Медная шина: описание и применение в электротехнике

Медная шина и её применение в электротехнике

Уже более четырёх тысячелетий человечество знакомо с таким ценнейшим металлом, как медь. При раскопках в Египте, в знаменитых и старейших на нашей планете объектах археологи находили медные изделия. Однако пик применения этого металла приходится уже на наше современное время, век электричества, высоких технологий и компьютеров. В этих областях медь, как проводник электричества, стала просто незаменимой.

Повсеместное использование в энергетическом секторе получили так называемые медные шины. Другими словами – это медные полосы, изготовленные методом холодного проката из заготовок металла. Сами заготовки прессуются с помощью специального оборудования, при этом процессе металл нагревается до определённой температуры.

Шины имеют определённую ширину и толщину (в зависимости от области применения), в основном производится продукция прямоугольного сечения. Медная шина является отличной альтернативой электрическим кабелям и проводам. Её очень выгодно использовать для передачи электрической энергии на короткие и средние расстояния. Благодаря своим свойствам высокой электропроводности, подобные линии экономят средства. Потери при передаче электричества минимальны. Хотя стоимость меди, как металла, гораздо выше того же алюминия, также популярного материала в энергетической сфере.

Нельзя не указать, что медная шина используется не только для передачи электротока, но и в других секторах промышленности, строительства, военно-промышленном комплексе. Например, как материал для покрытия кровли или в различных декоративных разработках. Это достаточно надёжный материал (не ржавеет), хотя и подвержен окислению на воздухе. Поэтому, при его применении необходимо предусматривать различные защитные покрытия. Как пример использования в военной сфере – в качестве заземляющих элементов на военных объектах с широким внедрением современной электроники и электротехники.

Шины производятся в основном в двух вариантах: твёрдые (для использования в электроустановках в качестве проводника) и мягкие (применяются в атомной энергетике, космической промышленности, судостроении, авиастроении, микроэлектронике, ювелирном деле и в других технологически сложных производствах).

Существуют принятые стандарты к производимым медным шинам. Эти стандарты производителями неукоснительно соблюдаются, ведь область применения не позволяет отойти от требований безопасности. Вся электротехническая продукция должна быть строго сертифицирована и проходить несколько стадий контроля. Медную шину с соблюдением всевозможных норм и стандартов, можно найти в компании “МетПромStar”.

По требуемой технологии, на заводах цветной металлургии для того, чтобы получить шину используют медь следующих марок М0б, М1, М2, М3. Химический состав меди установлен соответствующим ГОСТ-ом (859-2001). Для обозначения продукции электротехники, в маркировке может присутствовать большая буква “Е”. Маркировка прокатной меди говорит о наличии примесей, химическом составе, о особенностях технологии изготовления и другие необходимые потребителю данные. К примеру, если маркировка выглядит как – М0б, то это означает, что медная шина выполнена из безкислородной меди с минимумом различных добавок, а это в свою очередь говорит о высокой электропроводности образца, возможности тепловой обработки. Такую шину можно легко спаять или сварить. Все другие, вышеуказанные марки изготавливаются из меди, содержащей кислород. Они отвечают требованиям по проведению различных высокотемпературных операций. Эти шины износоустойчивы и без труда могут принимать необходимую форму.

Следующим требованием к прокатным шинам является отсутствие заусениц, следов перегиба, кромка должна быть ровной, сама шина – без каких-либо следов окисления. Поверхность шины должна быть чистой, с матовым оттенком.

Конечно же, при производстве возможны и допустимы какие-то минимальные отклонения от идеала. Данный вопрос регулирует ГОСТ 434-78.

Шина может выпускаться в бухтах или пластинами. Длина поэтому не является объектом какого-то стандарта (обычно – в бухтах шина от 10 метров, а пластины – от 2 до 6 метров). По ширине возможен диапазон от 1.6 до 12 сантиметров, по сечению – от 0.4 до 3 сантиметров.

Различные марки шин имеют разную цену, которая складывается из применяемой технологии изготовления, а также исходного материала. Для высокотехнологических сфер применения специалисты предпочитают продукцию импортного производства, как более качественную. Хотя отечественные аналоги имеют другую маркировку, параметры по составу полностью совпадают.

Поставщик Нержавеющей стали и Цветного проката в России и СНГ

+7 (800) 555-87-32 – бесплатный для России

+7 (495) 781-87-32 – Москва и область

Автор: Администрация Общая оценка статьи: Опубликовано: 2016.05.07

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Медные шины: характеристики, виды, применение

5 апреля 2017 г.

Кировский завод по обработке цветных металлов

В жилых домах медные шины устанавливаются в электрощиты распределения. Всё потому, что медь обладает высокой электропроводимостью, выдерживает перепады температур, а её рабочее напряжение достигает 1000 В.

