оборудование, применяемое в шахтах и рудниках.

В зависимости от того, где будет оно использоваться, такое электрооборудование бывает:

  • наружное, для работы вне закрытых помещениях и сооружениях;
  • внутреннее, предназначаемое для внутри таких помещений.

Также, электрическое оборудование, применяемое в сельской и горной промышленности, может быть стационарного типа, работа которого осуществляется без перемещения относительно обслуживаемого объекта, и мобильного. Последнее способно перемещаться относительно объектов. Это оборудование очистных и проходческих комплексов, экскаваторы, погрузочные машины и т.п.

Также, существует и переносное электрооборудование. По величине напряжения, такие агрегаты бывают до 1000 Вольт и свыше 1000 В.

На современных открытых горных разработках применяют высокопроизводительные комплексы механизированного типа: экскаваторы, насосы, буровые станции, электровозы и т.п.

В каждом таком оборудовании присутствует значительное количество электрических устройств, на работоспособность которого влияют такие факторы, как работа под открытым небом, большая площадь или глубина, взрывные работы, перемещение фронта работ.

Электрооборудование для предприятий на выставке

На крупнейшей ежегодной выставке «Электро», которая пройдет этим летом в ЦВК «Экспоцентр», вы сможете узнать многое об электрооборудовании для электротехники и энергетики, модернизации и автоматизации производства.

Это крупная выставка России с масштабным международным участием. Ежегодно тут принимают участие разные страны. Это производители из Германии, Индии, Чехии, Китая, Испании и т.д.

На выставке «Электро» вы сможете узнать о:

  • электрическом оборудовании для электростанций;
  • проектировании различных объектов электроэнергетика;
  • интеллектуальных сетях «Smart Grid»;
  • турбогенераторах, компрессорах, газотурбинных установках и многое другое.

В разделе энергосбережения и инноваций вы сможете узнать о возобновляемой и малой энергетике, атомных источниках питания, повторном использовании энергетических ресурсов, энергоэффективном оборудовании и различных современных технологиях в электроэнергетике.

Вы также сможете заключить очень выгодные контракты с одной из европейских компаний, и приобрести современное и высококачественное оборудование. Оно способно модернизировать ваше производство и привести к существенному росту выпуска готовой продукции.

А благодаря автоматизации, вы сможете не наращивать штат своих сотрудников, исключая и «человеческий фактор».Такое электрооборудование обладает и высокой экономичностью, так как позволит вашему предприятию существенно снизить расходы на электричество.

В выставке смогут принять участие и продемонстрировать свои инновационные разработки любые компании. Для этого вам необходимо связаться с организаторами или оставить онлайн заявку на сайте.

Примеры современного электрооборудования для предприятий: сельскохозяйственных, промышленных и горных; демонстрируются на ежегодной выставке «Электро»

Система электрооборудования автомобиля

Система электрооборудования

Э лектрооборудование автомобиля – предназначено для выработки и передачи электрической энергии потребителям различных систем и устройств автомобиля.

Устройство электрооборудования автомобиля:

  • И сточники тока;
  • П отребители тока;
  • Э лементы управления;
  • Э лектрическая проводка.

В се перечисленные элементы электрооборудования объединены в единую бортовую сеть автомобиля.

Э лектрообоурдование автомобиля можно разделить на две части цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

Ц епь низкого напряжения обеспечивает электричеством потребителей освещения и сигнализации, а также работу системы пуска.

Система пуска двигателя обеспечивает первичное проворачивание коленчатого вала и работу двигателя во время его пуска. Наиболее распространен пуск двигателя электрическим стартером. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренным приводом. Для быстрого и конструктивного изучения устройства системы пуска двигателя воспользуйтесь схемой системы пуска.

Освещение и сигнализация – служат для освещения приборами дороги и обозначения габаритов автомобиля, сигнализации выполняемых маневров.

Контрольно-измерительные и дополнительные приборы – служат для контроля работы и управления системами автомобиля.

Ц епь высокого напряжения служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах, за счет системы зажигания.

Система зажигания служит для воспламенения горючей смеси и применяется на бензиновых двигателях. Воспламенение горючей смеси происходит по мере подачи искры зажигания в цилиндры, от сюда и название система искрового зажигания . Другими словами система зажигания служит для создания тока высокого напряжения, распределения его по цилиндрам двигателя и воспламенения рабочей смеси в камере сгорания в определенные моменты. На современных автомобилях используют контактно-транзисторную и бесконтактную системы зажигания. Для более подробного изучения – устройство системы зажигания автомобиля .

