Как устанавливают опоры ЛЭП?

Установка ЛЭП

ЛЭП, то есть линия электропередачи, является системой электрического оборудования, посредством которого передается электроэнергия. Но строительство этой системы считается достаточно сложной операцией. Для её качественного выполнения необходимо большое количество людей, техники и материальных затрат. Использование высокопроизводительного оборудования и привлечение к строительству профессиональных работников может значительно ускорить монтаж ЛЭП и сроки его выполнения.

Этапы процесса возведения

Процесс установки линии электропередач можно разделить на два этапа: подготовительные и строительно-монтажные работы.

К подготовительным работам относятся:

  • знакомство с районом прохождения трассы;
  • разбивка трассы;
  • рубка просеков;
  • вырывание котлована.

Строительно-монтажные работы включают в себя:

  • развоз опор по местам;
  • их сборку;
  • установку;
  • монтаж изоляторов, проводов и тросов.

Знакомство с районом прохождения трассы

Строительство ЛЭП начинается со сборки и согласования всех необходимых документов. Количество документации довольно большое, так как получить разрешения нужно на всём протяжении будущей трассы, в том числе и на территории сельхозугодий и лесных массивов.

Разбивка трассы

Под разбивкой трассы понимают работы, относящиеся к определению проектных направлений линии на местности, а также мест под столбы ЛЭП. Трасса прокладывается таким образом, чтобы она не мешала движению пешеходов и транспорта. Кроме того, должны обеспечиваться нормальные условия для эксплуатационного обслуживания линии и её ремонта.

На этом этапе также устраиваются временные стройплощадки, а иногда и временные дороги. Все эти процедуры необходимы для того, чтобы впоследствии значительно ускорить строительные работы.

Развоз опор по местам

Их транспортировка выполняется с помощью машин, называемых автостволовозами. В случае невозможности доставить столбы для ЛЭП на автотранспорте, их перевозят воздушным путём.

Барабаны вместе с электропроводом необходимо перевозить только в вертикальном положении. А фарфоровые или стеклянные изоляторы, предварительно собранные в гирлянды, доставляются исключительно в деревянных контейнерах.

Сборка опор

Начинается с выкладывания железобетонных стоек вдоль высоковольтных линий (ВЛ). В некоторых случаях они могут поменять направление, в зависимости от особенностей рельефа местности.

Процесс сборки желательно выполнять как можно ближе к тому месту, где опоры будут установлены.

Установка опор

Выполняется в основном кранами-установщиками или стреловыми кранами. Если необходимо подтянуть стойку, то применяется трактор.

Диаметр котлована, вырытого под опору, не должен превышать её диаметр более чем на 25%. В противном случае необходимо установить верхний ригель. С момента вырывания котлована перед возведением ЛЭП должно пройти не более суток.

Столбы бывают железобетонными, деревянными или стальными, каждый из которых устанавливается по определённой технологии. Опоры из дерева перевозятся отдельными элементами, которые потом собирают с помощью болтов. Стальные столбы транспортируются также отдельными частями, но после сборки осуществляется восстановление покрытия против коррозии, которое, как правило, повреждается во время перевозки и сборки.

Монтаж столбов ЛЭП, сделанных из стали, требует обязательного возведения фундамента. Для железобетонных и деревянных опор наличие фундамента не обязательно.

Установить опоры в вертикальное положение совсем непросто, и занимает этот процесс несколько часов. Стальные опоры выравнивают с помощью металлических прокладок, которые ставят между верхом фундамента и пятой точкой опоры. Для вертикальной установки железобетонных и деревянных столбов используют оттяжки и упоры.

После закрепления столбов, все временные растяжки убираются, а котлованы засыпаются и плотно утрамбовываются.

Монтаж изоляторов, проводов и тросов

Процесс монтажа начинается с доставки комплектующих к месту их раскатки. Провода и тросы раскатывают путём волочения от одного столба к другому. В это время должен вестись постоянный контроль правильности сматывания провода. Процедура волочения может производиться только в тех местах, где исключается возможность повреждения проводов: гладкий лед, трава, неглубокий снег.

Одновременно с раскаткой производится соединение проводов с грозозащитными тросами. Перед соединением необходимо тщательно очистить провод от всяческой грязи. Кроме того, с провода нужно удалить оксид алюминия и смазку на концах.

Установка столбов ЛЭП продолжается подъёмом проводов на опоры. Если провода располагаются вертикально, то их монтаж начинается сверху. А если имеются грозозащитные тросы, то установку начинают с них. Иногда провода поднимают вместе с монтажными роликами и гирляндами изоляторов. В этом случае сборка гирлянд производится заблаговременно.

Тип изоляторов и их количество в одной гирлянде зависит от материала опоры, напряжения линии и механических нагрузок. Гирлянды собираются вершинами в сторону подъёма. Все элементы арматуры, кроме поддерживающего или натяжного зажима, должны находиться в гирлянде.

Подъём гирлянды, провода и монтажного подвеса производится при помощи такелажных блоков, которые крепятся на траверсе опоры.

Монтаж опор ЛЭП выполняется строго по технологическим картам, в которых прописан порядок проведения работ, число рабочих, а также перечислены вспомогательные технические устройства, требуемые в процессе строительства.

Установка ЛЭП

Установка и монтаж опор ЛЭП

Сами по себе работы по строительству воздушных линий достаточно затратны как по финансам, так и по ресурсам, поскольку процесс продолжительный и многоэтапный. Контролируются все моменты монтажа, включая погрузку и транспортировку. В процессе используются специально оборудованные машины с приспособлениями для выгрузки: элементы линий электропередач нельзя сбрасывать или волочить.

