Какое электрооборудование используется у лифтов?

Глава 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЛИФТОВ

3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

143. Что входит в состав электрооборудования лифтов? В состав электрооборудования лифтов входят электродвигатели, тормозные электромагниты, шкафы управления, вводное устройство, аппараты управления, этажные выключатели, электромагнитная отводка, конечные выключатели и блокировочные контакты, предохранительные устройства, электропроводка, используемые в лифтовых установках. Безопасная работа лифта заииснт от состояния электрооборудования, правильной его эксплуатации, хорошего знания обслуживающим персоналом устройства, принципа действия машин н аппаратов и правил ухода за ними.

144. Каково назначение электрооборудования лифта? Одно из важных назначений электрооборудования лифтов заключается в том, чтобы создать безопасные условия работы при приведении в действие лифта, обеспечить подъем или спуск кабины с грузом или пассажирами. Эту роль выполняет электрический привод, состоящий из электродвигателя и аппаратуры управления. Электропривод преобразует потребляемую электроэнергию- из сети в механическую энергию движения кабины. Управление электроприводом осуществляется с помощью аппаратуры, которая включает и отключает электропривод лифта, изменяет направление движения, изменяет скорости при разгоне и замедлении кабины.

Электрические машины и аппараты лифта находятся в машинном помещении, шахте и кабине. Для связи отдельных аппаратов применяют электропроводку. Эту связь осуществляют с “помощью гибкого кабеля. Предусмотрено и освещение дли нормальной эксплуатации лифта.

145. Что понимают под электроприводом лифта? Под электроприводом лифта понимают совокупность электродвигателя и аппаратуры управления ими, представляющую собой систему управлении электроприводом. Большинство современных лифтов имеют два электропривода: электропривод подъема, приводящий в действие механизм подъема, — так называемый электропривод; электропривод дверей, приводящий в действие механизм открывания и закрывания дверей, — вспомогательный электропривод. Механизм подъема, оборудованный лебедкой подъема с многоручьевым канатоведущим шкивом, более мощный, чем механизм открывания дверей лифта. Основной тип привода лифтов массового применения — электропривод на переменном токе. Применяются системы с одно- и двухскоростными асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором.

146. Как осуществляется подача напряжения от источника питания в машинное помещение лифта? Напряжение от источников питания подается в машинное помещение лифта через вводное устройство, которое должно отключать питание приводного электродвигателя, цепей управления, сигнализации и освещения кабины лифта. В машинном помещении в непосредственной близости от входа устанавливают вводное устройство. Наиболее распространены вводные устройства типов ВУ1 и ВУ2. Устройство представляет собой трехфазный рубильник, помещенный в закрытом металлическом корпусе. Установленные в корпусе емкостные фильтры служат для защиты от радиопомех. Техническая характеристика лифтовых вводных устройств при допускаемом напряжении в сети 380 В следующая: ВУ1 —ток 70 А; число фаз (полюсов) — 2, тип конденсатора — КБП-Ф220-1-Ш; ВУ2—ток 100 А, число фаз (полюсов)—3, тип конденсатора КБП-Ф220-1-Ш.

147. Для чего применяются трансформаторы о цепях и их техническая характеристика? Трансформаторы служат для понижения напряжения в цепи сигнализации и ремонтного освещения, для питания электродвигателя привода дверей и питания цепи управления. Например, трансформатор типа ОСО-0,25 понижает напряжение в цепях сигнализации и ремонтного освещения до 24 или 36 В, мощность его 250—380 В-A, высшее напряжение 220— 380 В, низшее — 24 В, масса 7,5 кг. Трансформатор типа НТС-0,5: мощность 400 В-А, напряжение высшее 380—220 В, низшее — 100 В, масса—14,5 кг. Трансформатор ТС-1,5/0,5; мощность его 1500 В-A, номинальное напряжение 380 В, низшее — 220 В, масса— 43 кг, применяется для понижения напряжения с 380 до 220 В, питает электродвигатель привода дверей и цепь управления.

ПУЭ: Глава 5.5. Электрооборудование лифтов

Область применения, определения

5.5.1. Настоящая глава Правил распространяется на электрооборудование лифтов (подъемников) напряжением до 600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемых в жилых и общественных зданиях, в промышленных предприятиях и других сооружениях. В остальном лифты (подъемники) должны отвечать требованиям действующих “Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов” Госгортехнадзора России.

Настоящие Правила не распространяются на лифты (подъемники), устанавливаемые во взрывоопасных помещениях, в шахтах, горной промышленности, на судах и иных плавучих сооружениях, на самолетах и других летательных аппаратах, а также на лифты специального назначения.

