Медные шины ШМТ — виды и преимущества

Основные виды и типы электротехнических шин

В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.

Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.

В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.

Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:

ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.

ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.

ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.

ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.

ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.

ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.

Согласно классификации, существует несколько типов шин.

Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.

Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).

Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.

Перфорированная медная шина заземления

Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.

Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления

Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.

Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку

Распределительная шина в блоке

Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.

Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.

Ступенчатый распределительный блок


Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока

Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.

Выпуск алюминиевых шин марки ШАТ регламентирует ТУ 16-705 002-77. Данные шины изготавливают прямоугольным сечением. Диапазон изменения ширина шины ШАТ — от 10 до 120 мм, толщины — от 3 до 12 мм, поперечного сечения — от 30 до 1440 мм 2 . Величина удельного сопротивления не больше 0,0282 мкОм*м. Шины марок АД0 и АД31 (ГОСТ 11069-79 и ГОСТ 15176-89) изготавливаются прямоугольным сечением площадью от 30 до 25800 мм 2 . Диапазон изменения толщины данных шин — от 3 мм до 110 мм, ширины — от 6 мм до 500 мм. Значение удельного сопротивления постоянному току: шины АД0 — до 0.029 мкОм*м; шины АД31 — от 0,0325 до 0,0350 мкОм*м (зависит от типа). Диапазон длительно допустимых токов (определяется сечением шины) — от 165 А до 2300 А. Для производства шин используется алюминий А5, А5Е, А6, А7, АД00, АД0 и алюминиевые сплавы АД31 и АД31Е. Для изменения свойств материала используются следующие технологии: закаливание и естественное состаривание, закаливание и искусственное состаривание, не полное закаливание и искусственное состаривание, а также горячее прессование (без термической обработки). Длина алюминиевых шин зависит от площади поперечного сечения и должна быть равной или кратной: от 3 до 6 м для шин сечением до 0.8 см 2 ; от 3 до 8 м — для шин сечением от 0.8 до 1.5 см 2 ; от 3 до 10 м — для шин сечением более 1.5 см 2 . Колебания в длине — не более 20мм. Алюминиевые шины отличаются малым весом и невысокой стоимостью.

Медные шины согласно ГОСТ 434-78 выпускаются таких марок: ШММ — шина медная мягкая, ШМТ — шина медная твердая, ШМТВ — шина медная твердая из бескислородной меди. Минимальная и максимальная ширина медных шин — 16 мм и 120 мм, толщина — 4 мм и 30 мм, поперечное сечение — 159 мм 2 и 1498 мм 2 . Значение удельного электрического сопротивления — не больше 0,01724 мкОм*м. Диапазон длительно допустимых токов — от 210 до 2950 А (шина 120×10) и выше при большей толщине, для гибкой медной шины — от 280 до 2330 А. Масса шин в бухте должна быть в пределах от 35 кг до 150 кг. Длина шин согласно ГОСТ — от 2 до 6 м. Твердые медные шины в сравнении с мягкими обладают меньшей проводимостью и применяются там, где требуется прочный и неподвижный шинопровод. Для изготовления мягких шин используется медь марок М1, М1М, М2. Гибкие шины более распространены, они обладают большей прочностью, долговечностью и лучшими характеристиками. Для изготовления шин из бескислородной меди используют особые медные сплавы, не имеющие в своем составе оксидов. Медные шины отличают такие преимущества в сравнении с алюминиевыми: высокая удельная проводимость (в 1,6 выше чем у алюминиевых шин), механическая прочность, теплопроводность и гибкость, коррозийная стойкость, стыковые контакты с другими шинами не окисляются. По причине высокой окисляемости на открытом воздухе и хрупкости, применение алюминиевых шин имеет ряд ограничений. Они не используются в машинах и механизмах с подвижными частями или вибрирующим корпусом. Поэтому в случаях, когда к токоведущим частям предъявляются повышенные требования, применяются медные шины.

Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.

Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.

Шинный мост от силового трансформатора

Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.

ГРЩ с медной ошиновкой

Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.

Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов

Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.

Читайте также:  Как получить энергопаспорт объекта

Крепление медной изолированной шины

Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.

Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.

Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.

Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.

Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.

Шинный изолятор типа «лесенка»

Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.

В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.

Электротехнические медные шины: преимущества, производители и цены

Содержание:

Медные полосы, полученные путем холодной прокатки заготовок, имеющие определенные ширину и толщину сечения, называют медными шинами. Поскольку без них невозможна работа любого электрического или энергетического оборудования, а медь является лидером по электропроводности, то электротехнические медные шины пользуются высоким спросом. Они дороже алюминиевых шин, но превосходят их по нескольким показателям, в частности, по теплопроводности и коррозийной стойкости. Это позволяет эксплуатировать их в любых условиях, а долговечность и минимум технического обслуживания ставят их вне конкуренции.