Этапы процесса возведения

Основными этапами установки опоры для воздушной линии электропередач считаются:

  1. Подготовительные работы заключаются в разбивке трассы, расчистке леса, рытье котлованов под опоры.
  2. Основные работы по строительству и монтажу. На этом этапе подготовленные опоры развозят по местам, собирают и устанавливают.
  3. Работы по электроподключению: монтаж изоляции, проводов, тросов.

Если используются металлические решетчатые опоры, то они поставляются разобранными и собираются уже на месте. Сборка завершается контролем и проверкой вертикальности. Опоры в обязательном порядке бетонируются (делается фундамент). Под него, в свою очередь, подготавливаются котлованы прямоугольной формы. Эти работы выполняются с помощью спецтехники – экскаваторов с бульдозерным отвалом. Грунт достается таким образом, чтобы стенки котлованов не осыпались. Через сутки после земельных работ приступают к монтажу фундаментных блоков. Для их размещения используют автомобильные краны. Засыпку фундаментных котлованов выполняют тоже с помощью бульдозеров. Только грунт засыпают послойно и тщательно утрамбовывают соответствующими машинами. Плотность земли после засыпки должна составлять 1,7 т/м3. Металлические конструкции с фундаментом используются для высоковольтных линий.

А в частном секторе и для отдельно стоящих зданий (в том числе промышленных) используются железобетонные стойки. Рассмотрим порядок их установки подробнее.

Знакомство с районом прохождения трассы

Процесс строительства ЛЭП начинается со сбора необходимых документов и разрешений, причем согласовываются все объекты на протяжении трассы, включая те, что будут расположены на территории лесных массивов и сельскохозяйственных угодий. Документы оформляются после того, как будут проведены работы на местности: важно выделить общее направление и оценить предварительно объем строительства.

В обязательном порядке оформляется документация на отвод земельных участков под строительство, снос сооружений и вырубку леса при необходимости. Ширину просеки определенным образом рассчитывают: от проводов до кроны деревьев должно оставаться 2 метра минимум в случае, если воздушная линия напряжением до 20 кВ, и 3 метра, если напряжение в пределах 35-110 кВ. Если в просеке планируется проезд транспорта, то деревья срубают вровень с землей.

Разбивка трассы

На этом этапе выполняются такие работы:

  • Определение проектных направлений на местности;
  • Выбор мест под установку столбов ЛЭП с учетом особенностей местности и допустимых нагрузок на грунт;
  • Производственный пикетаж: разбивка центров под установку опор;
  • Подбор места прохождения трассы с тем, чтобы она не мешала движению и оставалась легкодоступной для обслуживания и ремонта;
  • Устройство временных строительных площадок и подъездных путей при необходимости.

После разметки бурят грунт под установку столбов, а сами столбы поднимают вертикально с помощью кранов и манипуляторов.

Технические характеристики опор

Для монтажа воздушных линий электропередач часто применяются бетонные столбы. Этот метод монтажа оправдан долговечностью ЖБИ и их большим весом. Установленные опоры могут монтироваться прямо в грунт и отличаются надежностью, прочностью и устойчивостью к неблагоприятным воздействиям, в том числе к осадкам и температурным перепадам. ЖБ-опоры на подвержены коррозии и могут эксплуатироваться на протяжении 50 лет.

Сборка опор

Вначале железобетонные стойки выкладываются вдоль высоковольтных линий. Направление также согласуется с рельефом местности. В момент сборки опоры тщательно контролируются (визуальной). Если обнаружены дефекты или даже незначительные повреждения, то все работы прекращаются до нормализации ситуации. Сборочные работы ведутся максимально близко к месту будущего монтажа. Опоры в обязательном порядке нумеруют и выкладывают в направлении оси линии, около подготовленных фундаментов и котлованов.

После выгрузки опор и после их окончательной сборки производят комплексный контроль. Процесс фиксируют в специальном журнале. Также на каждую собранную опору заполняют паспорт.

Установка опор

Установка ведется стреловым краном или манипулятором, способным поднять опору и разместить ее в котловане (объем котлована должен превышать диаметр столба ориентировочно на 25%).

Для монтажа используется кран-подъемник. Он захватывает конструкцию выше центра тяжести, чтобы она не переворачивалась. Опору поднимают на 40 градусов относительно горизонта, а потом подтягивают в вертикальное положение тросами. По окончанию установочных работ положение столба в котловане проверяют на отклонение от вертикали: допустимая погрешность по этой оси не должна превышать 1:150. Теперь готовой конструкции присваивают постоянный порядковый номер и условное обозначение, после чего оформляют соответствующий паспорт и разрешение на дальнейший монтаж тросов.

Монтаж изоляторов, проводов и тросов

На этом этапе выполняют раскатку проводов и тросов, их соединение и последующий подъем на опоры. Раскатка ведется с неподвижных раскаточных устройств или с подвижных приспособлений. Протягивают по 15-20 метров или по 5-10 витков барабана. Штыревые изоляторы устанавливают еще на этапе сборки, то есть до начала монтажа. Изоляторы подбираются в зависимости от напряжения воздушной линии:

  • 110 кВ – подвесные, стержневые и опорно-стержневые;
  • 20 кВ – любые типы;
  • 35 кВ – подвесные, стержневые или штыревые.

Выбор материала изоляторов производится с учетом климатических условий и ожидаемой степени загрязнения. Для ВЛ 35-110 кВ разрешено использовать фарфоровые, полимерные и стеклянные, причем предпочтение отдается последним двум группам.

В процессе натяжки кабелей выполняют визирование, регулировку стрел провеса с последующим анкерным креплением. На больших проектах выполняют поточную организацию работ.

Установка ЛЭП

Обратившись к специалистам по проведению электромонтажных работ, вы можете заказать монтаж ЛЭП по воздуху под ключ. Компания «Виарта Групп» занимается строительством и монтажом линий электропередач 0,4-110 кВ. Проводим весь комплекс работ, от расчистки трассы и до прокладки провода, в точном соответствии с подготовленной проектной документацией.