Характеристики медных шин

  • Сырьем для изготовления служит катанка, сортовой прокат, слитки, заготовка. Качество исходного сырья должно соответствовать ГОСТ 859-2014, быть не ниже марки М1. Марки М2 и прочие допускаются в производство по ТУ.
  • Размеры медных шин регламентированы ГОСТ 434-78. В ГОСТ прописаны нормативные размеры по ширине и толщине, радиусы закругления углов и отклонения от него. Допустимая длина шин 3-6 метров, но по согласованию сторон допускается длина 2 метра.
  • Шины не должны иметь дефектов, превышающих предельное отклонение после контрольной зачистки. Допускается наличие небольших следов окисления или смазки на поверхности. ГОСТом регламентирована серповидность. При изгибе твердых шин ШМТВ не должны появляться трещины и расслоения.
  • Механические свойства и удельное сопротивление регламентирован ГОСТ 434-78.
  • Маркировка и упаковка шин проходят по ГОСТ 18690-2012. Каждая бухта маркируется ярлыком, на котором указаны товарный знак изготовителя, условное обозначение продукции, дата изготовления, номер партии, клеймо ТК, ГОСТ 18690-2012.
  • Производитель несет гарантийные обязательства на продукцию. Если не нарушаются условия хранения и транспортировки, гарантия с момента производства на шины ШМТ и ШМТВ – полгода, ШММ – год.

На что влияют марки меди?

Марки меди различаются составом и количеством примесей. В обычных условиях эксплуатации содержание кислорода на уровне 0,08 – 0,001% не влияет на свойства шин. Негативное влияние заметно только при условии высоких температур, поэтому при высокотемпературной эксплуатации выбирают бескислородные, рафинированные марки меди.

Висмут, цинк, свинец, кадмий, другие легкоплавкие примеси и кислород усложняют сварку и пайку. В процессе нагрева образуются зоны хрупкости. С технологической точки зрения в этом случае предпочтительна бескислородная медь.

Содержание серебра на уровне 0,05% уменьшает ползучесть меди без потери электропроводности, а также в два раза повышает температуру ректисталлизации меди.

Содержание фосфора, железа, мышьяка, олова и сурьмы снижает электропроводность.

Примеси напрямую влияют на электропроводность. Учитывая, что допускается небольшой разбег в процентном содержании примесей, у одного и того же производителя шины могут отличаться по своей электропроводности.

Виды медных шин

  • Мягкая, твердая
  • Поставляется в форме бухт или отрезков (полос);
  • Состояние: прессованная, тянутая;
  • По форме: круглого или прямоугольного сечения, с закругленными краями, гибкие или жесткие, в изоляции или без нее, сплошные или перфорированные, плетеные.

Применение

Медные шины используются для монтажа шинопровода. Они востребованы в производстве вакуумной, медицинской, военной, авиационной, космической техники. Шины устанавливаются в приборы распределения электроэнергии, линейные ускорители, проводники и приборы. Кроме того, шины используют в строительстве, атомной энергетике, микроэлектронике, ювелирной промышленности.

Производители

На рынке присутствуют зарубежные и отечественные производители медных шин. На стороне российской медной шины более низкая стоимость (нет затрат на пошлину, транспортировку) при качестве, не уступающем европейскому.

Компания УГМК-ОЦМ готова к поставкам качественной медной шины производства Кировского завода по обработке цветных металлов. Минимальная партия 500 кг. Достаточно оставить заявку в форме на сайте, чтобы менеджер увидел ваш запрос и дал квалифицированную консультацию по продукции и условиями поставки.

Электротехнические медные шины: преимущества, производители и цены

Содержание:

Медные полосы, полученные путем холодной прокатки заготовок, имеющие определенные ширину и толщину сечения, называют медными шинами. Поскольку без них невозможна работа любого электрического или энергетического оборудования, а медь является лидером по электропроводности, то электротехнические медные шины пользуются высоким спросом. Они дороже алюминиевых шин, но превосходят их по нескольким показателям, в частности, по теплопроводности и коррозийной стойкости. Это позволяет эксплуатировать их в любых условиях, а долговечность и минимум технического обслуживания ставят их вне конкуренции.

Медная шина: ГОСТ, размеры, характеристики.

Изготовленные методом холодной прокатки из меди горячего прессования изделия прямоугольного поперечного сечения, характеристики которых соответствуют принятым стандартам, называют медными шинами прямоугольного сечения.

По технологии на отечественных предприятиях цветной металлургии для получения шин используют медь марок М0б, М1, М2, М3 (химсостав данных марок регламентируется ГОСТ 859-2001). Иногда специально для электротехнической промышленности в маркировке меди ставят дополнительную букву «Е». В маркировке сортового проката указывается чистота сплава, основные примеси, а также технологические особенности. Марка М0б, например, говорит о том, что шина сделана из бескислородной меди и содержит минимальное количество добавок, что обеспечивает высокую электропроводность, податливость в обработке высокими температурами (сварка, пайка). Все остальные марки меди производятся из кислородосодержащей меди, отличающейся особыми требованиями к проведению высокотемпературных операций, но обладают износостойкостью и легко принимают необходимую форму. Весь медный сортовой прокат должен обладать чистой матовой поверхностью, без следов окисления, с ровно обрезанными кромками (без заусенцев и загибов). Регламентирует различные параметры, в том числе размеры и допустимые отклонения, для медной шины ГОСТ 434-78. Диапазон по ширине ленты – от 1,6 до 12 см, по сечению – от 0,4 до 3 см. Длина обычно не стандартизируется, поскольку для изделий в бухтах и пластинах бывает разной. Пластины нарезают от 2 до 6 метров по длине, в бухтах длина ленты может начинаться от 10 метров.

