Экспокамеры для изготовления клише — что это, виды и описание

Экспонирующая камера для фотополимерной технологии изготовления

На сегодняшний день среди предложений подобного оборудования для изготовления печатей, как «Экспонирующая камера» множество различных моделей.
Самые распространенные и самые ходовые модели камер для изготовления печатей: CullMann – 45, 60, 90, 120; PGraph – 45, 45Т; Soligor E- 45, E- 60 и Е- 90 (аналогичны CullMann); Ultra PL – 30, 45, 60; Ultra KS – 60, 90 (аналогичны CullMann); МКР 60; PLC – 60 (аналогичны PGraph).
Некоторые вообще собираются, скажем, в «подполье» частными мастерами, которые в погоне за выгодой (с целью сделать низкую общую стоимость оборудования) используют дешёвые и не качественные комплектующие, некоторые вообще не подлежат ремонту и быстро выходят из строя. Поэтому обращаем ваше внимание, что «дешево – не всегда значит хорошее!»
На основании мониторинга и тщательного анализа , в данном разделе мы предлагаем обзор экспонирующих камер , которые по нашему мнению являются надежными и качественными.
Руководство по изготовлению печатей и штампов по фотополимерной технологии

Экспонирующие камеры ( или “чемоданчик для изготовления” или как его ещё называют камера для печатей) следует выбирать по следующим параметрам:
количество ламп и площадь рабочего поля, по наличию цифрового таймера и производительности.
Мы предлагаем экспонирующие камеры с общей мощностью ламп 30, 45 , 60 и 90 Ватт, с таймером и без таймера, в металлическом или пластиковом корпусе, по вашим потребностям и возможностям.
У нас можно приобрести оборудование для изготовления печатей – автоматические мойки, лампы для экспокамер, а также расходные материалы.

Описание и характеристики экспонирующих камер

Экспокамеры марки CullMann :

Камеры этой марки отвечают передовым стандартам в области изготовления штемпельной продукции по фотополимерной технологии. У камер различная мощность ламп 45 Вт, 60 Вт, 90 Вт и 120Вт.
Все экспокамеры этой марки оснащены системой электронного пуска ламп.
Они комплектуются цифровым таймером с помощью которого удобно контролировать процесс экспонирования.
Площадь засветки у моделей разная, от 280 х 170 до 450 х 300.
Выполнены модели в жестком, противоударном корпусе в виде кейса.
Гарантия на все модели экспонирующих камер CullMann составляет 3 года.

В комплект поставки входит инструкция для изготовления печатей, описание технологического процесса, рекомендации по возможным ошибкам и методам их устранения.

CullMann 45

S засветки, мм / формат280 х 170
Мощность, Вт45
Габариты, мм380 х 270 х 130
Вес, кг2,5
ТаймерЕсть – ЖКИ
Корпускейс
Гарантия3 года

CullMann 60

S засветки, мм / формат290 х 210
Мощность, Вт60
Габариты, мм450 х 330 х 150
Вес, кг4
ТаймерЕсть – ЖКИ
Корпускейс
Гарантия3 года

CullMann 90

S засветки, мм / формат370 х 300
Мощность, Вт90
Габариты, мм450 х 330 х 150
Вес, кг6
ТаймерЕсть – ЖКИ
Корпускейс
Гарантия3 года

CullMann 120

S засветки, мм / формат450 х 300
Мощность, Вт120
Габариты, мм450 х 330 х 150
Вес, кг6
ТаймерЕсть – ЖКИ
Корпускейс
Гарантия3 года

Экспокамеры марки PGraph :

Камеры этой марки экономичные экспокамеры для любительской эксплуатации.
Модели PGraph45 и PGraph45 Т отличает друг от друга только наличие у последней марки таймера. Остальные характеристики идентичны.
Экспокамеры марки PGraph выгодно отличаются своей небольшой ценой, а также весьма скромными габаритами. Мощность этой камеры составляет 45 Вт, не очень большая площадь засветки размером 280 х 150 мм, но полностью подходящая для любительской эксплуатации.
Выполнены модели в пластиковом корпусе в виде кейса.
Гарантия на модели экспонирующих камер PGraph составляет 3 года.

PGraph45

S засветки, мм / формат280 х 150
Мощность, Вт45
Габариты, мм380 х 310 х 130
Вес, кг2
ТаймерНет
Корпускейс
Гарантия3 года

PGraph45 T

S засветки, мм / формат280 х 150
Мощность, Вт45
Габариты, мм380 х 310 х 130
Вес, кг2
ТаймерЕсть
Корпускейс
Гарантия3 года

Экспокамеры марки Ultra PL-30, PL-45 и PL-60 :

Служат для изготовления фотополимерных клише и имеет систему одновременного запуска всех ламп.
Модели Ultra PL-30, PL-45 и PL-60 отличает друг от друга количество ламп, наличие таймера. Система одновременного включения ламп позволяет облегчить работу и повысить качество конечного изделия.
Выполнены в противоударном пластиковом корпусе в виде кейса.
Гарантия на модели экспонирующих камер Ultra PL составляет 3 года.

Ultra PL 30

S засветки, мм / формат280 х 160
Мощность, Вт30
Габариты, мм350 х 280 х 130
Вес, кг0,8
ТаймерНет
Корпуспласт. кейс
Гарантия3 года

Ultra PL 45

S засветки, мм / формат280 х 180
Мощность, Вт45
Габариты, мм350 х 280 х 130
Вес, кг1,2
ТаймерЕсть
Корпуспласт. кейс
Гарантия3 года

Ultra PL 60

S засветки, мм / формат280 х 180
Мощность, Вт60
Габариты, мм350 х 280 х 130
Вес, кг1,2
ТаймерЕсть
Корпуспласт. кейс
Гарантия3 года

Экспокамеры марки Ultra KS – 60, KS – 90 :

Служитат для создания фотополимерных клише . Оснащены многофункциональным таймером и системой одновременного старта всех ламп.
Модели Ultra KS-60, Ultra KS-90 отличает друг от друга количество ламп. Модель Ultra KS – 90 имеет увеличенный размер рабочего поля и 6 ламп ( наибольшее из возможного количества ламп) общей мощностью 90 Ватт. Ultra KS – 60 позволяет получить за 1 цикл до 50 стандартных печатей, а Ultra KS – 60 за 1 цикл одновременно до 30 изделий. Корпус выполнен в жестком металлическом корпусе-кейсе.