Читайте также:  Камеры КСО — что это такое и технические характеристики

К нам обращаются для проведения таких работ на открытой местности, чтобы электрифицировать промкомплексы или сельхоз предприятия, супермаркеты, стоянки, строительные площадки, жилые дома и районы в частном секторе. Организуем работу тяжелой техники и поставку необходимых материалов, от опор до СИП.

Наши преимущества

Компания «Виарта Групп» производит строительство воздушных и кабельные линий электропередач для частных домохозяйств, освещения и отдельно стоящих объектов на территории Москвы и Московской области.

Работаем с линиями со стандартным напряжением, руководствуемся нормативами СНиП и ПУЭ, а также действующими ГОСТами. Возможна разработка проекта под уникальные условия эксплуатации или работа по чертежам заказчика. Подбираем типы опор ЛЭП под существующие задачи и технические требования. Выполняем работы в сжатые сроки, по договору.

Поставляем железобетонные стойки для опор ЛЭП, а также оказываем монтажные услуги. Стоимость работ зависит от количества единовременно устанавливаемых опор.

Как установить опору ЛЭП, электрический столб для освещения?

Установка столбов для электричества осуществляется при воздушной прокладки электросетей между трансформаторными подстанциями и конечными потребителями электричества. При выполнении работ самостоятельно, своими руками, важно знать, что конструкция воздушных линий электропередач, их проектирование и строительство должны соответствовать документам: строительными нормами и требованиям ПУЭ.

При выполнении работ по погрузке, перевозке и разгрузке опор требуется, чтобы они не подвергались ударам, резким толчкам и рывкам. Нельзя разгружать опоры сбрасыванием. Запрещается транспортировать опоры и детали ВЛ по земле волоком. Их развозят по трассе специальными машинами, оборудованными приспособлениями для погрузки и выгрузки.

Как правильно установить электрический столб?
Правила установки электрических столбов железобетонных (типа стоек СВ, марки вида СК) для линий электопереедач и наружного освещения имеют определенную последовательность работ.

Технология установки столбов ЛЭП и бетонных опор освещения включает в себя следующие виды технологических операций:

  1. Разметку трассы электролинии, определение места установки электрических столбов с учетом расстояния между опорами ЛЭП.
  2. Бурение скважин под опоры с помощью бурильно-крановых машин БКМ. Также можно выполнить земляные работы своими руками, используя специальный инструмент для копания ямы – ручной ямобур. Глубина ямы, диаметр зависят от вида электрического столба, категории грунта и диаметра ручного бура. Сегодня в продаже можно встретить бензобур для бурения ям, который намного облегчит вам работы по установке столбов своими руками.
  3. Непосредственно саму установку готовых электрических столбов с помощью манипулятора БКМ, или крана, выверка по вертикали, закрепление оснований столбов в пробуренных ямах.
  4. Монтаж на электрических столбах траверс ЛЭП, кронштейнов светильников наружного освещения и прокладка наружных электрических линий.

Ямы для опор роют различной формы и на разную глубину в зависимости от типа линии, характера грунта и способов копки. При этом ямам стремятся придать удобную для установки опоры форму при наименьшем изъятии, грунта. Глубина закапывания опор должна быть достаточной, исключающей возможность вывертывания из грунта и опрокидывания под воздействием сил, возникающих от давления ветра на провода и надземную часть. Средняя глубина закапывания опоры в земле должна быть ниже уровня промерзания, то есть около 1,5–2 метров. Для промежуточных опор цилиндрическую форму ямы роют самодвижущиеся бурильные машины с краном для установки опоры в яму. В трудных местах трассы, неудобной для прохода машин, ямы выкапывают вручную лопатой.

Время между устройством котлована и установкой в него опоры не должно превышать одних суток. Высота столба, как требуют “Правила устройства электроустановок” (ПУЭ) должна быть минимум 5 м, и максимум 12, на практике применяются 7-метровые бетонные опоры. Расстояние в труднодоступных местах должно быть не менее 2,5 м, в недоступных (горы, утесы, скалы) – не менее 1 м. При пересечении не проезжей части улиц, на тротуарах, пешеходных дорожках расстояние можно уменьшить до 3,5 м. При установке вводного щитка его высота должна быть не менее 160 см от земли.

Установка железобетонных опор СК производится, как правило, стреловыми кранами и кранами-установщиками опор типа КВЛ. При необходимости подтягивания стоек используется трактор. Диаметр цилиндрического пробуренного котлована не должен превышать диаметра стойки более чем на 25 %. При большей разнице устанавливается верхний ригель. Ригели на промежуточных опорах располагаются вдоль оси ВЛ.

При установке двухстоечных и портальных железобетонных опор производится установка последовательно одной и второй стоек, затем монтаж траверс, верхних концов крестовых связей между стойками и закрепление нижних концов крестовых связей.

После подъема и установки краном свободностоящих опор в выкопанные котлованы, опоры должны быть временно раскреплены оттяжками, а затем установлены нижние и верхние ригели. Окончательное закрепление опор осуществляется обратной засыпкой грунтом только после их выверки засыпкой в пазухи грунта с послойным трамбованием.

Вертикальность опор ЛЭП напряжением 10 кВ и ниже проверяют отвесом, а 35 кВ и выше – теодолитом.

Высота столбов ЛЭП определяется по наименьшим допускаемым расстояним от проводов ЛЭП до земли и инженерных сооружений приведены в табл. 1. Провода ВЛ должны быть подвешены на столбе ЛЭП такой высоты, чтобы от низших точек провода до поверхности земли оставалось расстояние, обеспечивающее безопасность движения. Под проводами ВЛ могут не только проходить люди, но и проезжать автомобили, груженные громоздкими предметами, высокие сельскохозяйственные машины, краны и т. п. На них не должно произойти электрического разряда с провода линии.

