Как ремонтируют механические часы

Ремонт механических часов

Разборка наручных часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс;11 и 12 — полеты входная и выходная;21 — триб секундного колеса;31 — колесо барабанное;41 — пружина заводного рычага;
2 —ролик двойной;13 — спираль;22 — стрелка секундная;32 — собачка;42 и 43 — колеса переводные;
3 — ось баланса;14 — колодка спирали;23 — колесо промежуточное;33 — пружина собачки;44 — колесо вексельное;
4 — камень сквозной;15 и 16 — штифты регулировочного градусника;24 — триб промежуточного колеса;34 — муфта кулачковая;45 — триб вексельного колеса;
5 и 6 — камни накладной и импульсный;17 — колесо анкерное;25 — колесо центральное;35 — колесо заводное;46 — колесо часовое;
7 — копье; 18 — камень сквозной;26 — триб центрального колеса;36 — триб заводной;47 — стрелка часовая;
8 — штифты ограничительные;19 — триб анкерного колеса;27 — барабан;37 — вал заводной;48 — стрелка минутная;
9 — вилка анкерная;20 — колесо секундное;28 — пружина заводная;38 — рычаг переводной;49 — триб минутной стрелки (минутник)
10 — ось анкерной вилки;29 — вал барабана;39 — пружина переводного рычага (фиксатор);
30 — накладка мечевидная;40 —рычаг заводной;
Разборка проводится в следующей последовательности:
  1. Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.
  2. Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.
  3. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.
  4. Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
  5. Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек. Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса, проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются переводной и заводной рычаги.
  6. Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на 1,5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста. Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
  7. Снять анкерный’мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна быть полностью спущена).
  8. Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса. Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
  9. Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной пружины.

Чистка

Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательное прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать 2 см.

Вначале промывают более крупные детали, например, платину и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой, сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой.

Вымытые детали продуваются струей воздуха из резиновой груши. Очищенные детали надо брать только пинцетом.

Сборка

Сборка часов производится в обратной последовательности.

Основные причины неисправности наручных механических часов и их устранение

НеисправностьПричинаУстранение
При заводе часы потрескиваютПричиной может быть поломка или износ заводного колеса.В обоих случаях колесо следует заменить
Заводное колесо может быть перекошеноЧтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить.
В ось заводного колеса могла попасть грязь.В этом случае деталь надо промыть.
Туго переводятся стрелкиЗаводской дефектЗаменить переводное колесо
Механизм не переключается с перевода стрелок на заводНадо проверить, не прижат ли заводной рычаг переводнымВ этом случае отогните рычаг
Надо проверить, не ослабла ли пружина заводного рычагаПружину придется заменить
Механизм завода выключается самопроизвольноФиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из пазаОтогните пружину вниз.
Заводной вал вращается рывкамиИз-за того, что погнут,Выпрямить или заменить его
Пружина не держится в заведенном состоянииСломана пружина собачкиЗаменить пружину собачки
Отвернулся винт собачкиЗатянуть винт собачки
Пружина туго заводитсяНет смазкиСмазать заводное колесо
Часы не заводятсяЗаводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка.Заменить пружину
При заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срываетсяПружина лопнула в пределах 2-3 первых витковЗаменить пружину
Минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблатаПогнута ось центрального колесаВыпрямить или заменить ось центрального колеса
Механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелокНеисправен фрикционный узелЗаменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом)
При переводе стрелок слышится трескЗубья вексельного колеса сломаны или погнутыСледует его выпрямить или заменить
При заводе пружины стрелки быстро вращаютсяСломалось одно из колес в основной колесной системеОсмотрите ее и замените сломанное колесо.
Колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за другаПроверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль.
Сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечностиЗамените пружину
Часы спешат и при этом слышится дополнительный стукЗаводная пружина слишком сильнаяЕе следует заменить
Полностью заведенные часы останавливаются раньше времениПружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества маслаПромойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой. Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить.
Часы идут вялоСледует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она.
Часы заводятся с трудомОтсутствие масла в точке соприкосновения пружины и барабана.Смажьте пружину.
При ходе часов слышен звон спиралиОна периодически задевает близко расположенные детали.Устранить задевание
Календарь срабатывает неправильноДиск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнутДиск лучше заменить
Диск с трудом вращается из-за попавшей стружки или пылиочистить механизм от стружки и пыли
не затянуты винты крепления дисказакрепить винты
слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора.
Часовое колесо зажато циферблатомего необходимо прогнуть.
Циферблат качаетсяПлохое закрепление в платине или из-за сломанной ножки циферблатаНадо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат.
Циферблат сместился от центрального положенияОтогните ножки циферблата и установите его по центру.
Стрелки соприкасаются друг с другомУстановите их правильно
Механизм качается в корпусеЗатяните винты крепления
Заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелокСледует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычагВ этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты.
Часы останавливаются без видимых причинПроверить сцепление минутника с ведущим колесом.Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел
Может быть сломан или погнут зуб часового колесазаменить часовое колесо
Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки.Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт.
Часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозиейЕе можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их.
Погнуты или срезаны зубья барабанаНадо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться, грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой.
Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку.Восстановить зазор
Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль.В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована.