5.5.2. Лифтом (подъемником) в настоящих Правилах называется подъемное устройство, предназначенное для перемещения людей и груза в кабине или на платформе, движущихся в жестких вертикальных направляющих при помощи подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосредственно или через редуктор, связанный с ним жесткой или упругой муфтой.

5.5.3. Групповой лифтовой установкой в настоящих Правилах называется установка, состоящая из нескольких лифтов, имеющих машинное помещение и связанных между собой общей системой управления.

Общие требования

5.5.4. Напряжение силовых электрических цепей в машинных помещениях должно быть не выше 660 В, в кабинах, шахтах и на этажных площадках – не выше 380 В, а для цепей управления, освещения и сигнализации во всех помещениях – не выше 220 В (допускается использование фазы и нуля сети 380/220 В). При использовании фазы и нуля должны быть соблюдены следующие требования:

1. Питание цепей управления, освещения и сигнализации должно производиться от одной фазы.

2. Один конец обмотки аппаратов должен быть наглухо присоединен к нулевому проводу.

Напряжение цепи питания переносных ламп должно быть не выше 42 В.

Применение автотрансформаторов с целью понижения напряжения не допускается.

5.5.5. Уровень помех радиоприему от электрических машин, аппаратов и электропроводки, входящих в комплект электрооборудования лифта (подъемника) или групповой лифтовой установки, не должен превышать значений, установленных действующими положениями.

Электропроводка и токоподвод к кабине

5.5.6. Электропроводка в машинном помещении, шахте лифта (подъемника) и кабине должна соответствовать требованиям гл. 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям:

1. Электропроводка должна выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой или равноценной ей изоляцией; применение силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги не допускается.

2. Сечение жил кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм² для медных жил и 2,5 мм² для алюминиевых жил.

На участках цепей управления от этажных рядов зажимов и рядов зажимов на кабине до аппаратов, устанавливаемых в шахте и на кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопасность пользования лифтом или подверженных частым ударам и вибрации, должны применяться провода и кабели с медными жилами. При применении проводов и кабелей с медными многопроволочными жилами сечение их может быть снижено: в цепях присоединения аппаратов безопасности до 0,5 мм², в остальных цепях до 0,35 мм².

3. Внутренний монтаж лифтовых аппаратов и комплектных устройств должен выполняться медными проводами.

4. Концы проводов должны иметь маркировку согласно проекту.

5.5.7. Токоподвод к кабине, а также к противовесу в случае установки на нем выключателя-ловителя или других аппаратов должен выполняться гибкими кабелями или гибкими проводами с медными жилами сечением не менее 0,75 мм², заключенными в общий резиновый или равноценный ему шланг.

В токоподводе должно быть предусмотрено не менее 5% резервных жил от общего числа используемых, но не менее двух жил.

Кабели и шланги должны быть рассчитаны на восприятие нагрузок от собственного веса. Допускается их усиление закреплением к несущему стальному тросу.

5.5.8. Кабели и шланги токоподвода должны быть размещены и укреплены таким образом, чтобы при движении кабины исключалась возможность их зацепления за находящиеся в шахте конструкции и их механического повреждения. При применении для токоподвода нескольких кабелей или шлангов они должны быть скреплены между собой.

Электрооборудование машинного помещения

5.5.9. Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями здания или оборудования в машинных помещениях, кроме помещений для малогрузных (до 160 кг) подъемников, должны быть шириной не менее 1 м в свету. Допускаются местные сужения проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.

Допускается не более чем с двух сторон уменьшить до 0,5 м ширину прохода обслуживания электрических машин; со сторон машины, не требующих обслуживания, расстояние не регламентируется.

5.5.10. В машинных помещениях проходы обслуживания должны отвечать следующим требованиям:

1. Ширина (в свету) прохода обслуживания с передней и задней сторон панели управления должны быть не менее 0,75 м. При ширине панели управления не более 1 м и возможности доступа к панели с обеих сторон расстояние от выступающих частей задней стороны панели до стены машинного помещения допускается уменьшить до 0,2 м, а при ширине панели более 1 м или наличии доступа к панели с одной боковой стороны – до 0,5 м.

Панель управления, у которой монтаж и демонтаж электрических аппаратов и подсоединение к ним проводов производятся только с передней стороны, допускается устанавливать вплотную к стене машинного помещения, а также в нишах глубиной не более толщины панели вместе с аппаратурой управления.

2. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2 м по одну сторону прохода, до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 0,75 м.

Читайте также:  Монтаж буровых установок

3. Расстояние между неогражденными токоведущими частями, расположенными на высоте менее 2 м на разных сторонах прохода, должно быть не менее 1,2 м.