Ultra KS 60

S засветки, мм / формат290 х 200
Мощность, Вт60
Габариты, мм370 х 280 х 150
Вес, кг2
ТаймерЕсть
Корпусметал. кейс
Гарантия3 года

Ultra KS 90

S засветки, мм / формат350 х 290
Мощность, Вт90
Габариты, мм460 х 326 х 150
Вес, кг2.8
ТаймерЕсть
Корпусметал. кейс
Гарантия3 года

Экспонирующая камера МКР 60 :

Экспонирующая камера для изготовления печатей и штампов.
Технические характеристики:
Площадь засветки,мм./формат: 280 х 180 мм.;
Мощность,Вт. (кол-во ламп) : 15 х 4
Цифровой таймер : Есть
Габариты: 370 х 280 х 150 мм;
Конструкция корпуса: жесткий металлический кейс.
Производит до 30 стандартных печатных клише за 1 цикл.

Как выбрать экспонирующую камеру

Когда вы в первые решили заняться бизнесом, связанным с предоставлением услуг по изготовлению печатей и штампов, перед вами возникло много вопросов, один из которых “Как выбрать экспонирующую камеру?”. Кстати, я таким вопросом не мучился, потому как мне вручили некий черный ящик из пластика с торчащим из него проводом с штепсельным разъемом на конце. Внутри ящика оказались две стеклянные трубочки, которые оказались ультрофиолетовыми лампами. Внешний вид этого, так называемого станка для изготовления печатей меня вовсе не смутил, во мне бурлили стремление и желание поскорей сделать печать и я с воплем “Банзай” принялся за дело. На сей момент, имея опыт работы в течение трех лет с различными моделями экспокамер, я позволю себе порассуждать на тему выбора экспокамеры.

Итак,прежде всего необходимо определиться с критериями выбора оборудования из множества представленных на рынке моделей. Критериями, т.е. правилами выбора, традиционно считаются: цена и качество.Цена- это количество денег,которое вы готовы заплатить за необходимый вам продукт.Качество – это обобщённое понятие,в которое входит:надёжность,удобство в работе,производительность,и.т.д. У нас получается многокритериальный выбор. Наукой доказано,что невозможно произвести выбор так,чтобы оба критерия соответствовали оптимальному для нас значению. В любом случае,попытка понизить или повысить значение одного критерия приведёт к изменению значения другого. Проще говоря,пытаясь снизить цену,которую мы готовы заплатить,мы снижаем и качество товара. В теории принятия решения в разделе многокриториального выбора имеются пути решения подобного рода задач,один из которых нахождение оптимума между двумя критериями. В нашем случае речь идёт об оптимальном соотношении цена – качество.

Однако и этот путь очень сложный и потребует много времени. Я же предлагаю другой способ выбора экспонирующей камеры,основанный на последовательном применении сначала цены,а потом качества. А если подробнее,то можно заметить, что цена самой дорогой экспокамеры,предлагаемой на рынке составляет не более 12 тыс.рублей.Эти деньги,если вы не будете сидеть сложа руки и она не будет пылиться где-нибудь в чулане, вернутся к вам через месяц,другой. Поэтому есть смысл зафиксировать критерий цены на уровне 12 тыс.рублей. Далее,применяем второй критерий -качество. Здесь немного придётся поразмыслить. Для этого, качество разложим по полочкам:

1. Надёжность. Экспонирующая камера состоит из корпуса,ультрафиолетовых ламп и всё. Ломаться,в принципе,нечему. Единственное,что может произойти, может перегореть лампа. Имея под рукой запасные лампы,об этой проблемме можно не думать.

2. Производительность. Количество клише печатей у экспонирующей камеры варьируется от 2-х до 25-ти штук за цикл.Здесь стоит задуматься:какая вам нужна камера – с меньшей рабочей поверхностью, либо с большей; планируется ли у вас большой обьём изготовлений, либо более скромный (к примеру для собственных нужд фирмы).

3. Удобство в работе. Основной элемент,который служит для удобствта при эксплуатации камеры, является таймер. Задаёшь время засветки и лампа выключается в нужный момент.Вещь полезная,но необходимая при большом количестве заказов,идущих один за другим в течение дня.Второй момент обеспечивающий удобство – это двухсторонняя засветка. Тоже самое, когда шампур с шашлыком не нужно переворачивать.Позволяет в 2 раза сократить время засветки(не более 1.5 минуты). Незначительная экономия времени. Вот если хотя бы процентов на 30,то за это стоило бы переплачивать.

4. Качество продукции. Есть такая вещь,как система одновременного запуска ламп ,которая, якобы влияет на качество клише. Всё это бред. Как и бред то ,что необходимо соблюдать при изготовлении камеры определённое расстояние между засвечиваемой поверхностью и источником ультрафиолета. Обьясняю почему. Полимер затвердевает под воздействием ламп мощностью,допустим,6 В. в течение 60 – ти секунд. Если одна лампа зажгётся позже другой на одну секунду, то ничего не случится.Можно увеличить или уменьшить время засветки,при этом получить одинаковую глубину затвердевания полимера путём изменения расстояния между лампами и засвечиваемой поверхностью,либо изменяя мощность ламп (пониженное или повышенное напряжение в электросети может повлиять на время засветки).Таким образом, эти широко рекламируемые штучки никак не влияют на качество продукции. А что напрямую влияет,так это качество применяемого фотополимера.

Итак у меня есть 12000 рублей и мне нужна камера, на которой я бы смог изготавливать 5 печатей одновременно, не нужен таймер, не нужна система одновременного запуска ламп и двусторонняя засветка. Все мои требования сформированы и я начинаю искать. Отобрав несколько вариантов, выбираю меньший по цене и заказываю его, учитываю при этом условия доставки и оплаты. Такой вариант обойдется не дороже 4000 руб.

Или другой вариант. Мне нужна камера на которой я бы смог изготавливать 5 печатей одновременно, нужен таймер т.к. я отвлекаюсь постоянно на другие дела, не нужна система одновременного запуска ламп и двусторонняя засветка. Такой вариант обойдется не дороже 6000 руб.

И в заключении хочу сказать, что экспонирующая камера папрямую никак не влияет на качество., в ней лишь создаются условия для преобразования фотополимерной смолы из жидкого в твердое состояние. Такие условия, к стати созданы и на большинстве дискотек, можно приноровиться совмещать приятное с поезным. Качество – это прежде всего полимер и негатив.

