Что такое шинопровод

Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов

В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) написано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.

Шинопровод может состоять из следующих частей:

секции с местами для присоединения ответвительных устройств, либо без них;

секции транспозиции фаз, гибкие, компенсационные, переходные или присоединительные секции;

непосредственно ответвительные устройства.

Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает нам представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника.

Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.

Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж.

Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому. К примеру в больших торговых залах, с целью освещения или зонирования помещений, применяют шинопроводы модульного исполнения, на которых и размещаются прожекторы.

Всегда можно встретить шинопроводы, в виде одиночной или несколько линий, в торговых центрах, где их монтируют обычно в различные формы. Процесс монтажа шинопровода достаточно прост, он не требует продолжительных работ и больших физических затрат. Таким образом, шинопровод выступает замечательной альтернативой кабелю.

Конструктивно шинопроводы бывают открытыми, защищенными или закрытыми. Открытые шинопроводы применимы для магистральных сетей в местах с обычной, не агрессивной внешней средой.

К открытым шинопроводам относятся открытые троллеи кранов и шинные магистрали. Они выполняются в виде алюминиевых шин, прокладываемых на изоляторах, прикрепленных к колоннам или фермам. При этом обязательно соблюдаются нормы минимальных расстоянии до оборудования и трубопроводов, а также нормы минимальных высот. В местах, где есть возможность случайного прикосновения к шинам, открытые шинопроводы закрывают защитными металлическими коробами или сетками.

Закрытые и защищенные шинопроводы – основной вид сетей, традиционно применяемых для распределения электроэнергии во многих цехах. Шины защищенных шинопроводов закрыты перфорированным коробом или сеткой с целью предотвращения случайного прикосновения персонала к шинам и случайного попадания на них любых предметов. У закрытых же шинопроводов шины закрыты полностью сплошным коробом.

Минимальная высота установки защищенных шинопроводов – не меньше 2,5 м от поверхности пола, а закрытые шинопроводы можно устанавливать без особых мер по высоте. Это упрощает монтаж электросетей в цехах, так как шинопровод можно проложить просто вдоль линии станков даже на высоте до 1 м от пола. Это сводит к минимуму длину ответвительных присоединений к станку от шинопровода.

Шинопроводы бывают следующих видов:

Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции.

В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы.

Магистральные шинопроводы выдерживают значительные токи, они рассчитаны на токи от 1600 до 4000 А, и на большое количество присоединительных ответвлений для подключения потребителей (на 6 м по 2 места).

Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям.

Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 630 А и на еще большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции.

В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.

Подробнее про эти виды шинопроводов смотрите здесь: Магистральные и распределительные шинопроводы

Осветительные шинопроводы – применяют для формирования осветительных линий с использованием маломощных прожекторов.

Осветительные шинопроводы, рассчитанные на ток 25 А, типа ШОС – четырехпроводные, с изолированными круглыми проводниками сечением 6 мм2. Длина каждой секций шинопровода ШОС составляет 3 м.

Секция снабжена шестью однофазными штепсельными присоединениями (фаза – ноль) на каждые 50 см. В комплекте с шинопроводами поставляются и штепсельные вилки на ток в 10 А, а также прямые, угловые, гибкие и вводные секции. С помощью данного набора элементов набирают комплектный шинопровод даже для самых сложных трасс.

Смежные секции соединяют с дополнительным с помощью двух винтов. Затем к шинопроводу на хомут с крючком подвешивают светильники, и подключают к любому из штепсельных разъемов. Расстояние между точками крепления не превышает 2 м. Если светильники устанавливаются не на коробах шинопроводов, шаг может быть и больше – до 3 м.

Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем.

Шинопровод дает ряд преимуществ:

Вид шинопровода более эстетичен по сравнению с кабелем.

Процесс монтажа занимает меньше времени, чем монтаж кабеля.

Промышленные шинопроводы прямоугольного сечения имеют меньшее сопротивление, что снижает активные потери и ограничивает реактивную энергию, то есть способствует экономии.

Шинопроводы безопасны экологически.

Особенности конструкции корпуса из алюминия позволяют быстро отводить тепло.