5.5.11. На щите управления каждого лифта должен быть установлен аппарат, отключающий первичную цепь и цепь управления. В машинном помещении непосредственно у входа должен быть установлен вводный аппарат для снятия напряжения со всей лифтовой установки.

5.5.12. В машинном помещении у входа необходимо предусматривать свободный проход шириной не менее 1 м.

Защита

5.5.13. Защита первичных цепей и цепей управления лифта и группы лифтов должна быть выполнена в соответствии с требованиями гл. 3.1.

Лифты с электромашинными преобразовательными агрегатами должны иметь защиту от длительной перегрузки и от КЗ электродвигателя преобразовательного агрегата.

Освещение

5.5.14. Кабина и шахта при сплошном ее ограждении для лифтов (подъемников) всех типов, за исключением малых грузовых, а также машинное помещение, помещение верхних блоков, площадки перед дверями, шахты, проходы и коридоры, ведущие к лифту, к помещению верхних блоков и к приямку, должны быть оборудованы стационарным электрическим освещением. Питание электрического освещения, кроме освещения кабины, должно производиться от сети внутреннего освещения здания. Освещение глухих шахт подъемников с автоматическими дверями допускается осуществлять путем установки одной лампы на кабине и одной лампы под кабиной подъемника.

Освещенность в шахтах должна составлять не менее 5 лк.

В остекленных или огражденных сетками шахтах выполнение стационарного освещения является необязательным, если наружное освещение обеспечивает достаточную освещенность внутри шахты.

5.5.15. В машинном помещении, в помещении верхних блоков и на крыше кабины должно быть установлено по одной или более розеток для переносной лампы напряжением не выше 42 В.

5.5.16. Лампы освещения кабины и шахты при питании освещения от первичной цепи электродвигателя должны быть включены в сеть до вводного рубильника или автоматического выключателя электродвигателя лифта (подъемника).

При наличии в кабине резервного освещения до 42 В допускается включение основного освещения кабины после вводного рубильника или автоматического выключателя.

5.5.17. Выключатель для включения освещения кабины и шахты должен устанавливаться в машинном помещении. Освещение кабины пассажирского лифта с подвижным полом допускается выполнять так, чтобы оно включалось при открытой двери шахты и отключалось после выхода из кабины всех пассажиров и закрытия дверей шахты. Допускается также использовать для включения освещения кабины переключатель, предназначенный для дистанционного включения лифта в работу, при этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением лифта в работу. Этот переключатель должен устанавливаться в запертом шкафу на основном посадочном этаже.

Заземление (зануление)

5.5.18. Заземление лифтов (подъемников) должно отвечать требованиям гл. 1.7, а также следующим требованиям:

1. Заземление электрических машин и аппаратов, установленных на звуко- и виброизолирующих опорах, должно быть выполнено гибким проводом.

2. Для заземления кабины следует использовать одну из жил кабеля или один из проводов токопровода. Рекомендуется использовать в качестве дополнительного заземляющего проводника экранирующие оболочки и несущие тросы кабелей, а также стальные несущие тросы кабины.

3. Металлические направляющие кабины и противовеса, а также металлические конструкции ограждения шахты должны быть заземлены.

Установки с бесконтактной аппаратурой управления

5.5.19. При применении бесконтактной аппаратуры для управления лифтами должны быть соблюдены условия, оговоренные в 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Сложные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, при этом:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой блоков, допускающей работу этого лифта независимо от состояния других лифтов и их блоков;

2) должна быть предусмотрена возможность легкого отсоединения блоков лифта без нарушения работы остальных лифтов.

5.5.21. Блоки питания системы управления с логическими элементами должны иметь защиту от КЗ, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть построена так, чтобы при КЗ, перегрузке или снижении напряжения в одной выходной цепи отключались все выходные цепи блока питания.

5.5.22. Если общая точка системы управления с логическими элементами не заземлена, в блоке питания необходимо предусмотреть контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующей сигнализацией.

5.5.23. Блоки питания должны допускать дистанционное включение и отключение.

5.5.24. Станции управления лифтами, собираемые из отдельных блоков, должны быть снабжены аппаратурой, указывающей прохождение основных сигналов, или гнездами, позволяющими присоединять измерительную аппаратуру для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкции станций управления и комплектных устройств должны обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и входным рядам зажимов.

5.5.26. При установке станций управления в шкафах не рекомендуется устанавливать какую-либо аппаратуру, кроме сигнальной, на дверях шкафов.

5.5.27. Цепи кнопок, ключей управления, путевых и конечных выключателей должны быть гальванически разделены. Разделение может быть произведено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых предназначены для работы в цепях с малыми токами.

5.5.28. Цепи напряжением 220 В и выше должны прокладываться отдельно от цепей напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и присоединяться к отдельным, специально выделенным рядам зажимов или разъемным контактным соединителям.