Василий Ветров 31.03.2010

–>

Печати почтой
Печати с доставкой по почте или куръером в регионы России, СНГ и зарубежья
Читайте также:  Как снять фаску с доски?

–> –>

Бизнес план | Частые вопросы |

Авторские права © 2011 1-я Штемпельная мастерская. Все права защищены

Расходные материалы для изготовления печатей и штампов.

Предприятие является региональным представителем “Графика-М” продает фотополимер
твердеющий под ультрафиолетовым светом, все расходные для изготовления клише
и оснастку для печатей и штампов по оптовым ценам.

Есть в наличии на складе, доставка – от 3 до 7 дней.

Жидкий фотополимер для изготовления печатей и штампов.

FLORA

PHOTOPOLYMER

COLOP VX55

ROEHM

Цена оптовая: 1400 руб/кгЦена оптовая: 1330 руб/кгЦена оптовая: 1600 р/кгЦена оптовая: 1600 р/кг
Цена розничная: 1680 руб/кгЦена розничная:1600 руб/кгЦена розничная: 1800 р/кгЦена оптовая: 1920 р/кг

Полимер и режимы засветки

ПРИМЕРНОЕ ВРЕМЯ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ПОЛИМЕРОВ (рекомендации даны специалистами ООО “Графика-М”).

Название полимераПроизводительВремя первой
засветки (сек)
Время второй
засветки (сек)
Время финишной
засветки(сек)
FLORA (SkyTone)Южнокорейский концерн Basekorea Co., Ltd30150600
VE 55 (Полигост)EXELL (Италия)25250600
VerbatimChemence (Англия)45120360
Ideal 40, 50M&R (США)45250600
RoehmРоехм-Кемикэлз, США25125600
Colop VX-55Chemence (Англия)25125600

Параметры приводятся для засветки 4-мя лампами по 15. 20 Вт сверху и 6-ю лампами по 15. 20 Вт снизу. Если используете другие параметры для экспонирования – время засветки полимера будет другим. Важен только один период: время экспонирования со стороны субстрата. Подберите такое время, что бы средний слой печати составил пполовину от толщины клише. Второй период, когда светим свозь негатив, менее критичен и может в 2. 4 раза быть больше первого.

Самостоятельный подбор времени экспонирования описан ниже.

Описание полимерных смол

Жидкий фотополимер FLORA BL 50 C
Liquid Photopolymer

Отличительные черты: универсальный (многоцелевой), клише (или печатные формы) отличаются повышенной эластичностью, прочностью и качественным переводом краски на бумагу. Основные сферы применения: изготовление клише штампов, пластин для флексографической печати. Не окрашен, имеет почти прозрачную массу. Произведен в Южной Корее. Продается в упаковке по 2 кг. Снабжен конусом для удобного дозирования. Свойства: низкая адгезия (липкость), большой ресурс прочности. Технические параметры:
Твёрдость готовой печати по Шору, усл. ед. 45. 50
Совместимость с краской: краски на водной и гликолевой основе
Готовое клише:
Предел прочности на разрыв 1.6
Растяжение 70-80%
Цвет: молочный
Примечания:
-По сравнению с другими полимерами время экспонирования больше на 20. 30%.
-До 2011 года южнокорейский полимер продавался в металлической таре под названием SKYTONE LX150
Произведен и расфасован в Южной Корее

Жидкий фотополимер PHOTOPOLYMER i50hv

Обеспечивает превосходное качество печати с минимальным растискиванием. Хорошо переносит чернила на бумагу.

Технические параметры:
Твёрдость готовой печати по Шору, усл. ед. 49. 53
Совместимость с краской: краски на маслянной, водной и гликолевой основе.
Хранить при температуре от 10 до 50 С
Готовое клише:
Предел прочности на разрыв 1.6
Тональный диапазон 5. 95%
Цвет: прозрачный
Минимальное пятно 0,25 мм
Минимальная толщина линии 0,1 мм
Гарантированное количество оттисков: более миллиона.

Произведен и расфасован в Англии.

Жидкий фотополимер COLOP VX55

Жидкий фотополимер ROEHM

Отличительными свойствами фотополимера Roehm являются:
пригодность для работы с любым видом экспонирующей камеры,
высокая текучесть, стабильность свойств и времени экспонирования, значительно больший, по сравнению с другими марками, срок годности. Готовая печать обладает повышенной износоустойчивостью и, в то же время, оптимальной мягкостью и эластичностью, что гарантирует качественное выполнение микротекстов и мелких изображений.
Фотополимер ROEHM произведен американской компанией.
Продается в упаковке 1 кг.
Твёрдость готовой печати по Шору, усл. ед. 50-51
Условная прочность при растяжении, МПа 3,0
Относительное удлинение при разрыве,% 250
Набухание в воде, % вес 0,5-0,6
Набухание в изопропаноле, % вес 60-70
Набухание в бутилацетате, % вес 180-190
Вязкость жидкого полимера, cn 7.500

Твердый фотополимер для горячего тиснения (Япония)

Лист А4, толщиной 1 мм, в пачках по 20 листов. Цена за упаковку 20 шт 19120 руб
Лист А4 1.45 мм, в пачках по 20 листов. Цена за упаковку 20 шт 56000 руб

Возможна продажа по 1 листу. Но гарантия не предоставляется.
Пластинa MSX-100 215х310мм 1 лист толщина 1 мм 1500 или 1750 руб в зависимости от партии.
Пластинa MSX-145 215х310мм 1 лист толщина 1,45 мм 2800 или 3360 руб в зависимости от партии.

Если Вас интересуют клише для тиснения – мы изготавливаем из магния, латуни, оргстекла. Пришлите заявку на e-mаil. Пришлём в любой город.

СУБСТРАТ

А нужен ли субстрат (подложка), если клише и без него выглядит хорошо? Если клише предполагается использовать долго, применяйте субстрат.
Не рекомендуется делать клише без субстрата, т.к. клеевой слой оснастки, которым закрепляется готовое клише вступит в химическую реакцию с полимером (без подложки), а полимер является химическим веществом (смолой), что приведет к раннему или позднему разрушению сцепки полимера и клеевого слоя. Клише “уедет” с клеевого слоя оснастки.
Чем толще подложка (субстрат), чем лучше и долговечнее клише, мы предлагаем
Субстрат формат A4, 210х310 мм, толщина 100 микрон (Италия), арт 511210200
Субстрат формат A4, 210х310 мм, толщина 125 микрон (Италия), арт 511210202
Субстрат формат A4, 220х310 мм, толщина 125 микрон (Англия)
Экономически не выгодное решение не использовать субстрат, ради ухудшения качества печатей!
Субстрат следует располагать шершавой стороной к полимеру.