Медная шина: ГОСТ, размеры, характеристики.

Изготовленные методом холодной прокатки из меди горячего прессования изделия прямоугольного поперечного сечения, характеристики которых соответствуют принятым стандартам, называют медными шинами прямоугольного сечения.

По технологии на отечественных предприятиях цветной металлургии для получения шин используют медь марок М0б, М1, М2, М3 (химсостав данных марок регламентируется ГОСТ 859-2001). Иногда специально для электротехнической промышленности в маркировке меди ставят дополнительную букву «Е». В маркировке сортового проката указывается чистота сплава, основные примеси, а также технологические особенности. Марка М0б, например, говорит о том, что шина сделана из бескислородной меди и содержит минимальное количество добавок, что обеспечивает высокую электропроводность, податливость в обработке высокими температурами (сварка, пайка). Все остальные марки меди производятся из кислородосодержащей меди, отличающейся особыми требованиями к проведению высокотемпературных операций, но обладают износостойкостью и легко принимают необходимую форму. Весь медный сортовой прокат должен обладать чистой матовой поверхностью, без следов окисления, с ровно обрезанными кромками (без заусенцев и загибов). Регламентирует различные параметры, в том числе размеры и допустимые отклонения, для медной шины ГОСТ 434-78. Диапазон по ширине ленты – от 1,6 до 12 см, по сечению – от 0,4 до 3 см. Длина обычно не стандартизируется, поскольку для изделий в бухтах и пластинах бывает разной. Пластины нарезают от 2 до 6 метров по длине, в бухтах длина ленты может начинаться от 10 метров.

Электрические медные шины бывают мягкими и твердыми. Твердые в свою очередь делают из обычной (ШМТ) и бескислородной меди (ШМТВ), мягкие (ШММ) – из обычной меди М1, М2, М3. Для доставки покупателю нарезная твердая медная шина поставляется в пачках (не более 200 кг), а медная – в бухтах массой не более 135 кг. Обязательна упаковочная тара, перевязанная мягкой проволокой.

Медь, из которой изготавливают электротехнические медные шины, имеет наибольшую электропроводность среди цветных металлов. Удельное электрическое сопротивление металла равно 0,017 – 0,018 мкОм*м, выше показатель только у серебра – 0.015 мкОм*м.

В ближайшие десятилетия медь останется наиболее востребованной в электронике как безальтернативный проводник, если не изобретут какой-либо новый композитный материал, имеющий более высокие показатели.

Электрические медные шины: сфера применения.

В зависимости от назначения, шины производят нескольких видов: гибкие, плетеные, в изоляции и без нее, сплошные и перфорированные, круглого сечения и прямоугольного, с закругленными углами.

Они предназначены для удобства монтажа и демонтажа соединений в силовых установках и распределительных шкафах, поскольку легко принимают необходимую форму и облегчают работу специалистам, придавая в то же время эстетичный вид собранным изделиям. Их можно рассматривать как альтернативу проводам и силовым кабелям, поскольку медная шина имеет размеры меньшие, чем кабель, способный пропускать ток аналогичной силы.

Мягкая медная шина применяется в космической промышленности, атомной энергетике и микроэлектронике, авиа- и судостроении, в системах обогрева или охлаждения, ювелирном деле, строительстве и быту. Помимо использования в разнообразных приборах, трансформаторах медными шинами комплектуются электрощиты, из них делают фальцевые кровли, обшивают фасады.

Электротехническая медная шина является базовым элементом любого распределительного устройства или токопроводящего приспособления. Для экономии электроэнергии они применяются при устройстве троллейных и магистральных шинопроводов. Медные силовые шины обладают большей пропускной способностью и динамической устойчивостью, чем силовой кабель аналогичного сечения.

Химическая стабильность меди и ее низкая податливость коррозии позволяет годами в условиях сухого проветриваемого склада сохранять электрическую медную шину без какого-либо ущерба.

Производители медных шин и качество продукции.

Среди отечественных производителей меди можно отметить ГМК «Норильский никель», являющийся крупнейшим. Вторую позицию занимает холдинг ОАО УГМК. На третьем месте ЗАО «Русская медная компания», насчитывающая 11 заводов. Популярна продукция и более мелких производителей, присутствующих на отечественном рынке: Каменск-Уральский, Кольчугинский, Артемовский, Кировский ОЦМ (два последних относятся к холдингу УГМК).

Технологии производства меди на них примерно одинаковые, так что основным фактором выбора является соотношение «качество-цена». Оценивая качество меди, особое внимание следует уделять составу примесей, которые могут снижать электропроводность медных шин. Непосредственно оно зависит от соблюдения технологических процессов производства и качества начального сырья. Если для производства медных шин используется не чистая катодная медь, а добавляется лом (для снижения себестоимости продукции), то полученное изделие будет характеризоваться повышенным содержанием примесей, в отличие от импортных, где катодная медь переплавляется без добавления лома.