Электрическое оборудование лифтов. Общие требования

Электрическое оборудование

6.1 Общие требования

6.1.1 Техническая характеристика электрического оборудования, электропроводок и их исполнение должны соответствовать параметрам лифта по напряжению и частоте питающей сети, токовым нагрузкам, а также условиям его эксплуатации, хранения и транспортирования.

6.1.2 Каждый лифт должен быть оборудован устройством с ручным приводом, прерывающими подвод питания лифта по всем питающим проводам, за исключением электрических цепей по п. 6.1.4.

Во избежание непреднамеренного включения, должна быть предусмотрена возможность блокировки устройства в разомкнутом состоянии посредством запираемого замка или аналогичного средства.

6.1.3 Устройство по п.6.1.2 должно находится:

а) в машинном помещении (при его наличии);

б) при отсутствии машинного помещения:

в шкафу для аппаратов управления, за исключением случая установки шкафа в шахте;

рядом с устройствами для управления лифтом при испытаниях и эвакуации пассажиров по п. 4.4.8 при установке шкафа для аппаратов управления в шахте. Если устройства для управления лифтом при испытаниях и эвакуации пассажиров разнесены, то рядом с устройством для управления при эвакуации пассажиров.

6.1.4 Устройство по п. 6.1.2 не должно отключать цепи:

а) освещения пространства для размещения оборудования;

б) освещения шахты;

в) освещения кабины;

г) розеток на крыше кабины, под кабиной, в приямке и машинном помещении согласно п.6.6.5;

д) вентиляции кабины;

е) двусторонней переговорной связи из кабины;

ж) аварийной сигнализации;

з) вызова обслуживающего персонала из кабины.

При этом, для отключения указанных в п.п. а) – г) цепей должны быть предусмотрены отдельные выключатели.

Если машинное помещение общее для нескольких лифтов, то на каждую кабину должен быть свой выключатель цепей освещения кабины.

Выключатели цепи освещения шахты должны находится в шахте и/или рядом с устройством по п.6.1.2.

Цепи освещения кабины и ее вентиляции, вызова обслуживающего персонала из кабины, двусторонней переговорной связи из кабины, ремонтной связи, а также цепи питания розеток и аварийной сигнализации допускается включать после устройства по п.6.1.2, если предусмотрены дополнительные специальные выключатели для отключения силовой цепи и цепи управления. При этом устройство по п. 6.1.2 не должно быть оборудовано приводом для дистанционного отключения.

Допускается цепи освещения шахты, освещения кабины, вызова обслуживающего персонала из кабины, двусторонней переговорной связи из кабины, аварийной сигнализации и ремонтной связи подключать к электрическим сетям здания и другим источникам питания.

6.1.5. При размещении оборудования двух и более лифтов в общем машинном помещении, в это помещение должен быть осуществлен ввод не менее двух питающих линий.

6.1.6. При размещении электрооборудования лифта в разных помещениях должны быть предусмотрены несамовозвратные выключатели для отключения лифта в каждом из этих помещений.

6.1.7. Допускается дополнительно оборудовать устройство по п. 6.1.2 приводом для дистанционного отключения (дистанционное включение этого устройства не допускается), при этом должны быть выполнены следующие условия:

а) устройство должны быть рассчитано на отключение электрических цепей под нагрузкой;

б) выключатель для дистанционного отключения должен быть несамовозвратным;

в) около каждого выключателя для дистанционного отключения устройства должно быть обозначено его положение: «Включено», «Отключено»;

г) должна быть исключена возможность дистанционного отключения при нахождении в кабине людей;

д) доступ посторонних лиц к выключателю дистанционного отключения должен быть исключен.

6.1.8. На одной из этажных площадок допускается установка выключателя для дистанционного отключения (включения) силовой питающей цепи и (или) цепей управления при включенном устройстве по п.6.1.2; при этом должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие возможность отключения электрических цепей при нахождении в кабине людей. Доступ посторонних лиц к этому выключателю должен быть исключен.

6.1.9. Напряжение силовых электрических цепей должно быть:

Читайте также:  Виды зубчатых ремней

— не более 660В — в машинном помещении;

не более 415В переменного тока частоты 50Гц, 440В переменного тока частоты 60Гц и 460В постоянного (выпрямленного) тока – в кабине, шахте и на этажных площадках, а также на площадках, где установлено электрооборудование при отсутствии машинного помещения.

Напряжение питания цепей управления, подключения ремонтного инструмента, освещения и сигнализации должно быть не более 250 В.

6.1.10. Напряжение цепи питания переносных ламп должно быть не более 42В.