Электрические медные шины бывают мягкими и твердыми. Твердые в свою очередь делают из обычной (ШМТ) и бескислородной меди (ШМТВ), мягкие (ШММ) – из обычной меди М1, М2, М3. Для доставки покупателю нарезная твердая медная шина поставляется в пачках (не более 200 кг), а медная – в бухтах массой не более 135 кг. Обязательна упаковочная тара, перевязанная мягкой проволокой.

Медь, из которой изготавливают электротехнические медные шины, имеет наибольшую электропроводность среди цветных металлов. Удельное электрическое сопротивление металла равно 0,017 – 0,018 мкОм*м, выше показатель только у серебра – 0.015 мкОм*м.

В ближайшие десятилетия медь останется наиболее востребованной в электронике как безальтернативный проводник, если не изобретут какой-либо новый композитный материал, имеющий более высокие показатели.

Электрические медные шины: сфера применения.

В зависимости от назначения, шины производят нескольких видов: гибкие, плетеные, в изоляции и без нее, сплошные и перфорированные, круглого сечения и прямоугольного, с закругленными углами.

Они предназначены для удобства монтажа и демонтажа соединений в силовых установках и распределительных шкафах, поскольку легко принимают необходимую форму и облегчают работу специалистам, придавая в то же время эстетичный вид собранным изделиям. Их можно рассматривать как альтернативу проводам и силовым кабелям, поскольку медная шина имеет размеры меньшие, чем кабель, способный пропускать ток аналогичной силы.

Мягкая медная шина применяется в космической промышленности, атомной энергетике и микроэлектронике, авиа- и судостроении, в системах обогрева или охлаждения, ювелирном деле, строительстве и быту. Помимо использования в разнообразных приборах, трансформаторах медными шинами комплектуются электрощиты, из них делают фальцевые кровли, обшивают фасады.

Электротехническая медная шина является базовым элементом любого распределительного устройства или токопроводящего приспособления. Для экономии электроэнергии они применяются при устройстве троллейных и магистральных шинопроводов. Медные силовые шины обладают большей пропускной способностью и динамической устойчивостью, чем силовой кабель аналогичного сечения.

Химическая стабильность меди и ее низкая податливость коррозии позволяет годами в условиях сухого проветриваемого склада сохранять электрическую медную шину без какого-либо ущерба.

Производители медных шин и качество продукции.

Среди отечественных производителей меди можно отметить ГМК «Норильский никель», являющийся крупнейшим. Вторую позицию занимает холдинг ОАО УГМК. На третьем месте ЗАО «Русская медная компания», насчитывающая 11 заводов. Популярна продукция и более мелких производителей, присутствующих на отечественном рынке: Каменск-Уральский, Кольчугинский, Артемовский, Кировский ОЦМ (два последних относятся к холдингу УГМК).

Читайте также:  Вендинговые аппараты — что это такое

Технологии производства меди на них примерно одинаковые, так что основным фактором выбора является соотношение «качество-цена». Оценивая качество меди, особое внимание следует уделять составу примесей, которые могут снижать электропроводность медных шин. Непосредственно оно зависит от соблюдения технологических процессов производства и качества начального сырья. Если для производства медных шин используется не чистая катодная медь, а добавляется лом (для снижения себестоимости продукции), то полученное изделие будет характеризоваться повышенным содержанием примесей, в отличие от импортных, где катодная медь переплавляется без добавления лома.

Однако добросовестные производители стараются повысить качество своей продукции, применяя новаторские методики. К примеру, на Каменск-Уральском ОЦМ налажено производство коллекторных полос из экологически чистого сплава меди и серебра с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Разные марки меди имеют различное применение, а цена разнится, исходя из технологии производства.

Для высокоточных работ специалисты предпочитают применять импортную медь, которая поставляется на отечественный рынок немецкими (МКМ), сербскими (VBS), французскими (GD) и финскими (LUVATA) производителями. Эти шины имеют высокие показатели электропроводимости, химически чистые, отличаются выверенными геометрическими размерами и механическими свойствами (малая серповидность, хорошее скручивание).

Пластичные шины Cu-OF, Cu-OF1 и Cu-OFE соответствуют стандарту DIN-1787 (из бескислородной меди, устойчивые к водородному охрупчиванию).

По EN-13601 производят гибкие медные шины Cu-ETP, Cu-ETP1 и Cu-FRHC.

Шины OF-OK, выпускаемые по EN-13601, легированы серебром и стоимость их более высокая.

Несмотря на различную маркировку, медь отечественного производства и импортная имеют аналогичные параметры по каждой марке. Соответствие российского ГОСТа европейским стандартам приведено в таблице.