Однако добросовестные производители стараются повысить качество своей продукции, применяя новаторские методики. К примеру, на Каменск-Уральском ОЦМ налажено производство коллекторных полос из экологически чистого сплава меди и серебра с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Разные марки меди имеют различное применение, а цена разнится, исходя из технологии производства.

Для высокоточных работ специалисты предпочитают применять импортную медь, которая поставляется на отечественный рынок немецкими (МКМ), сербскими (VBS), французскими (GD) и финскими (LUVATA) производителями. Эти шины имеют высокие показатели электропроводимости, химически чистые, отличаются выверенными геометрическими размерами и механическими свойствами (малая серповидность, хорошее скручивание).

Пластичные шины Cu-OF, Cu-OF1 и Cu-OFE соответствуют стандарту DIN-1787 (из бескислородной меди, устойчивые к водородному охрупчиванию).

По EN-13601 производят гибкие медные шины Cu-ETP, Cu-ETP1 и Cu-FRHC.

Шины OF-OK, выпускаемые по EN-13601, легированы серебром и стоимость их более высокая.

Несмотря на различную маркировку, медь отечественного производства и импортная имеют аналогичные параметры по каждой марке. Соответствие российского ГОСТа европейским стандартам приведено в таблице.

Медная шина

Медная шина — это разновидность токопроводящего изделия, для которого характерна высокая электропроводимость, а также устойчивость к коррозии. Данный вид проводника используют в качестве связующего элемента в современных энергоустановках, электротехнике и системах энергоснабжения и автоматизации на различных объектах.

Внешне медная шина представляет собой полоску из металла прямоугольного сечения, хотя для различных условий эксплуатации и монтажа производятся различные виды этого проводника.

Медные проводники такого типа получили значительное распространение благодаря своим уникальным свойствам:

  • легко сгибается по длине почти до 90º без повреждений и потерь своих эксплуатационных свойств. Это позволяет делать силовые установки компактнее, экономить место. С обычными проводами такого не добиться. Благодаря эластичности материала формовка медных шин может быть довольно сложной, но при этом получается создавать компактные устройства;
  • медные шины не разрушаются под действием высокого напряжения (до 1500 В), в отличие от большинства проводников из других металлов;
  • удельная проводимость медной шины в 1,6 раз больше, чем у аналога из алюминия, что позволяет использовать проводник меньшего сечения, а также добиться меньших потерь тепля в процессе эксплуатации;
  • обладает высокой пластичностью, что упрощает электромонтаж;
  • имеет высокую теплопроводность — 401 Вт/м. Этот показатель в два раза больше, нежели у алюминия;
  • помимо всего прочего, медь является экологически чистым металлом, кроме того шины можно сдавать на переработку для повторного использования.

Применение шинных магистралей значительно экономит время при проектировании оборудования, а также позволяет сократить время на введение мощных систем в эксплуатацию. При изготовлении современного электрооборудования, его компонентов и электротехнических деталей многие производители отдают свое предпочтение именно медным шинам, а не их аналогам.
Особенности производства

В качестве основного материала для изготовления проводников такого типа применяется чистая медь 99,9%. Менее 0,5% заготовки составляют различного рода добавки. Наличие этих добавок значительно влияет на качество изготовляемой продукции, поэтому состав металла тщательно контролируют. При изготовлении продукции производители используют разные марки меди, среди которых наиболее популярными являются:

  • М0б — бескислородная электро-рафинированная медь, имеющая долю примесей 0,03%. Крайне дорогой вид сырья, который используется для изготовления термоустойчивой продукции.
  • М1 — чистая медь с долей примесей всего 0,1% материала.
  • М2 — медь из вторсырья. Ввиду того что это вторсырье доля примесей здесь довольно высока и составляет 0,3%.

Марка меди определяется выбранным для продукции ГОСТом. Наиболее распространенным сырьем является медь марок М1, так и М2, но при этом медная шина из разных марок будет иметь отличия в характеристиках. Для формирования полуфабрикатов используется технология холодной прокатки меди горячего прессования.