В системе электрооборудования автомобиля обязательно есть источник вырабатывания тока и его потребитель. Их взаимосвязанная работа реализуется с помощью электрической проводки.

К источниками тока можно отнести: аккумуляторную батарею (АКБ) и генератор.

АКБ служит для питания потребителей низкой цепи электрическим током при неработающем двигателе, запуске двигателя, а также работе двигателя на малых оборотах.

Г енератор предназначен для подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и питания всех приборов электричеством во время движения автомобиля. Поэтому генератор является основным источником электрического тока.

К элементам управления относятся щитки предохранителей, блоки реле, электронные блоки управления. Их основная задача это обеспечение согласованной работы приборов электрооборудования. На современных автомобилях используются блоки управления.

Б лок управления служит для:

  • контроль потребителей;
  • контроль напряжения;
  • регулирование нагрузки;
  • управление системой комфорта;

П отребители энергии бывают : Основные, длительные, кратковременные.

О сновные:

– электроусилитель рулевого привода;

Д ополнительные:

– система активной безопасности;

– система пассивной безопасности;

К ратковременные:

системы комфорта;

Подкатегории

Устройство контактной системы батарейного зажигания 1

Контактная система батарейного зажигания

Для создания искрового разряда между электродами свечи зажигания необходимо высокое напряжение (15000-30000 В), так как газы, находящиеся в цилиндре, не проводят ток низкого напряжения. На современных автомобильных двигателях применяют однопроводную систему соединения источников тока с потребителями. Вторым проводником электрической энергии служит масса (корпус) – все соединенные между собой металлические части автомобиля.

При однопроводной системе включения приборов электрооборудования уменьшается число проводов, упрощается техническое обслуживание и уменьшается стоимость системы. Отрицательные выводы генератора, аккумуляторной батареи и всех потребителей электроэнергии соединены с массой, а положительные изолированы от нее. В эксплуатации необходимо внимательно следить за состоянием изоляции на проводах и за их креплением, так как нарушение изоляции может привести к возникновению короткого замыкания.

Устройство контактной системы батарейного зажигания :

Схема устройства контактной системы батарейного зажигания :

а) схема ; б) положения ключа выключателя зажигания и стартера ; 1 – рычажок прерывателя ; 2 – подвижный контакт ; 3 – неподвижный контакт ; 4 – кулачок ; 5 – прерыватель низкого напряжения ; 6 – конденсатор ; 7, 14, 23 – провода ; 8 – выключатель зажигания ; 9 – добавочный резистор ; 10 – первичная обмотка ; 11 – вторичная обмотка ; 12 – катушка зажигания ; 13 – магнитопровод ; 15 – выключатель добавочного резистора ; 16 – амперметр ; 17 – аккумуляторная батарея (АКБ) ; 18 – выключатель электродом ; 19 – ротор с электродом ; 20 – распределитель ; 21, 24 – подавительные резисторы ; 25 – свеча зажигания ; 26 – ключ выключателя зажигания.

Контактная система батарейного зажигания состоит из : аккумуляторной батареи 17, катушки зажигания 12, прерывателя 5 низкого напряжения с конденсатором 6, распределителя импульсов высокого напряжения 20, свечей зажигания 25, выключателя зажигания 8, амперметра 16. Прерыватель 5 имеет два контакта : неподвижный 3 соединенный с массой и подвижный 2, расположенный на рычажке 1 и соединенный с проводом 7 с первичной обмоткой 10 катушки зажигания. В прерывателе установлен вращающийся валик с кулачком 4, при помощи которого размыкаются контакты. В системе зажигания в качестве источника электрического тока используется генератор переменного тока.

При замыкании контактов прерывателя ток от АКБ проходит по первичной обмотке катушки зажигания, создавая вокруг нее магнитное поле.

Цепь низкого напряжения следующая : положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – провод 7 – подвижный контакт 2 – неподвижный контакт 3 – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ.

При размыкании контактов прерывателя обесточивается первичная обмотка катушки зажигания и резко уменьшается магнитное поле. Магнитный поток исчезающего поля пересекает витки вторичной и первичной обмоток, при этом индуктируется электродвижущая сила (ЭДС) высокого напряжения во вторичной и ЭДС самоиндукции в первичной обмотках. Возникающие во вторичной обмотке импульсы высокого напряжения подводятся к свечам зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Вращающийся ротор 19 своим электродом распределяет импульсы высокого напряжения по электродам крышки распределителя. Частота вращения ротора в 2 раза меньше частоты вращения коленчатого вала и, таким образом, совпадает с частотой вращения кулачка прерывателя.

