АСУ ТОиР — что это и для чего нужны?

«1С:ТОИР» как инструмент планирования и проведения технического обслуживания и ремонтов

Нужна помощь консультанта?

«1С:ТОИР» – решение для специалистов по организации ремонтов и обслуживания промышленного оборудования

  • учет оборудования и нормативов
  • учет, контроль и трудовых и материальных ресурсов
  • составление графиков ППР
  • хранение истории ремонтов оборудования
  • учет показателей эксплуатации
  • анализ эффективности и формирование отчетности

Ремонт и техническое обслуживание оборудования

Даже современный и надежный станок со временем выходит из строя, а без грамотного обслуживания его срок эксплуатации падает до Проблема ремонта и обслуживания особенно актуальна на предприятиях стран СНГ, где зачастую технический парк состоит из морально и физически устаревшего оборудования. Такая техника требует постоянного обслуживания и регулярно выходит из строя, останавливая производство. Иногда количество оборудования, требующего ремонт, составляет более половины всех станков и конвейеров на производстве. Это повышает стоимость самой техники на и значительно снижает объемы производства.

Уменьшить вероятность потерь от аварийных ситуаций можно при правильной организации технического обслуживания и ремонта техники. Осуществить это на предприятии можно с помощью программного продукта «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Управление ресурсами и плановым обслуживанием оборудования, которое обеспечивает данный программный комплекс, поможет оперативно организовать ремонт техники, грамотно распределить средства и повысить эффективность производства.

Внедрение системы «1С:ТОИР» позволяет:

  • Грамотно распределять расходы на техническое обслуживание и ремонт.
  • Оптимизировать затраты и работы планового и внепланового характера.
  • Сделать работу всех отделов более прозрачной.
  • Эффективно использовать ресурсы компании на любом из этапов их жизненного цикла, начиная от планирования и заканчивая реализацией или списанием.
  • Вести максимально полный учет затрат и качества каждой единицы техники.
  • Составлять графики проведения плановых работ в автоматическом режиме.
  • Учитывать реальные потребности при составлении графиков поставок (для служб МТО).
  • Повысить мотивацию и дисциплину сотрудников технических отделов.
  • Увеличить прибыли компании в целом.

Предпосылки к автоматизации ТОИР

Технические специалисты и финансисты далеко не всегда могут понять друг друга. Служба ремонта и бухгалтерский отдел говорят на разных языках. Ремонтники не хотят разбираться в особенностях ведения финансовой отчетности и не могут тратить время на тонкости работы бухгалтеров. В свою очередь бухгалтера не могут понять, как именно вести учет выполненной ремонтниками работы, как оценивать их эффективность, куда идут выделенные деньги. При этом между этими отделами проходит множество документов. Из-за недопонимания возникает немало проблем и недоразумений, в результате чего их сотрудничество не дает нужный результат.

«1С:ТОИР» позволяет наладить взаимопонимание между финансистами и техническими специалистами, унифицировав языки этих служб. Упрощается ведение учета производственных активов и планирование их технического обслуживания. На все мероприятия уходит гораздо меньше времени, упрощается обмен документами между службами и увеличивается эффективность сотрудничества специалистов разного профиля.

Ремонт и техническое обслуживание оборудования на предприятии требуется немало затрат. Грамотная организация документооборота и управления средств, выделяемых на подобные нужды, помогают исключить прямые и косвенные убытки, среди которых можно назвать повышение себестоимости готовой продукции, простой производства, потеря производительности и качества работы. Использование «1С:ТОИР» позволит оптимизировать сотрудничество технической и финансово-экономических служб, организовав их работу в едином информационном поле, что снизит прямые и косвенные издержки.

Интеграция «1С:ТОИР» с другими конфигурациями

В решении «1С:ТОИР» предусмотрена интеграция с «1С:УПП» и «1С:ERP» (в зависимости от редакции). Помимо этого, возможен обмен данными с программными продуктами, которые используются для сбора данных и диспетчерского контроля, разработки технической документации, автоматизирования технологических процессов и др. В частности, доступен обмен данными с программами SCADA, АСУ ТП, PDM, САПР, организована работа с системой RFID.

Интеграция 1С:ТОИР и 1С:УПП / 1С:ERP

Программа «1С:ТОИР» представлена в двух вариантах – «1С:ТОИР» ред. 1.3 и «1С:ТОИР» ред. 2. Основное технологическое различие между данными редакциями – варианты интеграции с другими конфигурациями «1С». В «1С:ТОИР» ред. 1.3 есть возможность интеграции с «1С:УПП», а в «1С:ТОИР» ред. 2 возможна интеграция с «1С:ERP».