Удачи в ремонте!

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008

Как ремонтируют механические часы

Пособие для начинающего мастера

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Читайте также:  Типы стабилизаторов и их монтаж

Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

2 — ролик двойной;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

Как ремонтируют механические часы

ДЕТЕКТИВЫ И БОЕВИКИ

Последние отзывы

Женщина, которую стоит ждать

перечитывать точно не буду >>>>>

Помнишь ли ты…

Мне очень нравится этот роман >>>>>

СодержаниеШрифтЗапомнить

“РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ”

Пособие для начинающего мастера

Классификация

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

Основные узлы часового механизма

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Принцип действия часового механизма

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Как ремонтируют механические часы

William Warby, flickr.com CC BY

Старинные настенные часы с боем – это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого – скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо – с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle – было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent – патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес – конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию – длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем.

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами – передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача – минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки – еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов – полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая – на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» – от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами – моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям – они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Как ремонтируют механические часы

Всем привет!
Пришло время дополнить и упорядочить информацию и знания, описывающие самостоятельное знакомство вас с ремонтом часов. Нас много просили и вуаля, принимайте заметку!

Как самостоятельно отремонтировать механические наручные часы. Инструкция для начинающих мастеров.

Разборка часового механизма

Как известно, наиболее распространенными причинами выхода механизма часов из строя, приводящими к их остановке, являются следующие: высыхание смазки, загрязнение внутренних деталей, попадание жидкости в корпус хронометра и прочие. Таким образом, зачастую необходимо попросту разобрать часы для того, чтобы почистить их или добавить смазки.

Однако перед тем, как приступить к разборке, обязательно подробно ознакомьтесь с принципом внутреннего устройства механических наручных часов, изучите схему расположения их деталей, таких как: стрелки часов (часовая, минутная, секундная); колеса (анкерное, секундное, промежуточное, центральное, барабанное, заводное, переводные, вексельное, часовое); трибы всех перечисленных колес; пружины (заводная, пружина собачки, фиксатор переводного рычага); рычаги (заводной, переводной); валы (барабана, заводной), а также еще целый ряд немаловажных внутренних частей – баланс, штифты, оси, барабан, собачка и пр. Более подробно принцип устройства часового механизма представлен на рисунке ниже.

1 — баланс;
2 — ролик двойной;
3 — ось баланса;
4 — камень сквозной;
5 и 6—калош накладной и импульсный;
7 — копье;
8 — штифты ограничительные;
9 — вилка анкерная;
10 — ось анкерной вилки;
11 и 12—полеты входная и выходная;
13 — спираль;
14 — колодка спирали;
15 и 16 — штифты регулировочного градусника;
17 — колесо анкерное;
18 — камень сквозной;
19 — триб анкерного колеса;
20 — колесо секундное;
21 — триб секундного колеса;
22 — стрелка секундная;
23 — колесо промежуточное;
24 — триб промежуточного колеса;
25 — колесо центральное;
26 — триб центрального колеса;
27 — барабан;
28 — пружина заводная;
29 — вал барабана;
30 — накладка мечевидная;
31 — колесо барабанное;
32 — собачка;
33 — пружина собачки;
34 — муфта кулачковая;
35 — колесо заводное;
36 — триб заводной;
37 — вал заводной;
38 — рычаг переводной;
39 — пружина переводного рычага (фиксатор);
40 — рычаг заводной;
41 — пружина заводного рычага;
42 и 43 — колеса переводные;
44 — колесо вексельное;
45 — триб вексельного колеса;
46 — колесо часовое;
47 — стрелка часовая;
48 — стрелка минутная;
49 — триб минутной стрелки (минутник)

Далее рассмотрим последовательность действий при разборке механических наручных часов.