Применение автотрансформаторов с целью понижения напряжения для этой цели не допускается.

6.1.11. Для питания цепей управления, освещения и сигнализации допускается использование фазы и нулевого провода сети с глухо-заземленной нейтралью источника тока (включение на фазное напряжение). При использовании фазы и нулевого провода между ними должно быть не более 250В.

6.1.12. При включении на фазное напряжение цепей, в состав которых входят электрические устройства безопасности, между выводом обмоток электромагнитных аппаратов (контакторов, пускателей, реле и т.п.) в этих цепях и нулевым проводом не должно быть контактов электрических устройств безопасности.

6.1.13. При питании переменным током от понижающего трансформатора цепей, в состав которых входят электрические устройства безопасности, один вывод вторичной обмотки трансформатора должен быть заземлен. Между выводом обмотки электромагнитных аппаратов в этих цепях и заземленным выводом трансформатора не должно быть контактов электрических устройств безопасности.

6.1.14. При питании от понижающего трансформатора через выпрямительное устройство цепей, в состав которых входят электрические устройства безопасности, один из полюсов выпрямительного устройства на стороне выпрямленного напряжения должен быть заземлен. При этом между выводом обмотки электромагнитных аппаратов в цепи управления и заземленным полюсом не должно быть контактов электрических устройств безопасности. Вторичную обмотку понижающего трансформатора в этом случае заземлять не допускается.

6.1.15. Установка в заземляющих (зануляющих) проводниках предохранителей, контактов и других размыкающих элементов, в том числе бесконтактных, не допускается.

6.1.16. Токоведущие части выключателей с ручным приводом: устройства по п.6.1.2, выключателей, устанавливаемых в шахте, пространстве для размещения оборудования, выключателей дистанционного включения (отключения) электрических цепей должны быть защищены от случайного прикосновения, если напряжение на них более 42В переменного тока или более 60В постоянного тока. Степень защиты оболочки или кожуха должна быть не менее IP2 по ГОСТ 14254 «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IP)». Положение этих выключателей должно быть обозначено соответствующими символами или надписями: «Вкл.», «Откл.».

6.1.17. При пробое электрической цепи, в которой имеются электрические устройства безопасности, на землю или на металлические конструкции специальное устройство должно:

а) вызывать немедленную остановку электродвигателя лебедки;

б) предотвращать повторный пуск электродвигателя лебедки после его остановки.

Исходное состояние устройства должно восстанавливается только вручную.

Основные части электрических лифтов

Электрооборудование лифтов

Пассажирский лифтпредставляет собой кабину (купе), подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Канат приводится в движение лебедкой, установленной в машинном отделении, кабина и поднимаемый груз уравновешиваются противовесом. Кабина движется по направляющим, укрепленным на стенках шахты со скоростью 1–4 м/с, вместимость кабины 4–20 человек.

Скоростные лифты могут поднимать до 60 человек со скоростью 5–7 м/с. Основным показателем комфортности лифта являются виброакустические характеристики кабины во время движения, зависящие от качества лебедки.

Грузовые лифтыимеют повышенную прочность кабины и предназначены для перевозки крупногабаритного груза в производственных и административных зданиях, складах, гаражах, магазинах, ресторанах и др.

Основные части электрических лифтов следующие:

· Средства подвески кабины и противовеса, которые представлены стальными проволочными канатами.

· Лебедка, которая является силовой установкой,

· Кабина, которая перевозит пассажиров и/или другие грузы.

· Противовес для уравновешивания силы тяжести массы кабины и части массы номинального груза груза.

· Шахта лифта, место, полностью или частично огороженное, которое простирается от пола приямка до перекрытия, в котором двигается кабина и, если есть, то и противовес. Она оборудована направляющими кабины и противовеса, дверями посадочных площадок, буферами или упорами в приямке.

· Ловитель, механическое устройство для остановки и удержания кабины или противовеса на направляющих в случае обрыва, ослабления натяжения канатов подвески или если скорость опускающейся кабины (противовеса) превышает номинальную скорость на заранее установленную величину. Тормозное действие ловителя инициируется ограничителем скорости, обычно расположенным в машинном помещении.

· Буфера представляющие собой устройство плавного замедления кабины за пределами нижнего расчетного положения кабины или противовеса. Они могут быть полиуретановыми, пружинного или масляного типа в зависимости от номинальной скорости и предназначенными для накопления или рассеивания кинетической энергии кабины или противовеса.

· Электрические устройства, включающие электрические устройства безопасности и освещения.

По виду привода дверей существуют лифты с ручным приводом (двери шахты и кабины открывает сам пассажир), полуавтоматический привод шахтных дверей (двери открываются вручную, а закрываются автоматически с помощью доводчика), автоматическим приводом; комбинированным приводом (двери кабины – автоматический привод, двери шахты – ручные).