Типовые размеры изделий определяются выбранным ГОСТом. Для разных условий эксплуатации изготавливаются заготовки разного типа пластичности:

  • Твердые шины, в которых используется обычная медь, имеют обозначение ШМТ. Сейчас продукция такого типа применяется куда реже, нежели мягкие шины, из-за особенностей монтажа. Данный тип проводника используется в системах и аппаратуре, где требуется обеспечить неподвижный и прочный шинопровод.
  • Мягкие шины(ШММ) получили широкое распространение в различных отраслях благодаря тому, что проводник довольно гибкий и его очень просто монтировать. Используются во многих отраслях промышленности.
Читайте также:  Виды инструментов для снятия изоляции с кабеля

Отдельным видом проводника является бескислородная (ШМТВ) изготовленная из сплава меди без оксидов. Этот тип медных шин отличается более высокой прочностью при воздействии высоких температур, поэтому даже при значительном нагревании такой проводник практически не теряет своих качеств. Из-за слишком высокой цены такие изделия не пользуются популярностью.

Кроме всего прочего, медные шины могут быть различных форм, что позволяет их применять сугубо на определенных объектах. Сейчас существуют следующие типы проводников:

  • Гибкие — применяются в распределительных устройствах.
  • Жесткие — наиболее качественная замена кабелей, позволяющая освободить немного места.
  • Плетеные — отличаются хорошей гибкостью, благодаря чему их удобно использовать в трансформаторных мостах.
  • С изоляцией. Данный вид проводника применяется для систем, которые работают в условиях агрессивной среды. Если система работает с высоким напряжением могут использоваться шины с двумя и тремя слоями изоляции.
  • Перфорированные. Имеют меньший вес, благодаря чему их легче монтировать при сборке различного рода сетей и систем.
  • Шины круглого сечения. Отличаются большой прочностью, но из-за значительных трудностей при пайке сейчас практически не применяются.

Готовую продукцию могут поставлять в виде полос, или бухтами, если шины малой толщины. Изготовитель медных шин устанавливает гарантийный срок хранения продукции с момента ее производства. Таким образом, срок хранения для ШМТ, ШМТВ — 6 месяцев, ШММ — 12 месяцев. Гарантия действительна при отсутствии нарушений во время транспортировки на время хранения проводников.
Особенности медных шин

Большинство особенностей медных шин обусловлено качествами материала, из которого они изготовлены. Например, медь не подвержена коррозии в условиях минимальной влажности, но может начинаться контактная коррозия при взаимодействии с алюминием или цинком. Другим интересным свойством медной шины является то, что она может окисляться на воздухе, но при этом ее проводимость не меняется, поскольку пленка также проводит ток, хоть и несколько хуже. Медные шины устойчивы к изгибанию и кручению, что позволяет создавать магистрали необходимой формы и при этом экономить место и материалы.
Теперь стоит перейти к главным преимуществам:

  • Большая удельная проводимость меди позволяет создавать проводники меньшего сечения, нежели аналоги из других металлов, например, алюминия.
  • Медные шины нагреваются медленнее, поэтому не требуется использовать системы охлаждения вместе с ними.
  • Легко приобретают нужную форму, благодаря чему значительно упрощается их монтаж. Устанавливаются вместо кабелей, экономят пространство за счет того, что имеют небольшое сечение, при этом способны пропускать такой же ток, что и кабель большего сечения.
  • За счет высокой механической прочности с ними проще работать, поскольку они реже нуждаются в ремонте.
  • Легко стыкуются с другими медными проводниками без негативных последствий.

Примеси и их влияние на качество проводника
Марки меди и ее типы отличаются не только технологией производства, но и количеством примесей в металле. Для определения состава материала используют разные виды анализов, что позволяет выявить до 22 различных примесей в 99,9% меди. Разные примеси способны как улучшить, так и ухудшить некоторые качества проводника, поэтому требуется знать их точное количество. Определенные примеси негативно отражаются на качестве меди, например, свинец, цинк, а также ряд других легкоплавких примесей. Эти элементы усложняют процесс сварки и пайки при соединении медных шин, поскольку из-за их наличия образуются хрупкие зоны в месте стыка. Это значительно уменьшает срок эксплуатации проводника и подвергает всю систему опасности.

Негативно отражаются на электропроводности фосфор, железо, сурьма, мышьяк, олово. В общем их доля, обычно, не превышает 0,06%, поэтому эффект незначительный.

К вредным примесям относится и кислород, который в небольшом количестве содержится в металле. Его количество в заготовках не превышает 0,08% от массы изделия. При нормальных условиях эксплуатации проводника это никак не влияет на его качества. Однако, при длительном воздействии высоких температур медная шина становится более хрупкой. Если системы или оборудование будут эксплуатироваться в условии высоких температур, рекомендуется приобретать бескислородную медную шину. Бескислородная медь обходится дороже и, в основном, производится только на заказ, но при этом обеспечивает стабильную работу при воздействии высоких температур.

Из полезных примесей стоит упомянуть серебро, его доли в 0,05% достаточно, чтобы повысить ползучесть меди без негативных последствий для полезных качеств материала. При нагревании медь с добавлением серебра лучше держит форму, кроме того, повышается ее температура рекристаллизации.