Шинопроводы обладают степенью защиты, не менее IP55.

Срок службы шинопроводов составляет от 25 до 30 лет, при этом не требуется никакого технического обслуживания.

Экранирующее свойство кожуха сводит к минимуму уровень электромагнитного излучения.

Окрасив шинопровод в любой подходящий цвет, можно вписать его в интерьер магазина, офиса и других объектов, для которых имеет значение эстетика.

Шинопроводы. Виды и устройство. Применение и особенности

Шинопроводы это устройства, состоящие из проводников, изоляторов и устройств, которые предназначены для распределения и передачи электроэнергии в производственных помещениях и других объектах. Проводники в шинопроводах могут быть как изолированными, так и без изоляции.

Для изменения направления линии есть возможность демонтировать модули шинопроводов и проложить их в другом направлении, так как их устройство легко подвергается модификации. Например, в торговых центрах для выполнения освещения отдельных зон применяют модульные устройства шинопроводов, на которых размещают декоративные прожекторы.

Процесс установки шинопроводов не занимает длительное время, достаточно простой. Линии шинопроводов в последнее время стали лучшей альтернативой электрическим кабелям.

Разновидности и особенности конструкции

Существует несколько различных конструкций шинопроводов, которые различаются между собой в зависимости от различных особенностей конструкции, назначения, способа монтажа и других факторов. Рассмотрим подробнее основные виды шинопроводов.

Открытые используются для прокладки сетевых магистралей в обычных условиях без агрессивной среды. К ним можно отнести шинные магистрали и троллеи для кранов открытого типа. Они изготавливаются из алюминиевых шин, устанавливаемых на изоляторах, которые закреплены к опорам. При этом необходимо выполнять нормы наименьших расстояний до различных механизмов и трубопроводов. В опасных местах с возможностью случайного касания людей к шинам, осуществляют монтаж металлических защитных сеток или коробов.

Читайте также:  Хорошие зонты какой фирмы лучше

Защищенные и закрытые являются главным видом сетей, которые обычно используются для выполнения распределения электрической энергии на производстве. Защищенные модели закрываются коробом из перфорированных металлических листов и защищают от случайного проникновения предметов, от случайного прикосновения работников. Закрытые исполнения шинопроводов полностью закрыты коробом без перфорации.

Наименьшая допустимая высота монтажа защищенных шинопроводов не менее 2,5 м от пола. Закрытые устройства разрешается устанавливать на любой высоте, что упрощает установку электрических сетей на производстве. При этом шинопровод можно монтировать вдоль расположения станков на высоте от пола до 1 метра. Это снижает затраты на ответвительные кабели для подключения питания к станкам.

Магистральные шинопроводы

Этот вид устройства служит для транспортировки электроэнергии к помещениям производственных цехов от подстанции. Обычно магистральную конструкцию используют тогда, когда производственное оборудование размещено рядами по территории цеха и есть вероятность изменения схемы расположения станков.

Магистральные линии могут выдержать нагрузку током до 4 кА. Они рассчитаны для большого числа ответвлений, необходимых для соединения с оборудованием. Допускаются не более двух веток на длине 6 метров.

Магистральные линии шинопроводов бывают переменного и постоянного токов. Устройство для переменного тока может содержать три или четыре шины. В трехшинной конструкции каждая отдельная фаза состоит из 2-х изолированных прямоугольных шин из алюминия. В качестве ноля выступают два алюминиевых уголка, расположенных снаружи корпуса и применяются для установки шинопровода.

Четырехшинная конструкция содержит все шины внутри корпуса. Секции шин бывают присоединительными, угловыми, прямыми, тройниковыми или ответвительными.

Кроме этого имеются еще некоторые разновидности шин переменного тока: гибкие (для огибания препятствий) и фазировочные (для чередования фаз). Обычно применяются секции шин длиной 3 метра.

Секции шин соединяются друг с другом болтовым соединением, хотя более качественным соединением считается сварка. Линии шинопроводов, предназначенные для постоянного тока, рассчитаны на нагрузку тока до 6,3 кА.