Помимо этого, «1С:ТОИР» ред. 2 обладает более широким функционалом, чем «1С:ТОИР» ред. 1.3

Функциональность, критерий
Учет оборудования и нормативов ремонта
Отражение перемещения, выбытия оборудования, учет гарантийных обязательств изготовителя
Автоматически формируемые иерархии объектов ремонта
Учет показателей эксплуатации
Автоматизация ремонтов по состоянию
Планирование технического обслуживания и ремонтов
Планирование технического обслуживания и ремонтов с учетом жестких ремонтных циклов
Планирование технического обслуживания и ремонтов с учетом остановочных ремонтов
Управление нарядами и работами
Управление нарядами и работами с учетом опасных операций, работы повышенной опасности
Настраиваемые бизнес-процессы
Система оповещений
Базовая отчетность по анализу эффективности ТОИР
Анализ показателей эффективности ТОИР с учетом KPI, возможность расширения перечня показателей
Организация работы с системой через Интернет с помощью браузера, в т.ч. в «облачном» режиме
Интеграция с «1С:Документооборот»
Интеграция с «1C:Управление производственным предприятием»
Интеграция с «1C:ERP Управление предприятием»

Эффект от внедрения «1С:ТОИР» для подразделений организации

Финансово-экономические отделы

Финансово-экономические отделы получают от внедрения системы «1С:ТОИР» наибольший эффект. У них появляется удобный инструмент для расчета и учета средств, требующихся на техническое обслуживание и ремонт оборудования. Это позволяет более грамотно распределять бюджет и увеличить эффективность использования денежных средств. Кроме того, повышается понимание требований технических специалистов: все затраты становятся более прозрачными.

Бухгалтерский отдел «1C:ТОИР» обеспечивает необходимыми документами точно в срок. Это экономит время и силы бухгалтера, снижает затраты на согласование документов между службами ремонта и финансов. А это — сэкономленных бюджетных средств, которые ранее были бы потрачены на согласование.

Технические отделы

Большую пользу «1С:ТОИР» принесет и техническим отделам. Так, служба метрологии, помимо упрощения взаимоотношений с другими специалистами, получает такие преимущества, как:

  • Упрощение ведения статистики, контроля и учета работы сотрудников. Составлять и проверять графики обслуживания и ремонта техники становится удобно и просто. Техническая документация теперь находится в полном порядке, и поиск нужных данных не составит большой проблемы, как это было раньше. Также это позволяет облегчить работу с Гостехнадзором и другими подобными службами.
  • Возможность более эффективного контроля работоспособности и ремонта оборудования. Обращая больше внимания на состояние, надежность и работоспособность техники, сотрудники ремонтных подразделений могут более четко обосновать все требующиеся затраты и ускорить процесс выделения и перечисления средств в соответствующий отдел. Все это позволяет выполнять ремонт куда более оперативно, что уменьшает количество простаивающей техники и время простоя, повышая эффективность производства.
  • «1С:ТОИР» оптимизирует управление ресурсами и статический анализ, таким образом, достигая планомерного снижения объема ремонтных работ примерно на 25%. Это экономит финансы, время и силы.

Отделы МТО (материально-технического обеспечения)

Управляя производственными процессами с помощью «1С:ТОИР», можно обеспечивать отдел МТО всей необходимой информацией практически мгновенно. Таким образом, служба материально-технического обеспечения может составить или вовремя скорректировать план работы, отправить соответствующие заявки на поставку, пополнить складские запасы и быстро обеспечить технический отдел необходимыми запчастями и материалами. Опираясь на достоверную информацию, отдел МТО может заранее закупать все, что требуется, крупными оптовыми партиями, что экономит время и деньги.

Отдел кадров

Прозрачность и открытость автоматизированной системы «ТОИР» позволяет специалистам по работе с персоналом вести более эффективную кадровую политику, разрабатывать и внедрять систему мотивации сотрудников. Открываются возможности автоматического ведения учета времени, потраченного на ремонты, отслеживать и анализировать фактические трудозатраты.

Руководители, владельцы, акционеры предприятия

Отчет обо всех затратах обязательно проходит через руки менеджеров, владельцев и акционеров компании. И им важно понимать, что все расходы были обоснованы, что ни один рубль не был потрачен впустую. Система «1С:ТОИР» позволяет на доступном языке объяснить необходимость расходов. Получив полную информацию, руководители и владельцы могут принимать более оптимальные и выгодные для компании решения, что, вместе с оптимизацией работы отделов технических служб, МТО и финансистов, уменьшает затраты на ремонт и обслуживание, повышает отдачу оборудования и увеличивает прибыльность всего предприятия.

Единое информационное поле и удобный статистический учет

Составляя статистический прогноз, важно обладать всеми данными о работе и степени износа оборудования, количестве и видах проведенных ранее ремонтов. Для этого требуется проводить учет, который в основном ведется по старинке — в обычных бумажных журналах. А с помощью журнала составить статистику и серьезную аналитику невозможно.

Система «1С:ТОИР» автоматически собирает статистические данные. Типичный пример — плановые профилактические работы, которые выполняются в зависимости от срока работы техники. Ведение статистики по таким работам позволяет определить выгоду и целесообразность использования, обслуживания и ремонта такого оборудования. Это помогает ответить на вопрос, не пришла ли пора задуматься об обновлении технического парка.