1. В первую очередь, снимите крышку с задней части корпуса (ее удобно поддеть кончиком ножа, либо открутить, в зависимости от модели часов). Если лопнула пружина механизма, погнулись или переломились колеса, разболтались винты – это будет видно сразу.

2. В случае, когда на первый взгляд неисправностей не обнаружено, необходимо аккуратно извлечь часовой механизм из корпуса хронометра. Для этого произведите следующие манипуляции:

– спустите пружину завода: отведите собачку заводной головкой на момент завода (крайнее положение) и, поддерживая ее при помощи пинцета, аккуратно поворачивайте заводную головку пальцами;

– извлеките заводной вал, установив его в позицию перевода часовых стрелок и ослабив винт переводного рычага;

– выньте механизм хронометра из корпуса, вернув заводной вал в прежнее местоположение.

Стоит отметить, что существуют модели наручных часов, где устройство корпуса позволяет осуществить извлечение часового механизма, не снимая заводной вал.

3. При помощи пинцета проверьте, насколько свободно вращается центральное колесо, не касается ли оно других частей механизма часов.

Подобным образом проконтролируйте корректность работы баланса, барабана и спирали.

4. Снимите стрелки часов, выньте освобожденный циферблат. Первой демонтируйте секундную стрелку, после этого минутную, воспользовавшись пинцетом. Далее вынимайте циферблат, обратив внимание на его ножки, в комплекте с часовой стрелкой и колесом (часовым). Тщательно изучите состояние стрелочного механизма: осмотрите часовое и вексельное колеса, проверьте сцепление колес (вращением их как в прямом, так и в обратном направлениях). Также необходимо удостовериться в правильной фиксации заводного и переводного рычагов.

5. После этого переходите к снятию с платины балансового моста (совместно с балансовым узлом) – отверните примерно на полтора-два оборота винт колонки спирали, что позволит разъединить мост и узел баланса. При изъятии баланса из часового механизма не позволяйте ему повиснуть на конце спирали.

6. Демонтируйте анкер и анкерный мост при полностью спущенной пружине завода.

7. Теперь снимите колеса (центральное, промежуточное, секундное и анкерное). Обязательно проверьте их расположение на осях, осмотрите зубья, обратите внимание на сцепление колес с соответствующими шестеренками.

8. Снимите барабан с платины, откройте его, произведите осмотр заводной пружины, оценив ее состояние.

Чистка механизма

Промывку деталей механизма часов производят в основном при помощи бензина, предпочтительно в прозрачном сосуде из стекла, при этом уровень «очистителя» должен быть не более двух сантиметров. В первую очередь промойте относительно крупные детали (такие, как мосты, платину), после чего колеса и прочие мелкие части часового механизма.

Загрязнения с деталей легко удаляются щеткой, а труднодоступные пазы можно прочистить, используя палочку с заостренным концом. Очищенные части механизма необходимо продуть направленной воздушной струей (используя резиновую грушу). Брать чистые детали нужно исключительно пинцетом.

Сборка часового механизма

Собирать наручные механические часы нужно в последовательности, обратной той, что была рассмотрена выше.

Наиболее распространенные причины неисправности часового механизма и способы их устранения:

1. Наручные часы при заводе издают треск. Основной причиной такого явления можно назвать поломку заводного колеса, либо его изношенность. Как

в первом, так и во втором случае единственный выход – замена колеса. Также виновниками подобного треска могут быть: перекос колеса (легко исправить затягиванием винтов); заводной вал изогнут или перекошен (необходима замена вала); загрязнение оси заводного колеса (в этом случае поможет промывка детали).

2. При тугом переводе стрелок, наиболее вероятно, необходима замена переводного колеса, так как эта неисправность может объясняться заводским браком.

3. В том случае, если не происходит переключение часового механизма с режима перевода стрелок на завод – необходимо удостовериться, не зажал ли заводной рычаг переводной и, если это произошло – отогнуть рычаг. Также причиной может служить ослабление пружины заводного рычага (проблема решается заменой такой пружины).