Медные шины: характеристики, применение и цены

Медные шины обладают высокой электрической проводимостью и отличными эксплуатационными свойствами.

Медные шины можно приобрести оптом или в розницу.

Акции и спецпредложения на цветной и нержавеющий металлопрокат позволят существенно сэкономить.

Медные шины широко используются в радиотехнике и электротехнической промышленности.

Удобные сервисы транспортировки позволят организовать быструю доставку медных шин.

Закупка медных шин у крупных поставщиков имеет ряд преимуществ:

  • широкая география поставки;
  • опт и розница;
  • востребованные типоразмеры;
  • персональный подход к клиентам.

Посмотреть поставщика медных шин.

Если спросить случайного человека, что такое медная шина, он вряд ли сможет сходу ответить на этот вопрос. Между тем медные шины есть в любой энергообеспечивающей системе, их широко используют в радиотехнике и электротехнической промышленности. Шины заземления, изготовленные из меди, можно увидеть в электрощитах не только промышленных, но и жилых зданий.

Эти изделия снискали такую популярность из-за высокой электрической проводимости и отличных эксплуатационных свойств меди. Медная шина выдерживает рабочие температуры от -55 °С до +280 °С, а ее максимальное рабочее напряжение может достигать 1000 В.

Характеристики и особенности изготовления медных шин

Технологический процесс производства медных шин — это холодная прокатка меди горячего прессования. Медная шина представляет собой ленту или тонкий прямоугольный профиль высококачественной меди с минимумом примесей. Такая медь отличается низким сопротивлением, высокой теплопроводностью, коррозионной устойчивостью и прочностью.

Теплопроводность меди составляет 401 Вт/м × К. Для сравнения: у алюминия этот показатель равен 202–236 Вт/м × К, а у стали 47 Вт/м × К. При нормальных температурах медные шины практически не подвержены коррозии в сухом воздухе и сухих газах-галогенах, пресной и морской воде (в отсутствие сильных течений), в неокисляющих кислотах (серной, соляной, фосфорной) и растворах солей (в отсутствие кислорода), щелочных растворах (кроме аммиака и солей аммония), органических кислотах, спиртах, фенольных смолах. Одновременно в таких средах, как аммиак, хлористый аммоний, растворы кислых солей и окислительные минеральные кислоты, а также с увеличением количества примесей медные шины теряют свою коррозийную устойчивость. Следует учитывать и возможность контактной коррозии (например, при соприкосновении меди с алюминием, цинком).

Из национальных и межгосударственных стандартов, а также технических условий, регулирующих производство, испытания и применение самой меди, полуфабрикатов и изделий из нее, можно выделить:

  • ГОСТ 859-2014. Межгосударственный стандарт. Медь. Марки;
  • ГОСТ 434-78. Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электротехнических целей. Технические условия;
  • ГОСТ 18690-2012. Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение;
  • ГОСТ 24231-80. Цветные металлы и сплавы. Общие требования к отбору и подготовке проб для химического анализа;
  • ГОСТ 26877-2008. Межгосударственный стандарт. Металлопродукция. Методы измерений отклонений формы;
  • ТУ 48-0814-105-2000 и др.

Важными нормативно-техническими требованиями к медным шинам, используемым в электротехнических целях, являются:

Сырье для изготовления. Им может являться сортовой прокат, медная катанка, слитки и прессованная заготовка, которые по качеству не должны быть ниже марки меди М1 в соответствии с ГОСТ 859-2014. По техническим условиям, например, ТУ 48-0814-105-2000, допускаются к производству марки меди М2 и т.д.

Типовые размеры медных шин. Нормативные (установленные) значения номинальных размеров шин по стороне A (толщине) и B (ширине), а также их расчетных сечений с учетом закругления углов приведены в таблице 4 ГОСТ 434-78. Предельные отклонения от номинальных размеров по сторонам A и B указаны в таблице 5 этого же стандарта. Поскольку шины должны иметь закругления, в ГОСТ 434-78 прописаны номинальные значения радиусов закругленных углов и предельные отклонения от нормы закругления, которые можно найти в таблице 7а. Длина полосы шины должна быть от 3 до 6 м, но по согласованию с потребителем допускается изготовление шин длиной от 2 до 6 м. Наличие в одной партии шин, длина полосы которых составляет от 2,5 м, разрешено в пределах 7% от совокупного веса партии.

Дефекты и отклонения. Поверхность медных шин не должна иметь повреждений, которые бы превышали удвоенное значение предельных отклонений размеров после контрольной зачистки; при этом отклонение в форме сечения не должно превышать одинарных предельных отклонений размеров сечения. Допустимо, если изделия имеют на поверхности следы смазки или небольшие изменения по цвету вследствие окисления. Прямолинейность для твердых шин (ШМТ, ШМТВ) может иметь отклонения по размеру B, то есть серповидность, в пределах 3,5 мм на 2 м длины. По согласованию с заказчиком допускаются более мягкие требования к серповидности, но в любом случае в пределах 4 мм на 1 м длины. Серповидность полос шин определяется в соответствии с ГОСТ 26877-2008. Твердые шины ШМТВ при изгибе не должны иметь трещин и расслоений.