Статистический учет является неотъемлемым элементом единого информационного пространства, в котором хранятся все необходимые сведения об оборудовании предприятия.

Отсутствие технической документации на оборудование, недостаток информации по его работе и поломкам являются общими проблемами большинства отечественных предприятий. В мировой практике подобная информация уже давно собирается и систематизируется в автоматическом режиме, позволяя оперативно получить данные о дате покупки, интенсивности эксплуатации, количеству поломок и ремонтных работ, вызванных неправильным использованием или недоработками в конструкции и сборке техники. Эту информацию используют для разработки теории рисков, которая затем уходит к производителям оборудования и потребителям. Ремонтникам эти данные необходимы в оперативном режиме, чтобы они могли правильно и быстро находить выход из внештатных ситуаций и грамотно проводить плановые работы.

Интерфейс программы 1С:ТОИР 2 КОРП

Что можно решить внедрением «1С:ТОИР»?

Собираясь автоматизировать процессы ТОИР на предприятии, необходимо определиться, какие конкретно процессы планируется автоматизировать. Мероприятия по ремонту и обслуживанию, которые можно автоматизировать:

  • сбор и хранение данных об оборудовании предприятия, а также о всех ресурсах, которые требуются для его ремонта и технического обслуживания;
  • управление материально-техническим обеспечением, планирование закупок и распределения материалов;
  • управление ремонтными работами, разработка плана проведения профилактических и регламентных работ;
  • управления затратами на ТОИР, формирование показателей по ресурсам производства, в зависимости от статистических данных.

Автоматизируя процессы ремонта и технического обслуживания оборудования, часто отдают предпочтение одной из двух систем. Это специальный модуль ERP или целая система EAM. Оба варианта позволяют управлять плановыми и внеплановыми ремонтами, но у каждого из них есть свои особенности.

Модуль ERP-системы позволяет автоматизировать работу ремонтного отдела одновременно с другими. Однако даже современная ERP не может обеспечить автоматизацию абсолютно всех отделов и может задействовать лишь порядка 60% от общего количества служб предприятия. Такую систему наверняка придется дорабатывать в будущем.

EAM-система и вовсе не может быть интегрирована в другие отделы предприятия, используясь лишь в ремонтной службе, а не на всем производстве. Это лишь одно решение, которое в будущем придется интегрировать в общую систему.

Сотрудники компании EFSOL помогут вам узнать больше о системе «1С:ТОИР». Мы обладаем богатым опытом внедрения «1С:ТОИР». Закажите демонстрацию продукта, чтобы увидеть как работает это программное обеспечение в режиме реального времени.

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования

Рубрика: Технические науки

Дата публикации: 29.03.2017 2017-03-29

Статья просмотрена: 4516 раз

Библиографическое описание:

Каримова Н. О. Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/archive/147/41164/ (дата обращения: 26.02.2020).

Современный этап модернизации и технического обновления промышленности характеризуется внедрением информационно-коммуникационных технологий в производство. Важной составной частью компьютерной автоматизации производства является разработка и внедрение интегрированных автоматизированных систем управления.

В данном статье проанализируем особенности автоматизированных систем управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (АСУ ТОиР). Как видно из названия, данный класс автоматизированных систем управления относится к категории специализированных систем, предназначенных для автоматизированной информационной поддержки задач по техническому обслуживанию и различным видам ремонта оборудования.

Основная цель АСУ ТОиР — обеспечение безаварийной работы оборудования при минимизации потерь, возникающих при остановках оборудования на профилактические осмотры, текущие, средние и капитальные ремонты. Общий принципиальный подход при решении таких задач заключается в том, что при остановке на ремонт какого-либо оборудования, вызывающей резкое снижение производительности у ряда следующих за ним агрегатов, целесообразно было бы в это же время остановить и их на ремонт. Однако подобный принцип наталкивается на ряд ограничений — все зависит от имеющихся трудовых и материальных ресурсов, которые можно одновременно использовать на ремонтных работах. Поэтому на ЭВМ приходится решать довольно сложные математические задачи: выработки планов всех видов ремонта основного оборудования на год, квартал и месяц с учетом нормативных сроков межремонтного пробега для каждого вида оборудования; составления календарного графика ремонтов внутри каждого месяца с учетом мощности ремонтных цехов и соблюдения плана выпуска продукции; оперативного управления ремонтами с целью текущего согласования отдельных работ их увязки и минимизации общего простоя оборудования во время его ремонта. При решении всех этих задач следует, кроме того, стремиться к равномерной загрузке ремонтных бригад (цехов) предприятия.

В целом ряде работ подчеркивается, что деятельность по ТОиР — это своеобразная «черная дыра», в которой легко исчезает значительная часть заработанных предприятием средств, а обеспечение ТОиР ресурсами — это сфера, тяжело поддающаяся управлению «по старинке». В работе [1] в числе факторов, характеризующих предприятие до внедрения информационной (автоматизированной) системы управления ТОиР, указываются следующие:

− больше 40 % работ выполняются по отказу. Даже такой, казалось бы, устоявшийся подход к организации ТОиР, как планово-предупредительные работы (ППР), не реализован в полной мере. Сказывается отсутствие инструмента, позволяющего в разумные сроки и с приемлемыми трудозатратами формировать и корректировать планы работ;

− уровень обслуживания потребностей в запчастях и материалах

Похожие статьи

Ключевые слова: автоматизированная система управления.