Распределительные изделия шинопроводов предназначены для распределения энергии от магистрали к потребителю. Такие устройства используют для присоединения 1-фазных и 3-фазных электрических устройств.

В их комплект входят прямые секции по 3 метра, тройниковые и угловые секции. На 3 метра рассчитано 3-6 потребителей. Такие шинопроводы предусмотрены на нагрузку до 630 ампер. Все шины имеют прямоугольное сечение и производятся из алюминия, не имеют изоляции. Секции соединяются с помощью болтов.

Осветительные шинопроводы

Этот тип устройства шинопроводов используется как на производстве, так и в бытовых условиях. Секции шин бывают гибкими, вводными, угловыми и прямыми длиной 1,5 и 3м.

Конструкция выполнена из четырех изолированных шин площадью сечения 6 кв. мм. Осветительный вид шинопровода может выдерживать нагрузку до 25 ампер, и используется в бытовых сетях 220 и 380 В для монтажа осветительной арматуры. Секции оснащаются 1-фазными штепсельными соединениями на каждые 0,5м. Вместе с шинопроводами в комплекте прикладываются штепсельные вилки на 10 ампер, а также соединительные секции. Этим набором выполняют необходимый шинопровод любой сложности.

Смежные секции скрепляют болтами. На хомут с крючком вешают осветительную арматуру и подключают к разъемам питания. Допускается расстояние между крепежными точками не более 2-х метров.

Троллейные шинопроводы

Такой вид шинопровода используется для питания подъемно-транспортных устройств, монорельсов и других устройств. Троллейные шинопроводы допускается применять на напряжение до 660 В в электрических сетях, имеющих глухозаземленную нейтраль.

1 — Концевой подвод питания.
2 — Скользящий подвес.
3 — Жесткий подвес.
4 — Концевая заглушка.
5 — Токосъемник.
6 — Стыковая крышка.
7 — Альтернативное питание.

Этот вид устройства укомплектован прямолинейными секциями до 3 м, и угловыми секциями на 45 градусов и прямой угол. Это дает возможность выполнить сборку линии любой сложности. Секции шин соединяют специально предназначенными муфтами.

Устройство
Шинопроводы включают в себя:

1 — Прямая секция.
2 — Секция ответвления для распределения тока.
3 — Система крепления к потолкам, стенам, полу и т.д.
4 — Конечная секция.
5 — Угловая секция.
6 — Ответвительные коробки для присоединения к сборной шине.
7 — Питание

Шинопровод выполнен из алюминиевых или медных шин, размещенных в защитной оболочке. Стандартные линии шинопроводов работают под напряжением до 1 кВ.

Закрытый магистральный шинопровод – что это и для чего нужен

Шинопроводы используются достаточно давно и количество разновидностей их постоянно увеличивается. Но, тем не менее, далеко не все проектировщики используют эти разновидности максимально эффективно. Сегодня мы поговорим о закрытом магистральном шинопроводе.

Что такое шинопровод

Согласно ГОСТ 28668.1-91 шинопровод — это комплектное устройство в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.

Иными словами шинопровод – логически и технически законченное устройство для передачи энергии. Шины этого устройства могут быть изолированными или без изоляции. Главная особенность шинопровода – модульность конструкции. Линия, собранная из таких модулей, очень напоминает конструктор «Лего». Она легко и с минимальными затратами подвергается модификации — достаточно добавить отдельные «кубики» или убрать лишние.

В зависимости от назначения и конструкции шинопроводы делятся на:

  • Открытые. Шины таких конструкций ничем не защищены. Наиболее бюджетный вариант и наиболее опасный для персонала и окружающих. Обычно такие шинопроводы используются на объектах, доступ на которые ограничен только квалифицированным персоналом.
  • Защищенные. Несколько более безопасная версия открытого шинопровода. В ней голые шины, расположенные на изоляторах, закрываются защитной решеткой, исключающей прикосновение. Недостаток такой конструкции – полная незащищенность от воздействия окружающей среды.
  • Закрытые. Оптимальный вариант, хотя и не самый бюджетный. Шины такого устройства полностью закрыты защитным кожухом, который не только предотвращает прикосновение, обеспечивая безопасность, но и защищает токонесущие шины от воздействия внешней среды – пыли и влаги.

