Как меняют лифты в домах?

Процесс длится от одного до двух с половиной месяцев. Как старый лифт меняют на новый

Практически все белорусы, живущие в высотных домах, каждый день пользуются лифтом. Но наверняка не задумываются, как именно он работает. За счет чего едет вверх и вниз? И как вообще появляется в подъезде? Отвечаем на эти вопросы вместе с ОАО «Могилевлифтмаш».

Демонтаж старого и установка нового лифтов идут параллельно и обычно длятся от одного до двух с половиной месяцев. Возле столичного дома, где сейчас меняют оборудование, мы встречаем бригаду рабочих. И удивляемся ее скромному составу: специалистов всего двое.

— Действительно, лифт обычно устанавливает звено монтажников — два человека, — разъясняет ситуацию директор торгово-сервисного центра ОАО «Могилевлифтмаш» Анатолий Качина. — Шахты малогабаритные, условия там очень стесненные, поэтому больше рабочих на кабине или подмостях просто не поместится. Кроме того, по технике безопасности нельзя работать одновременно на разных уровнях — например, сразу на первом и восьмом этажах. Сверху могут посыпаться искры, упасть инструмент или деталь.

Монтировать лифт, отмечает Анатолий, могут только специально обученные рабочие. Но никак не рядовые строители.

— Это либо электромеханики пятого и выше разряда, либо монтажники электрических подъемников, прошедшие обучение, стажировку, проверку знаний по охране труда, имеющие удостоверения о допуске к работе, — поясняет он. — Они должны быть старше 18 лет и годны по состоянию здоровья. На месте эти сотрудники проходят инструктаж по конкретному виду работ и технике безопасности. Организация, которая занимается монтажом, должна иметь соответствующую лицензию.

Помимо монтажников, над установкой лифта трудятся и другие специалисты. Они появляются на участке, когда работа предыдущей бригады закончена.

— После монтажников заходит строительная группа, потом — электрики и специалисты по диспетчеризации, — подключается к беседе заместитель директора торгово-сервисного центра Андрей Лешкевич. Он курирует монтажные работы.

Поскольку процесс замены лифта занимает много времени, этапы работы нам показали в разных подъездах многоэтажки. К одному из них как раз привезли новый лифт в разобранном виде.

Если бы его монтировали в новостройке, кабину в уже собранном виде сразу подали бы в шахту сверху с помощью крана. Но это не наш случай.

— Лифты, которые были установлены при строительстве, пришла пора заменить: истек 25-летний срок их эксплуатации, — рассказывает Анатолий. — Для этого нужно демонтировать старые элементы и сразу же установить новые.

Демонтаж старого оборудования

— Снимается одна дверь — монтируется другая, чтобы шахта всегда была закрыта, — дополняет его заместитель. — Монтажники делают все это с потолка кабины старого лифта, чтобы при сварке не повредить новое оборудование. Когда все двери заменили, переходят к другим элементам.

Дверь старого лифта

Из чего же состоит лифт? Основные элементы — это направляющие, кабина, противовес, канаты, двери шахты, лебедка, станция управления и устройства безопасности.

Направляющие — это вертикальные рельсы, по которым ездит лифт. При демонтаже старого оборудования их могут и не менять: все зависит от степени изношенности. Если же направляющие все-таки пришли в негодность, их распиливают, демонтируют и заменяют новыми. В нашем случае менять не пришлось.

Следующие элементы — это сама кабина с панелью приказов (то есть кнопками) и противовес. Последний нужен для того, чтобы уравновешивать пассажиров и саму кабину. Если он подобран правильно, то двигателю для подъема или опускания нужно будет только преодолевать силу трения. Соответственно, энергозатраты будут минимальными.

Установка противовеса. «Рельсы» — это направляющие лифта

Кабина закреплена на нескольких канатах, которые тянут ее вверх или вниз. Запас прочности многократный, поэтому обрыв всех канатов одновременно невозможен.

Для полной безопасности установлены ловители. При увеличении скорости кабины на 15 и более процентов от номинальной срабатывает ограничитель скорости, приводящий в действие непосредственно ловители. Те стопорят кабину лифта на направляющих, не давая ей упасть.

Еще один элемент — лебедка главного привода. Этот механизм и перемещает кабину по шахте. Он находится в машинном помещении лифта на техническом этаже под крышей здания. Лебедку, в отличие от направляющих, меняют в любом случае: старая изнашивается и уже не соответствует требованиям нормативных документов для новых лифтов.

Ее привозят с завода в собранном виде, перед монтажом разбирают на укрупненные узлы (двигатель, редуктор, рама, подрамник) и при помощи старого лифта частями поднимают в машинное помещение, где собирают и устанавливают в нужном положении.

Также в машинном помещении находится станция управления — это «мозг» лифта.

Туда ежемесячно приходит электромеханик, который проверяет алгоритм работы механизма. В шахте и приямке он смазывает подвижные элементы, проверяет регламентированные зазоры и устройства безопасности, осматривает канаты, контролирует затяжку болтовых соединений. Глубина приямка должна быть такой, чтобы персонал мог безопасно разместиться там в сидячем (согнутом) положении — на случай, если кабина во время обслуживания внезапно поедет вниз.

— В новых лифтах есть также частотные преобразователи главного привода и привода дверей, — дополняет Андрей Лешкевич. — Первые делают комфортным движение кабины — плавный пуск и остановку. Вторые отвечают за плавное открытие и закрытие дверей.

Также при применении частотного преобразователя экономится около 30−40% электроэнергии. Это значит, что за потребляемое новыми лифтами электричество жильцам придется платить меньше. Кроме того, при применении частотного преобразователя уменьшаются затраты на ремонт электродвигателя и редуктора лифта, увеличивается срок их службы.

В последнюю очередь демонтируют старую и ставят новую кабину. Отслужившие балки заменяют.

Монтаж потолочной балки кабины

Рабочие монтируют каркас.

Затем делают пол.

Скрепляют стены и потолок кабины.

На все время замены лифта жильцы девятиэтажки остаются один на один с лестницей. Интересуемся, как люди относятся к такой перспективе.