Автоматизированные системы управления дорожным движением представляют собой сочетание программно-технических

Техническое обслуживание проводится согласно эксплуатационной документации и в соответствии с согласованным графиком проведения работ.

Модернизация автоматизированной системы управления.

Основные термины (генерируются автоматически): зона регулирования, автоматизированная система управления, секция печи, FFICA, BICA, техническое обслуживание, программируемый логический контроллер, методическая печь, выходной сигнал, PIA.

Современные автоматизированные системы управления.

Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. Разработка, применение и функциональные возможности информационной системы «Научный потенциал».

Ключевые слова: автоматизированные системы управления.

Внедрение в гостиничный бизнес новых информационных технологий способствует улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала. Родоначальником автоматизированных систем управления в мире являются американцы.

Анализ АСУ ТП дожимной насосной станции в рамках процесса.

. процесса, управления производственными и людскими ресурсами в рамках технологического процесса, технического обслуживания производственного оборудования. Эти два уровня относятся к задачам АСУП (автоматизированные системы управления предприятием) и не.

Разработка автоматизированной системы управления.

Разработка автоматизированной системы управления технологическим процессом очистки сточных вод. Авторы: Чаусов Денис Сергеевич, Трушников Максим Алексеевич. Рубрика: Технические науки.

Автоматизированные системы управления | Статья в журнале.

Рост систем, в частности энергетических, с которыми имеет дело человек, привел к трудностям в переработке человеком информации. Поэтому возникла необходимость повышения эффективности процесса обработки информации при управлении техническими и.

Перспективы применения АСУ ТП в гидроэлектрических станциях.

Автоматизированная система управления — это система, в которой для получения и обработки информации, а также для управления, используются различные автоматические устройства, но определенные (главные) функции управления выполняются человеком.

Автоматизация процессов предприятия | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизация процессов, техническое задание, система, JIRA, уровень автоматизации, уровень управления, использование прототипов, автоматизируемый процесс, готовая система, процесс.

1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования

Ведение списка оборудования

Глубина и структура дерева произвольная. Обычно отражается производственно-технологическая структура предприятия, до единиц оборудования, требующего планирования и учета ремонтов.
Объекты ремонта и обслуживания – это элементы дерева. Каждый элемент представлен информацией о паспортных данных конкретного объекта ремонта.

Справочники системы

Виды дефектов: предназначен для хранения списка возможных видов дефектов используемого на предприятии оборудования. С помощью справочника можно произвести дополнительную классификацию однотипных видов дефектов различных объектов ремонта;

Виды графиков работ: содержит перечень всех графиков работы предприятия и хранит в себе информацию об объемах рабочего времени по дням и/или сменам. Параметры графика задаются в Помощнике заполнения графика, который позволяет задать общие параметры, и на основании этих параметров автоматически заполнить график работы на очередной год. График можно заполнить по одному из предложенных шаблонов или выполнить настройки вручную;

Ремонтные группы объектов ремонта: Ремонтная группа – это группа объектов ремонта с одинаковыми нормативными ТО и ремонтами. Ремонтные группы предназначены для упрощения ввода информации о нормативных ремонтах по каждому объекту ремонта и для минимизации размера базы данных системы. Каждая ремонтная группа объединяет в себе нормативные ТО и ремонты для списка однотипных объектов ремонта. Объект ремонта может входить только в какую-либо одну ремонтную группу. Для задания нормативного ремонта в ремонтной группе необходимо установить соответствие между видом ремонта, технологической операцией (с нормативами) и способом планирования этого ремонта. После заполнения списка нормативных ТО и ремонтов необходимо в закладке “Состав ремонтной группы” формы ввода/корректировки ремонтной группы заполнить список однотипных объектов ремонта, для которых указанные ТО и ремонты являются нормативными;

Технологические карты ремонтов: при вводе технологической карты ремонта указывается перечень технологических операций. Неотъемлемыми реквизитами каждой технологической операции являются материально-техническое обеспечение и обеспечение трудовыми ресурсами, а также РД и Инструкции, регламентирующие данный ремонт.

Паспорт оборудования: Для каждого объекта ремонта можно указать следующие основные паспортные данные: завод изготовитель, дата выпуска, номер паспорта, заводской номер, технологический номер, инвентарный номер.

Объект ремонта: для каждого объекта ремонта в системе предусмотрена возможность хранения информации обо всех выполненных ремонтах. Задаются технические характеристики объекта ремонта, предусмотрена возможность ведения учета значений контролируемых показателей оборудования, а также журнала наработки оборудования. Для каждого оборудования уполномоченным сотрудником в систему вносятся значения наработки. Количество видов наработки для каждого объекта не ограничено.