4. Самопроизвольное отключение механизма завода говорит о том, что часть пружины, которая должна фиксировать переводной рычаг, отошла со своего места. Необходимо отогнуть пружину вниз и вернуть ее в паз.

5. Основным свидетельством погнутости заводного вала можно считать его прерывистое, неравномерное вращение (проблема решается заменой вала или его выпрямлением).

6. Пружина не держится в состоянии завода. Если причина в поломке пружины собачки – необходима ее замена, если же просто отвернулся винт собачки – аккуратно затяните его.

7. Тугой завод пружины говорит о недостатке смазки на заводном колесе.

8. Не получается завести наручные часы – скорее всего, пружина завода не зацепляется за крючок, расположенный на барабанном валу, либо присутствует повреждение на ее первом внутреннем витке (лопнула).

9. Заводя наручные часы, чувствуете, что сначала пружина идет туго, с усилием, а потом резко срывается – это говорит о повреждении ее первого-второго витка (лопнула).

10. В случае касания минутной стрелки какой-либо точки циферблата часов или стеклянной части корпуса, можно говорить о погнутой оси центрального колеса.

11. Такая неисправность, как не вращающиеся стрелки при работающем часовом механизме может возникнуть от слишком частого подвода стрелок и сигнализировать о необходимости замены минутника с ведущим колесом (фрикционного узла).

12. Сломанные (погнутые) зубья вексельного колеса могут привести к треску при переводе стрелок часов. В этом случае колесо нужно заменить (выпрямить).

13. Быстрое вращение стрелок при заводе часового механизма свидетельствует о поломке одного из колес колесной системы. Внимательно осмотрите всю систему, поменяйте неисправное колесо.

14. Колеса в системе цепляются друг за друга, вращаются с трудом – проверьте все зазоры между ними, а также, нет ли загрязненных элементов в системе.

15. Заводя наручные часы, заметили, что заводная пружина постоянно прокручивается? Это говорит о ее поломке и необходимости замены на новую.

16. «Спешка» часов, сопровождающаяся стуком, свидетельствует о чересчур сильной пружине завода (следует заменить).

17. При полном заводе наручные часы останавливаются раньше положенного срока. Причину такой неисправности нужно искать в избыточном количестве смазки барабана, из-за чего пружина в нем проскальзывает. Устранить проблему можно, промыв барабан в бензине и тщательно вытерев пружину (для этого хорошо подойдет папиросная бумага). Помимо этого, есть вероятность, что стерлась головка пружины – замените ее.

18. Если Ваши часы работают вяло, проверьте качество смазки пружины и внимательно осмотрите ее (не смята ли она).

19. Трудности при заводе часового механизма могут быть индикатором недостаточного количества (отсутствия) смазки в месте, где пружина касается барабана. Пружину следует смазать.

20. Если при работе часов слышно позвякивание спирали, значит, она касается ближайших к ней деталей механизма, что необходимо устранить.

21. Некорректное срабатывание календаря может быть обусловлено несколькими причинами:

– календарный диск заклинивает на платине из-за его деформации (желательна замена диска);

– попавшая на диск пыль или стружка мешает его свободному вращению (необходимо почистить);

– плохо притянуты винты, с помощью которых крепится диск (затянуть);

– лишнее, либо, наоборот, недостаточное количество смазки штифтов фиксатора и толкателя.

22. В случае зажатия часового колеса циферблатом – прогните его.

23. Циферблат часов неустойчив (качается) по причине некачественного крепления в платине, либо из-за поломанной ножки – надежно закрутите винты циферблата (если не помогает – следует заменить циферблат).

24. Чтобы избавиться от смещения циферблата (располагается не по центру), необходимо отогнуть его ножки и установить циферблат в правильное положение.

25. При соприкосновении стрелок друг с другом нужно установить их правильно.

26. Часовой механизм неустойчив, качается в корпусе – подтяните крепежные винты.

27. В том случае, если отсутствует фиксация заводного ключа для подвода стрелок или завода пружины, проверьте, не вышел ли из строя переводной рычаг или фиксатор (пружина рычага). При такой поломке обязательна замена рычага. Если проверка показала, что рычаг исправен – затяните его винты до упора.