Сегодня у нас разговор о закрытых шинопроводах, на них и остановимся более подробно.

Конструкция

Закрытый шинопровод представляет собой металлический или пластиковый короб, стянутый обоймой или любым другим способом. Внутри короба на изоляторах крепятся шины. Если шины расположены близко, то вместо воздушного зазора прокладывается слой изоляции. Это позволяет сделать компактную и в то же время надежную токопроводящую конструкцию. Шины изготовляются из алюминия или меди.

Конструкция закрытого шинопровода, где 1 – короб; 2 – обойма; 3 – изоляторы; 4 – шины; 5 — слой изоляции

Количество шин варьируется в зависимости от назначения изделия и необходимого количества фаз. На рисунке ниже в качестве примера приведена секция трехфазного шинопровода с межшиновой изоляцией из огнестойкого полиолефина.

Секция трехфазного шинопровода с нестандартным углом

Преимущества закрытого шинопровода перед открытым очевидны – безопасность персонала, хорошая пыле- влагозащищенность.

Магистральный шинопровод

Магистральный шинопровод предназначен для монтажа магистральных линий, обычно питающихся от трансформаторных подстанций. Как правило, такой шинопровод имеет модульную конструкцию, состоящую из прямых, угловых, тройниковых, ответвительных, подгоночных и т.д. секций.

Угловая (слева), прямая и Z-образная секции трехфазного шинопровода

Такая конструкция позволяет создавать линии любой конфигурации и длины. Кроме того, при необходимости линию можно быстро и с минимальными затратами переконфигурировать. Сегодня промышленность выпускает секции любой длины и формы, что позволяет использовать этот вид передачи энергии практически везде, где до этого использовались кабели.

Читайте также:  Как выбрать паллетоупаковщик

Общие сведения о шинопроводах

Шинопровод – История создания

Система шинопроводов впервые появилась в США в 1930-м году, когда для распределения электроэнергии при строительстве многоэтажных зданий и для развивающихся производственных технологий заводов потребовалось создание новых инженерных решений.

В 1950-м году системы шинопроводов стали использоваться в Японии и Европе, а их производство в Турции держит начало в 1970-ом году компанией EAE Elektrik A.Ş.

шинопроводы ЕАЕ E-LINE

Системы распределительных ‘шинопроводов’ EAE E-Line, благодаря модульной конструкции, удовлетворяют различные потребности по распределению электроэнергии в современных предприятиях и зданиях, как на стадии монтажа, так и во время эксплуатации системы, обеспечивая бесперебойную работу и электроснабжение всех энергопотребляющих частей системы в любой точке объектов при изменении местоположения существующих и установки дополнительных машин и оборудования.

Шинопровод E-Line KX и Системы шинопроводов

Благодаря изолированным каналам, расположенным внутри корпуса шинопровода из листового металла и алюминия, обеспечивается возможность безопасной и надежной прокладки распределяемой электроэнергии к необходимым точкам потребления через специальные выходные блоки без необходимости отключения энергоснабжения.

Системы ‘шинопроводов’ E-Line, соответствие международным стандартам которых подтверждено протоколами о прохождении испытаний, предоставляют возможность расширения, изменения, переноса и повторного использования модулей системы. Благодаря выводным коробкам, устанавливаемым в необходимых местах вдоль маршрута шинопровода, обеспечивается в высшей степени простая, экономичная и безопасная подводка энергопитания в места потребления.

Шинопровод

Допустимая нагрузка номинального тока для шинопроводов

Токопровод с литой изоляцией для линий среднего напряжения:Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 950A до 5700A (литую изоляцию из эпоксидной смолы защищает металлический корпус ). Проводники могут быть выполнены из алюминия или электролитной меди, покрытых оловом.

Шинопровод E-Line KX: Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 400A до 6300A.

Шинопровод E-Line CR (Cast Resin Busbar): Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 630A до 6300A.

Шинопровод E-Line KB: Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 800A до 6300A.

Шинопровод E-Line KO-II: Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 160A до 800A.

Шинопровод E-Line MK: Обеспечивает передачу и распределение энергии в диапазоне тока от 100A до 225A.