Планирование ремонтов

дату составления графика;

период, на который необходимо составить график;

организацию, для которой составляется график;

подразделение, для которого составляется график;

список объектов ремонта, для которых необходимо составить график;

перечень видов ТО и ремонтов для каждого объекта ремонта, которые необходимо включить в график.

Для удобства пользователя в системе реализована возможность автоматического подбора группы объектов ремонта.

Оперативное планирование ремонтных работ в системе производится в виде ремонтных заявок, в которые можно включать только требуемые материалы и операции, утверждённые в спецификациях и технологических картах. При создании заявок автоматически определяются плановые затраты, а при учёте хода выполнения ремонтов материалы и трудозатраты списываются на конкретный ремонт.

Заявка может быть инициирована одним из следующих событий:

Выявленный дефект оборудования – в этом случае будет сформирована заявка на внеплановый ремонт.

Наступление даты планового ремонта по графику ППР – в этом случае будет сформирована заявка на плановый ремонт.

На основании сформированных заявок на ремонт формируются наряды на выполнение ремонтных работ. Наряд выдается исполнителям (рабочему, бригаде) до начала работы. Наряд заполняется автоматически на основании информации, указанной в заявке, и содержит следующую информацию:

  • перечень ремонтов и их технологических операций;
  • сроки выполнения работ;
  • перечень ремонтного персонала и его квалификации;
  • расценки;
  • формы оплаты.

Учет выполненных работ в системе осуществляется путем формирования актов выполненных работ. Акт выполненных работ формируется на основании наряда. После ввода и проведения акта выполненных работ затраты МТО и трудозатраты могут быть списаны.

  • Обслуживание оборудования: Под проведением обслуживания понимаются работы, проводимые без остановки оборудования, работы, выполняемые эксплуатационным персоналом. Обычно это работы, включенные в ТО 0, ведение журнала осмотров оборудования, занесения показания счетчиков.
  • Учет осмотров оборудования: В системе предусмотрена возможность автоматического составления планов осмотров. Все обнаруженные при осмотрах дефекты: неисправности в работе оборудования, отклонения от нормального состояния оборудования, в том числе не требующие немедленной остановки для их устранения, должны быть зафиксированы эксплуатационным персоналом в Журнале дефектов.
  • Расчет потребности в МТО: Для определения потребности в запасных частях, материалах и инструментах на требуемый период в системе должны быть сформированы графики ППР на этот период. На основании информации о планируемых нормативных ТО и ремонтах система автоматически рассчитывает потребность в запасных частях, материалах и инструментах. Информация о потребности в МТО выводится в отчете “План МТО”.
  • Метрология: обслуживание средств измерений: Все работы по ремонтам и поверке средств измерения отражаются в системе аналогично описанным ремонтам. Для ведения учета значений контролируемых показателей оборудования предназначен документ “Учет контролируемых показателей”.
  • Формирование бюджета на ремонты и техническое обслуживание: В системе предусмотрена возможность формирования бюджетов на ТО и ремонты и учета затрат. Суммы затрат выводятся в отчете “Прямые затраты на выполнение ремонтов”.
  • Контроль затрат МТО: Для контроля затрат на МТО предназначен отчет “План-фактный анализ затрат МТО”.
  • Контроль трудозатрат: Для контроля затрат на трудовые ресурсы предназначен отчет “План-фактный анализ трудозатрат”.
  • Планирование персонала: Информация о плановой потребности в персонале выводится в отчете “Плановая занятость сотрудников для ремонтных работ”. При работе системы в составе “1С:УПП” доступны все возможности управления персоналом.

Информация для бухгалтерии

  • Связь с учетом основных средств: При работе системы в составе “1С:УПП”, если объект ремонта является основным средством, необходимо указать это в системе для возможности учета основных средств.
  • Интеграция с бухгалтерией: В систему бухгалтерского учета передаются документы для отражения факта ремонта в бухгалтерском учете.

Ниже приведена интегрированная система на базе «1С:УПП», где показано через какие документы происходит обмен. Также видно, что в систему могут поступать технологические данные с систем АСУТП предприятия, таким образом, данные по контролируемым показателям и наработке будут загружаться в систему «1С:ТОИР» в автоматическом режиме.

Информационная система ТОиР

Информационная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) — совокупность программных средств для оптимизации и контроля процессов, связанных с ремонтом и обслуживание аппаратной части, агрегатов и узлов промышленных и производственных предприятий.

Каталог ТОиР-решений и проектов доступен на TAdviser

Содержание

Внедрение специализированной системы управления в области ТОиР является экономически обоснованным с точки зрения сокращения затрат на ремонты, снижения потерь от простоев оборудования. Внедрение модуля ТОиР позволяет руководителям технологических служб интегрироваться в корпоративную систему, получать и предоставлять более точную и своевременную информацию по всем задачам, связанным с планированием и учетом ТОиР.