— Мы заранее объявляем о начале работ, чтобы люди при необходимости могли уехать, — поясняет Анатолий Качина. — И стараемся завершить процесс оперативно: понимаем, что жильцам, особенно пожилым, без лифта никуда.

Новые лифты должны проработать уже не 25, а 30 лет.

— Работа лифта зависит от качества монтажа, — рассказывает Анатолий. — Например, если направляющие не прямолинейны, не параллельны друг другу, не имеют соосности или развернуты, кабину будет раскачивать. Но наши специалисты такого не допускают. Если дом новый и дает усадку, они каждые полгода корректируют направляющие. То есть расслабляют крепления и выставляют все заново, чтобы было идеально ровно.

Лифт — это техника, и выходить из строя она может сама по себе. Однако в большей степени ее долговечность зависит от эксплуатации.

— В подъезде обычно живут 150−200 человек, — объясняет Андрей Лешкевич. — И все ведут себя по-разному. Некоторые насильно удерживают двери от закрытия — для того, чтобы поместить груз в кабину. Но нужно понимать, что элементы лифта могут выдержать только определенные нагрузки, и если их превысить, понадобится ремонт. А если относиться к лифту бережно, он прослужит жильцам очень долго.

ОАО «Могилевлифтмаш» является одним из ведущих производителей лифтового оборудования в Восточной Европе, производственная программа предприятия насчитывает порядка 180 базовых моделей пассажирских, грузовых и больничных лифтов.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Замена лифтового оборудования в доме

Лифт – это главный элемент инфраструктуры подъезда многоквартирного дома. Жители квартир ежедневно по много раз используют лифт для подъема на нужный этаж и спуска вниз к выходу из подъезда.

Для тех жителей, чьи квартиры находятся выше 5 этажа, представить жизнь без лифта невозможно. Пешком дойти до 9 или 12 этажа очень трудно даже молодому и физически здоровому человеку.

Пассажирские и грузовые лифты, испытывая огромные ежедневные нагрузки, быстро изнашиваются, ломаются, а иногда и требуют полной замены. Замена лифта в многоквартирном доме – недешевое удовольствие.

О том, как быть, если лифт нужно срочно заменить, но нужной для этого суммы денег у жильцов нет, расскажем в нашей статье.

Какие виды ремонта лифта существуют?

Замена лифта – это крайняя мера, которая в нашей стране применяется чаще всего тогда, когда лифт уже полностью неисправен, не подлежит никакому ремонту или вообще упал в шахту. Обычно проблемы в работе лифта решаются с помощью различных видов текущих или капитальных ремонтов.

Лифт – это подъемный механизм, который требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Лифт относится в общему имуществу многоквартирного дома. Обслуживать подъемный механизм должна управляющая компания.

Чаще всего используются следующие методы ремонта лифта:

  • Техосмотр. По созданному управляющей компанией графику осуществляется регулярная проверка лифта на исправность и безопасность его эксплуатации. Проверяется освещение, работа кнопок, подъемный механизм.
  • Аварийное обслуживание и экстренное устранением поломки. Происходит такой ремонт обычно тогда, когда в лифте застревает человек, и его нужно срочно вызволить.
  • Текущий ремонт. Необходимость его проведения, как правило, выявляется в момент технического осмотра. Это небольшие повреждения, которые устраняются за считанные часы. К примеру, кто-то из вандалов вырвал кнопку в лифте или обесточил освещение.
  • Плановый и внеплановый капитальный ремонт лифта. Жильцы многоквартирного дома ежемесячно делают отчисления в фонд капитального ремонта дома. В случае неисправности лифта управляющая компания должна произвести его замену за счёт данных средств.

Замена лифтового оборудования обычно происходит за счёт средств управляющей компании. Жильцы дома постоянно платят не только за капитальный ремонт дома, но и за содержание и обслуживание лифта.

За несколько лет накапливается существенная сумма. А замена лифта происходит в домах крайне редко. Лифты имеют достояно высокий срок службы.

Нормативное регулирование замены лифтов

Замена лифта и его ремонт регламентированы нормами гражданского и жилищного законодательства. По ст. 36 ЖК РФ лифт считается общим имуществом многоквартирного дома.

По ст. 39 ЖК РФ за состояние лифта отвечают собственники жилья в доме, где лифт эксплуатируется. Но в случае, если собственники жилья заключили договор на обслуживание лифта с управляющей компанией, то обязанности по содержанию лифта перекладывают на плечи сотрудников УК.

По ст. 154 ЖК РФ расходы на замену лифта включаются в квитанцию по оплате ЖКХ услуг. При этом не имеет значения жилое или нежилое помещение использует лифт, и на каком этаже проживают собственники квартиры.

Правила эксплуатации лифтов отдельно прописаны Техническим регламентом Таможенного Союза 011/2011 «Безопасность лифтов».

Кроме того, в 2020 году эксплуатация лифтов осуществляется на основании норм Постановления Правительства № 743.

Срок эксплуатации лифтов

Многие жильцы не знают, какие установлены сроки замены лифтов в жилых домах по закону. Им неизвестно, когда нужно бить тревогу для замены лифта, чтобы избежать чрезвычайных происшествий.

Лифт – опасный механизм, который при его неправильной эксплуатации может нанести вред здоровью и жизни людей, его использующих.

Если трос, на котором лифт перемещается, оборвётся, подъёмник рухнет в шахту. Если в этот момент внутри кабины будет кто-то из людей находиться, им грозит серьезная опасность.

В паспорте каждого лифта должен быть отражён свой срок предельной эксплуатации объекта.

По ст. 4 Технического регламента, если в паспорте лифта не указан особый срок его безаварийного использования, считается, что лифт может эксплуатироваться максимум 25 лет.

Проверку подъёмника должна будет проводиться компанией, имеющей специальную аккредитацию. По итогам каждой проверки составляется акт, где прописывается дальнейшая судьба лифта: его ремонт, дальнейшее использование или замена.

Проведённое обследование должно быть зафиксировано в паспорте грузоподъемной машины.

Во многих многоквартирных домах установлено два лифта: пассажирский и грузовой. Сделано это для того, чтобы в случае поломки жильцы могли использовать второй вариант лифта. А граждане, желающие перевозить тяжелые предметы: стройматериалы, технику и др., не использовали для этих целей пассажирские лифты.