Положение пластины ротора напротив каждого из электродов крышки распределителя соответствует разомкнутому состоянию контактов прерывателя.

Цепь высокого напряжения : вторичная обмотка 11 – провод 14 высокого напряжения – подавительный резистор 21 – электрод ротора 19 – один из электродов крышки распределителя 20 – провод 23 – подавительный резистор 24 – свеча зажигания 25 – центральный электрод свечи – боковой электрод свечи – масса – выключатель 18 цепи АКБ – отрицательный вывод АКБ 17 – положительный вывод АКБ 17 – амперметр 16 – выключатель зажигания 8 – добавочный резистор 9 – первичная обмотка 10 – вторичная обмотка катушки зажигания 12.

Читайте также:  Новые технологии компании Ноосфера Макса Полякова

В первичной обмотке ток самоиндукции возникает при замыкании контактов прерывателя. Ток самоиндукции замедляет процесс исчезновения тока в первичной обмотке, нежелательно, так как при размыкании контактов увеличивается период искрообразования между ними, снижаются эффективность и надежность системы зажигания. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 6. В момент размыкания цепи низкого напряжения конденсатор заряжается током самоиндукции, а затем при разомкнутых контактах разряжается через первичную обмотку.

Выключатель зажигания 8 необходим для остановки работающего двигателя размыканием первичной обмотки катушки зажигания. Он нужен и для включения зажигания перед пуском двигателя. Ключ 26 выключателя зажигания может занимать четыре положения : 0 – зажигания выключено ; 1 – зажигание включено ; 2 – включены зажигание и стартер ; 3 – подведено питание к радиоприемнику. В положении 0 ключ можно вставить и вынуть из замка зажигания. После пуска двигателя ключ выключателя зажигания переводят в положение 1.

Выключатель 18 цепи АКБ нужен для отключения батареи от массы при выполнении электротехнических работ и для остановки автомобиля на длительное время. Выключатель 18 защищает электрооборудование от короткого замыкания или от пожара при неисправной проводке, а также позволяет отключить батарею от всех потребителей электрической энергии, непосредственно не отсоединяя провода, отходящие от нее. В этом случае остается включенным аварийное освещение – плафон кабины и розетка переносной лампы.

Почему контактная система батарейного зажигания не используется на современных автомобилях?

Постепенно контактную систему батарейного зажигания вытеснили другие системы, такие как контактно транзисторная или бесконтактная системы зажигания. Этому предшествовало ряд недостатков контактной системы батарейного зажигания :

  • Быстрый износ и обгорание контактов прерывателя ;
  • Увеличение зазора между контактами прерывателя, соответственно увеличение угла опережения зажигания ;
  • Уменьшение тока в цепях низкого и высокого напряжения ;
  • Частые перебои с воспламенением рабочей смеси ;
  • Затрудненный пуск двигателя ;
  • Снижение экономичности и мощности двигателя.

Пожарная безопасность электроустановок. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности

Введение

Для исключения возникновения пожара или взрыва от источников зажигания, связанных с эксплуатацией электроустановок, они должны соответствовать условию окружающей среды, а именно классу пожароопасной или взрывоопасной зоны.

Применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной или взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси, является одним из способов исключения условий образования в горючей среде источников зажигания (пункт 1 части 1 статьи 50 ТРоТПБ [2]) .

Ст. 20 ТРоТПБ : Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности применяется для определения области его безопасного применения и соответствующей этой области маркировки электрооборудования, а также для определения требований пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования.

Ст. 21 ТРоТПБ : В зависимости от степени пожаровзрывоопасности и пожарной опасности электрооборудование подразделяется на следующие виды:

1) электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты;

2) пожарозащищенное электрооборудование (для пожароопасных зон);

3) взрывозащищенное электрооборудование (для взрывоопасных зон).

Степень пожаровзрывоопасности и пожарной опасности электрооборудования – это опасность возникновения источника зажигания внутри электрооборудования и (или) опасность контакта источника зажигания с окружающей электрооборудование горючей средой.

1. Классификация пожарозащищенного электрооборудования

Ст. 21 ТРоТПБ : Электрооборудование, применяемое в пожароопасных зонах, классифицируется по степени защиты от проникновения внутрь воды и внешних твердых предметов, обеспечиваемой конструкцией этого электрооборудования.

Классификация пожарозащищенного электрооборудования приведена в таблицах 4 и 5 ТРоТПБ.

СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ ПОЖАРОЗАЩИЩЁННОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

( таблицы 4, 5 ТРоТПБ )

Характеристика степени защиты

от внешних твердых предметов

от проникновения воды

Защита от попадания посторонних твердых тел диаметром 50 мм и более

> 50 мм

Защита от вертикально падающих капель.