долговечность

Благодаря структурным особенностям шинопроводы EAE E-Line не требуют особого техобслуживания. Все комплектующие системы выполнены в виде съемных модулей, облегчающих монтаж и демонтаж системы. В случае необходимости, вся система без затруднений может быть перенесена в другое место.

современный внешний вид

Системы шинопроводов E-Line, наряду с функциональным применением, обеспечивают современный вид зданий.

гибкость и экономичность

Системы ‘шинопроводов’ E-Line, благодаря модульной структуре и превосходным характеристикам, обеспечивают удобные, экономичные, быстрые и современные решения при изменении местоположения машин и подобного оборудования на предприятиях. Все изменения и дополнения в системе могут быть выполнены легко и без необходимости прерывания работы.

Шинопровод

2.3.4. Шинопровод – комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

Шинопровод может включать в себя следующие элементы:

– секции, имеющие места для присоединения ответвительных устройств, или без них;

– секции транспозиции фаз, компенсационные, гибкие, присоединительные и переходные секции;

Примечание. Термин «шинопровод» не дает представления о геометрической форме, сечении или размерах проводника.

2.3.4. Шинопровод – комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

Шинопровод может включать в себя следующие элементы:

– секции, имеющие места для присоединения ответвительных устройств, или без них;

– секции транспозиции фаз, компенсационные, гибкие, присоединительные и переходные секции;

Примечание. Термин «шинопровод» не дает представления о геометрической форме, сечении или размерах проводника.

3.4 шинопровод : Жесткий токопровод напряжением до 1 кВ, предназначенный для передачи и распределения электроэнергии, состоящий из неизолированных или изолированных проводников (шин) и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций.

Жесткий токопровод напряжением до 1000 В заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями

Смотри также родственные термины:

2.1 шинопровод для светильников: Система, состоящая из секций с проводниками для присоединения светильников к электрической сети в различных местах, положения которых определяются только длиной и расположением секций шинопровода, и включающая в себя некоторые или все элементы, определения которых приведены в 2.2 – 2.8 (см. также рисунок 1).

Шинопровод, предназначенный для передачи электрической энергии от источника к месту ее распределения (распределительным пунктам или мощным приемникам электрической энергии)

Шинопровод, имеющий фазный и нулевой рабочий проводник, который может быть одновременно использован в качестве нулевого защитного проводника

Шинопровод однофазный с нулевым защитным проводником

Шинопровод, имеющий фазный, нулевой рабочий и нулевой защитный проводник

Шинопровод, предназначенный для питания светильников, а также мелких токоприемников

Шинопровод, предназначенный для распределения электрической энергии

Шинопровод, имеющий три фазных проводника

Шинопровод трехфазный с нулевым рабочим и нулевым защитным проводником

Шинопровод, имеющий три фазных, нулевой рабочий и нулевой защитный проводник

Шинопровод трехфазный с нулевым рабочим проводником

Шинопровод, имеющий три фазных и нулевой рабочий проводник, который может быть одновременно использован в качестве нулевого защитного проводника

Шинопровод предназначенный для питания передвижных токоприемников

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое “Шинопровод” в других словарях:

шинопровод — шинопровод … Орфографический словарь-справочник

Шинопровод — Шинопровод: жесткий токопровод напряжением до 1 кВ, предназначенный для передачи и распределения электроэнергии, состоящий из неизолированных или изолированных проводников (шин) и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных… … Официальная терминология

шинопровод — система сборных шин шинопровод Устройство, представляющее собой систему проводников, состоящее из шин, установленных на опорах из изоляционного материала или в каналах, коробах или подобных оболочках, и прошедшее типовые испытания. Устройство… … Справочник технического переводчика

шинопровод — система сборных шин шинопровод Устройство, представляющее собой систему проводников, состоящее из шин, установленных на опорах из изоляционного материала или в каналах, коробах или подобных оболочках, и прошедшее типовые испытания. Устройство… … Справочник технического переводчика