Перевозка в лифте веса, превышающего установленные значения, приводит к частым поломкам и повышенному износу.

Читайте также:  Тепловизор Testo 865: характеристики и где применяется

Как заменить лифт в многоквартирном доме?

Когда назревает необходимость замены подъемного оборудования, решается вопрос о способе ее проведения. Сделать замену можно несколькими вариантами:

  • Самостоятельно. Это крайний случай, при котором все остальные варианты не действуют. Оплачивать расходы на работу монтажной организации жильцам придётся самостоятельно. Это, к слову, очень немалые деньги. Некоторые фирмы предоставляют рассрочки на 3 месяца или полгода.
  • Замена лифтов по программе капремонта. Это федеральная программа, которой могут воспользоваться жильцы многоквартирного жилого объекта. В этом случае порядка 90% расходов на себя берет государство, остальную часть собирают собственники квартир. Чтобы стать участником программы, нужно предоставить в специальную комиссию набор определенной документации. Лифт при этом обязательно будет проверен на исправность и на обоснованность его замены.
  • Замена лифтов по региональной программе. Замена подъемного оборудования происходит за счёт средств бюджета. Проводится она только в регионах, являющихся участниками такой программы.
  • Чтобы заменить в доме лифт, нужно собрать согласие не менее двух третей собственников жилья. Для этого сначала организуется проведения собрания собственников жилья по важным вопросам, в том числе и по замене лифта. Все согласия и отказы фиксируются в протоколе собрания.

    По Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж более 15 000 новых лифтов в различных регионах страны. И с каждым годом органы власти создают все новые условия для обслуживания граждан страны новыми лифтами, удовлетворения их обращений по данным вопросам.

    Как проводится замена лифта по капитальному ремонту?

    Если ремонт осуществляется за счёт средств капитального ремонта, которые ежемесячно отчисляют собственники квартир, то действует особый механизм замены подъемного оборудования.

    Происходит это следующим образом:

    • За 6 месяцев до планируемого проведения работ по замене лифта управляющая компания обязана уведомить всех жильцов дома;
    • Собственники высказывают свои мнения, соглашаются с планируемой датой или предлагают свой срок исполнения работ;
    • При получении согласий управляющая компания приступает к проведению работ в назначенные сроки.

    Перед проведением работ проводится технологическая экспертиза. На основании экспертизы составляется график ремонтных работ. После окончания замены лифта составляется фиксирующая результат документация, проводятся пуско-наладочные работы и лифт вводится в эксплуатацию.

    Чтобы стать участником региональной или федеральной программы по замене лифта, нужно собрать следующую документацию: технический паспорт дома, документ, подтверждающий способ управления многоквартирным объектом, акт осмотра лифта с описанием его технического состояния.

    Кроме того, потребуется получить разрешение уполномоченного органа на замену лифта, составить план работ и финансовую смету.

    Сроки исполнения работ

    Срок, в течение которого жильцы многоквартирного дома получат новый исправный лифт, зависит от многих факторов. Прежде всего на это влияет этажность самого дома.

    Для жителей высоких этажей отсутствие лифта создаёт огромные проблемы и сложности. Именно они заинтересованы в быстрой отладке нового оборудования.

    Однако даже жильцы первых и вторых этажей в решении этой проблемы будут иметь свою заинтересованность. Они, несмотря на постоянные несогласия и споры, тоже оплачивают обслуживание лифта, хоть на нем и не ездят.

    Обычно в девятиэтажном доме замена лифта занимает около месяца, в двенадцатиэтажном – 35 дней, в семнадцатиэтажном – 45 дней.

    Стоимость замены лифта в 9-этажном доме

    Чтобы было понятно жильцам многоквартирного дома, что квитанции по оплате капитального ремонта нужно оплачивать в срок, подробно рассмотрим стоимость замены лифта за свой счёт собственниками квартир.

    Если граждане никак не участвуют в обслуживании своего лифта, не платят услугу по капитальному ремонту, уполномоченные органы и управляющая компания не пожелает оплачивать замену лифта в их доме. Тогда придётся самостоятельно оплачивать эту очень дорогостоящую услугу.

    Каждая монтажная компания устанавливает свои цены по замене лифтов, но в среднем эти цифры можно обозначить таким образом. Если лифт планируется менять в 9-этажном доме, то цена за один этаж будет равна порядка 50 тысяч рублей.

    Несложно посчитать, что для 9 этажей эта сумма превратится в 450 тысяч рублей. Цена зависит также от производителя лифта. Отечественные подъёмные механизмы стоят немного дешевле, чем иностранные. Это цена касается исключительно пассажирских лифтов.

    Малый грузовой лифт за этаж будет стоить 60 тысяч рублей при установке отечественного оборудования. Это самые простые машины, не оборудованные зеркалами, ручками и прочими модификациями. Более симпатичные и удобные лифты будут стоить около 1 миллиона рублей.

    Конечно собрать такие деньги самостоятельно будет очень сложно. Мало кто из жильцов согласится заплатить такую крупную сумму за замену лифта. Поэтому лучше всего стараться участвовать в федеральных и региональных программах по замене лифтового оборудования.

    Лифт в многоквартирном доме каждодневно эксплуатируется жильцами, в результате чего происходит его естественный износ.

    Лифт может представлять особую опасность для человека, поэтому его эксплуатация осуществляется под контролем уполномоченных органов в лице управляющих компаний или специальных учреждений, таких как Мослифт.

    Чтобы заменить лифт в многоквартирном доме бесплатно, нужно стать участником региональной или федеральной программы, доказать, что лифт неисправен и несёт реальную угрозу безопасности лицам, его эксплуатирующим.

    Порядок замены лифта в многоквартирном доме

    Лифтовое оборудование в многоквартирных домах является жизненно необходимым средством, позволяющим осуществлять доставку жильцов на требуемую высоту, где расположены их квартиры, и вниз. Оборудование такого типа дорогостоящее и должно содержаться в надлежащем состоянии. Как проводится замена лифта в многоквартирном доме? Кто должен вкладывать средства для поддержания лифтов в работоспособности?

    Какие нормы?