Защита от попадания посторонних твердых тел диаметром 12,5 мм и более

12,5 – 50 мм

Защита от вертикально падающих капель воды, когда оболочка отклонена на угол не более 15

Защита от попадания посторонних твердых тел диаметром 2,5 мм и более

2,5 – 12,5 мм

Защита от воды, падающей в виде дождя под углом не более 60

Защита от попадания посторонних мелких твердых тел диаметром 1 мм и более

1 – 2,5 мм

Защита от сплошного обрызгивания любого направления

Пылезащищено; защита от проникновения пыли в количестве, нарушающем нормальную работу оборудования или снижающем его безопасность

Защита от водяных струй из сопла с внутренним диаметром 6,3 мм

Пыленепроницаемо; защищено от проникновения пыли

Защита от водяных струй из сопла с внутренним диаметром 12,5 мм

Защита от воздействия при погружении в воду не более чем на 30 минут

Защита от воздействия при погружении в воду более чем на 30 минут

Маркировка степени защиты оболочки электрооборудования осуществляется при помощи международного знака защиты IP ( international protection ) и двух цифр, первая из которых означает защиту от попадания твердых предметов, вторая – от проникновения воды.

Пример: IP 23 – пожарозащищённое электрооборудование с защитой от попадания посторонних твердых тел диаметром от 12,5 до 50 мм и с защитой от воды, падающей в виде дождя под углом не более 60°.

2. Классификация взрывозащищенного электрооборудования

Ст. 23 ТРоТПБ : Взрывозащищённое электрооборудование классифицируется по четырём параметрам:

2.1. Классификация по УРОВНЯМ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ

Классификация по уровням осуществляется в зависимости от возможности обеспечения взрывозащиты при различных режимах работы.

( ст. 23, ч. 2-4 ТРоТПБ, п. 7.3.32 ПУЭ )

Повышенной надежности против взрыва

Взрывозащита обеспечивается только при нормальном режиме работы

Взрывозащита обеспечивается как при нормальном режиме работы, так и при повреждениях, кроме повреждений средств взрывозащиты

Взрывобезопасное с дополнительными средствами взрывозащиты

2.2. Классификация по ВИДАМ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ

Вид взрывозащиты – способ обеспечения взрывозащиты.

( ст. 23, ч. 5 ТРоТПБ, п. 7.3.33 ПУЭ )

Оболочка, в которой заключенные в нее части способны воспламенять взрывоопасную газовую среду и которая способна выдерживать давление внутреннего взрыва воспламенившейся смеси без повреждения и передачи воспламенения в окружающую взрывоопасную среду

Защита вида «е» (повышенной надежности против взрыва)

Использование дополнительных мер против возможного превышения допустимой температуры, а также возникновения дуговых разрядов, искрения в нормальном или нештатном режимах работы электрооборудования

Искробезопасная электрическая цепь

Ограничение электрической энергии в электрооборудовании и связанных электропроводках до значения ниже уровня, вызывающего воспламенение от искрения или нагрева

Электрооборудование или его части погружены в защитную жидкость так, что исключается возможность воспламенения взрывоопасной среды

Заполнение или продувка оболочки под избыточным давлением защитным газом

Части электрооборудования встроены в оболочку, заполненную или продуваемую под избыточным давлением защитным газом (негорючий газ, который находится в оболочке электрооборудования под избыточным давлением и предотвращает проникновение внутрь оболочки окружающей взрывоопасной среды)

Кварцевое заполнение оболочки

Части, способные воспламенять взрывоопасную смесь, фиксируются в определенном положении и полностью окружены заполнителем

Иной вид взрывозащиты, достаточный для обеспечения безопасной эксплуатации

2.3 Классификация ПО ГРУППАМ

Взрывозащищенное электрооборудование по допустимости применения в зонах с различными категориями ВОС подразделяется на группы ( ст. 5, ч. 6 ТРоТПБ, п. 7.3.34, 7.3.35 ПУЭ ):

группа I в зонах с рудничным метаном (категория ВОС I );

группа II – в зонах с промышленными газами и парами (категории ВОС II А, II В, II С);

группа III в зонах со взрывоопасными пылевыми средами (ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007 [6]).