Если часы встали без каких-либо причинно-следственных связей, обратите внимание на:

– корректность сцепки минутника и ведущего колеса (при слабом – снимите минутник с обода колеса, зажмите колесо с помощью пинцета, затем выгните фрикционные лепестки по направлению к центру; если данные действия не помогли – желательна замена всего узла целиком);

– внимательно осмотрите зубья часового колеса (если какой-то зуб деформирован или поломан – колесо лучше поменять);

– полностью проверьте колесную систему часового механизма на предмет наличия в ней пыли или грязи, а также попадания какого-либо поломанного винта (при загрязнении – промойте механизм);

– коррозия на колесах системы также может стать причиной остановки часов (если снять коррозийный налет не представляется возможным, лучшим выходом будет их замена);

– остановка может быть вызвана срезанными или выгнутыми зубьями барабана часов (необходимо поменять барабан и заводную пружину), либо скопившейся внутри барабана стружкой и пылью (устраняется промывкой барабана в бензине, протиранием пружины бумагой);

– постоянно меняющийся (либо вялый) ход наручных часов, в том числе их остановка, могут быть обусловлены недостаточным зазором в деталях анкерного хода, в частности, между такими элементами часового механизма, как штифты и анкерная вилка.

Друзья, если у вас появились вопросы, по мере возможности я постараюсь ответить каждому.
Пишите, звоните и приходите по контактным данным,
размещенным тут (ссылка КОНТАКТЫ ТЦ САМОЛЁТ)
убедительно просим вас обратить внимание что наша мастерская находится в Самаре.

Надеемся, что прочитав эту статью, вы открыли для себя что-то новое и интересное.
И помните, если вы являетесь обладателем одних из часов, о которых мы рассказываем на нашем сайте и чувствуете, что им нужен ремонт или техническое обслуживание или же вы просто хотите получить профессиональную консультацию высококвалифицированных часовых мастеров города Самара – можете смело обращаться к нам.
Наши специалисты помогут Вам
отремонтировать для Вас часы следующих типов:

– старинные механические (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);
– настенные (возможность ремонта определяется мастером в момент осмотра);
– напольные;
– настольные;
– карманные;
– наручные;
– и даже электронно-механические и кварцевые.

Искренне будем рады всем вашим мыслям, которые вы оставите в комментариях под этой статьёй.

Мастер по ремонту часов о времени, всемирном заговоре часовщиков и дурных приметах

В последнее время в качестве часов мы все чаще используем мобильный телефон. Посмотрел время — и сунул его обратно в карман или куртку. Но ведь еще совсем недавно почти каждый человек носил наручные часы, а у часовых мастеров всегда было полно работы. Чем же занимаются они сейчас? Об этом, а также о всемирном заговоре часовщиков, о том, почему на часах, выставленных в витринах магазинов, циферблат всегда показывает время десять часов десять минут, о живых и мертвых часах и о том, почему часы отсчитывают время, но не управляют им, и почему нельзя держать дома «мертвые» часы, читайте в личном опыте мастера по ремонту часов Александра Сергеевича Чехонина. Часовой мастер — уникальная профессия, передающаяся из поколения в поколение. В прежние времена существовали целые династии часовщиков. Это всегда был индивидуальный способ овладения профессией: и в советском профтехобразовании, и в нынешнем среднем специальном обучении такой специальности не было и нет. Лично я обучился профессии у своего старшего брата, который тоже был часовщиком. Начал работать после армии и чиню часы вот уже сорок пять лет.

Меня беспокоит тот факт, что у мастеров по ремонту часов нет смены, потому что молодых часовщиков очень мало. В советские времена в Петрозаводске на базе «Карелрембыттехники» существовала целая часовая служба. Мастера сидели в белых халатах и колпаках в большом цехе и чинили часовые механизмы. Тогда в городе было много часовщиков — не меньше семидесяти человек, как и мастерских по ремонту часов, а сейчас остались единицы. Работали и женщины-часовщицы, у них тоже неплохо получалось. Мы без проблем комплектовались запчастями, нашу отрасль видело и поддерживало государство.