ШИНОПРОВОД — медная, алюминиевая, реже стальная полоса, служащая для присоединения кабелей электрогенераторов, трансформаторов и т.д. к проводам питающей сети (Болгарский язык; Български) шинопровод (Чешский язык; Čeština) přípojnice (Немецкий язык; Deutsch)… … Строительный словарь

шинопровод — шинопров од, а … Русский орфографический словарь

шинопровод — шинопрово/д, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Шинопровод трехфазный — Шинопровод, имеющий три фазных проводника Источник: ОСТ 36 115 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Шинопровод однофазный — Шинопровод, имеющий фазный и нулевой рабочий проводник, который может быть одновременно использован в качестве нулевого защитного проводника Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте также:  Как делать скрутку проводов под болт

Шинопровод магистральный — Шинопровод, предназначенный для передачи электрической энергии от источника к месту ее распределения (распределительным пунктам или мощным приемникам электрической энергии) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что такое шинопровод

В этом вводном разделе:

• даны ссылки на базовые нормативные документы;

• определено понятие «степень защиты от проникновения» для шинопроводов и токопроводов;

• рассмотрены общие физические свойства, присущие шинопроводам любого типа;

• описаны причины, по которым шинопроводы повсеместно вытесняют кабельные системы распределения электроэнергии на современных объектах со значительным количеством потребителей электроэнергии.

Количество нормативных документов по электротехнике в России (как и во всём мире) огромно. Но, начав с документов, приведенных здесь, можно найти требуемые.

В России одним из основных регламентирующих документов в области электротехники являются «Правила устройства электроустановок», ПУЭ. Сейчас действует седьмая редакция этого документа.

Ввиду объёмности ПУЭ редакции 7 утверждается Министерством энергетики России по частям. Так, например, Раздел 1 «Общие правила» утверждены Приказом Минэнерго от 08.07.2002 № 204, глава 1.8. «Нормы приемо-сдаточных испытаний» — Приказом Минэнерго От 09.04.2003 № 150 и т.д.

Глава 2.2 ПУЭ «Токопроводы напряжением до 35 кВ. Область применения, определения» вводит основные определения для токопроводов и шинопроводов.

Раздел 2.2.2 этой главы определяет, что:

«Токопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из неизолированных или изолированных проводников и относящихся к ним изоляторов, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций».

Раздел 2.2.3. ПУЭ определяет, что:

«В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяются на гибкие (при использовании проводов) и жесткие (при использовании жестких шин).

Основные типы токопроводов рассматриваются в разделе „Токопроводы“.

Жесткий токопровод до 1 кВ заводского изготовления, поставляемый комплектными секциями, называется шинопроводом.

Упрощенно шинопровод — это жесткие проводники — шины, как правило, прямоугольной формы, используемые для передачи электроэнергии.

Так что шинопровод — это тоже токопровод.

Во избежание путаницы, следуя ПУЭ, токопроводами будем называть устройства распределения электроэнергии для работы с напряжениями свыше 1 кВ.

Наиболее распространены токопроводы для работы с напряжениями до 35 кВ. Основные требования к ним приведены в ПУЭ.

ПУЭ, в зависимости от назначения, подразделяют шинопроводы на (рисунок Ш-1):

магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных электроприемников. См. раздел «Магистральные шинопроводы»;

распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприемников. См. раздел «Распределительные шинопроводы»;

осветительные, предназначенные для питания светильников и электроприемников небольшой мощности«. См. раздел «Осветительные шинопроводы»;

троллейные, предназначенные для питания передвижных электроприемников. См. раздел «Троллейные шинопроводы»

Требования к магистральным и распределительным шинопроводам заданы ГОСТ (2003). «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000 В. Общие технические условия, Mains and distribution busways up to 1000 V a. c. General specifications».

Ограничение срока действия снято по протоколу № 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС №№ 11-12-94). В разделах цитируется по изданию 2003 г.

Стандарт распространяется на шинопроводы климатических исполнений У, ХЛ и Т, категорий размещения 2 и 3 и климатических исполнений УХЛ, О, категории размещения 4 по ГОСТ 15150, предназначенные для электрических сетей переменного трехфазного тока частоты 50 и 60 Гц на напряжение до 1000 В для систем с глухозаземленной нейтралью.