Электрооборудование группы II подразделяется на 3 подгруппы в соответствии с категорией ВОС, для которой оно предназначено:

ПОДГРУППЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ГРУППЫ II

( табл. 7.3.6 ПУЭ )

Категория ВОС по ПУЭ

Электрооборудование группы III подразделяется на 3 подгруппы в соответствии с характеристиками пылей:

ПОДГРУППЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ГРУППЫ III

( п. 4.3 ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007 )

Горючие летучие частицы

2.4. Соответствие уровней взрывозащиты и групп электрооборудования

по ПУЭ и ГОСТ Р МЭК 60079

Большинство импортного взрывозащищённого электрооборудования имеет обозначения уровней взрывозащиты и групп по ГОСТ Р МЭК 60079, которое отличается от ПУЭ

СООТВЕТСТВИЕ УРОВНЕЙ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ И ГРУПП ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ПО ПУЭ И ГОСТ Р МЭК 60079

Уровень взрывозащиты по ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007

(повышенной надёжности против взрыва)

2.5. Классификация по ТЕМПЕРАТУРНЫМ КЛАССАМ

В зависимости от наибольшей допустимой температуры поверхности взрывозащищенное электрооборудование группы II подразделяется на температурные классы ( ст. 23, ч. 7 ТРоТПБ, 7.3.36 ПУЭ ) .

Максимальная температура поверхности – наибольшая температура, до которой в процессе эксплуатации при наиболее неблагоприятных условиях нагревается любая часть или поверхность электрооборудования.

Такую температуру могут иметь внутренние детали или внешняя поверхность оболочки электрооборудования во взрывоопасной газовой среде в зависимости от примененного вида взрывозащиты.

Такую температуру может иметь внешняя поверхность оболочки электрооборудования во взрывоопасной пылевой среде в зависимости от толщины слоя пыли.

( табл. 7.3.7 ПУЭ )

Группы ВОС, для которых электрооборудование является взрывозащищенным

Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6

3. Выбор уровня взрывозащиты электрооборудования

Необходимый для безопасной эксплуатации уровень взрывозащиты электрооборудования зависит от класса взрывоопасной зоны и определяется:

по ПУЭ – по таблицам 7.3.10 – 7.3.12;

по ГОСТ Р МЭК 60079 – с огласно табл.1 ГОСТ Р МЭК 60079-14-2008.

ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ ПО ГОСТ Р МЭК 60079-14-2008

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА ВЗРЫВООПАСНОЙ ЗОНЫ

Допустимые уровни взрывозащиты

Литература:

1. Черкасов В.Н., Костарев Н.П. Пожарная безопасность электроустановок: учебник. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. – 377 с.

2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

3. Правила устройства электроустановок. М., Главгосэнергонадзор России, 1998.

4. Правила противопожарного режима в РФ.

5. ГОСТ Р 51330.19-99 (МЭК 60079-20-96). Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 20. Данные по горючим газам и парам, относящиеся к эксплуатации электрооборудования.

6. ГОСТ Р МЭК 60079-0-2007. Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования.

7. ГОСТ Р МЭК 61241-0-2007. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 0. Общие требования.

8. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Асс. «Пожнаука», 2004. – Ч. I . – 713 с.

9. ГОСТ 12.1.044-89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

10. ГОСТ Р ЕН 1127-1-2009. Взрывоопасные среды. Взрывозащита и предотвращение взрыва. Часть 1. Основополагающая концепция и методология.

11. ГОСТ Р МЭК 61241-14-2008. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 14. Выбор и установка.

12. ГОСТ Р МЭК 61241-1-1-99. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 1. Технические требования.

13. ГОСТ Р МЭК 61241-1-2-99. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 1. Электрооборудование, защищенное оболочками и ограничением температуры поверхности. Раздел 2. Выбор, установка и эксплуатация.

14. ГОСТ Р МЭК 61241-2-1-99. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 2. Методы испытаний. Раздел 1. Методы определения температуры самовоспламенения горючей пыли.

15. ГОСТ Р 51330.2-99. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 1. Взрывозащита вида «взрывонепроницаемая оболочка». Дополнение 1. Приложение D . Метод определения безопасного экспериментального максимального зазора.

16. ГОСТ Р МЭК 61241-2-3-99. Электрооборудование, применяемое в зонах, опасных по воспламенению горючей пыли. Часть 2. Методы испытаний. Раздел 3. Метод определения минимальной энергии зажигания пылевоздушных смесей.

17. ГОСТ Р 51330.11-99. Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 12. Классификация смесей газов и паров с воздухом по безопасным экспериментальным максимальным зазорам и минимальным воспламеняющим токам.

18. ГОСТ Р МЭК 60079-14-2008. Взрывоопасные среды. Часть 14. Проектирование, выбор и монтаж электроустановок.

Ссылка на основную публикацию