Лифты имеют следующие виды управления: внутреннее, при котором им управляют из купе кабины; наружное, осуществляемое с остановочных площадок; смешанное – из купе кабины и с остановочных площадок.

Различают системы управления, обеспечивающие: простое раздельное управление, при котором регистрируется и реализуется только одна команда (вызов или приказ); собирательное управление, при котором регистрируются все команды, а их выполнение осуществляется в соответствии с программой работы лифта. При этом могут совершаться попутные остановки по вызовам или приказам. Для лифтов жилых зданий попутные остановки по вызовам выполняются только при движении кабины вниз, а в общественных зданиях – в обоих направлениях.

Для лифтов применяются различные системы электроприводов в зависимости от номинальной рабочей скорости, требуемой точности остановки кабины, необходимой плавности работы при разгоне и торможении, стоимости изготовления и эксплуатации. Чаще всего для лифтов используют электроприводы переменного тока с одно- и двухскоростными короткозамкнутыми асинхронными двигателями и электроприводы постоянного тока с управляемыми преобразователями.

Каждая схема управления лифтом включает в себя набор блоков, предназначенных для выполнения определенных операций. Команда для начала движения лифта подается с помощью устройства приказов и вызовов, в качестве которого обычно используются кнопки управления, кнопочные посты и кнопочные панели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9295 – | 7371 – или читать все.

Электрооборудование лифтов

Основные технические требования при проектировании, установке и эксплуатации лифтов (подъёмников)

1. Техническая характеристика электрического оборудования, электропроводок и их исполнение должны соответствовать параметрам лифта по напряжению и частоте питающей сети, токовым нагрузкам, надежности, а также условиям его эксплуатации, хранения и транспортирования.

2. Напряжение от источника питания должно подаваться в машинное помещение лифта через вводное устройство с ручным приводом, которым должен оборудоваться каждый лифт.

При размещении двух и более лифтов в общем машинном помещении в этом помещение должен быть осуществлен ввод не менее двух питающих линий.

При отсутствии машинного помещения электроснабжение должно быть подано в помещение, где расположено вводное устройство.

Электрооборудование и электроснабжение лифта должны отвечать требованиям «Правил устройства электроустановок».

3. При размещении электрооборудования в разных помещениях должны быть предусмотрены несамовозвратные выключатели для отключения лифта.

4. Вводное устройство может быть рассчитано как на снятие напряжения с лифта под нагрузкой, так и без нагрузки.

При применении вводного устройства, предназначенного для снятия напряжения без нагрузки или с нагрузкой не более 2 A, должен быть предусмотрен дополнительный выключатель силовой цепи и цепи управления, рассчитанный на коммутацию цепей под нагрузкой.

Допускается дополнительно оборудовать вводное устройство приводом для дистанционного отключения (дистанционное включение вводного устройства не допускается); при этом должны быть выполнены следующие условия:

а) вводное устройство должно быть рассчитано на отключение электрических цепей под нагрузкой;

б) выключатель для дистанционного отключения должен быть несамовозвратным;

в) около каждого выключателя для дистанционного отключения вводного устройства должна быть предусмотрена сигнализация о его положении: «Включено», «Отключено»;

г) должна быть исключена возможность дистанционного отключения при нахождении в кабине людей;

д) доступ посторонних лиц к выключателю дистанционного отключения должен быть исключен.

5. В качестве вводного устройства может быть использован автоматический выключатель, если он оборудован ручным приводом; при этом его включение должно быть возможно только вручную.

6. Вводное устройство должно отключать все питающие фазы и полностью снимать напряжение с электрических цепей, за исключением цепей:

освещения шахты, машинного и блочного помещений; освещения кабины; вентиляции кабины; вызова обслуживающего персонала из кабины; двусторонней переговорной связи из кабины; ремонтной связи.

При этом для отключения указанных цепей должны быть предусмотрены отдельные выключатели, расположенные в машинном помещении, а при его отсутствии – в запираемом шкафу. Выключатель освещения блочного помещения должен быть расположен в блочном помещении.

Цепи освещения кабины и ее вентиляции, вызова обслуживающего персонала из кабины, двусторонней переговорной связи из кабины и ремонтной связи допускается подключать после вводного устройства, если предусмотрены дополнительные специальные выключатели для отключения силовой цепи и цепи управления. При этом вводное устройство не должно быть оборудовано приводом для дистанционного отключения, и в качестве вводного устройства не должен применяться автоматический выключатель.

Читайте также:  Основные неисправности погрузчиков и их ремонт

Цепи вспомогательного освещения кабины, вызова обслуживающего персонала из кабины, двусторонней переговорной связи из кабины и ремонтной связи могут подключаться к другим электрическим сетям здания или сооружения.