Российский рынок ИС ТОиР

Российские автоматизированные системы управления ТОиР находятся в самом начале своего развития. Это характеризуется присутствием небольшого количества игроков, в нашем обзоре приняло участие только 20 компаний разного масштаба. Для сравнения, на Западе в этом секторе играют до 50 крупных и несколько сот мелких компаний. Тут надо отметить, что большинство этих компаний начали предлагать свои решения по автоматизации ТОиР более 25 лет назад.

Классификация

В современной разработке информационных систем все системы относятся к автоматизированным системам управления (АСУ), при этом достаточно часто используется общий класс АСУ ТОиР. Уже около 30 лет существует класс информационных систем для автоматизации управления процессами ТОиР. В его состав входят три вида систем:

  • Системы CMMS (Computerized Maintenance Management System)- автоматизированные системы управления ТОиР – достаточно несложные информационные системы, которые нацелены на управление только процессами ТОиР.
  • Системы EAM (Enterprise Asset Management) – управление активами предприятия –

системы специального назначения, предоставляющие возможность автоматизировать весь процесс ТОиР и обеспечивающие его процессы, такие как, управление ремонтным персоналом, материальную базу, поставки и т.д.

  • Модули ТОиР в ERP-системах – самостоятельные объединенные модули в ERP пакетах. Главное достоинство – интеграция со всеми остальными модулями. Как правило, имеют ограниченную функциональность в управлении ТОиР.

Программные продукты для управления проектами, которые временами попадают в разряд систем управления ТОиР, нельзя назвать полноправными решениями для управления ТОиР, поскольку они используются, главным образом, для календарного планирования сроков проведения работ.

Задачи и инструмент

Главными задачами управления проектом ТОиР являются:

  • Дальнейшее укрупненное планирование ТОиР и совершенствование по многим объектам или эксплуатирующим предприятиям, включая бюджетное планирование;
  • Составление плана выполнения работ по ТОиР и модификация с необходимой степенью конкретизации, учитывая технологии, ограничения укрупненных графиков и требования безопасности;
  • Подробное планирование применения наличных средств с учетом их синхронной работы в различных проектах;
  • Оформление подрядных соглашений. Внесение поправок в запланированный бюджет проекта ТОиР и модификации.
  • Проверка качества выполнения работ исполнителями.
  • Оценка осуществления и модификации проекта ТОиР и прогнозирование вариантов его развития.
  • Контроль выявления незапланированных ранее работ. Корректировка подрядных соглашений.
  • Подробное планирование нового проекта ТОиР и модификации.
  • Составление протоколов совещаний и контроль выполнения их решений.

Для решения выше перечисленных задач необходимы специализированные программные средства. Они дают возможность многократно увеличить эффективность управления проектом ТОиР и модификации с помощью более подробного планирования работ, средств и финансовых параметров проекта, разработки вариантов развития проекта и т.д. В программном обеспечении фирмы Primavera Systems предоставлен набор инструментов такого плана.

Характеристики

Размер предприятия и отрасль, в которой оно работает, являются главными характеристиками объекта автоматизации. От этих характеристик во многом зависит выбор определенного решения по автоматизации и его архитектура. В капиталоемких отраслях большим предприятиям требуются более сложные и дорогие решения по автоматизации процессов ТОиР.

Процессы ТОиР обычно характеризуются широкой территориальной распространенностью. Для автоматизации данных процессов необходима установка рабочих мест как можно ближе к месту проведения ремонтных работ или же к местам, где накапливается информация о состоянии оборудования, например, диспетчерские или пункты диагностики. Следует отметить, что результат эксплуатации системы требует установки рабочих мест в непосредственной близости от места проведения работ (участки, требующие ремонта, склады ТМЦ, пункты диагностирования, места выписки нарядов на работы).

Важным показателем для начала ремонта является количество записей по номенклатуре ТМЦ, поскольку мотивированность планирования при проведении ремонтов в большей мере определяется аргументированностью планирования ТМЦ, поэтому, как правило, заказываемые позиции должны вноситься в систему и использоваться при формировании планов ремонта.

Количество единиц оборудования в базе дает возможность проанализировать, с какой точностью проведено описание структуры оборудования. В зависимости от того, на сколько широко проведено описание может зависеть дальнейшая оценка информации и разработка улучшенных стратегий обслуживания. Большая часть проектов характеризуется результатом описания структуры оборудования. Это значительно усложняет применение в автоматизированной системе таких подходов как ремонт по состоянию и анализ причин отказов.

Количество наряд-заданий, которые создаются в системе вручную или автоматически, показывает активность использования данной системы. Соответственно, чем больше наряд-заданий, тем больше информации для дальнейшей оценки. Суммарные, большие наряд-заказы, главной задачей которых является списание на них расходов по работам нельзя считать достаточными для решения аналитических задач.

Виды ТОиР

Существует три основных вида ТОиР, используемых на предприятиях.