Таблица 1. Допустимые расстояния от проводов ЛЭП до земли и инженерным сооружениям

Характеристики местностей и пересеченийНапряжения линии, кВ
ниже 1 кВ1 – 2035 – 110220
Ненаселенная местность, часто посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин. Расстояние от провода до земли с учетом стрелы провеса, м5667
Населенные местности и территории промышленных предприятий. Расстояния до земли, м6778
При пересечениях железных дорог постоянного пользования. Расстояние до головки рельсов, м7,57,57,58,5
При пересечениях автогужевых дорог. Расстояние до полотна дороги, м6778

Высота столба электропередач (0,4-10 кВ), опоры ЛЭП (35-110 кВ, 220-330 кВ) принимается с небольшим запасом Δh, равным 0,2 – 0,4 м к нормативным параметрам.

Траверсы ВЛ прочно закрепляют на опорах электропередач и для предохранения от ржавчины покрывают битумным лаком. Изоляторы закрепляют при помощи полиэтиленовых колпачков. Перед насадкой колпачки разогревают в воде температурой 80–90 град. C, а затем насаживают на штырь или крюк лёгкими ударами деревянного молотка. Внешняя поверхность колпачка имеет форму резьбы, на которую наворачивают изолятор.

Как правильно установить опору освещения?

Технология установки опор освещения типа железобетонный столб выполняется аналогично технологии электромонтажных работ, рассмотренной выше, только на электрическом столбе дополнительно устанавливается кронштейн для крепления светильника наружного освещения. Опоры освещения металлические фланцевые монтируются на предварительно изготовленный железобетонный фундамент. Прокладка кабеля для питания светильника производится внутри металлического столба освещения при установке столба своими руками. Технологию производства работ можно узнать перейдя по ссылке как установить опору освещения.

На железобетонных опорах ВЛ с помощью специальных хомутов монтируются стальные траверсы. Для ВЛ напряжением до 10 кВ эти траверсы имеют штыри, на которые с помощью полиэтиленовых колпачков ставятся штыревые изоляторы. Для ВЛ напряжением 35 кВ и выше на концы траверс устанавливаются элементы сцепной арматуры для дальнейшего крепления гирлянд подвесных изоляторов.

Как установить опору ЛЭП?

Технологический процесс монтажа линии электропередачи (ЛЭП) включает в себя:

  • подготовительные работы, в ходе которых знакомятся с районом прохождения трассы, разбивают трассу, рубят просеки, роют котлованы под опоры, подготавливают разного рода производственные, хозяйственные и коммунальные помещения;
  • основные строительно-монтажные работы, в ходе которых развозят по местам, собирают и устанавливают опоры, доставляют и монтируют изоляторы, провода, тросы.

Рытье прямоугольных котлованов для фундаментов опор производится одноковшовым экскаватором ЭО-4321Б с емкостью ковша 1 м3 с бульдозерным отвалом, используемым для снятия почвенно-растительного слоя и сдвигания его в сторону на 5 метров перед рытьем. При рытье котлованов необходимо соблюдать требуемую крутизну откосов, чтобы не обрушались стенки котлованов, а вынутый грунт укладывать на расстоянии 0,5-0,8 метров от бровки котлована, так чтобы он не мешал последующему монтажу подножников. Разрыв во времени между рытьём котлованов и монтажом фундаментов не должен быть более 1 – 2 суток.

Монтаж элементов фундаментов выполняют автомобильным краном КС-4571(г.п – 14,2 т.) без заезда в котлован. Установку ригелей необходимо производить после частичной засыпки котлованов до уровня ригелей.

Обратную засыпку котлованов производят послойно бульдозером ДЗ-110А с одновременным трамбованием слоев грунта вибротрамбующей машиной ВТМ-2М до плотности λ=1,7 m/м3 согласно технологической карте.

Решетчатые металлические опоры ЛЭП поставляются отдельными элементами, сборка которых между собой выполняется с помощью болтовых соединений. После завершения сборки металлических опор, перед тем как поставить ее вертикально, производится проверка соответствия рабочим чертежам проекта ВЛ, восстановление антикоррозийного покрытия в местах его повреждения при транспортировке.

Сборка опор выполняется по возможности ближе к месту ее будущей установки. Сборка стальных промежуточных опор ЛЭП, как правило, укрупнительная. На оборудованном полигоне собираются секции опор, которые вывозят на пикет и производят досборку. Сборка анкерных опор предусматривается на пикетах, т.к. секции этих опор имеют большие габариты, усложняющие их перевозку. Для ускорения сборочных работ бригаде придается агрегат для механизированной сборки опор. При выполнении сборочных работ применяются автокраны, домкраты и другие механизмы и инструменты.

Решетчатые стальные опоры устанавливаются на железобетонные фундаменты (подножники) или сваи. Котлованы под фундаменты стальных опор разрабатываются экскаваторами. Заглубление железобетонных свай в грунт выполняется виброударным способом. Глубина заложения фундаментов или свай должна соответствовать проекту ВЛ.

Металлические опоры устанавливаются с помощью подъемного крана соответствующей грузоподъемности. Вылет и рабочий ход стрелы подъема крана должны обеспечивать полный подъем опоры, перемещение ее к месту установки и удержание в вертикальном положении до закрепления на фундаменте. Установка опор осуществляется методом поворота с помощью автокрана КС-4571 и трактора Т-130М. После установки опоры ЛЭП выверяется ее вертикальное положение путем установки подкладок между башмаком и железобетонным фундаментом.