Почему я стал мастером по ремонту часов? Меня всегда тянуло к механизмам, мне нравилось делать все своими руками. В свое время эта профессия считалась престижной. Конечно, работа часовщика требует терпения, сосредоточенности, усидчивости, напряжения зрения. Вы, наверное, удивитесь, но за свою работу я награжден орденом Трудовой Славы третьей степени! Но награды для меня далеко не главное. Чинить часы — это очень интересное, увлекательное занятие.

В нынешние времена данная отрасль, к сожалению, практически развалилась, а ведь во времена СССР наша страна была третьей в мире по объему выпуска часов! На двух первых стояли Швейцария и Япония. Хорошее качество продукции было у Первого Московского часового завода — часы «Полет», Второго Московского часового завода — часы «Слава», завода часовой электроники «Интеграл» (сейчас предприятие находится в Минске), да и многих других. В те времена часовщики ездили на заводы, повышали квалификацию, а после обменивались опытом с коллегами.

Время не стоит на месте, и мастерам по ремонту часов приходится совершенствовать свои знания. Как это делаю я? Читаю специальную литературу, во многом помогает и Интернет. Если есть общая база и большая практика, нет проблем научиться чему-то новому.

В каждой работе есть своя гармония и красота: делают руки, вдохновляет душа. К тому же в процессе починки часов возникает определенный азарт: смогу — не смогу. Сказать по правде, в моей практике почти и не было случаев, когда бы я не справился. Недавно мне принесли большие напольные, так называемые струнные часы, которые сейчас уже почти никто не умеет чинить. И мне удалось их отремонтировать! На какое-то время я оставил часы в мастерской, чтобы проследить, не остановятся ли они. И каждое утро, приходя на работу, радовался: ходят!

Глядя на часы, я всегда могу определить, когда примерно они изготовлены. Сейчас коллекционеры интересуются часами, выпущенными в конце сороковых — начале пятидесятых годов. Часы люди, как правило, не выбрасывают. Случается, приносят ко мне и отдают просто так. Я их чиню, и среди таких, внешне неброских часов попадаются очень хорошие механизмы. Кстати, далеко не всегда дизайн часов соответствует их качеству. Бывают очень красивые сувенирные часы, а внутри все сделано плохо. И уж что говорить о китайских штамповках!

Красота механики завораживает, она душевна, и этим отличается от электроники. Когда ко мне приносят «мертвые» часы, создается ощущение, что я их оживляю. Иногда приходится использовать какие-то подручные материалы — вытачивать потерянные крышечки, проводить реставрацию, заниматься мини-слесарными работами, паять, лудить. В любом случае работа мастера по ремонту часов — это творческая работа.

Насколько связаны понятия часы и время? Часы отсчитывают время, но не управляют им. Они не хранители времени. Время не имеет прямого отношения к часовому механизму, это что-то другое. Так же, как точно идущий механизм не является залогом «правильного» времени! Скажем, если вы сидите на вокзале и ждете поезд, время идет медленно, а если куда-то торопитесь и опаздываете, то оно несется буквально вскачь!

С часами связано много всяческих суеверий. Например, что нельзя держать дома остановившиеся, «мертвые» часы, надо чтобы они непременно ходили, потому что сломанный механизм препятствует движению вперед. Говорят, бывают случаи, когда часы останавливаются, если человек умирает. Их тоже лучше запускать, потому что в любом случае жизнь должна продолжаться! Плохой приметой считается носить, например, найденные часы — таким образом человек может получить все — как хорошее, так и плохое от их прежнего обладателя, потому что они — хранители энергетики. Дамам лучше иметь часы округлой формы, чтобы уберечь себя от неудач в личной жизни.

Вы когда-нибудь слышали о всемирном заговоре часовщиков? Такое мнение сложилось потому, что на часах, выставленных в витринах магазинов, циферблат всегда показывает время десять часов десять минут. Ходят слухи, что это некое зашифрованное послание, передаваемое от мастера к мастеру, и что все часовщики являются членами некоего тайного сообщества вроде масонской ложи! А еще существует версия, что пока на рекламе часов стоит время 10:10, в мире ничего кардинально не поменяется, а вот если мы увидим другие цифры, то близок конец света! Как материалист я отношусь к этому с улыбкой. Часы — это просто один из самых необходимых и важных приборов, который будет существовать, пока существует человечество.

Читайте также:  Чистая вода из недр земли – насосы глубинные
Ссылка на основную публикацию