Изменение количества примесей хотя бы на один процент способно привести к потере или, наоборот, к улучшению электропроводности меди на 3%. Сильно влияет на качество проводника его технология изготовления, и ГОСТ, взятый для создания продукции, из-за чего медь одной марки, но от разных производителей может иметь значительные различия в характеристиках.

Использование на современных предприятиях
Медные шины — это довольно дорогое удовольствие, многие предприятия готовы на такие затраты ради стабильной работы систем энергоснабжения и электротехнических приборов. За счет высокой пропускной способности и большой динамической устойчивости медная шина превосходит алюминиевый аналог поэтому в большинстве случаев, будет лучшим выбором.

Используя качественные медные шины можно создавать простые, надежные, долговечные, экономичные в плане расхода электроэнергии системы и устройства.

Характеристики и применение электротехнической медной шины

Медная шина — это проводник с низким сопротивлением. Благодаря таким качествам медь нашла применение в электротехнической промышленности. Материал стойкий к коррозии, поэтому используется в любых условиях. Внешний вид может быть в виде полосы металла прямоугольного сечения или сплетенных круглых проводов. Изготавливаются они методом горячего прессования или холодной прокатки.

Характеристика изделия

Шины медные электротехнические разделяются на виды. В зависимости от твердости:

  • твердые. Они бывают из обычной меди ШМТ и бескислородной ШМТВ;
  • мягкие. Обозначаются ШММ и изготавливаются из марок М1, М2, М3.

Теплопроводность меди составляет 401Вт/м. Она значительно выше, чем у стали или алюминия. При работе в сухих условиях шины практически не подвергаются коррозии.

Они теряют свою устойчивость при помещении их в раствор аммиака или хлористого аммония. Окисление появляется при контакте меди с алюминием или цинком.

Нормативные национальные и межгосударственные стандарты следующие:

  • ГОСТ 859–2014. Является межгосударственным стандартом;
  • ГОСТ 434–78. Технические условия для шин прямоугольного сечения;
  • ГОСТ 18690–2012. Кабеля. Упаковка, маркировка и хранение.

Требования к электротехнической продукции

Изготовленная продукция для электротехнической промышленности должна отвечать установленным показателям. Требования следующие:

  • Применяемое сырье. В соответствии с ГОСТ 859–2014 марка берется не ниже М1. Это может быть медная катанка, слитки, прессованная заготовка или сортовой прокат.
  • Размеры. Параметры с учетом допусков и радиусов закруглений регламентируются нормативами в соответствии с ГОСТ 434–78 . Длина полосы составляет величину 2- 6 м .
  • Дефекты. На поверхности не должно быть повреждений. Допускается изменение по цвету из-за наличия следов смазки. Серповидность должна находиться в пределах 2,5 мм на 2 м длины. Шины на должны иметь трещин или расслоений.

Марки и примеси в цветном металле

Марки меди в зависимости от изготовления отличаются между собой количественным составом примесей. Если это литой металл, то их количество составляет 12. Катодная медь имеет 19. Сверхчистая — 22. Их присутствие влияет на эксплуатационные характеристики.

Наличие кислорода, который присутствует в количестве 0,001−0,08%, при нормальных условиях никакого влияния не оказывает. Он начинает пагубно влиять только при высоких температурах. В связи с этим бескислородные марки стоят дороже и изготавливаются только на заказ. Присутствие кислорода, свинца, цинка или кадмия, при пайке в момент нагрева приводит к образованию в этом месте зоны хрупкости.

Положительно сказывается присутствие серебра на уровне 0,05%. Идет уменьшение ползучести меди, а на электропроводности это не отражается. Зато на такой показатель плохо влияют фосфор, железо, сурьма, олово, мышьяк. Их содержание колеблется в пределах 0,001−0,05%. Количество таких элементов больше в твердых прутках и лентах. Меньше в литых заготовках.

Изменение процентного состава примесей на 1%, приводит к потере или улучшению теплопроводности на 3%. В связи с этим такой показатель зависит от технологии изготовления и ГОСТов, по которым идет производство.

Форма поставки меди

В зависимости от требований заказчика шины могут поставляться в виде полос 2- 6 м или бухт, в которых длина изделия составляет 10 м .

При этом формы шины бывают:

  • Гибкие. Применяются для монтажа распределительных сетей.
  • Жесткие. Используются в качестве замены кабеля.
  • Плетеные. Характеризуются высокой степенью гибкости. Применяются в трансформаторных мостах.
  • Покрытые изоляцией. Устанавливаются в местах, где присутствуют агрессивные среды. Если проходит высокое напряжение, то используются двух и трехслойные шины.
  • С перфорацией. Легкие при сборке.
  • Круглого сечения. Применяются редко. Несмотря на более высокую прочность присутствуют недостатки. Кроме большого расхода материала, имеются сложности при пайке и сварке.
  • С закругленными углами. Радиуса закруглений должны присутствовать обязательно. Это регламентируется ГОСТом.