Натяжку проводов ВЛ напряжением до 10 кВ выполняют лебёдкой, при помощи полиспастов или автомашиной, а 35 кВ и выше – тракторами. Стрелу провеса проводов устанавливают визированием. При плохой видимости допускается контролировать натяжку проводов по динамометру.

По окончании строительно-монтажных работ необходимо произвести тщательный осмотр линии и подготовить ее к сдаче в эксплуатацию.

Читайте также:  Что такое IP камера видеонаблюдения

Установка опор ЛЭП

Он-лайн расчет строительства/реконструкция Воздушных линий электропередач (ВЛ)

Профессиональная установка опор ЛЭП – профильное направление деятельности специализированной компании «МастерЭнергоСервис».

ЛЭП – это металлоконструкция, на которую крепятся провода, несущие электрический ток. Существуют промежуточные опоры, угловые, анкерные, концевые и специальные опоры. Это разделение по назначению, что является главной определяющей в выборе.

Мы оказываем услуги по строительству линий электропередач, установке опор, а также выполняем монтажные работы. Существует несколько видов технологий по строительству линий электропередач, поэтому заниматься такими работами должны исключительно профессионалы.

Если вам необходима оперативная, безопасная установка опор ЛЭП любой сложности, тогда рекомендуем обратиться к нам уже сегодня.

«Монтаж ВРУ. Увеличение мощности на 190 кВт»

190 кВТ Подробнее

«Монтаж МТП 40 кВА»

40 кВТ Подробнее

А у Вас так же ПРАВИЛЬНО устанавлены опоры?

Мы ПРАВИЛЬНО устанавливает такие типы опор:

деревянные
железобетонные (ЖБ)
металлические
композитные (модульные)

Стойка железобетонная СВ 95-31 шт30 т. руб
Стойка железобетонная СВ 95-32 шт50 т. руб
Стойка железобетонная СВ 95-310 шт150 т. руб
Стойка железобетонная СВ 95-3более 10 штдоговорная

* Опоры в стоимость включены

Финальная смета готовится на основании согласованного проекта, технического задания заказчика или выезда на объекта, и составления поопорной схемы.

Пример поопорной схемыСмета установка опор СВ 95-3.
Лист 1
Смета установка опор СВ 95-3.
Лист 2
Смета установка опор СВ 95-3.
Лист 3
СкачатьСкачатьСкачатьСкачать

Установка опор (столбов) линий электропередач

Прежде чем понять, какие опоры ЛЭП существуют, необходимо знать, что опора, это некая металлоконструкция на которую крепятся провода, несущие электрический ток. Существуют промежуточные опоры, угловые, анкерные, концевые и специальные опоры. Это разделение по назначению, что является главной определяющей в выборе.

Стоимость установки опор зависит от класса напряжений и определяется по смете, по согласованному проекту.

Многолетний опыт выполнения работ по установке опор 0,4 кВ подсказывает, что ориентировочная стоимость установки 1 опоры составляет от 3 000 руб.

Важно! При установке опор
выполнить повторное заземление

Монтаж опор ЛЭП

Следует понимать разницу между каждым из видов опор ЛЭП. К примеру, главным отличием промежуточных опор является то, что провода на них закрепляются в поддерживающих зажимах. Опоры (столбы) электропередач устанавливаются на прямых участках и относятся к конструкциям наиболее легкого типа. Опоры анкерного типа служат для натяжения проводов, которые закрепляются в натяжных зажимах. Угловые опоры используют на участках поворота линии, если угол не большой, то можно воспользоваться промежуточной угловой опорой, если же более 20 градусов, понадобится анкерная угловая опора.

Монтаж опор ЛЭП анкерного типа осуществляют на прямых участках, если на пути есть преграда, например какое-либо сооружение. Это прочные и жесткие конструкции. Концевые опоры – разновидность анкерных. С них начинается и заканчивается линия, то есть устанавливаются они в конце и вначале. Если на линии необходимо изменить порядок расположения проводов, используется установка электрических опор(столбов) специального типа – опоры, которые бывают ответвительными, перекрестными, противоветровыми и переходными.

Если говорить о различиях в конструкции опор ЛЭП, то они делятся на два вида – свободностоящие и опоры электропередач с оттяжками, или их еще называют цельностоечными и составными, из множества стоек и приставок. Основную часть промежуточных опор выполняют цельностоечными. Внешне они похожи на букву А. Если напряжение более 110 кВ, то данные опоры выполняют в виде буквы П.. Для более сложных конструкций применяют оттяжки из стального троса.

Технология установки опор (столбов) освещения

После того, как мы разобрались с основными опорами линий электропередач, можно затронуть более специализированную, но очень схожую технологию установки опор освещения. Надеемся, что о правилах безопасности говорить опять не придется, поэтому приступим сразу к деталям.

Прежде чем начать копать ямы, специалисты рекомендуют разработать план, в котором вы расскажете что ожидаете, а профессионалы разберутся, как это сделать максимально безопасно и надежно. Вначале необходимо раскопать траншею и подготовить ее к укладке кабеля. После этого занимаемся бурением отверстия для установки опоры и монтажом опор освещения. Далее следует этап работы, к которому надо относиться с особой осторожностью. А именно прокладка каналов связи, и дальнейшая проверка работоспособности. Если все в порядке траншею можно засыпать землей. Только после выполнения всех этих работ можно начинать монтаж осветительных столбов и подключение электричества.

Монтаж опор освещения

Поэтапный монтаж опор освещения осуществляется согласно действующим нормам ПУЭ (правил устройства электроустановок), ЕНиР (единым нормам и правилам), ТСН (территориальным сметным нормам).

«Монтаж КТП 250 кВА. Прокладка кабельных линий»

Установка опор линий электропередачи

Вступление

Размеры опор зависят от сечения и как следствие, веса монтируемого кабеля. Сечение кабеля, выбирается в соответствии с проектной мощностью магистрали ЛЭП. Все эти данные прописаны в проекте линии электропередачи.