Первый вид – обслуживание «по событию». Данный вид получает право на существование, при условии, что себестоимость ремонта достаточно низкая, а брак продукции, полученный в результате поломки оборудования, незначителен и не окажет никакого влияния на выполнение обязательств перед заказчиками. В случае непредвиденного ремонта предприятие несет убытки в результате брака продукции и нарушения обязательств, и вынуждено делать срочные закупки, как правило, не выгодные по ценовым условиям, и ждать, пока заказанные запчасти будут доставлены от поставщика.

Вторым видом ТОиР считается регламентное обслуживание. У каждого актива есть паспорт производителя, в котором написано, в каком режиме и какое обслуживание необходимо предоставить для того, чтобы оборудование продолжало свою работу. Этот вид обслуживания самый дорогой, хотя и дает самый высокий процент готовности оборудования.

Третий вид обслуживания – «по состоянию». С помощью установленных на оборудовании измерителей или экспертным путем производится оценка его состояния, на основании чего делается прогноз, о времени вывода данного оборудования в ремонт. Положительные стороны этого типа обслуживания в том, что себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ очень высока.

Автоматизированная система управления техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР)

Одним из главных факторов операционного совершенства нефтегазового производства является эффективная работа оборудования. Многие российские предприятия заметно отстают по этому показателю от западных: оборудование слишком часто ломается, простаивает, неразумно эксплуатируется. Очень часто причина этого – ремонты и техобслуживание. Устранить этот недостаток с учетом современных требований нелегко, но необходимость преобразований с каждым годом ощущается все острее. Для решения этой задачи используется система управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР).

Целью АС ТОиР является повышение прозрачности расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом основных фондов.

Результатом внедрения АС ТОиР является:

· Увеличение срока службы оборудования.

· Повышение производительности труда ремонтных служб.

· Увеличение производительности оборудования.

· Более оперативное выполнение восстановительных ремонтов.

· Сокращение излишков складских запасов.

· Сокращение незапланированных простоев.

· Увеличение коэффициента готовности (времени исправности).

· Уменьшение числа поломок и простоев.

· Повышение отдачи от имеющихся у компании основных фондов.

· Более эффективное бюджетирование ремонтов.

· Повышение прибыльности компании.

Можно выделить три класса информационных систем в области ТОиР, различающихся по полноте предоставляемого сервиса.

  • Простые системы CММS (Computerized Maintenance Management Systems) – компьютерные системы управления ремонтами. Такие системы чаще всего предназначены для небольших предприятий. Как правило, они не обладают глубокой функциональностью в области управления ТОиР.
  • Информационные системы управления основными фондами EAM (Enterprise Asset Management) – специально разработанный класс систем, позволяющий эффективно управлять, в том числе техническим обслуживанием и ремонтом оборудования. Системы имеют глубокую функциональность в области ТОиР, но не всегда обладают требуемой полнотой в области горизонтальной интеграции с другими системами, касающимися иных сфер деятельности предприятия.
  • Модули ТОиР в ERP-системах (Enterprise Resource Planning – управление ресурсами предприятия). В таких системах функционал по моделированию сложного технологического оборудования, его ремонтам, техническому и сервисному обслуживанию представлен в меньшем по сравнению с ЕАМ-системами объеме, но, что очень важно для средних и крупных промышленных предприятий, этот функционал интегрирован со всеми модулями ERP-системы.

На рынке РФ можно приобрести следующие программные системы управления основными фондами:

· Microsoft Dynamics AX.

· ИС: ТОиР (Гроссмейстер).

В общем случае процесс управления жизненным циклом фондов предприятия (Asset lifecycle management) складывается из четырех стадий: покупки, отслеживания состояния, обслуживания и реализации оборудования.

Для того чтобы разработать концепцию комплексного управления состоянием производственных фондов, необходимо разбить весь процесс на отдельные задачи и, прежде всего, спроектировать систему сбора данных о текущем состоянии оборудования и режимах его эксплуатации.

Задача контроля состояния основного технологического оборудования включает в себя выполнения следующих функций:

· Учет наработки оборудования (моточасы) компрессоров, насосов, колон и др.

· Учет причин простоя оборудования

· Анализ предаварийных состояний оборудования по косвенным признакам.

· Передача исходных данных для расчета плана ремонтов модули бизнес системы Решение этой задачи помогает приблизиться к проведению ремонтов и технического обслуживания оборудования “по состоянию”, что также приносит ощутимый экономический эффект.

Англоязычное понятие Asset Management подразумевает систематическое планирование и управление основными фондами с учётом их экономических параметров. При выборе активов, подлежащих контролю, руководствуются следующим принципом. Прежде всего, к активам относят такие единицы фондов, у которых:

  • есть своя периодичность обслуживания и ремонтов или методология подобных процедур, не зависящая от сопровождения других объектов;
  • ведется индивидуальный учет затрат;
  • хранится история выполненных работ;
  • ведется журнал перемещений внутри предприятия;
  • осуществляется индивидуальный контроль состояния.

Под фондами предприятия (Assets) понимаются физические ресурсы, обеспечивающие процесс производства, такие как технологические площадки, оборудование и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9051 – | 7305 – или читать все.