Сферы применения шин

Медные шины легко принимают необходимую форму и это создает дополнительные удобства при монтаже. Устанавливая их вместо кабелей, экономится пространство, поскольку, имея небольшое сечение, они пропускают такой же величины ток.

Широкое применение нашла мягкая медь. Без нее не обходится космическая промышленность, микроэлектроника, судостроение и авиация. Используется в ювелирном деле.

В любом распределительном устройстве требуется присутствие электротехнической шины. Она имеет высокую пропускную способность, поэтому используется при монтаже магистральных шинопроводов. Такие линии обладают большей динамической устойчивостью, чем кабель такого же сечения.

Благодаря своим показателям, медь очень востребована не только в электротехнической промышленности.

Она применяется при монтаже трубопроводов. Из нее изготавливаются фитинги в качестве уплотнителей, резьбовые изделия. При контакте с водой она не корродирует, что является решающим фактором.

Технические характеристики медных шин заземления

Чтобы не допустить возгорания или повреждения электрической сети при возникновении аварии, очень часто применяются различные технические средства защиты. Популярным примером такого средства является медная шина заземления. Но куда она монтируется и устанавливается? Какие государственные требования ГОСТ регулируют это оборудование? Какие существуют основные разновидности медных шин? Ниже мы узнаем ответы на все эти вопросы.

Зачем нужна

Медная шина заземления — это проводник, который обладает низким сопротивлением. Эта деталь очень часто крепится на корпус электрического щитка, который производит распределение электроэнергии по какому-либо объекту. При возникновении аварийной ситуации (короткое замыкание, повреждение проводки и другие) может выдерживать избыточный нагрев и электрический ток в течение длительного времени, поэтому эту деталь очень часто используют в качестве основного или вспомогательного элемента заземления проводки.

В техническом смысле шина заземления представляет собой плоскую гладкую пластину, которая обладает однородной структурой и гладкой поверхностью. Для удобства хранения и/или транспортировки пластины могут выпускаться в виде круговых бухт. Эта деталь способна выдерживать охлаждение до температуры -50 градусов и нагрев до +270 градусов по Цельсию.

При возникновении нештатной ситуации она может выдерживать напряжение до 1 тысячи вольт. Такие уникальные протекторные свойства объясняются физическими свойствами меди, у которой теплопроводность составляет более 400 ватт/(м X К). При нормальных условиях медная шина не растрескивается, не плавится и не ржавеет (обратите внимание, что антикоррозийные свойства сохраняются при работе не только в сухих, но и в водных условиях). Для производства медных шин обычно используется технология горячего прессования с последующей холодной прокаткой.

Рассмотрим ключевые виды и их отличия.

Пластичность (мягкие и твердые)

На пластины-шины обязательно наносится специальная маркировка в зависимости от типа: мягкая шина — ШММ, твердая — ШМТ.

Читайте также:  Кабель АВВГ – расшифровка и параметры

ШММ является более эластичной, поэтому на практике она используется во многих сферах промышленности — машиностроение, сфера добычи полезных ископаемых, космическая промышленность и так далее.

ШМТ является более прочной, но менее эластичной, поэтому ее часто используют для бытовых нужд (для защиты проводки в домах, на складах, в мелких производственных цеха и так далее).

Обратите внимание, что помимо ШМТ существуют также сверхпрочные твердые шины ШМТВ, главным отличием которых является полное отсутствие кислорода в сплаве.

Форма материала (полосы-пластины и круговые бухты)

В большинстве случаев медные шины делают в виде отдельных пластин в виде полос, длина которых составляет 3-6 метров. Такие пластины легко упаковывать и транспортировать, что обеспечивает их высокую популярность. Также их могут выпускаться в виде круговых бухт, длина которых может составлять 20-50 метров. Бухты обычно выпускаются для нужд тяжелой промышленности, а также для транспортировки на большие расстояния.

Жесткость (гибкая и жесткая)

Жесткие пластины-шины обладают твердой формой, а работать с ними сложно, поэтому они обычно используются в качестве замены основного кабеля проводки. Гибкая шина является более простым в использовании материалом, поэтому гибкие пластины можно использовать для монтажа распределительных сетей и силовых установок.

Наличие изоляции

Для нормальных условий можно покупать обычные шины-пластины без изоляции — ничего страшного не произойдет. Если существует риск попадания жидкости на подстанцию с электрическим щитком (простой пример — подстанция находится рядом с морем или рекой), то в таком случае рекомендуется использовать пластины с дополнительной защитной изоляцией.