7. На одной из посадочных (погрузочных) площадок допускается установка выключателя для дистанционного отключения (включения) силовой цепи и (или) цепей управления при включенном вводном устройстве; при этом должны быть предусмотрены мероприятия, исключающие возможность отключения электрических цепей при нахождении в кабине людей. Доступ посторонних лиц к этому выключателю должен быть исключен.

8. Напряжение силовых электрических цепей должно быть:

не более 660 В ‑ в машинном помещении;

не более 415 В переменного тока частотой 50 Гц, 440 В переменного тока частотой

60 Гц и 460 В постоянного (выпрямленного) тока – в кабине, шахте и на посадочных (погрузочных) площадках, а также на площадках, где установлено электрооборудование при отсутствии машинного помещения. Напряжение цепей управления, освещения и сигнализации должно быть не более 254 В.

9. Напряжение цепи переносных ламп должно быть не более 42 В. Применение автотрансформаторов или потенциометров с целью понижения напряжения для этой цели не допускается.

10. Для питания цепей управления, освещения и сигнализации допускается использование фазы и нулевого провода сети с глухозаземленной нейтралью источника тока (включение на фазное напряжение). При использовании фазы и нулевого провода между ними должно быть не более 254 В.

11. При включении на фазное напряжение цепей, имеющих выключатели безопасности, один вывод обмоток электромагнитных аппаратов (контакторов, пускателей, реле и т.п.) в этих цепях должен быть наглухо соединен с нулевым проводом.

12. При питании переменным током от понижающего трансформатора цепей, имеющих выключатели безопасности, один вывод вторичной обмотки трансформатора должен быть заземлен. Один вывод обмотки электромагнитных аппаратов в этих цепях должен быть наглухо присоединен к заземленному выводу трансформатора.

13. При питании от понижающего трансформатора через выпрямительное устройство цепей управления постоянного тока, имеющих выключатели безопасности, один из полюсов этого устройства на стороне выпрямленного напряжения должен быть заземлен. При этом один вывод обмотки электромагнитных аппаратов в цепи управления должен быть наглухо подключен к заземленному полюсу. Вторичную обмотку понижающего трансформатора в этом случае заземлять не допускается.

14. Защитное заземление или зануление должны отвечать требованиям «Правил устройства электроустановок».

15. Установка в заземляющих (зануляющих) проводниках предохранителей, контактов и других размыкающих элементов, в том числе бесконтактных, не допускается.

16. Токоведущие части выключателей с ручным приводом: вводного устройства, выключателей, устанавливаемых в приямке, блочном и машинном помещениях, выключателей дистанционного включения (отключения) электрических цепей должны быть защищены от случайного прикосновения, если напряжение на них может быть более 42 В переменного тока или более 60 В постоянного тока. Положение этих выключателей должно быть обозначено соответствующими символами или надписями: «Вкл.»; «Откл.».

Пассажирский лифтпредставляет собой кабину (купе), подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Канат приводится в движение лебедкой, установленной в машинном отделении, кабина и поднимаемый груз уравновешиваются противовесом. Кабина движется по направляющим, укрепленным на стенках шахты со скоростью 1–4 м/с, вместимость кабины 4–20 человек.

Скоростные лифты могут поднимать до 60 человек со скоростью 5–7 м/с. Основным показателем комфортности лифта являются виброакустические характеристики кабины во время движения, зависящие от качества лебедки.

Грузовые лифтыимеют повышенную прочность кабины и предназначены для перевозки крупногабаритного груза в производственных и административных зданиях, складах, гаражах, магазинах, ресторанах и др.

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 1523 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оборудование лифтов: из чего состоит и как работает

Лифт – это одна из разновидностей грузоподъемных механизмов циклического действия, предназначенных для вертикального перемещения различных грузов или пассажиров.

Данный «транспорт» плотно вошел в повседневную жизнь современного общества и уже сложно представить себе город с высотными домами без лифтов.

Классификация лифтов

Соответственно, их можно разделить на:

  • пассажирские;
  • грузопассажирские;
  • больничные;
  • чисто грузовые.
  • от вертикальной скорости, лифты могут быть:
    • тихоходными (скорость до 0,71 м/с);
    • быстроходными (от 1,0 до 1,6 м/с);
    • скоростными (2 – 4 м/с);
    • высокоскоростными (4-10 м/с).

Как правило, грузоподъемность пассажирской кабины составляет от 320 до 1600 кг, а грузовой – от 160 кг до 5 тонн.

При скоростях до 1,6 м/с привод канатоведущего шкива на электродвигатель производится с помощью редуктора. Для более скоростных лифтов применяют безредукторные схемы электроприводов.