Плёнка для фотовывода на лазерном принтере

Мы предлагаем два вида плёнки формат А4:

FOLEX-BG-68

  • Прозрачная. Folex-imaging-ип-68.
  • Толщина 0,125 мм
  • Произведена а Швейцарии.
  • Имеет специальное антистатическое покрытие.
  • Разработана специально для фотовывода оригинал-макетов
  • Устойчива к воздействию температуры
  • Продается листами и в пачках по 100 листов

    KIMOTO

  • Матовая (калька)
  • Толщина 0,09 мм
  • Использовать принтер с разрешающей способностью более 600 dpi
  • Не коробит от температуры
  • Пропускает УФ-излучение
  • Продается листами и в пачках по 25 листов

    Матовая пленка NovaSharp Pearl
    для печати негативов на лазерном принтере 100 листов ИНДИЯ

    • размер, мм: 210×297 (A4)
    • упаковка малая: 25
    • применение: для печати негативов на лазерном принтере

    Выбор бордюрной ленты (липкой резины)

    Общепринятая мировая толщина клише для оснастки любых производителей Trodat, Colop, GRM, Shiny – 2,3 мм.
    Для получения клише данной толщины – 2,3 мм лучше всего использовать мягкую бордюрную ленту высотой 2,8 мм (высота вместе с защитным слоем):
    Липкая резина 2,8мм х 10мм х 20м (Италия), арт. 511310100
    Удалив защитный слой, резина получается высотой 2,6 – 2,7 мм. Но, не надейтесь получить нужную толщину с помощью “бордюрки” – заготовьте шайбы толщиной 2,4 – 2,5 мм и расположите их между стеклами. Приклеив резину, рекомендуется налить полимер примерно на высоту бордюрной ленты. Далее прижав между стеклами, мягкая резина еще больше сжимается до размера калибровочных шайб и становится 2,4 мм включая толщину негативной плёнки, это позволит уйти лишнему полимеру и изготовить клише не менее 2,3 мм, допустимо клише 2,5 мм. Многое зависит от силы зажима – давление должно быть достаточным, что бы сжать стекла до касания с калибровочными шайбами.
    Бывают бордюрные ленты повышенной жесткости и большой высоты. жесткость которых не дает возможности установить между стеклами калиброванное расстояние. В таких случаях ленту можно резать вдоль и получать менее “пружинящие” борта.
    Высота клише не менее 2,3 мм необходима для работы с автоматической оснасткой любых производителей! У нас можно приобрести бордюрную ленту.

    Универсальная методика Пинcoнa Ю.O. подбора времени для любого жидкого полимера.

    Как правильно экспонировать фотополимер

    -имеется источник света в X Вт.
    -подготовлен “бутерброд”, состоящий из нижнего стекла, негатива, бордюрной ленты, жидкого полимера, субстрата, верхнего стекла. Расстояние между стеклами в пределах 2. 2,5 мм

    Делаем упор, который отвечает за постоянное расстояние между верхним стеклом и лампой-источником ультрафиолетового света. Какое расстояние должно быть? Выбирайте расстояние пропорционально мощности источника. Примерно 1 Вт=3 мм. т. е. для лампы в 40 Вт, оптимальное расстояние будет 12 см. Х(Вт):3=Н (высота упора в сантиметрах)
    Для получения печати или штампа нужно засвечивать с двух сторон. Сначала экспонируем со стороны второго стекла (негатив внизу, субстрат вверху). Потом переворачиваем и экспонируем со стороны первого стекла. Второе время экспонирование вдвое больше первого. Например, сначала засвечивали 55 секунд, переворачиваем м и светим 1 минуту и 50 сек.
    Разнимаем стекла движением скручивания. Т.е. не так, как открываем книгу, а как будто крутим стрелку на больших часах.. Потом медленно убираем негатив, т.к. резкое движение отрывает полимер от субстрата. Промываем клише в горячей воде. Не кипяток, но если рука терпит (менее 70 С°)-идеальная температура.
    Если разняв стекла обнаруживаем, что полимер не «схватился» – остался жидким, то время экспонирования (первое и второе) недостаточно-увеличивайте время экспонирования. Противоположный вариант: между стекол обнаруживаем монолит ровной толщины. На нем нет рельефа букв и рисунка. Время экспонирования- велико – сокращайте. Если поймать время сложно (был случай, когда 6 сек-мало, а 8 сек-много) — измените высоту упора. Но при этом имейте в виду: интенсивность изменяется пропорционально квадрату расстояния. Если расстояние увеличится в 2 раза, мощность источника света уменьшиться в 4 раза. При большом расстоянии от источника УФ до “бутерброда” подобрать время экспонирования проще.
    Если время оптимально, то высота букв будет примерно равна половине высоты клише, т. е. 1. 1,5 мм. Если буквы выше, то первое время нужно увеличить на несколько секунд и повторять опыты, пока не приблизимся к высоте

    1мм. Если высота букв меньше 1 мм, то пробельные элементы (межбуквенное расстояние, средний слой) будутотмарывать оттиск.. В этом случае первое время нужно уменьшить. Добившись хорошего вида клише запишите время экспонирования. Первое и второе. Важно подобрать точно первое время, когда экспонируем со стороны субстрата, второе время (светим через негатив)- не критично. Оно может быть в два, три или даже в 4 раза больше первого – на клише сильно не повлияет.
    Для придания прочности клише, после промывки, положите клише в плоскую посуду и положите под УФ- лампу (можно на меньшее расстояние-чем при экспонировании) на 5-10 минут.
    Часто спрашивают: какой полимер лучший? Сколько пользователей – столько и мнений. За каждым составом стоят много-летние исследования химиков. В основном, все полимерные смолы совершенны. Надо только к ним приспособиться. По десятилетнему опыту использования полимеров и общения с другими «полимерщиками» получается: всегда лучший полимер тот, с которого ты начинаешь работать. Первые опыты вырабатывают некий алгоритм. В процессе обрастаешь какими то тонкостями типа мыть в горячей воде, мягкой щеткой, дешевым жидким мылом и т. п. Потом берешь более раскрученный (расхваленный, дорогой) полимер и убеждаешься, что предыдущий – лучше. Вывод: начинайте с самого доступного полимера и он будет лучшим.
    Что влияет на свойства полимера? Есть виды, которые нужно потребить в течении года, после открытия тары. От них лучше отказаться. Большинство могут ждать годами, только на солнце их не держите. Учтите, что в зимнее время температура воздуха снижается. А хранить стараемся полимер на полу — что бы подтеки далеко не разбегались. В итоге, из привычных +22°С он становится +16°С. И в этом случае время его экспонирования следует увеличить. Летом — уменьшать.