При наличии агрессивных условий внешней среды (Крайний Север, территории с повышенной влажностью и так далее) следует подумать над выбором детали очень серьезно; отличный вариант в данном случае — ШМТ с многослойной изоляцией, которая будет надежно защищать электроснабжение.

Тип сечения (прямоугольное или круглое)

На практике чаще всего используются шины с прямоугольным сечением. Если же нужна дополнительная прочность, то предпочтительнее круглое сечение. Шины с круглым сечением в 2-3 раза дороже прямоугольных.

Технические характеристики и требования ГОСТ

В России медные шины должны производиться с учетом множества технических требований ГОСТ. Основные нормативные документы — ГОСТ 859-2014, ГОСТ 18690-2012, ТУ 48-0814-105-2000 и некоторые другие. Требования ГОСТ распространяются на множество параметров — тип исходного сырья, механические свойства, наличие дефектов, маркировка, хранение и так далее. Ниже мы кратко рассмотрим каждый параметр по отдельности.

Рекомендуемое сырье

Для производства годятся не все медные сплавы, а только такие, которые содержат минимальное количество примесей (не более 1%). Особенно критично в этом плане содержание кислорода, поскольку этот элемент негативно влияет на прочность и антикоррозийные свойства, поэтому концентрация кислорода в сплаве должна быть минимальной (не более 0,01%).

Оптимальная марка для производства защитных пластин-шин — М1, М2 и другие. В качестве сырья могут использоваться медь, прошедшая различную первичную обработку — прокат, катанка, литье слитками, прессование и так далее.

Наличие дефектов

Медные пластины не должны иметь дефектов и различных повреждений (трещины, коррозийные участки, отверстия и так далее). Одновременно с этим допускается наличие смазки и локального окисления, которое образовалось по естественным причинам.

Также налагается ряд серьезных ограничений на прямолинейность медных шин. Минимальная серповидность — не более 1,75 миллиметров на 1 метр длины изделия. Также обратите внимание, что ГОСТ допускает более высокую серповидность (до 4 миллиметров на 1 метр длины) — но только в случае наличия предварительной договоренности между заказчиком и исполнителем (то есть не допускается самовольное превышение норм без согласования с заказчиком).

Механические свойства

Шина медная должна удовлетворять некоторым требованиям, которые касаются относительного удлинения.

  • При толщине пластины от 2,5 до 8 миллиметров шина медная ГОСТ должна иметь относительное удивление не более 37%.
  • При толщине пластины более 8 миллиметров по ГОСТ должна иметь относительное удлинение не более 40%.

Этот параметр является очень важным с точки зрения безопасности функционирования медной шины. Почему? Дело все в том, что при возникновении короткого замыкания медная пластина будет насыщаться избыточными электронами, что может привести к растрескиванию пластины. Чем меньше будет показатель относительного удлинения, тем дольше пластина сможет успешно «держать» электрический ток. Особенно это критично при работе с током большой силы или напряжения.

Перевозка и хранение

Перечислим основные государственные требования:

  • На каждую упаковку должен быть нанесен ярлык, на котором должно быть указана вся техническая информация. Она позволяет однозначно идентифицировать не только изделие, но и его производителя. Основные сведения — название завода-производителя, его знак, тип (ШМТ, ШМТВ, ШММ), толщина и ширина пластины, номер партии, дата изготовления и другие.
  • Пластины разрешается упаковывать в однородные пачки. Вес одного блока пластин должен составлять не более 200 кг. Обратите внимание, что в каждую упаковку допускается класть изделия одной марки. Нельзя класть в одну упаковку M1 и M2. Для упаковки рекомендуется использовать обычную упаковочную бумагу, а также проволочную обмотку для скрепления. По предварительному согласованию с заказчиком допускается перевозить медные шины без упаковки при контейнерном способе доставки.
  • По закону производитель должен предоставить гарантию. Срок действия гарантии зависит от типа изделия. В случае ШМТ и ШМТВ — не менее 6 месяцев, ШММ — не менее 1 года. Обратите внимание, что на гарантию распространяются те же правила, что и на обычные товары.

Основные марки меди для изготовления

Для производства используются чистые сплавы на основе меди. Согласно ГОСТ содержание сторонних элементов должно составлять менее 1%. Почему такие строгие требования? Дело все в том, что сторонние элементы (даже в небольших количествах) значительно ухудшают электрические свойства меди. Снижают электропроводность, заметно повышают сопротивление электрического тока (что приводит к ненужному и даже опасному нагреву материала), увеличивают вероятность физического растрескивания и так далее.

Чаще всего в состав медного проводника входят различные металлические примеси — железо, серебро, олово, цинк и другие.