Комплексная автоматизация ТОиР

Содержание

Финансы или технология?

Большинство систем для автоматизации процесса управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (ТОиР) направлены, в первую очередь, на ведение графика регламентных работ, и на учёт самих работ в терминах корректного учёта затрат в рамках ERP-системы.

Однако, надо чётко понимать, что такой ограниченный функционал будет эффективен далеко не во всех производственных структурах. Наиболее распространённым случаем организации ТОиР в нашей стране является эксплуатация по состоянию. Т.е., решение о выводе в ремонт того или иного производственного комплекса или узла принимается человеком, отвечающим за его нормальное функционирование.

Если всё предприятие состоит из одного цеха, то проблем не возникает. Тут, действительно, первоочередной является задача корректного отражения затрат. В случае же, когда компания состоит из нескольких предприятий или заводов, распределённых территориально, или эксплуатирует территориально распределённую структуру объектов (эксплуатирующие компании), то на первый план выходят вопросы совершенно иного рода: построение сбалансированного плана работ ТОиР и контроль его своевременного выполнения.

Именно на решение задач такого класса и направлены наши решения. Мы не заменяем функционал, традиционно относящийся к классу ERP, мы его дополняем тем самым предварительным звеном, которое обеспечивает загрузку в ERP уже согласованных планов работ и освобождает ERP-систему от ведения ненужной ей, с точки зрения общего управления компанией, информации.

Кроме этого, за счёт Веб-ориентированного решения, исчезает необходимость приобретения дополнительных лицензий ERP для технических специалистов, которым её основной функционал не требуется в повседневной деятельности.

Этапы процесса ТОиР и решения для его автоматизации

Организация ТОиР технологического оборудования на крупном предприятии сложная и ответственная задача. От того, насколько грамотно и сбалансировано будет выполнена подготовка плана работ насколько точно он будет выполнен, зависит, в т.ч., и экономическая эффективность всего предприятия, ведь расходы на ТОиР занимают немалую долю в бюджете. И тем более странно, что часто эти задачи решаются “на коленке”, в табличках Excel.

С нашей точки зрения для эффективного построения процесса организации ТОиР должны быть решены следующие задачи:

  • назначение финансовых лимитов и др. ограничений;
  • организация сбора заявок непосредственно от эксплуатирующих подразделений;
  • контроль включения мероприятий по обеспечению надёжности в перечень планируемых работ;
  • согласование заявок по заданным схемам согласования;
  • комплексный анализ заявок от подразделений и утверждение плана работ на заданный период;
  • передача плана в ERP-систему для организации процесса поставки МТР и заключения договоров;
  • контроль хода подготовки объекта и организации выполнения каждой заявки;
  • получение разрешения на начало работ;
  • контроль выполнения работ в натуральном (физическом) выражении, контроль процедуры надзора;
  • ввод объекта в эксплуатацию после процедур ТОиР;
  • отражение в системе технологического описания оборудования внесённых изменений в структуру и состав оборудования и его технологических показателей;
  • анализ отклонений план-факт и выработка корректирующих мероприятий;
  • оценка совокупной стоимости ТОиР и оценка экономической эффективности.

Всё, что показано в приведённом выше списке, реализовано в наших решениях. Наши специалисты с удовольствием проведут экспресс-обследование Вашего предприятия, сформируют предложение, настроят и внедрят комплексную систему управления ТОиР в соответствии с вашими уникальными требованиями.

Наши решения по управлению ТОиР

Наша компания уже много лет внедряет решения по автоматизации управления ТОиР. Скажем только, что ремонтный холдинг ОАО “Газпром”, ООО “Газпром центрремонт”, уже несколько лет в качестве основной системы для производственного планирования и диспетчеризации работ ТОиР использует разработанную нами Систему диспетчерского контроля работ ТОиР (СДК ТОиР).

Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими решениями по автоматизации управления ТОиР, которые мы для Вашего удобства, разделили на несколько групп:

  • Системы планирования ТОиР – одно и двухуровневые системы сбора заявок на ТОиР в различных разрезах с привязкой к технологическому оборудованию, инвентарному номеру, МВЗ, классификаторам и пр., с возможностью контроля процесса планирования и проведения согласования максимально эффективным способом.
  • Диспетчерский контроль ТОиР – контроль подготовки объектов, комплектации объектов, проведения конкурсов и заключения договоров, подготовки проектно-сметной документации, согласования с экологическими инстанциями, контроль выполнения работ, получение разрешений и ввод объекта в эксплуатацию после ремонта.
  • Решения для управления ТОиР в холдинговых структурах – наши рекомендации по организации ТОиР в интегрированных структурах.

Все наши решения по автоматизации ТОиР работают на единой программной платформе в тесной связи с другими нашими программными комплексами.

Как получить дополнительную информацию

Если Вас заинтересовали наши решения в области автоматизации управления ТОиР, просто свяжитесь с нашими специалистами.

Читайте также:  Особенности монтажа промышленных насосов
Ссылка на основную публикацию