    Читайте также:  Что такое паровой автоматический стерилизатор и как им пользоваться?

    © Все права на материалы, находящиеся на сайте grm02.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. Допускается копирование фрагментов с ссылкой на сайт – источник.

    Как изготавливают клише, методы

    Самих методов изготовления клише не много, в зависимости от типа самих клише, то беж материала из которого они изготовлены

    Самые дешевые – фотополимерные клише, делаются из твердого фотополимера, мы не изготавливаем такие клише, и не рекомендуем их в работу, но о их технологии и применении расскажем ниже.

    Второй вид – металлические клише (магниевые, латунные, стальные, медные, цинковые), самые распростаненные магниевые, обусловлено ценой и простотой технологии. Тиражестойкость магниевых клише около 50 тыс отпечатков, но все это зависит от условий эксплуатации.

    Технологически металлические клише изготавливают фрезерованием или травлением. О чем мы и расскажем.

    ФОТОПОЛИМЕРНЫЕ КЛИШЕ.

    Фотополимерные клише для горячего тиснения изготавливаются обычно на специализированном оборудовании, включающем в себя засветочное, вымывное и сушильное устройства.

    Фотополимерные пластины – заготовки представляют из себя фотополимер, нанесенный на металлическую подложку и защищенный от воздействия света защитной пленкой.

    Технология изготовления фотополимерных клише

    Технология изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения следующая:

    Подготовка заготовки. Из исходной фотополимерной пластины вырезается заготовка размером с будущее клише.

    Засветка заготовки. Заготовка засвечивается через пленку-оригинал на специальном засветочном устройстве. Засветка обеспечивает полимеризацию полимера в местах засветки и, следовательно, его закрепление (затвердивание). Засветочное устройство фотополимерных форм состоит из вакуумного стола, накрытого сверху матовой вакуумной пленкой. Над вакуумным столом размещен ряд ламп «дневного света» УФ диапазона мощностью 40-80 Вт каждая.

    Вымывание незасвеченного фотополимера из заготовки. Пластину закрепляют на рабочем столе вымывного устройства и производят вымывание незасвеченного фотополимера в слабощелочном растворе. Вымывное устройство состоит из рабочего стола с листом магнитной резины на нем и металлической ванны с закрепленными на ее дне вымывными щетками. Рабочий стол с примагниченной к нему (или закрепленной на двухстороннем скотче) фотополимерной заготовкой производит медленные вращательные движения по щеткам. Щетки скользят по поверхности полимера и удаляют из пластины незасвеченные частицы фотополимера. По окончании процесса вымывания мы получаем на пластине необходимый нам рельеф клише.

    Сушка. В результате процесса вымывания мы получили из фотополимерной пластины клише для горячего тиснения, но пластина впитала в себя вымывные растворы. Чтобы высушить пластину (удалить излишки влаги из полимера) нам необходима операция сушки. Сушку производят на специальных сушильных лотках в сушильной установке. В процессе сушки из пластины удаляются остатки вымывающего раствора, и фотополимерное клише приобретает свои реальные размеры.

    Окончательная засветка. В процессе засветки заготовки клише времени экспонирования фотополимера недостаточно для полной его полимеризации. Он лишь частично полимеризуется для возможности вымывки незасвеченного фотополимера. Это связано с тем фактом, что для полной полимеризации требуется много времени, что может привести к перезасветке. Поэтому время засветки фотополимера строго регламентировано. Окончательную полимеризацию пластины проводят в засветочном модуле без использования пленки-оригинала. Пластину засвечивают до полного окончания процесса полимеризации фотополимера (затвердения). После окончательной засветки фотополимерное клише готово к работе.

    Оборудование для изготовления фотополимерных клише

    Оборудование для изготовления фотополимерных клише для горячего тиснения обычно различают по максимальному формату производимых форм и количеству функций, совмещенных в одном конструктивном модуле.

    Наиболее распростронены моноблочные конструкции (все функции в одном корпусе) и двухблочные (вымывная машина + засветочно-сушильная машина).

    Моноблочные конструкции – наиболее простые в эксплуатации и дешевые устройства форматом от 15*20 см и до 68*86 см (бывают размеры до 70*100 см, но это скорее исключение из правил). Все операции в моноблоках управляются независимо друг от друга: вы можете параллельно изготавливать до 3-х пластин, находящихся в разных частях моноблока на различных стадиях технологического процесса.

    Основными преимуществами моноблоков являются их компактность, простота работы с ними и невысокая стоимость.

    Основным недостатком моноблочных конструкций является взаимное воздействие блоков друг на друга. Работающие лампы засветочного модуля выделяют озон, блок вымывки выделяет вредные испарения растворов, сушильное устройство нагревает все элементы машины – все эти процессы медленно разрушают детали машины.

    Большинство моноблоков позволяют получать фотополимерные клише для горячего тиснения и блинтования хорошего качества.

    Однооперационные и двухоперационные блоки изготовления фотополимерных клише позволяют избавиться от основного недостатка моноблочных машин – взаимного разрушающего воздействия секций друг на друга. Но при этом они требуют больше места для своей установки и дороже стоят.

    Обычно раздельные блоки для изготовления фотополимерных форм – это высококачественное дорогое оборудование форматом до 130*100 см и больше. На таком оборудовании можно изготавливать как клише для горячего и блинтового тиснения, так и растровые формы высокой печати самого высокого качества.

    МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КЛИШЕ

    Основными металлами для изготовления клише являются магний, цинк, медь и латунь. Иногда используются сталь.

    Для изготовления металлических клише используются два основных метода: химический (травление) и механический (ручное или станочное фрезирование). Большую часть клише для горячего тиснения делают химическим методом – травлением металлических пластин.