Этапы установки опор линий электропередачи

Еще на этапе подготовительных работ, производится прокладка трассы ЛЭП: очистка трассы, выравнивание земли и другие работы.

Разметка трассы производятся строго в соответствии с проектом. При разметке, отмечаются места установки опор, а также их развозка по местам установки. В зависимости от конструкции опор они могут поставляться в разобранном или собранном виде. Разобранные опоры собираются рядом с местом установки. На собранную опору навешиваются нужные траверсы и другое линейное оборудование.

Перед сборкой опор или параллельно со сборкой, копаются котлованы или ямы для установки опор. Конструкция котлованов и размеры ям, также, прописаны, в проекте. Для магистральных ЛЭП и ВЛИ котлованы и ямы не копаются вручную. Для этого используются буровые установки.

Металлические опоры ставятся на заранее сделанные фундаменты из бетона. Деревянные опоры и железобетонные опоры для ЛЭП 0,4-6 кВ устанавливаются без фундамента. Для укрепления устойчивости опоры на конец опоры в земле ставится поперечная консоль (правда не всегда). Для ЛЭП 6-10 кВ устанавливаются без фундамента, но с поверхностной заливкой опоры бетоном. Опоры ЛЭП 35-500 кВ устанавливаются с крышкой на торце опоры вкопанном в землю (для усиления опоры) и заливкой опоры в грунте и основания опоры бетоном. Исключения могут составить опорные фермы в виде буквы «П».

а-Промежуточная опора; b- анкерна опора с подкосом, ставят на углах поворота ЛЭП от 20 до 90 градусов. 10Опора, 5-подкос (подопора)

Обычная конструкция ямы для деревянной и бетонной опоры ЛЭП до 1 кВ имеют цилиндрическую форму, глубиной 1100-1500 мм и диаметром на 100 мм шире размеров опоры. Делаются такие ямы при помощи буровых установок.

Примечание: В стесненных условиях, а также при малых объемах, яму под опору можно вырыть вручную. Профиль ямы должен быть не цилиндрическим, а ступенчатым.

Механизмы для установки опор ЛЭП и ВЛИ

Установка опор производится следующими механизмами.

  • Кранобуровой машиной;
  • Кранами СМК-10, К-162 или более мощными кранами;
  • Специально установочной машиной К-ЛЭП-7;
  • Краном и трактором.

Установка кранобуровой машиной

Технология установки опор кранами

Технология установки опор первыми тремя механизмами в принципе одинаковая. Собранная опора укладывается по оси воздушной линии. Центр тяжести опоры находится на 1500 мм от середины котлована. Стропа крепится к опоре выше её центра тяжести. Второй конец стропы крепится к крановому крюку. Опора поднимается. Для ее удержания, к ней крепятся удерживающие стропы по длине опоры. Их удерживают руками, если опора небольшая, или поперечными лебедками.

Поднятую опору, достаточно 20-30 см от земли, направляют в котлован и устанавливают, закрепляя вертикальное положение временными опорами или растяжками.

Тяжелые стоечные опоры (до 25 метров весом до 7000 кг), устанавливают специальной установочной машиной, К-ЛЭП-7.

Установка опор краном и трактором

Установка опор с помощью крана и трактора имеет два варианта:

  • Установка стационарным краном и трактором;
  • Установка трактором и краном на колесной базе.

Установка стационарным краном и трактором

  • Опора укладывается по оси ВЛ. Тяговые тросы крепятся к низу и верху опоры;
  • Нижний трос крепится к лебедке трактора. Кран стоит у котлована и им опора поднимается над землей. При этом лебедкой трактора удерживается низ опоры. В таком «подвешенном виде» опору опускают в котлован;
  • Нижний трос открепляется от лебедки трактора. Теперь к лебедке крепится верхний трос, который начинает натягиваться;
  • Когда ослабнет трос крана, его открепляют, а опору удерживает трактор и две боковые лебедки временными расчалками.

Установка трактором и краном на колесной базе

При такой установке все происходит немного по-другому. Трактор ставят поперек трассы, в метре от котлована. Опора укладывается вдоль трассы на расстоянии 1500-2000 мм от края котлована. Краном опора подминается, а трактором удерживается. Поднимая опору, её край устанавливается в котлован. Трактор усиливает натяжение опоры, при этом ослабевает трос крана. Когда вся нагрузка перейдет на трактор, кран отсоединяют и отводят на безопасное расстояние. Окончательный подъем опоры производится трактором.

Подъем опоры вручную

Конечно, остается подъем опор вручную. Вручную можно поднять деревянную опору для ВЛИ 0,4 кВ. Край опоры ставится на край котлована (ямы), трос крепится выше центра тяжести опоры. При подъеме опоры постоянно переставляется опорные мостки от верха к низу опоры. Установленную опору выставляют по уровню, засыпают и трамбуют.

Как устанавливают опоры ЛЭП?

УСТАНОВКА ОПОР ПРИ СООРУЖЕНИИ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Сборку опор на пикете необходимо производить до рытья котлована для их установки. Размер площадки для сборки опоры должен обеспечивать удобство выкладывания деталей опор и свободный проход для бурильно-крановой машины, автокрана и трубоукладчика.

Сборка опор заключается в установке на стойку траверс, ригелей и других металлоконструкций, укладке заземляющего спуска, если это предусмотрено проектом, и нумерации.

При сборке железобетонных опор траверсы промежуточных и сложных железобетонных опор выполняют металлическими из стального уголка и прикрепляют к стойкам на стяжках, хомутах и шпильках. Узлы крепления подкосов изготовляют также из металла и крепят к подкосам с использованием отверстия в верхней части стойки, а в вертикальной стойке – при помощи шпилек. Ригели и опорные плиты для сложных опор изготовляют из металла или железобетона.