Механические свойства. Для мягких шин (ШММ) относительное удлинение в процентах в зависимости от размера A должно быть: от 2,5 до 7,0 мм — минимум 37%; от 7,0 до 10,0 мм и свыше — минимум 40%; при этом в любом случае, даже по согласованию с заказчиком, относительное удлинение не может быть меньше 34%. Для твердых шин (ШМТ, ШМТВ) минимальная величина их временного сопротивления к разрыву — 637 МПа (65 кгс/мм 2 ) по Бринеллю (ГОСТ 434-78).

Удельное сопротивление. По ГОСТ 434-78 при температуре 20 °C — не более 0,01724 х 10 6 Ом x м.

Маркировка и упаковка. Эти процедуры должны соответствовать ГОСТ 18690-2012. На каждую бухту, катушку, пачку крепится ярлык со следующей информацией:

  1. товарный знак завода-изготовителя;
  2. условное обозначение медных шин: например, ШМТ 9,00 x 45,00 ГОСТ 434-78 (по нему можно определить площадь расчетного сечения в мм 2 );
  3. номер партии;
  4. год и месяц изготовления;
  5. клеймо ТК;
  6. ГОСТ 18690-2012.

Полосы шин одной марки укладываются в однотипные по размеру и исполнению пачки максимальным весом 200 кг, обернутые упаковочным материалом и перевязанные проволокой под или поверх пачки 3 раза или более. Разрешается намотка любых ШММ, а также ШМТ и ШМТВ с сечением не более 240 мм 2 — в бухты, при этом они должны быть перемотаны проволокой как минимум в 3-х местах. По согласованию с заказчиком возможна контейнерная транспортировка медных шин без упаковки.

Перевозка, хранение и гарантийные обязательства. Изготовитель медных шин выставляет гарантийный срок хранения продукции с момента производства: для ШМТ и ШМТВ — полгода, для ШММ — год. Гарантия действует в случае, если не нарушаются условия транспортирования и хранения (ГОСТ 18690-82), с учетом климатических факторов (ГОСТ 15150-69).

При выборе твердой или мягкой шины с точки зрения ее электротехнических качеств ключевую роль играет марка меди.

Марки меди для изготовления шин

Марки меди отличаются между собой технологией производства и, следовательно, — составом и количеством примесей. Для литой и деформированной меди ГОСТ 859-2014 определяет 12 химических элементов, для катодной меди — 19, для сверхчистой меди в семействе новых стандартов ГОСТ 27981 предусмотрен анализ 22-х элементов. Очевидно, что разработка методов атомно-спектрального, химико-атомно-эмиссионного, фотометрического и других сложных видов анализа не происходит ради праздного интереса. А ведь поиск и измерение массовой доли химических элементов происходит в металле, состоящим более чем на 99,99% из меди! Но как примеси влияют на механические, технологические и эксплуатационные качества меди? Давайте рассмотрим.

Так, в стандартных условиях эксплуатации примесь кислорода, содержащегося в форме закиси меди (Cu2O) в количестве от 0,08 до 0,001%, не играет практически никакой роли. Его пагубное воздействие проявляет себя только при высоких температурах, поэтому такие бескислородные (рафинированные) марки меди, как М1р, М2р и М3р, требуются лишь для изделий, применяемых в особых высокотемпературных эксплуатационных режимах, производятся под конкретный заказ и стоят дорого. С другой стороны, кислород (O), а также висмут (Bi), свинец (Pb), цинк (Zn), кадмий (Cd) и другие легкоплавкие примеси создают трудности при паячных/сварочных работах, формируя зоны хрупкости в процессе нагрева. Исключительно с технологической точки зрения бескислородная медь в данном случае предпочтительнее. Здесь следует помнить, что содержание серебра на уровне 0,05% вдвое повышает температуру рекристаллизации меди, а с позиции механических свойств — уменьшает ее «ползучесть» и размягчение при нагреве, без падения электропроводности.

На электропроводность меди серьезно и не лучшим образом влияет наличие в ней фосфора (Р), железа (Fe), мышьяка (As), сурьмы (Sb) и олова (Sn). Массовая доля каждого элемента, в зависимости от марки меди, колеблется в пределах 0,05–0,001%, а примесь фосфора может присутствовать в еще более широком диапазоне — 0,06–0,0003%. Эти элементы больше всего содержатся в полутвердых, твердых, прессованных и отожженных прутках и лентах, а меньше всего — в слитках, полученных непрерывным вертикальным литьем, и катанках класса А. Среднюю позицию занимают катанки классов B и C, а также слитки горизонтального литья. Все это означает, что технология и то, из чего сделаны изделия — полуфабрикаты, обуславливают удельное электрическое сопротивление меди конкретной марки. При температуре 20 °С сопротивление у различных марок меди будет такое:

  • М2 (отходы и лом) — 0,020 мкОм × м;
  • М1 (прутки полутвердые, твердые, прессованные) — 0,01790 мкОм × м;
  • М1 (прутки отожженные и ленты) — 0,01748 мкОм × м;
  • М1 (слитки горизонтального литья и катанка класса C) — 0,01724 мкОм × м;
  • М0 (катанка класса B) — 0,01718 мкОм × м;
  • М00 (катанка класса А и слитка вертикального литья) — 0,01707 мкОм × м.