Требования к троллейным шинопроводам заданы ГОСТ «Шинопроводы троллейные напряжением до 1000 В. Общие технические условия, Trolley bus bars of voltage to 1000 V. General specifications». Стандарт распространяется на троллейные шинопроводы, предназначенные для выполнения троллейных линий напряжением до 1000 В, питающих электрооборудование мостовых кранов, талей, передаточных тележек, подвижного состава однорельсовых дорог (в том числе с адресованием грузов), а также электрические ручные машины.

Дата последнего изменения — 18.10.2016.

Требования к осветительным шинопроводам заданы ГОСТ «Шинопроводы осветительные напряжением до 660 В переменного тока». В 1984 году Государственным комитетом СССР срок действия стандарта установлен 01.07.1985 до 01.07.1990.

В 1994 году ограничение срока действия снято по протоколу N Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 4, 1994 год), т.е. стандарт является действующим.

Конечно, за это время произошли серьёзные изменения в технологиях комплектных электротехнических устройств. В частности, разработан европейский стандарт IEC 61439 на комплектные электротехнические устройства. Стандарт объемный и сложный, состоит из шести частей. В РФ его решено принять в полном объёме. Сейчас на русском доступна первая часть стандарта IEC 61439.

Шестая часть, IEC 61439 −6 «Аппаратура коммутационная и механизмы управления низковольтные комплектные. Часть 6. Системы сборных шин (шинопроводов)», на языке оригинала — «Low-voltage switchgear and controlgear assemblies — Part 6: Busbar trunking systems (busways)», официально на русском ещё недоступна.

Тем не менее, компаниям, занятым производством, поставками, монтажом шинопроводов целесообразно ориентироваться на действующие главы ПУЭ редакции 7, ГОСТ (2003), ГОСТ ГОСТ 24752‑81 и IEC 61439 в составе всех шести частей, а в случае расхождения между этими нормативными документами следовать наиболее строгим требованиям, заданным в одном из них.

Следует иметь в виду, что производители шинопроводов используют иногда термин «шинопровод» для описания всей конструкции, включая элементы крепежа. Внутри термина «шинопровод» они иногда используют термин «токопровод» для обозначения части шинопровода, предназначенной именно для передачи электричества. Например, осветительный шинопровод на ток до 16 А с однофазным токопроводом.

На рисунке Ш-1 в качестве примеров магистральных, распределительных и осветительных шинопроводов (поз. 1 ‑ 6) показаны шинопроводы компании Siemens, в качестве троллейного шинопровода (поз. 7) ‑ шинопровод компании Vahle.


Рисунок Ш-1. Примеры шинопроводов. 1 — Осветительный шинопровод для токов до 40 А, 2 ‑ распределительный шинопровод для токов 160 А, 3 — распределительный шинопровод для токов до 1250 А, 4 — магистральный шинопровод для токов до 5000 А, 5 — магистральный шинопровод для токов до 6300 А, 6 — распределительный шинопровод с возможностью передачи данных, совместим с протоколами EIB, AS-Interface. PROFIBUS, 7 — троллейный шинопровод.

Степень защиты от проникновения

Для описания защищенности шин токопроводов и шинопроводов от прикосновения к ним твёрдыми предметами и проникновения к ним пыли и воды используется классификация Ingress Protection Rating (степень защиты от проникновения), определяющая степени защиты оболочки, обеспечиваемые ею для электрооборудования и других устройств. Эта классификация задана в международном стандарте IEC 60529 и в тождественном ему российском ГОСТ 14254 — «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками, код IP».

Защита от доступа к опасным токоведущим (или механическим) частям, обеспечиваемая оболочкой, проверяется стандартными методами испытаний, и обозначается IPХХ, где на позициях Х находятся цифры.

Первая цифра — защита от проникновения посторонних предметов.

Если стоит Х, то параметр не определён.

Если стоит цифра, то уровень защищённости определяется по таблице 1.

Таблица 1. Уровень защиты от проникновения посторонних предметов, обеспечиваемый оболочкой.

Уровень

Защита от посторонних предметов, имеющих диаметр

Ссылка на основную публикацию