Если стойка была разгружена без подкладок, то сначала ее укладывают на них и при необходимости разворачивают так, чтобы она легла на подкладки широкой стороной, монтажными петлями на боковую сторону (рис. 31, а, б). Затем выкладывают материалы и детали для сборки опоры таким образом, чтобы при установке собранную опору не перемещать.

Читайте также:  Что такое тепловая завеса и как выбрать

Рис. 31. Схема выкладывания стойки опоры и материалов для ее сборки на пикете:

а – несобранная опора; б – собранная опора; 1 – пикет; 2 – ось ЛЭП; 3 – изоляторы; 4 – траверса;

5 – деревянные подкладки; 6 – стойка СНВ-2,7; 7 – монтажные петли

После этого начинают сборку опоры. При сборке промежуточных опор П10-1Б и П10-2Б на вершину стойки по ее продольной оси накладывают траверсу Ml или М2, и в ее отверстия продевают шпильки для стяжки. Стяжка подгоняется таким образом, чтобы ее верхняя часть плотно прилегала к вершине стойки. Затягивают все гайки торцовыми или гаечными ключами. Болты затягивают с усилием не менее чем 150 Н·м.

При сборке промежуточных опор П10-3Б и П10-4Б используют траверсы, которые накладывают на боковую грань стойки таким образом, чтобы вертикальный уголок траверсы охватывал ребро стойки параллельно ее продольной оси. Горизонтальную часть траверсы опускают ниже торца стойки на 130 мм. В этом положении траверсу закрепляют хомутом, шпильки которого продевают в отверстия траверсы. Затем вторым хомутом и дополнительным уголком выступающую вниз вертикальную часть траверсы закрепляют вторично, причем шпильки второго хомута располагают под углом 90° к первому хомуту в той же плоскости.

При сборке промежуточных опор П10-3Бм и П10-4Бм используют те же траверсы, по закрепляют их на других расстояниях горизонтальной части траверсы от торца стойки: 650 мм – для опор П10-3Бм и 280 мм – для опор П10-4Бм. Вторичное крепление траверс хомутом осуществляют выше горизонтальной части траверсы на 300 мм для опор П10-3Бм и на 140 мм для опор П10-4Бм.

После установки траверс на штырях закрепляют изоляторы при помощи полиэтиленовых колпачков, если это не было сделано на МЗУ, приобъектном складе или на полигоне.

При насадке на штыри полиэтиленовых колпачков во избежание их растрескивания, а также для надежного крепления колпачка на штыре и изолятора на колпачке необходимо, чтобы типоразмеры колпачков соответствовали типоразмерам штырей и изоляторов. Перед насадкой на штыри колпачки надо разогреть в воде до температуры 70-80° С. Насаживают колпачок на штырь при помощи деревянного молотка. Изоляторы закрепляют на колпачке, навертывая их вручную до упора. Если проектом предусмотрено крепление проводов на головке изолятора, то его закрепляют таким образом, чтобы направление желобка на головке изолятора совпало с направлением провода.

Для сборки концевых, угловых промежуточных и угловых анкерных опор используют кронштейны для крепления подкосов и траверсы в ненаселенной местности, а также траверсы в населенной местности. Траверсы (три комплекта – по комплекту на каждую фазу), устанавливают на стойке на расстоянии 600 мм друг от друга, причем верхнюю траверсу устанавливают на расстоянии 100 мм от торца стойки. Закрепление траверс осуществляется затяжкой гаек с усилием 150 Н·м.

После установки траверс на их штырях закрепляют изоляторы. На траверсах в населенной местности закрепляют подвесные изоляторы в натяжную гирлянду.

На подкосах крепят узлы крепления подкосов к опоре, т.е. кронштейны, для чего используют отверстие в стойке подкоса. Через отверстие в щеках кронштейна и в стойке пропускают болт и затягивают гайку таким образом, чтобы кронштейн имел возможность поворачиваться вокруг болта. Сборка сложных опор заканчивается окончательно после раздельной установки в котлованы опоры и подкоса и крепления его к опоре четырьмя шпильками кронштейна. Затем окончательно затягивают гайку на болте.

После закрепления траверс на опорах и подкосах устанавливают опорные плиты или ригели, если это предусмотрено проектом. Для закрепления этих деталей комель стойки и подкоса поднимают на подкладки на высоту до 0,6-0,7 мм. Для промежуточных опор в плоскости, перпендикулярной плоскости траверсы, на боковой стороне стойки при помощи шпилек закрепляют плиту на расстоянии 1500 мм от торца стойки. Плита при монтаже удерживается грузоподъемным механизмом.

На стойках сложных опор железобетонные плиты или металлический ригель закрепляют на торце комлевой части, причем ригель затягивают гайками. Плиты поднимают грузоподъемным механизмом и соединяют металлическими болтами, предварительно вставленными в отверстия стойки. После установки плит все гайки плотно затягивают.

Установив все детали на опорах, приступают к заземлению металлических траверс.

Траверсы промежуточных опор приваривают к верхнему заземляющему выпуску опоры. Траверсы сложных опор соединяют между собой заземляющим стальным проводником диаметром 8 мм при помощи сварки, который в свою очередь соединяют с верхним заземляющим выпуском опоры. Вместо сварки подсоединение заземляющих выпусков опор к выпускам металлоконструкции допускается выполнять с помощью плашечных зажимов ПС-11А. Использовать для заземления гайки хомутов, крепящих траверсы к стойкам, не допускается.

Сборку железобетонных опор ЛЭП на напряжение 6-10 кВ проводят звеном из пяти человек: электролинейщика 4-го разряда, двумя электролинейщиками 3-го разряда, шофером 2-го класса и машинистом 5-го разряда.