Различия в примесях всего лишь на 1% могут приводить к различиям в электропроводности на 3%. Напрашивается вывод, что даже у одной и той же марки меди, но разных изготовителей, удельное электрическое сопротивление может существенно отличаться, а это, в свою очередь, зависит от тех ГОСТов или ТУ, по которым производилась медь.

Таблица. Обозначения и соответствие марок меди в межгосударственном, европейском и американском международном стандартах

Основные виды и типы электротехнических шин

В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.

Читайте также:  Как работает гидромолот

Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.

В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.

Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:

ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.

ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.

ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.

ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.

ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.

ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.

Согласно классификации, существует несколько типов шин.

Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.

Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).

Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.

Перфорированная медная шина заземления

Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.

Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления

Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.

Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку

Распределительная шина в блоке

Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.

Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.

Ступенчатый распределительный блок


Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока

Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.

Выпуск алюминиевых шин марки ШАТ регламентирует ТУ 16-705 002-77. Данные шины изготавливают прямоугольным сечением. Диапазон изменения ширина шины ШАТ — от 10 до 120 мм, толщины — от 3 до 12 мм, поперечного сечения — от 30 до 1440 мм 2 . Величина удельного сопротивления не больше 0,0282 мкОм*м. Шины марок АД0 и АД31 (ГОСТ 11069-79 и ГОСТ 15176-89) изготавливаются прямоугольным сечением площадью от 30 до 25800 мм 2 . Диапазон изменения толщины данных шин — от 3 мм до 110 мм, ширины — от 6 мм до 500 мм. Значение удельного сопротивления постоянному току: шины АД0 — до 0.029 мкОм*м; шины АД31 — от 0,0325 до 0,0350 мкОм*м (зависит от типа). Диапазон длительно допустимых токов (определяется сечением шины) — от 165 А до 2300 А. Для производства шин используется алюминий А5, А5Е, А6, А7, АД00, АД0 и алюминиевые сплавы АД31 и АД31Е. Для изменения свойств материала используются следующие технологии: закаливание и естественное состаривание, закаливание и искусственное состаривание, не полное закаливание и искусственное состаривание, а также горячее прессование (без термической обработки). Длина алюминиевых шин зависит от площади поперечного сечения и должна быть равной или кратной: от 3 до 6 м для шин сечением до 0.8 см 2 ; от 3 до 8 м — для шин сечением от 0.8 до 1.5 см 2 ; от 3 до 10 м — для шин сечением более 1.5 см 2 . Колебания в длине — не более 20мм. Алюминиевые шины отличаются малым весом и невысокой стоимостью.

Медные шины согласно ГОСТ 434-78 выпускаются таких марок: ШММ — шина медная мягкая, ШМТ — шина медная твердая, ШМТВ — шина медная твердая из бескислородной меди. Минимальная и максимальная ширина медных шин — 16 мм и 120 мм, толщина — 4 мм и 30 мм, поперечное сечение — 159 мм 2 и 1498 мм 2 . Значение удельного электрического сопротивления — не больше 0,01724 мкОм*м. Диапазон длительно допустимых токов — от 210 до 2950 А (шина 120×10) и выше при большей толщине, для гибкой медной шины — от 280 до 2330 А. Масса шин в бухте должна быть в пределах от 35 кг до 150 кг. Длина шин согласно ГОСТ — от 2 до 6 м. Твердые медные шины в сравнении с мягкими обладают меньшей проводимостью и применяются там, где требуется прочный и неподвижный шинопровод. Для изготовления мягких шин используется медь марок М1, М1М, М2. Гибкие шины более распространены, они обладают большей прочностью, долговечностью и лучшими характеристиками. Для изготовления шин из бескислородной меди используют особые медные сплавы, не имеющие в своем составе оксидов. Медные шины отличают такие преимущества в сравнении с алюминиевыми: высокая удельная проводимость (в 1,6 выше чем у алюминиевых шин), механическая прочность, теплопроводность и гибкость, коррозийная стойкость, стыковые контакты с другими шинами не окисляются. По причине высокой окисляемости на открытом воздухе и хрупкости, применение алюминиевых шин имеет ряд ограничений. Они не используются в машинах и механизмах с подвижными частями или вибрирующим корпусом. Поэтому в случаях, когда к токоведущим частям предъявляются повышенные требования, применяются медные шины.

Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.

Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.

Шинный мост от силового трансформатора

Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.

ГРЩ с медной ошиновкой

Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.

Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов

Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.

Крепление медной изолированной шины

Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.

Читайте также:  Как делается намотка катушек электродвигателей?

Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.

Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.

Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.

Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.

Шинный изолятор типа «лесенка»

Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.

В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.