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Чтобы обеспечить нормальное и безопасное использование лифтов, необходимо регулярное соблюдение норм, к числу которых можно отнести требования и нормативы технического плана, разработанные таможенным союзом. Речь идет о «Безопасности лифтов» и норм «О безопасности машин и оборудования».

    Важно следить за те, чтобы лифтовое оборудование соответствовало техническим требованиям и характеристикам объекта. Для этого проводятся регулярные осмотры объекта.

    Нормы приписывают организацию аварийно-технического обслуживания и технического освидетельствования лифтов.

    Срок службы

    По действующим нормативам, срок эксплуатации пассажирского лифта, расположенного в многоквартирном доме, не должен превышать 25 лет. Как только указанный срок подходит к концу, дальнейшая эксплуатация объекта запрещена. Со стороны УК или ТСЖ должна организоваться проверка работоспособности лифтовых узлов.

    Техническое обслуживание

    Обязательной процедурой, касающейся каждого подъемного механизма, независимо от целей его предназначения, является техническое обслуживание. Это правило касается и лифтов. Учитывая, что лифтовое оборудование служит для перевозки граждан, к нему предъявляются повышенные требования.

    Обслуживание лифта должно осуществляться со стороны владельцев лифта и специализированных лифтовых компаний, экспертных организаций.

    Владельцы лифта должны обеспечивать:

    • бережное отношение к подъемному механизму и всем его частям;
    • техническое обслуживание и обследование объекта согласно графику;
    • своевременное регулирование на вызовы от застрявших в лифте пассажиров;
    • запуск остановившегося лифта;
    • выполнение всех аварийно-восстановительных работ;
    • уборка машинного помещения, крыши кабины объекта, восстановление покрытия пола.

    Экспертные лифтовые организации должны производить техническую диагностику лифтов. Экспертами проводятся обследования, например, касающиеся безопасности лифта, проверка проектных бумаг и пр.

    Техническое обслуживание выступает в роли периодических осмотров, восстановления в случае возникновения поломок, проведения текущих ремонтных работ и пр.

    Правовое регулирование

    В 2020 году действуют следующие правовые акты, регламентирующие эксплуатацию и замену лифтового оборудования:

    • разработанное на правительственном уровне постановление N 743;
    • технический регламент, разработанный таможенным союзом «Безопасность лифтов».

    Замена лифта в многоквартирном доме

    Одним из значимых элементов инфраструктуры многоэтажного дома, испытывающим существенные рабочие нагрузки, является лифт. Решения о замене оборудования следует принимать после получения консультации специалистов, способных оценить техническое состояние лифта и подготовить предварительную сметную документацию для замены оборудования.

    Как поменять лифтовое оборудование:

    • самостоятельно – расходы несут собственники жилья в многоквартирном доме;
    • использование федеральной программы капитального ремонта – происходит разделение расходов между владельцами жилья и государством;
    • с помощью региональной программы по замене лифтов (ориентирована на Московскую область и город Москва).

    Кто отвечает за содержание детских площадок многоквартирных домов? Смотрите тут.

    Кто должен и кто отвечает?

    Жилищное законодательство гласит о том, что лифтовое оборудование относится к общему имуществу лиц, проживающих в многоквартирном доме. Услуги сторонних компаний, обслуживающих и проводящих ремонт лифтового оборудования, должны оплачивать жильцы. Обязанность несения расходов ложится и на лиц, проживающих на первых и вторых этажах домов.

    Ответственность за состояние механизмов лифта ложится на всех жильцов жилых помещений, независимо от формы собственности.

    Ответственность по содержанию лифтового оборудования касается управляющих компаний, которые заключали договор с фирмой по обслуживанию лифтов. Сведения о такой фирме должна указываться в кабинках лифтов и на квитанциях по оплате жилищных услуг.

    Входит в ли в капитальный ремонт?

    Заменить лифтовое оборудование можно в рамках проведения ремонта капитального типа:

    • для проведения такого типа ремонтных работ УК должна провести оповещение жильцов за 6 месяцев, до планируемой даты начала проведения мероприятий;
    • собственники многоквартирного дома рассматривают предложенный вариант начала работ, соглашаются или отказываются с выбранной датой;
    • если согласие на проведение ремонтных работ было получено, то УК в согласованные сроки приступает к проведению работ.

    Для начала работ проводится:

    • технологическая экспертиза, благодаря которой определяется работоспособность лифта;
    • по результатам экспертизы подготавливается график предстоящих работ;
    • в согласованные сроки проводится замена лифтового оборудования.

    По окончании работ готовится техническая документация, проводятся пусконаладочные процедуры, после чего, новый лифт вводится в эксплуатацию.

    В рамках текущего ремонта

    В рамках ремонта текущего плана, устраняются мелкие неисправности, неполадки, в результате чего пауза в работе подъемного оборудования для жильцов не критична.

    Текущий ремонт предполагает быстрое восстановление механизмов его функционирования, если произошел неожиданный выход из строя.

    Сроки проведения работ

    Сроки замены лифта в многоквартирном доме будут зависеть от сложности и объемов планируемых работ. Исполнителем составляется график работ с указанием последовательности действий. Как правило, сроки назначаются в соответствии с региональной программой.

    Кто оплачивает?

    Вкладывать средства в содержание и ремонт оборудования обязаны все собственники квартир в доме. Ремонтные работы могут проводиться по результатам проведения общего собрания жильцов.

    Жильцы дома могут пойти другим путем и собрать документы для вступления в программу капитального ремонта. Программа подразумевает, что большая часть денежных средств будет выделяться из местного и федерального бюджетов.

    Что входит в регламент проведения ремонтных работ в многоквартирном доме? Информация здесь.

    Какие нормы уборки придомовой территории в многоквартирном доме? Подробности в этой статье.

    Как затребовать принудительно?

    Затребовать проведения ремонтных работ можно ранее установленных сроков.

    Для этого потребуется:

    • провести общее собрание;
    • собрать большее число голосов в пользу ранних сроков проведения работа;
    • оформить результат голосования в протоколе;
    • готовый протокол передается региональным властям;
    • если накопленных средств недостаточно, то жильцам следует задуматься, каким способом можно увеличить бюджет.