    Химический способ изготовления металлических клише (травление клише).

    Этот метод наиболее популярен при изготовлении клише из магния, цинка и меди. Возможно также травление латуни и стали, но используется оно только при травлении на небольшую глубину (примерно 0.3 мм), т.к. эти химические процессы еще не до конца изучены и качество травления этих металлов оставляет желать лучшего.

    Основные принципы метода беспорошкового травления

    Основной задачей в процессе изготовления металлического клише методом травления является прогнозирование формы рельефа его печатных элементов, т.е. задача пространственной направленности процесса растворения металла.

    Для объяснения эффекта пространственно-направленного травления печатных форм был выдвинут целый ряд гипотез: “ударная”, “тепловая”, “миграционная”, гипотезы “смачивания” и “натекания”, “электрохимическая” и др.

    Наиболее простой для понимания, на мой взгляд, является “миграционная” теория. Ее и выбрал институт PERI для описания и использования технологии травлении форм для высокой и глубокой печати, а также клише для горячего тиснения.

    В технологии PERIetch растворение (вытравливание) металла в травящем растворе происходит в два этапа. В течение первого этапа металл превращается в ионы, которые оседают в виде тонкой пленки на его поверхности.

    Присутствующее в растворе ПАВ (поверхностно-активное вещество), являющееся пленкообразующей добавкой, вступает в реакцию с ионами металла и образует защитную пленку («корку») на его поверхности, которая затем разрушается струей раствора, смывается в сторону (мигрирует) и оседает на боковых стенках области изображения.

    Так как на боковые стенки элементов изображения струя раствора попадает под скользящим углом, то сила ударного воздействия на осажденный слой оказывается недостаточной для отщепления пленки. Поэтому на боковых стенках постоянно присутствует изолирующий слой смеси ПАВ с солями металла, которая защищает область изображения от травления в боковых направлениях.

    Путем тонкого регулирования ударной отщепляющей силы травящего раствора, которая зависит от относительной угловой скорости раствора и пластины, и скорости формирования пленки, зависящей от концентрации в растворе пленкообразующей добавки и температуры раствора, можно контролировать угол наклона боковых стенок.

    При травлении клише для тиснения возможность достижения за один прием растровых (полутоновых) и штриховых элементов ограничена. В течение первых 2 – 4 минут травления полутоновые структуры наполняются «корковым» агентом и процесс прямого травления на этих участках пластин останавливается. Требуются дополнительные 8 – 12 минут для вытравливания до необходимой глубины участков, содержащих штриховые и плашечные элементы. В течение этого времени травильный раствор проникает через закрывающую полутоновые участки «корку», в результате чего происходит травление тонких линий в поперечном направлении.

    Данная технология допускает изготовление за один прием комбинированных клише с растровыми участками с разрешением (для медных пластин) до 85 – 100 линий на дюйм (33 – 40 линий на 1см). Для получения более тонких структур необходимо предпринимать дополнительные меры защиты от травления полутоновых участков в те промежутки времени, когда производится травление линейчатых участков и наоборот.

    Пластины для изготовления клише методом травления поставляются со светочувствительным слоем (с фоторезистом).

    Пластина состоит из следующих слоев:

    1. слой черной защитной пленки

    2. слой фоторезиста

    4. слой защитной краски

    Слои светочуствленной металлической пластины для изготовления клише для горячего тиснения методом травления:

    1. Слой черной непрозрачной полиэтиленовой пленки, для защиты слоя фоторезиста (слой 2) от воздействия света и от механических воздействий.

    2. Слой фоторезиста – слой непрозрачного фотополимера, полимеризующегося под действием УФ-света и устойчивый после полимеризации к воздействию слабых кислот. Фоторезист используется в качестве матрицы при травлении металла (слой 3).

    3. Слой металла – собственно и есть заготовка для изготовления клише.

    4. Слой защитной краски – слой кислотостойкой краски (обычно темно-зеленого цвета), предназначенный для защиты основания пластины от подтравливания в процессе травления клише.

    Поставляются также пластины без очуствления. В них отсутствует слой фоторезиста. Из таких пластин можно делать клише методом травления (нанося фоторезист самостоятельно) или методом гравировки.

    Травление магниевых и цинковых пластин

    Методы травления магниевых и цинковых пластин очень похожи: используется одно и тоже оборудование и травильный раствор (азотной кислоты). Разница в технологиях состоит лишь в разнице добавок в кислоту. В последнее время травление цинка уже почти ушло в прошлое. Факт ухода от работы с цинковыми клише связан с их маленькой тиражестойкостью (до 10 тыс. оттисков в сравнении с 50 тыс. оттисками у магниевых клише) и с большой вредностью работы с цинком для человеческого организма (тяжелый металл).

    Оборудование для изготовления магниевых и цинковых клише.

    Как уже сказано выше, для травления магния и цинка используется одно и тоже оборудование. Эти травильные машины изготовлены из нержавеющей стали и пластиков и состоят из травильной ванны и пульта управления. В травильной ванне происходит набрасывание рабочего раствора на обрабатываемую пластину.

    По способу набрасывания раствора на пластину все травильные машины делятся на лопаточные и форсуночные.

    В ванне травильной машины лопаточного типа расположены валы с лопатками. Лопатки погружены в рабочий (травящий) раствор на несколько сантиметров. В рабочем режиме валы вращаются и лопатками набрасывают раствор на обрабатываемую пластину. В травильной ванне установлены также устройства для поддержания рабочей температуры травящего раствора: датчик температуры, ТЭН и охлаждающий змеевик. В некоторых моделях травильных машин на дно травильной ванны устанавливают циркулирующий насос для перемешивания рабочего раствора, но есть ли в нем необходимость – вопрос спорный, т.к. на качестве магниевого клише он отражается лишь косвенно и не значительно (за счет циркуляции раствора возможна его фильтрация от возможных загрязнений).

    К лопаточным травильным машинам относятся машины STOMA (Германия), Ultramatic и MAG (итальянских производителей), а также несколько машин американского и английского производства. По параметру цена/качество наиболее интересными машинами являются итальянские машины серии Ultramatic (цена машины от 11 тыс. $ при формате машины 40*50 см), т.к. немецкая машина Stoma значительно дороже (несмотря на одинаковое качество получаемых клише). Машины серии MAG немного уступают по конструкции машинам Stoma иUltramatic, но при высоком профессионализме травильщика и на этих машинах можно получать клише хорошего качкства. Машины для травления магниевых клише американских и английских производителей в российских типографиях встречаются редко. По ценовой категории эти травильные машины близки к немецким машинам Stoma.