При всем разнообразии конструктивных исполнений, практически любой лифт содержит следующие компоненты:

  • канаты с противовесом;
  • кабины;
  • подъемные лебедки;
  • электромеханические тормоза;
  • системы управления.

Кабина, подвешенная на канатах с противовесом, перемещается по специальным направляющим. Масса противовеса (также перемещающегося по специальным направляющим) обычно рассчитывается по следующей формуле: вес кабины + половина ее грузоподъемности.

Интересное видео о замене лифта смотрите ниже:

Применяемые электроприводы для лифтов

Выбор конкретного вида электропривода зависит от скорости вертикального перемещения, этажности и точности остановки.

Сегодня в лифтостроении широко используются следующие конструкции:

  • асинхронный 2-х скоростной электродвигатель с к.з. ротором. Область применения: как тихо – так и быстроходные лифты, перемещающиеся со скоростью в диапазоне 0,7 – 1,4 м/с., способные поднять кабину весом 320 и/или 400 кг на высоту 17 этажей.
  • тот же двигатель в паре с тиристорной схемой управления. По этой схеме при незначительном увеличении скорости (до 1,6 м/с), можно поднимать кабины уже до 25 этажа. Регулируемый электропривод способен обеспечить высокую плавность хода лифта и его точность остановки (±20мм).
  • двигатель постоянного тока + тиристорное управление, или же асинхронный + частотное регулирование. Применяются при монтаже скоростных и высокоскоростных лифтов.

Тормозные системы лифтов

В целях безопасности все кабины должны быть оборудованы специальными тормозными устройствами, выполненными в виде длинно — и короткоходовых электромагнитов постоянного тока. Их электропитание осуществляется от переменной сети 220 или 380 В посредством выпрямителей.

Аппаратура управления лифтами

Она представлена, прежде всего, этажными переключателями, с помощью которых путем коммутации происходит управление движением кабины лифта, а также ее регистрация, автоматический выбор направления движения («вверх» или «вниз») и отключение подачи электроэнергии при остановке.

Конструкция представлена трехпозиционными переключателями (или путевыми командоаппаратами), оснащенными подвижным (на специальном рычаге) и неподвижными (на самом корпусе) контактами.

Монтаж этажных переключателей предусматривает их установку на каждом этаже в шахте лифта, а на самой кабине монтируется так называемая фасонная обводка. Именно благодаря последней происходит воздействие на рычаг.

При движении кабины вверх или вниз замыкается соответствующая группа контактов, а при ее нахождении на каком-либо этаже цепь находится в разомкнутом состоянии.

Для снижения скорости перед остановкой используются специальные переключатели скорости, которые выдают соответствующие импульсы в нужный момент времени.

Как правило, их применение целесообразно для высокоскоростных лифтов. Принцип действия аналогичен этажным переключателям, но их монтаж производится в шахте ниже и выше уровня этажа на 0,5 – 0,6 м.

Часть грузовых лифтов оборудуется рычажными переключателями, предназначенными для управления ими с помощью сопровождающего. Такая конструкция позволяет вручную (и с максимальной эффективностью) использовать грузовую платформу.

Также в современных скоростных лифтах сейчас широко используются индуктивные путевые датчики, позволяющие резко снизить как общую шумность, так и радиопомехи.

В конструкциях некоторых кабин предусматривается магнитная отводка, которая представляет собой устройство, контролирующее надежность замков дверей шахтового колодца. Это, по сути, электромагнитный замок, который срабатывает в нужное время.

Ещё одно интересное видео о сдаче лифта:

Автоматика лифтов

Главное отличие между лифтами и простыми подъемниками – возможность первых находиться в большом количестве фиксированных положений. При этом после каждой остановки необходимо решение логической задачи о последующем перемещении.

Сегодня эти функции выполняют логические микросхемы и микропроцессоры.

С их помощью осуществляется контроль над месторасположением кабины, определение времени, необходимого для торможения, точной остановки на нужном этаже и включения автоматической системы открывания/закрывания дверей. Они же отвечают и за защиту электроприводов.

Сигналы, которые задают программу движения, могут поступать при этом как из кабины, так и с лестничных площадок. При этом схема их обработки может быть раздельной или же собирательной.

В первом случае система реагирует на первый поступивший сигнал, и игнорирует во время его выполнения на все последующие. Собирательный же принцип предполагает восприятие уже нескольких команд, и их выполнение в оптимальной последовательности.

Управление лифтами основано на поэтажном тактовом опросе, причем наибольшее распространение получил маятниковый принцип, предполагающий сканирование как снизу вверх, так и в обратном направлении.

Ссылка на основную публикацию