    Без лифта жизнь для большинства владельцев квартир будет достаточно сложна. В их интересах, чтобы оборудование всегда находилось в исправном состоянии. Если пришло время проводить его ремонт, жильцам не стоит экономить средства или оттягивать проведение работ.

    На видео о порядке замены лифта

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

    Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
      • Регионы – 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Читайте также:  Чистая вода из недр земли – насосы глубинные

    Замена лифтов: сроки, этапы, установка и монтаж

    Лифт — один из важнейших составляющих инфраструктуры многоэтажного дома; сложный механизм, постоянно испытывающий значительные физические нагрузки. Установка лифтов в многоэтажных домах, офисах или административных зданиях осуществляется не только с целью комфорта, но и вследствие необходимости. Перемещение по этажам больших групп людей, и маломобильных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов) возможно лишь посредством использования

    Отсюда следует, что в зонах многоэтажной застройки обязательным условием комфортного проживания и успешной рабочей деятельности граждан является постоянная готовность лифтового оборудования к эксплуатации. Согласно техническим требованиям, срок использования лифта не превышает 25 лет. По истечении этого отрезка времени проводится техническое освидетельствование, по результатам которого выносится решение о замене лифта.

    Лифт подлежит замене, если он:

    • Устарел;
    • Требует больших финансовых затрат на техобслуживание;
    • Сильно пострадал от вандалов;
    • Прослужил больше 25 лет.

    Лифты меняют в несколько стадий:

    • Выбор нового оборудования;
    • Создание проекта;
    • Демонтаж отслужившего оборудования;
    • Монтаж нового лифта: установка направляющих, монтаж кабины и лебедки, прокладка тяговых канатов;
    • Пуско-наладочные работы.

    К разбору оборудования приступают не ранее, чем проект будет письменно одобрен специалистами управляющей компании. Поскольку замена лифтов представляет собой сложный комплекс ремонтно-монтажных работ, то ее должны выполнять специалисты, располагающие современным оборудованием, большим практическим опытом, знанием специфики работы и устройства лифта.

    На замену лифта отводится 43 рабочих дня.

    Факторы, влияющие на скорость проведения работ:

    • Состояние шахты. Неисправную кабину можно заменить новой, но шахту, которая фактически является частью здания — нет. При обнаружении существенных дефектов в лифтовой шахте их следует ремонтировать в первую очередь. На этом же этапе можно изменить габариты машинного помещения, дверных проемов и самой шахты;
    • Архитектура здания. Менять лифт легче в многоквартирном доме, поскольку большинство зданий имеют типовую планировку. В здании, имеющем оригинальную архитектуру, замена лифта иногда приравнивается по сложности к установке нового оборудования, с созданием нового оригинального проекта;
    • Дополнительные работы и специфика их выполнения. Данный фактор особенно увеличивает продолжительность работ при установке нетипового оборудования.

    Вышеперечисленные обстоятельства могут стать факторами значительного удорожания замены лифта, однако экономия в данном случае неуместна и может негативно сказаться на безопасности жильцов дома. Кроме того, технические средства не только ветшают физически, но и устаревают морально, и их можно заменить современными, более комфортабельными. Например, установить лифты с более плавным ходом, программным управлением и другими преимуществами.

    Способы монтажа лифта:

    • Поэлементный — оборудование собирается прямо на месте монтажа. Применяется при установке новых лифтов или замене старых;
    • Укрупненными блоками. Основные элементы лифта – каркас противовеса, лебедка, кабина, поставляются в готовом виде с завода-изготовителя и собираются при помощи крана. Данный способ применяют при монтаже лифта в новостройках;
    • Тюбинговый — лифт собирается посредством железобетонных блоков, содержащих основные элементы конструкции. Тюбинговым методом лифт собирается непосредственно при постройке здания;
    • Монтаж с крыши или каркаса кабины заменяемого лифта. Метод получает все более широкое распространение, поскольку позволяет не прибегать к монтажным лебедкам и установки монтажных подмостков.

    В монтажную бригаду включаются только лицензированные специалисты с высокой квалификацией. Поскольку монтаж лифта требует выполнения разнопрофильных работ, то монтажники обучены слесарным. такелажным, сварочным и прочим навыкам. Монтаж одного лифта может выполнять бригада в 2-3 человека, но при этом один из них должен быть опытным сварщиком, и один — электромонтажником. Работа проводится при тщательном соблюдении норм и технологий монтажа, которые, в свою очередь, определяются видом и моделью лифтового оборудования. Монтажные работы сменяются пусконаладочными, в ходе которых тщательно настраивается оборудование, обнаруживаются и устраняются возможные дефекты, устанавливается связь со службой лифтов. Пусконаладочные работы крайне важны, так как неправильно настроенное оборудование рано или поздно приведет к преждевременной поломке лифтовых узлов и механизмов.

    Если вам потребовалась замена или ремонт лифта – понадобится помощь профессионалов, так как предпринимать попытки самостоятельно разобраться с проблемой – очень опасная идея. Для вызова и консультации специалиста вы можете позвонить по телефону компании «ЛифтКомфортСервис» в Москве +7 (495) 297-77-70 или заказать обратный звонок через форму на сайте.

    График замены лифтов теперь можно посмотреть на портале «Наш город»

    На портале «Наш город» появился график работ по замене лифтов по программе капитального ремонта в 2019 году. На сайте можно уточнить сроки замены подъемников в каждом доме, название организации, которая выполнит работы, а также номер договора, который московский Фонд капитального ремонта заключил с подрядчиком.

    Сейчас на портале опубликованы данные о замене 1637 лифтов, всего в этом году обновят 1820 подъемников. Информация на сайте будет дополняться.

    Чтобы узнать о замене лифтов в конкретном доме, пользователям портала нужно ввести адрес и номер дома в строке поиска. На экране появится карта с указателем на это здание, а справа от нее — кнопка «Многоквартирные дома». Перейдя по этой ссылке, пользователю следует выбрать вкладку «Региональная программа капитального ремонта», после чего он увидит информацию о замене лифтов.

    Таким образом, на портале «Наш город» москвичи смогут отслеживать процесс работ в своем доме, а также отправлять сообщения в случае выявления нарушений при их проведении. Ответы на обращения будут приходить не позже восьми рабочих дней (начиная с рабочего дня, следующего за днем публикации сообщения на сайте).