    Основным плюсом лопаточных травильных машин является простота работы на них и простота их чистки и ремонта. Минусом лопаточных машин является большой объем травильного раствора, обязательно заливаемого в ванну.

    В ванне травильной машины форсуночного типа под обрабатываемой пластиной находится набор трубопроводов с форсунками, расположенными в одной плоскости. Эта система трубопроводов с форсунками должна обеспечивать равномерное опрыскивание всей поверхности обрабатываемых пластин. Это означает, что число патрубков, расположенных вне рабочего участка должно быть больше, чем по центру вращающегося держателя обрабатываемых пластин. Под травильной ванной размещен бак с рабочим раствором. В этом баке поддерживается необходимая температура раствора с помощью тех же элементов, которые используются в лопаточной машине (ТЭН + змеевик + термодатчик). Рабочий раствор с помощью компрессора качается из бака и, посредством системы форсунок, набрасывается на пластину. Далее раствор собирается на дне ванны (под форсуночной системой) и поступает обратно в бак. Так он и циркулирует по кругу.

    К травильным машинам форсуночного типа относятся некоторые машины американского производства и старые цинкографские машины одесского производства, использующиеся в СССР для изготовления клише для высокой печати. В последнее время травильные машины форсуночного типа при травлении магния почти не используются. Этот факт связан с более сложной конструкцией форсуночных систем, в сравнении с лопаточными машинами, и, соответственно, с большими сложностями в профилактических и других ремонтных работах. Но в некоторых российских типографиях перенастроили старые одесские цинкотравильные машины на работу с магниевыми пластинами и при высоком профессионализме травильщиков получают магниевые клише отличного качества.

    Основным плюсом форсуночных машин является более экономное использование раствора: мы можем заливать не весь бак. Основным минусом форсуночных машин является сложность их чистки в случае засорения: тяжело найти какая форсунка засорилась, сложно чистить трубы подачи раствора к форсункам.

    Согласно утверждениям западных специалистов, на лопаточных машинах лучше получаются штриховые клише и плашки, а на форсуночных – растровые клише. Т.к. на магнии редко делают растровые клише (это больше прерогатива медных клише), то и использование форсуночных машин для травления магния не целесообразно. Зато для травления медных растровых клише форсуночные машины вполне подходят.

    Магниевые клише применяются в следующих технологических процессах:

    1. Клише для горячего тиснения, конгревного и блинтового тиснения.

    2. Матрицы для изготовления резиновых флексоформ.

    3. Рельефное тиснение (подошвы для обуви).

    4. Термические штампы для изготовления нашивок на спецодежду (шевроны).

    5. Температурная высечка (высечка пластиков магниевыми нагретыми острыми клише).

    6. Объемные таблички и награды.

    7. Матрицы для изготовления резиновых штампов.

    8. Высокая печать и простые виды глубокой печати.

    Методы изготовления клише

    Клише – средство для создания оттиска, промежуточный носитель визуальной информации, с помощью которого изображение контактно передается на запечатываемую поверхность – бумагу, картон, пластик и пр. Печатающие элементы клише возвышаются над пробельными.

    Какой материал будет выбран для создания клише, зависит от планируемого объема тиражей, материала носителя, вида тиснения и других параметров. В основном, это:

    1. Фотополимеры (для блинтового и плоского тиснения небольшими тиражами)
    2. Силикон (для печати средних тиражей на пластике), резина и чернилонаполненная резина (позволяют производить сразу печатающее клише).
    3. Металлы (в т.ч.цинк, магний, латунь, медь и сталь).

    Различные металлы подразумевают различные технологии обработки.

    Фотополимерные клише изготавливаются из фотополимерной пластины, защищенной от УФ-лучей с помощью специальной пленки. Из пластины вырезается элемент, соответствующий по размеру будущему клише. Перед экспонированием защитная пленка с него удаляется, а вместо нее размещается другая пленка с нанесенным на нее графическим изображением-маской – негативом будущего оттиска – и осуществляется засветка. В ходе засветки незащищенные изображением фрагменты пластинки подвергаются полимеризации – отвердеванию, а защищенные сохраняются в неизменном состоянии: они и вымываются после с помощью вымывного устройства. Таким образом, поверхность пластины приобретает требуемый рельеф. После этого будущее клише сушится и подвергается вторичной засветке, обеспечивающей достаточную износостойкость печатающих элементов (в одно экспонирование подобной стойкости без разрушения полимеров добиться нельзя). После вторичной полимеризации клише готово к работе.

    ПЛЮСЫ: Этот метод позволяет быстро (меньше часа) и сравнительно дешево изготовить клише с достаточно высокой степенью точности.

    МИНУСЫ: Глубина рельефа не превышает 1,5 мм, тиражестойкость такого клише ограничена несколькими тысячами экземпляров.

    Это многоступенчатая технология, использующаяся для создания резиновых и силиконовых клише. В зависимости от характеристик материала процесс и действующие вещества могут немного отличаться, однако общая схема одинакова. На первом этапе создается форма (из гипса, магния, кремния и пр), при этом обращенные к будущей печатной стороне клише поверхности формы делаются максимально гладкими, а в самой форме остаются отверстия для вывода излишков материала. Далее при помощи термопресса изготавливается матрица будущего клише, а само оно вступает во взаимодействие с вулканизирующим агентом, в результате чего молекулы резины «сшиваются», что обеспечивает высокую прочность материала, одновременно снижая его пластичность и абсорбирующую способность.

    ПЛЮСЫ: Таким образом создаются весьма износостойкие клише, не разрушающиеся под воздействием многих видов красителей. На однажды настроенном оборудовании можно производить огромное количество единиц продукции.

    МИНУСЫ: Так как процесс состоит из многих последовательных действий, на каждом этапе возможна ошибка, что требует высокого профессионализма исполнителей. Кроме того, оборудование дорого и окупается только при огромных тиражах, например, при создании единообразных печатей общего назначения без указания реквизитов.

    Химический способ изготовления

    Химический способ (травление) подходит для мягких металлов, таких как магний и медь, а при травлении на небольшую глубину применяется также для латуни и сталей. Изготовление клише из цинка становится все менее распространенным в связи с вредностью этого производства для исполнителей и окружающей среды. На рынке представлены как пластинки с нанесенным слоем фоторезиста, позволяющими оптимизировать процесс подготовки, так и без него – в таком случае фоторезист наносится самостоятельно.