Технические характеристики медных шин заземления

Чтобы не допустить возгорания или повреждения электрической сети при возникновении аварии, очень часто применяются различные технические средства защиты. Популярным примером такого средства является медная шина заземления. Но куда она монтируется и устанавливается? Какие государственные требования ГОСТ регулируют это оборудование? Какие существуют основные разновидности медных шин? Ниже мы узнаем ответы на все эти вопросы.

Зачем нужна

Медная шина заземления — это проводник, который обладает низким сопротивлением. Эта деталь очень часто крепится на корпус электрического щитка, который производит распределение электроэнергии по какому-либо объекту. При возникновении аварийной ситуации (короткое замыкание, повреждение проводки и другие) может выдерживать избыточный нагрев и электрический ток в течение длительного времени, поэтому эту деталь очень часто используют в качестве основного или вспомогательного элемента заземления проводки.

В техническом смысле шина заземления представляет собой плоскую гладкую пластину, которая обладает однородной структурой и гладкой поверхностью. Для удобства хранения и/или транспортировки пластины могут выпускаться в виде круговых бухт. Эта деталь способна выдерживать охлаждение до температуры -50 градусов и нагрев до +270 градусов по Цельсию.

При возникновении нештатной ситуации она может выдерживать напряжение до 1 тысячи вольт. Такие уникальные протекторные свойства объясняются физическими свойствами меди, у которой теплопроводность составляет более 400 ватт/(м X К). При нормальных условиях медная шина не растрескивается, не плавится и не ржавеет (обратите внимание, что антикоррозийные свойства сохраняются при работе не только в сухих, но и в водных условиях). Для производства медных шин обычно используется технология горячего прессования с последующей холодной прокаткой.

Рассмотрим ключевые виды и их отличия.

Пластичность (мягкие и твердые)

На пластины-шины обязательно наносится специальная маркировка в зависимости от типа: мягкая шина — ШММ, твердая — ШМТ.

ШММ является более эластичной, поэтому на практике она используется во многих сферах промышленности — машиностроение, сфера добычи полезных ископаемых, космическая промышленность и так далее.

ШМТ является более прочной, но менее эластичной, поэтому ее часто используют для бытовых нужд (для защиты проводки в домах, на складах, в мелких производственных цеха и так далее).

Обратите внимание, что помимо ШМТ существуют также сверхпрочные твердые шины ШМТВ, главным отличием которых является полное отсутствие кислорода в сплаве.

Форма материала (полосы-пластины и круговые бухты)

В большинстве случаев медные шины делают в виде отдельных пластин в виде полос, длина которых составляет 3-6 метров. Такие пластины легко упаковывать и транспортировать, что обеспечивает их высокую популярность. Также их могут выпускаться в виде круговых бухт, длина которых может составлять 20-50 метров. Бухты обычно выпускаются для нужд тяжелой промышленности, а также для транспортировки на большие расстояния.

Жесткость (гибкая и жесткая)

Жесткие пластины-шины обладают твердой формой, а работать с ними сложно, поэтому они обычно используются в качестве замены основного кабеля проводки. Гибкая шина является более простым в использовании материалом, поэтому гибкие пластины можно использовать для монтажа распределительных сетей и силовых установок.

Наличие изоляции

Для нормальных условий можно покупать обычные шины-пластины без изоляции — ничего страшного не произойдет. Если существует риск попадания жидкости на подстанцию с электрическим щитком (простой пример — подстанция находится рядом с морем или рекой), то в таком случае рекомендуется использовать пластины с дополнительной защитной изоляцией.

При наличии агрессивных условий внешней среды (Крайний Север, территории с повышенной влажностью и так далее) следует подумать над выбором детали очень серьезно; отличный вариант в данном случае — ШМТ с многослойной изоляцией, которая будет надежно защищать электроснабжение.

Тип сечения (прямоугольное или круглое)

На практике чаще всего используются шины с прямоугольным сечением. Если же нужна дополнительная прочность, то предпочтительнее круглое сечение. Шины с круглым сечением в 2-3 раза дороже прямоугольных.

Технические характеристики и требования ГОСТ

В России медные шины должны производиться с учетом множества технических требований ГОСТ. Основные нормативные документы — ГОСТ 859-2014, ГОСТ 18690-2012, ТУ 48-0814-105-2000 и некоторые другие. Требования ГОСТ распространяются на множество параметров — тип исходного сырья, механические свойства, наличие дефектов, маркировка, хранение и так далее. Ниже мы кратко рассмотрим каждый параметр по отдельности.

Рекомендуемое сырье

Для производства годятся не все медные сплавы, а только такие, которые содержат минимальное количество примесей (не более 1%). Особенно критично в этом плане содержание кислорода, поскольку этот элемент негативно влияет на прочность и антикоррозийные свойства, поэтому концентрация кислорода в сплаве должна быть минимальной (не более 0,01%).

Оптимальная марка для производства защитных пластин-шин — М1, М2 и другие. В качестве сырья могут использоваться медь, прошедшая различную первичную обработку — прокат, катанка, литье слитками, прессование и так далее.