    С 2018 года Москва перешла к плановой замене лифтов в год истечения срока эксплуатации, без продления срока их службы. В домах, капитальный ремонт которых обеспечивает региональный оператор, фактически не осталось лифтов старше 25 лет.

    В рамках программы капитального ремонта специалисты демонтируют старое оборудование и устанавливают новые подъемники. Замене подлежат кабины, двери лифтов на всех этажах здания, станции управления оборудованием, противовесы, лебедки, а также ограничители скорости. Новые лифты работают плавно, при этом обеспечивается высокая точность остановки кабины.

    С этого года требования к ремонту лифтового оборудования были дополнены. Согласно новым правилам, стены в кабинах защитят специальным износостойким покрытием металлического цвета. Панели, с помощью которых можно выбрать нужный этаж, изготовят из нержавеющей стали. Кнопки будут подсвечиваться при нажатии, цифры на них продублируют шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей.

    В кабинах устанавливают увеличенные электронные табло и динамики для связи с экстренными службами. На первых этажах многоквартирных домов разместятся табло. С их помощью можно будет определить, на каких этажах находятся лифты. Светодиодное освещение в кабинах сделают ярче.

    Все двери будут оснащены фотозавесой, которая благодаря чувствительным датчикам не позволит им закрыться, если в проеме находится человек.

    Лифты начнут менять в столичных домах с июня. Если в подъезде несколько подъемников, их замену будут проводить поочередно, чтобы жильцы не испытывали неудобств. Перед стартом работ в подъезде дома установят информационный стенд с номерами телефонов представителя подрядной организации, инженера технического надзора фонда, диспетчерской службы фонда и городской комиссии по контролю за реализацией региональной программы капитального ремонта в Москве. По этим номерам можно уточнить всю информацию о ремонте.

    Региональная программа капитального ремонта в многоквартирных домах реализуется в Москве с июля 2015 года. Сегодня в нее входит более 27,5 тысячи домов. Всего выполняется до 15 видов работ — от ремонта основных инженерных систем и элементов домов до замены мусоропроводов.

    Ремонт на подъеме: Как меняют лифты

    Третий год в архангельских домах старые лифты меняют на новые. Масштаб и интенсивность работ вызвана тем, что в феврале 2020 года вступает в силу Технический регламент Таможенного союза, запрещающий эксплуатацию подъемников со сроком службы 25 лет.

    Предыдущие два года в столице Поморья монтировались лифты Карачаровского механического завода из Москвы – именно это предприятие выиграло торги. В 2019-м эстафету принял Щербинский лифтостроительный завод. Программа этого года разбита на четыре этапа. Уже прошли последние приемки в рамках второго этапа замены лифтового оборудования. Управляющие организации подали заявки в Ростехнадзор – в течение 10 дней специалист РТН должен выйти на объекты и дать разрешение на ввод подъемника в эксплуатацию.

    Организацией всех работ занимается Фонд капитального ремонта Архангельской области. Мы побеседовали с его руководителем Александром Бараевым о ходе программы, о дальнейших планах и о том, почему домам – владельцам спецсчетов нужно активнее интересоваться этой темой.

    Владельцы спецсчетов решают сами

    – Александр Викторович, как проходит процесс замены лифтов в столице Поморья? Что удалось сделать и что еще предстоит?

    – Плановую замену лифтов мы начали в 2016 году. За это время в Архангельске – если смотреть на небольшую перспективу, так как программа текущего года исполнена не до конца – будет обновлено 376 единиц лифтового оборудования в 90 многоквартирных домах.

    Такое пристальное внимание замене лифтов в последние годы уделяется в связи с тем, что в феврале 2020 года вступают в силу положения Техрегламента Таможенного союза, согласно которым лифты старше 25 лет нельзя будет эксплуатировать. Это вопрос, актуальный для всей страны, но для нас он имел особое значение. Архангельская область входила в десятку субъектов РФ с максимальным износом лифтового оборудования. И необходимо было принимать решение, чтобы кардинально исправить ситуацию.

    Понятно, что для успешного старта и реализации программы обязательно должно было быть понимание со стороны правительства Архангельской области, органов местного самоуправления, управляющих компаний. Ведь принятие решения здесь зависит не только от Фонда капитального ремонта. Управляющие компании должны были подготовить соответствующую документацию; муниципальные образования совместно с нами должны разработать краткосрочные планы, а профильное министерство – эти планы утвердить. Производители лифтового оборудования совместно с кредитными организациями выработали удобный подход к рассрочке платежа для регионального оператора: аванс 10 процентов, а оставшуюся сумму мы выплачиваем в течение 32 месяцев после приемки объектов. Эта совместная работа позволила организовать на территории региона масштабную замену лифтов.

    В целом по итогам текущих контрактов мы заменим свыше 830 подъемников в 231 доме на территории региона на сумму 1,7 миллиарда рублей. Это серьезные цифры, позволяющие снять остроту проблемы с лифтовым хозяйством в контексте новых требований.

    – Почему только снять, а не решить полностью?

    – Наша текущая работа – это не полное решение проблемы. Региональный оператор отвечает только за те многоквартирные дома, где собственники платят взносы на капитальный ремонт в «общий котел».

    Если открыт спецсчет – там ответственность за замену лифта лежит на самих собственниках совместно с управляющей организацией. В таких домах Фонд капитального ремонта проводить эти работы не будет. Жильцы аккумулируют денежные средства на спецсчетах, чтобы самостоятельно распоряжаться ими и принимать решения, куда их потратить. Соответственно, и решение об организации работ по замене лифтов тоже за общим собранием собственников.

    К сожалению, активность в этом направлении низкая. Несмотря на то, что некоторые подрядные организации разработали варианты рассрочки платежа и для владельцев спецсчета. Так условия несколько иные, нежели для регионального оператора, но тоже достаточно комфортные: 30 процентов аванс при заключении договора, 20 процентов после завершения замены лифта, оставшиеся 50 процентов выплачиваются в течение пяти лет. Насколько я знаю, в Архангельске пока только один многоквартирный дом на Новгородском проспекте реализует договор в этом направлении, по остальным объектам движения нет. Между тем, в областном центре в домах со спецсчетами порядка 900 лифтов, которые уже сегодня не соответствуют положениям регламента Таможенного союза.