    Суть процесса в удалении верхнего слоя материала путем воздействия на него химическими реактивами, активизирующимися при определенных условиях. Для получения определенного рельефа используется наложение маски – защищенные участки остаются без изменения.

    Травление проходит в травильных машинах, состоящих из травильной ванны и пульта управления. На пластину, расположенную на дне травильной ванны с помощью лопаточки (в лопаточных травильных машинах) или – реже – форсунки (в форсуночных аппаратах) набрасывается раствор. Угол травления, зависящий от запечатываемого материала и способа тиснения, для магниевый и цинковых клише регулируется путем изменения температуры и скорости нанесения раствора. В случае с медью процесс несколько сложнее за счет необходимости использовать дополнительные добавки.

    ПЛЮСЫ: Травление обеспечивает высокую производительность, дает возможность за один цикл создавать несколько клише. Персонал для работы легко обучаем.

    МИНУСЫ: Травление не относится к экологичным производствам, требует утилизации отходов, создание специальных условий труда. Кроме того, таким методом невозможно получить многоуровневые клише.

    Механическое изготовление металлических клише (гравировка).

    Для механического изготовления наиболее подходят магниевые и латунные пластины, легированные свинцом. При работе со стальными пластинами иногда предварительно используют метод травления. Кроме того, механическим методом создаются некоторые клише из простой и чернилонаполненной резины и несколько реже – силикона.

    Ручной механический метод с его богатой историей и репутацией строго индивидуальной работы, подразумевает достаточно длительный процесс, где точность и качество результата зависит исключительно от профессионализма мастера.

    Полуавтоматический метод подразумевает использование гравировально-фрезерной машины с ручной подачей инструмента.

    При автоматическом методе работа осуществляется при помощи ЧПУ и ПК. В этом случае гравировка проводится по программе: режущий инструмент удаляет на заданную глубину и по заданному рисунку объемы, соответствующие пробельным элементам, а печатающие остаются на первоначальной высоте. Частным случаем автоматической гравировки является лазерная гравировка, выбирающая пробельные объемы за счет фокусировки света от лампы в луч и передачи его через систему зеркал на линзу, которая и посылает его на гравируемый материал. Испарение попавшего под действие луча слоя и обеспечивает требуемый рельеф. Глубина гравировки зависит от мощности станка, твердости материала и количества проходов. Точность – от расстояние между линзой и материалом.

    ПЛЮСЫ: Гравировка (преимущественно – автоматическая) обеспечивает высочайшую точность составления рисунка. Это экологичное производство, позволяющее переносить изображение сразу на конечный продукт – клише – и дающее минимальное количество отходов.

    МИНУСЫ: Оборудование достаточно дорого и работа с ним требует определенной профессиональной подготовки.

    Методы изготовления клише для тиснения

    Методы изготовления клише для тиснения

    На сегодняшний день основным инструментом для создания оттиска на поверхности того или иного материала является клише для тиснения. С помощью клише рисунок, надпись или орнамент контактно передаются на поверхность бумаги, кожи, пластика и прочих материалов, образуя рельеф. Заказать клише для тиснения можно в нашей компании.

    Для изготовления клише используются разнообразные материалы, вид которых зависит от планируемого тиража выпускаемой продукции, типа и технологии тиснения, а также материала непосредственно самого носителя. Из всей массы можно выделить три основные группы материалов для создания клише:

    1. металлы, в числе которых латунь, магний, медь и сталь;

    2. резина и силикон;

    В зависимости от используемого материала существуют следующие методы для изготовления клише. Так для создания металлических клише можно выделить два основных способа: гравировка и травление. Для силиконовых и резиновых клише применяется технология вулканизации. А для фотополимерных заготовок – технология фотополимеризации.

    Гравировка

    Метод гравировки используется для создания клише из металла. Он подразделяется на ручной и автоматический способ изготовления. При ручной гравировке мастер изготавливает клише своими руками посредством использования различных инструментов по металлу: штихелей, надфилей, шкурок и пас. Этот способ считается самым сложным и требует высоких профессиональных навыков мастера и в настоящее время почти не используется.

    Автоматический метод гравировки, который выполняется гравировально-фрезерными станками со встроенным ЧПУ, и управляемыми посредством компьютерных программ оператором – применяется в нашей компании. В данном случае необходимо лишь правильно создать шаблон 3- D модели и проследить за процессом создания клише. При использовании автоматического метода создания клише значительно снижается фактор человеческой ошибки, повышается качество выполнения орнамента, а также значительно уменьшается время на создание клише.

    Травление

    Еще одним способом создания металлического клише является метод химического травления. Стоит отметить, что данный метод используется в основном для цинка, магния и меди. Посредством химических процессов происходит вытравливание металла и создание уникального рисунка на металлической поверхности. Главным плюсом данного метода является его относительная простота, а также качество исполнения орнамента; расстояние между линиями может составлять до 0,1 мм, чего очень сложно добиться при механической гравировке изделия.

    Технология вулканизации

    Данная методика применяется для создания клише из резины или силикона. В данной технологии можно выделить несколько этапов. Из гипса, кремния или фотополимера создается форма будущего клише. Далее на основании полученного клише-негатива на термопрессе изготавливается матрица из термокартона, которая в дальнейшем будет использована для процесса вулканизации и создания клише. Посредством технологии травления создаются качественные и износостойкие клише, единственным минусом такого метода, пожалуй, является невозможность воспроизводить сложные рисунки с мелкими деталями.

    Технология фотополимеризации

    В данной методике для изготовления клише используется свойство жидкого полимера затвердевать под воздействием ультрафиолетового излучения. Первым этапом является процесс создания макета будущего клише. Далее посредством экспонирующей камеры происходит засветка макета, остатки незатвердевшего полимера удаляются с помощью вымывной машины. После этого клише подвергается сушке и вторичной засветке, для обеспечения хорошего качества и износостойкости.

    Заказать клише для тиснения можно на нашем сайте, предоставив макет для изготовления, согласно требованиям, указанным в соответствующем разделе. Цена на клише для тиснения зависит от сложности работы, размера клише, а также материала изготовления.

    Читайте также:  Как подключить насос к скважине?
    Ссылка на основную публикацию