Наличие дефектов

Медные пластины не должны иметь дефектов и различных повреждений (трещины, коррозийные участки, отверстия и так далее). Одновременно с этим допускается наличие смазки и локального окисления, которое образовалось по естественным причинам.

Также налагается ряд серьезных ограничений на прямолинейность медных шин. Минимальная серповидность — не более 1,75 миллиметров на 1 метр длины изделия. Также обратите внимание, что ГОСТ допускает более высокую серповидность (до 4 миллиметров на 1 метр длины) — но только в случае наличия предварительной договоренности между заказчиком и исполнителем (то есть не допускается самовольное превышение норм без согласования с заказчиком).

Механические свойства

Шина медная должна удовлетворять некоторым требованиям, которые касаются относительного удлинения.

  • При толщине пластины от 2,5 до 8 миллиметров шина медная ГОСТ должна иметь относительное удивление не более 37%.
  • При толщине пластины более 8 миллиметров по ГОСТ должна иметь относительное удлинение не более 40%.

Этот параметр является очень важным с точки зрения безопасности функционирования медной шины. Почему? Дело все в том, что при возникновении короткого замыкания медная пластина будет насыщаться избыточными электронами, что может привести к растрескиванию пластины. Чем меньше будет показатель относительного удлинения, тем дольше пластина сможет успешно «держать» электрический ток. Особенно это критично при работе с током большой силы или напряжения.

Перевозка и хранение

Перечислим основные государственные требования:

  • На каждую упаковку должен быть нанесен ярлык, на котором должно быть указана вся техническая информация. Она позволяет однозначно идентифицировать не только изделие, но и его производителя. Основные сведения — название завода-производителя, его знак, тип (ШМТ, ШМТВ, ШММ), толщина и ширина пластины, номер партии, дата изготовления и другие.
  • Пластины разрешается упаковывать в однородные пачки. Вес одного блока пластин должен составлять не более 200 кг. Обратите внимание, что в каждую упаковку допускается класть изделия одной марки. Нельзя класть в одну упаковку M1 и M2. Для упаковки рекомендуется использовать обычную упаковочную бумагу, а также проволочную обмотку для скрепления. По предварительному согласованию с заказчиком допускается перевозить медные шины без упаковки при контейнерном способе доставки.
  • По закону производитель должен предоставить гарантию. Срок действия гарантии зависит от типа изделия. В случае ШМТ и ШМТВ — не менее 6 месяцев, ШММ — не менее 1 года. Обратите внимание, что на гарантию распространяются те же правила, что и на обычные товары.

Основные марки меди для изготовления

Для производства используются чистые сплавы на основе меди. Согласно ГОСТ содержание сторонних элементов должно составлять менее 1%. Почему такие строгие требования? Дело все в том, что сторонние элементы (даже в небольших количествах) значительно ухудшают электрические свойства меди. Снижают электропроводность, заметно повышают сопротивление электрического тока (что приводит к ненужному и даже опасному нагреву материала), увеличивают вероятность физического растрескивания и так далее.

Чаще всего в состав медного проводника входят различные металлические примеси — железо, серебро, олово, цинк и другие.

Марки меди

  • М0б. Эта марка представляет собой медь, которая очищена высокоточным методом рафинирования. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,96-99,98%. Содержит минимальное количество кислорода (в среднем 0,005%, но не более 0,01%). В небольших количествах сплав может содержать железо, фосфор, мышьяк, сурьму, цинк и другие элементы.
  • М1. Эта медь представляет собой результат переплавки катодов в условиях доступа обычного атмосферного воздуха. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,9%. Содержание кислорода составляет 0,005-0,01%. В очень небольших количествах может содержать цинк, серу, свинец, никель, олово, сурьму, железо. Обратите внимание, что помимо сорта М1 существует также сорт М1Е. По химическому составу и физическим свойствам эти марки идентичны. Единственная разница — перед использованием необходимо проверить медь на электрическую проводимость.
  • М2. Эту медь получают путем расплавки лома (различные прутья, фрагменты листов, микросхемы, провода и так далее). Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,7%. Марка может содержать кислород в концентрации 0,007-0,008%. Помимо кислорода сплав может содержать некоторые другие элементы — сурьма, свинец, сера, мышьяк, серебро, цинк.

Заключение

Шина медная представляет собой металлическую пластину, которую можно устанавливать на электрощитки и различные силовые установки для создания системы заземления. Изготавливается из сверхчистых сортов металла, где концентрация меди должна составлять более 99%. Обратите внимание, что большое значение имеет концентрация кислорода в итоговом сплаве. Чем больше будет кислорода, тем хуже будет работать пластина. По техническим характеристиками различают — твердые, мягкие, с изоляцией, с круглым сечением и так далее.

Используемая литература и источники:

  • Введение в энерготехнику / Эндель Ристхейн. — Таллин : Elektriajam, 2008.
  • Заземление. Что это такое и как его сделать (часть 1) / Алексей Рожанков // Хабрахабр
  • Кораблев В. П. Электробезопасность в вопросах и ответах. — М., Московский рабочий, 1988.

Ссылка на основную публикацию