    Возможно, граждане ожидают, что закон будет изменен или отложен по аналогии с продлением бесплатной приватизации, дачной амнистии. Теоретически такое может быть, но пока никаких решений не озвучено. А возможно, многие просто не в курсе. И вот здесь важно сказать о роли управляющих компаний. По большому счету они играют здесь первую скрипку в информационном сопровождении процесса и должны предупредить собственников о надвигающейся проблеме. Когда лифты окажутся остановлены по решению суда либо предписанию Ростехнадзора, сложности с проживанием возникнут как минимум у половины дома.

    Читайте также:  Буферы резиновые БР — разновидности и где применяются

    И это не тот ремонт, который можно сделать быстро. Лифты делаются под заказ, и только их изготовление после размещения заказа на заводе занимает порядка 30 дней. А учитывая тот высокий спрос, который сейчас есть в России, возможно и больше.

    – В какую сумму обходится замена лифта? Хватает ли на эти цели накоплений на спецсчетах?

    – Стандартный лифт грузоподъемностью 400 – 450 килограммов, рассчитанный на девять остановок, стоит около двух миллионов рублей. Следовательно, в шестиподъездной девятиэтажке замена лифтов обойдется как минимум в 12 миллионов.

    Мы видим, что многие собственники сейчас активно расходуют накопления со спецсчетов на другие виды ремонтных работ. Конечно, мы никоим образом не сомневаемся в их необходимости, но нужно понимать: процесс накопления происходит не так быстро, как хотелось бы. Например, за те пять лет, что существуют спецсчета, большие многоквартирные дома собрали примерно по четыре миллиона рублей, может быть, чуть больше. Это не сопоставимо с затратами, которых требует замена. Даже для получения рассрочки на вышеупомянутых условиях на счету должно быть порядка шести миллионов рублей. Поэтому уже сейчас надо ставить вопрос о дополнительном взносе.

    Существующий минимальный взнос носит больше социальный характер, чем экономический – мы всегда это подчеркиваем. И для замены дорогостоящего оборудования только за счет собственных средств, аккумулируемых на спецсчете, по факту взнос должен быть в два-три раза больше. Тогда реально накопить на весь объем работ без дополнительных рассрочек.

    И вот здесь еще раз акцентирую внимание на роли управляющих компаний, которые должны информировать собственников и тем самым упреждать ситуацию. Этот вопрос должен подлежать постоянному обсуждению. Потому что теоретически возможная остановка 900 единиц лифтового оборудования затронет несколько десятков тысяч жителей города Архангельска и станет более серьезной проблемой в ЖКХ, чем даже протекающие кровли. И пенять тут будет не на кого, потому что люди сами целенаправленно выбирали спецсчет.

    – Можно ли выйти из ситуации с меньшими потерями – заменить не весь лифт, а какие-то его элементы?

    – В регламенте действительно говорится, что через 25 лет лифт должен быть заменен либо модернизирован. Но что такое модернизация? Процесс, в ходе которого можно заменить устаревшие крупные детали на те, которые удовлетворяют техническим регламентам. В случае со старыми лифтами это невозможно, поскольку все конструктивные элементы не соответствуют требованиям – и это равно полной замене лифта.

    Модернизация будет актуальна для подъемников, которые ставили, начиная с 2010 года, когда регламент еще не вступил в силу, но оборудование использовалось уже другого класса, более современное. Когда в 2030–35 году до них дойдет очередь, в этом случае модернизация будет возможна.

    Одновременно в работе – семь-восемь объектов

    – С какими трудностями вы сталкиваетесь в процессе замены лифтов и как их решаете? Почему, например, архангелогородцы жаловались на затягивание сроков?

    – Хотелось бы отметить, что мы изначально достаточно удачно заключили контракты. Когда выходили на аукционные процедуры, были определенные опасения по аналогии с другими субъектами РФ, где не совсем честная борьба между потенциальными подрядчиками сводила на нет все усилия. Там компании торговались до последнего, пытаясь любыми способами вытащить контракт на себя, и занижали стоимость работ до нереальных сумм, за которые качественно выполнить работы невозможно. В прошлом году, например, сложилась катастрофическая ситуация в Ленинградской области, когда десятки лифтов оказались срезаны, исполнителей нет – и только недавно ситуация окончательно выправилась, подъемники не функционировали почти год.

    В таком объеме проблема нас миновала, тем не менее со своевременным исполнением мы тоже испытали определенные сложности. Дело в том, что в Архангельской области обеспечивать монтаж лифтового оборудования фактически некому, специалистов не хватает. Та небольшая группа монтажников, которая имеется, стабильно обеспечена работой на новостройках и дополнительно не берется даже за малые объемы.

    Мы работали с иногородними подрядными организациями, но и у них работа оказалась не в полной мере выстроена, имелись сложности с наличием персонала на объектах. Где-то работали с большими перерывами, а где-то складывались печальные ситуации, когда исполнители из монтажных организаций покидали объекты, демонтировав оборудование и сдав его в металлолом. Это было связано с внутренними разногласиями субподрядчиков, но для нас как для заказчика это выливалось в то, что объект стоял с неработающим лифтовым оборудованием и без каких-либо перспектив в кратчайшие сроки обеспечить выполнение работ.

    С нашей стороны предпринимались различные организационные меры, кроме того, мы привлекали прокуратуру города Архангельска: надзорная деятельность помогала держать подрядные организации в определенном тонусе, чтобы ни у кого мысли не было покинуть объект без исполнения обязательств.

    Мы прописываем максимальный срок выполнения работ на объектах 70 календарных дней. Как показывает практика, именно в этот период можно уложиться при правильной организации работы. Результаты прошлого и текущего года это подтверждают. Отмечу, что еще 10 дней берет для себя Ростехнадзор для проведения приемки.

    – Какой опыт по повышению эффективности работы, по предотвращению возможных проблем наработан за это время?