Для сборки опор звеном применяют бригадную машину ЗИЛ-131 или ГАЗ-66 и сварочный агрегат АДД-300 или АСБ-300. В условиях болот для перевозки рабочих от пикета к пикету с инструментами используют болотный трактор Т-100МБ с волокушей или гусеничный тягач-транспортер ГТ-Т.

Основные инструменты, применяемые при сборе железобетонных опор, – гаечные ключи, ломики, кувалда, деревянный молоток, стропы.

Сборка деревянных опор более трудоемкая по сравнению со сборкой железобетонных опор, так как требуются большие затраты ручного труда при меньшем числе деталей заводского изготовления. Это обстоятельство, наряду с требованиями экономии древесины, обусловило незначительное применение деревянных опор на трубопроводном строительстве. По этой причине в книге приводится лишь схематическая последовательность сборки деревянных опор.

Заготовки для их сборки в опоры изготовляют в заводских условиях и пропитывают антисептическим составом.

Для плотного сопряжения стойки с приставками обе детали затесывают топором на длину припасовки и на ширину не менее 125 мм. При использовании железобетонной приставки обрабатывают только стойку. При двойных приставках стойку затесывают с обеих сторон в двух параллельных плоскостях. Стык стойки с приcтaвкoй должен быть плотным, без просветов.

После подгонки сопряжений крепят приставки к стойкам проволочными бандажами или хомутами, предварительно разметив места их расположения.

Траверсы, подтраверсники, раскосы и ригели могут быть поставлены для монтажа в заводском исполнении или их нарезают на месте из бревен. Нарезанные заготовки размечают по шаблонам, затем в них просверливают отверстия и выполняют необходимые врубки и затесы. При этом надо следить за тем, чтобы глубина зарубов и затесов не превышала 10 % диаметра бревна в месте обработки.

При сопряжении деталей опор отверстия должны совмещаться, а болты – плотно входить в отверстие. Запрещается использовать, болты меньшего диаметра для установки их в несовмещаемые отверстия. Под гайки болтов следует устанавливать квадратные шайбы размером не менее 60х60х5 мм.

По окончании операций по сборке опор, т.е. после установки траверс и других деталей, опоры маркируют, для чего на каждую опору наносят или укрепляют надписи, указывающие порядковый номер и год ее установки. В населенной местности, на пересечениях линии с инженерными сооружениями устанавливают плакат с надписью: “Не влезай! Убьет!”. Плакаты крепят сбоку опоры поочередно с правой и левой стороны При переходе ВЛ через дороги плакаты на опорах устанавливают так, чтобы они были обращены к дороге. В ненаселенной местности плакаты можно ставить через одну опору. Плакат выполняют на листовой стали толщиной 0,5 мм и закрепляют на опоре на высоте 2,5-3 м от земли.

Порядковый номер и год установки опор наносят на железобетонные опоры масляной или эмалевой черной краской с помощью трафаретов. Год установки опоры обычно указывают двумя последними цифрами. Нумерацию деревянных опор можно выполнить с помощью полиэтиленовых цифр, прибиваемых к опоре гвоздями.

После окончательной сборки опор начинают их устанавливать.

Установка опор представляет собой комплекс работ, включающий разбивку и рытье котлованов, подъем опор, их выверку и закрепление, укладку заземлителей (если это предусмотрено проектом), обвалование опор и планировку пикетов.

Котлованы роют бурильными машинами с диаметром бура, обеспечивающим погружение опор с ригелями, плитами или без них в котлован минимального диаметра. Перед бурением котлованов необходимо убедиться в том, что пикетный знак закреплен правильно, визуально сопоставляя с чертежом его расположение.

Поскольку бурение котлованов – одна из самых ответственных операций, необходимо строго соблюдать точность бурения, т.е. устанавливать бур строго над точкой пикетного знака.

Для сложных опор с подкосами котлованы роют теми же бурильными машинами с незначительной доработкой грунта вручную в котловане для установки подкоса. Схемы разбивки котлованов под сложные опоры приведены на рис 32, а, б.

Рис. 32 Схемы котлованов под сложные опоры:

а – с установкой плиты П4 (диаметр бура 650 и 450 мм); б – без установки плиты

(диаметр бура 500 мм); 1 – стойка; 2 – подкос; 3 – доработка вручную;

4 – повторная (обратная) засыпка

Своеобразна разбивка котлованов под угловую анкерную опору УБ10-2Б с углом поворота до 90°.

Центр котлована под вертикальную стойку намечают в точке поворота трассы ЛЭП. Затем определяют линию биссектрисы угла, дополняющего угол поворота трассы ЛЭП до 180°, проводят ось “стойка-подкос № 1”, направленную под углом 15° к биссектрисе угла, и отмечают место установки подкоса № 1 с помощью разбивочного треугольника. Положение котлована под подкос № 2 определяют под прямым углом к оси “стойка – подкос № 1”.

Опоры устанавливают, как правило, теми же бурильно-крановыми машинами, автомобильным краном с трубоукладчиком или тракторным краном ТК-53 в заранее пробуренный котлован. При монтаже опоры бурильно-крановую машину или автомобильный кран устанавливают в положение для подъема опоры (рис. 33). К опоре немного выше центра тяжести, считая от ее основания, прикрепляют строп и другим концом накидывают его на крюк подъемного механизма. К вершине опоры и на расстоянии 2,2-2,5 м от ее основания прикрепляют хлопчатобумажные веревки (оттяжки) длиной 15-18 м. После этого опору поднимают до вертикального положения на 20-30 см над землей, с помощью оттяжек опускают в котлован и проверяют правильность ее установки. Допустимые отклонения при установке опор не должны превышать данных, определенных СНиП III-33-76 (табл. 37).

Рис. 33. Схема размещения механизмов для установки опор

Ссылка на основную публикацию