    – В этом году мы дополнительно ввели в контракты этапы выполнения работ. Весь объем работ по согласованию с подрядной организацией разбит на этапы – по количеству домов и лифтов. И только завершив один этап, компания приступает к следующему. Мы спланировали процесс так, чтобы одновременно в работе находилось семь-восемь объектов, а не как было изначально – до тридцати сразу. Здесь даже в случае негативного развития событий проблемы возникнут на меньшем количестве домов, и справиться с последствиями будет проще.

    Если мы видим, что организация ведет себя грамотно и квалифицированно, качественно выполняет свои обязательства, то готовы открыть для них больше объектов, чем предусмотрено графиком по контракту. Но в Архангельске по этому пути пока не идем.

    – Еще одна жалоба, которую доводилось слышать – лифт сделан, но его никак не запускают. Какие трудности возникают на этапе приемки?

    – Это вопрос качества выполнения персоналом требований по монтажу оборудования, по соблюдению всех допусков и правил. Даже на наших внутренних приемках выдавались замечания, на устранение которых тратилось по полторы недели и даже после этого нарекания оставались. Некоторые готовые объекты так сдавали по три-четыре раза. Конечно, это было не постоянно и не везде, в прошлом году такие сложности возникали на пяти объектах. В итоге все-таки удалось довести ситуацию до логического завершения.

    Тем не менее, мы не в полной мере удовлетворены взаимоотношениями с подрядчиками, и к организациям были предъявлены штрафные санкции за просрочку выполнения работ – порядка нескольких миллионов рублей. С рядом претензий они согласились и выплатили компенсации, а часть вопросов будет решаться в судебном порядке.

    Металлическая кабина и энергоэффективный двигатель

    – По какому принципу формировалась программа замены лифтов? Почему были выбраны именно эти дома, а не другие?

    – Критерий один – возраст подъемников. С нашей стороны была проведена работа с управляющими компаниями – мы получили от них паспорта лифтового оборудования, в которых указаны сроки введения его в эксплуатацию. На самом первом этапе в программу были включены дома, где лифты самые старые: 35 – 40 лет. Сейчас завершаем работу в домах, где лифтам уже либо 25 лет, либо вот-вот исполнится – в этом году.

    В целом наша работа как фонда на этом этапе не закончится, все равно будет продолжение. В ближайшей перспективе мы планируем заменить еще более 80 лифтов, из них чуть более 50 – в Архангельске. Это объекты, где собственники приняли решение отказаться от спецсчета для платежей на капремонт, а также те, которые изначально были в «общем котле», но срок эксплуатации их лифтов заканчивается в 2020 году.

    Когда именно это будет – определим в конце этого года либо в начале следующего. Если изменений в регламент таможенного союза по переносу сроков службы не будет, тогда оперативно запустим аукционную процедуру. Если произойдут изменения – возьмем паузу на год-другой, чтобы акцентировать внимание и сосредоточить финансовые ресурсы на иных видах ремонтных работ. Ведь в нашем поле зрения не только замена лифтов.

    – Помимо срока службы не более 25 лет, какие еще есть современные требования к лифтовому оборудованию?

    – Прежде всего они касаются пожарной безопасности и энергоэффективности. Если у старых лифтов внутренняя часть кабины обшита пластиком, то сейчас это не допускается. В новых версиях она сделана в металле. Обязательно устанавливаются противопожарные двери в машинное помещение. При монтаже используется оборудование, позволяющее экономить электроэнергию – двигатели с частотными приводами.

    Кроме того, обязательными являются механизмы защиты, такие как грузовзвес (он не дает начать движение, если превышены допустимые пределы) и фотошторы, которые не позволяют закрываться дверям при наличии определенного препятствия. В старых лифтах подобные опции либо не предусмотрены, либо если они были – то давно утрачена их работоспособность.

    – Если лифту еще нет 25 лет, но с ним возникают проблемы: он постоянно ломается, застревает – могут ли жильцы поменять его раньше срока?

    – В случаях, когда лифтовое оборудование не отработало свой срок, как правило, замена не требуется. В первую очередь это вопрос качественного обслуживания. Любая техника требует постоянного регламентного ухода, и лифты не исключение. Специалисты, которые этим занимаются, знают нормативный срок службы всех элементов, определяющих работоспособность лифта. И поддерживающий ремонт позволяет избежать проблем. Кроме того, где-то вовремя нужно смазать, где-то почистить. В новых лифтах, например, используется много электроники, на которую плохо влияет избыток пыли. Поэтому места, где это оборудование работает, должны постоянно убираться. Это необходимый минимум, и если он не выполняется – собственникам есть смысл задуматься о замене той организации, которая обслуживает у них лифты.

    И есть еще одна причина поломок, которая встречается не менее часто – как оборудованием пользуются. Соответствующим должно быть не только его содержание, но и эксплуатация. У нас были случаи, когда новые установленные лифты портили очень быстро: мяли и ломали двери, выкорчевывали кнопки. Понятно, что в таких ситуациях при всем желании качественное обслуживание невозможно. Сейчас в большинство подъездов доступ ограничен благодаря домофонам, но это спасает только от непрошенных гостей. Если в подъезде живут те, кто так относится к общедомовому имуществу – это не поможет. Тут лишь можно порекомендовать жильцам озаботиться видеонаблюдением в подъезде и в случаях вандализма обращаться в правоохранительные органы, взыскивать с виновников порчи лифта ущерб.

    – Александр Викторович, и последний вопрос. Как вы оцениваете качество новых лифтов и насколько легко решаются проблемы в гарантийных случаях?

    – Все оборудование достаточно хорошего качества. Гарантийные случаи, безусловно, бывают, но их не так много. И производитель достаточно оперативно устраняет нарекания, если с нашей стороны все быстро отрабатывается.

    На первоначальном этапе были шероховатости, но мы научили управляющие компании, как этот процесс можно организовывать быстрее. Если раньше УК готовили документы и направляли нам, а мы как заказчик контактировали с производителем работ, то сейчас алгоритм другой. Информация направляется управляющими компаниями напрямую на завод-производитель через электронные каналы связи, а нам для информации. Подрядчик рассматривает каждый случай и либо организует ремонт, либо высылку новых элементов. Мы со своей стороны контролируем, чтобы заявка исполнялась. Как правило, на решение вопроса уходит около семи дней.

    Ссылка на основную публикацию