Марки меди

  • М0б. Эта марка представляет собой медь, которая очищена высокоточным методом рафинирования. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,96-99,98%. Содержит минимальное количество кислорода (в среднем 0,005%, но не более 0,01%). В небольших количествах сплав может содержать железо, фосфор, мышьяк, сурьму, цинк и другие элементы.
  • М1. Эта медь представляет собой результат переплавки катодов в условиях доступа обычного атмосферного воздуха. Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,9%. Содержание кислорода составляет 0,005-0,01%. В очень небольших количествах может содержать цинк, серу, свинец, никель, олово, сурьму, железо. Обратите внимание, что помимо сорта М1 существует также сорт М1Е. По химическому составу и физическим свойствам эти марки идентичны. Единственная разница — перед использованием необходимо проверить медь на электрическую проводимость.
  • М2. Эту медь получают путем расплавки лома (различные прутья, фрагменты листов, микросхемы, провода и так далее). Общая концентрация меди в сплаве составляет 99,7%. Марка может содержать кислород в концентрации 0,007-0,008%. Помимо кислорода сплав может содержать некоторые другие элементы — сурьма, свинец, сера, мышьяк, серебро, цинк.

Заключение

Шина медная представляет собой металлическую пластину, которую можно устанавливать на электрощитки и различные силовые установки для создания системы заземления. Изготавливается из сверхчистых сортов металла, где концентрация меди должна составлять более 99%. Обратите внимание, что большое значение имеет концентрация кислорода в итоговом сплаве. Чем больше будет кислорода, тем хуже будет работать пластина. По техническим характеристиками различают — твердые, мягкие, с изоляцией, с круглым сечением и так далее.

Используемая литература и источники:

  • Введение в энерготехнику / Эндель Ристхейн. — Таллин : Elektriajam, 2008.
  • Заземление. Что это такое и как его сделать (часть 1) / Алексей Рожанков // Хабрахабр
  • Кораблев В. П. Электробезопасность в вопросах и ответах. — М., Московский рабочий, 1988.

Медная шина электротехническая – особенности и применение в промышленности

Медные шины являются одними из наиболее важных компонентов электроустановок и служат в них проводниками с низким активным и реактивным сопротивлением. В низковольтных электроустановках применяются для подключения нескольких электрических цепей к одному питающему выводу. В высоковольтных установках шинами соединяются отдельные высоковольтные устройства. В настоящее время медные шины применяются во всех сферах электрооборудования в мире.

Медные шины подразделяются на жесткие и гибкие. Жесткие изготовлены в форме полос (пластин) прямоугольного сечения. Гибкие в виде комплекта пластин или кабеля из скрученных жил. Также шины производятся оголенными или в изоляции. Электротехнические шины обладают повышенной гибкостью, антикоррозийными свойствами, высокой тепловой и электрической проводимостью. С легкостью используются на открытых площадях электроустановок без защитных кожухов, легко монтируются, не требуют объемного обслуживания, долговечны.

Согласно ГОСТ 434-78 изделия прямоугольного поперечного сечения, изготовленные из меди горячего прессования методом холодной прокатки, характеристики которых соответствуют действующим стандартам, называют медными шинами электротехническими прямоугольного сечения. По ТУ 48-0814-105-2000 на предприятиях для получения шин используется медь марок М0б, М1, М2, М3 (химсостав ГОСТ 859-2001). В частности марка М0б означает, что шина изготовлена из бескислородной меди с минимальным количеством примесей, что характеризует ее высокой электропроводностью, высоким качеством пайки и сварки. Марки М01, М02 и М03 произведены из кислородосодержащей стали и различаются требованиями к пайке и сварке, обладают высокой износостойкостью и пластичность. Размеры по ГОСТ 434-78 в диапазоне от 1,6 до 12 см., сечение от 0,4 до 3 см. Также шины разделяются на твердые и мягкие. Первые изготавливаются из обычной или бескислородной меди, вторые – из обычной М1, М2, М3.

Полная маркировка изделия выглядит так: медная шина электротехническая М1мяг 3х40х4000, где М1- марка меди, 3 – сечение, 40 – ширина, 4000 – длинна.

Области применения электротехнических шин – при монтаже элементов цепей и распредустройств, шинопроводов, токопроводов и шинных сборок высоковольтных подстанций, железнодорожных электростанций и подстанций, коммунального электротранспорта, метрополитенов, подстанций областных и городских энергокомпаний, электрооборудования заводов и фабрик, многоквартирных домов, а именно:

– в высоковольтных установках – для соединения отдельных узлов, электромагнитных выключателей в распределительных устройствах, коммутации вводных и фидерных линий, трансформаторов, соединения элементов подстанций открытого типа, вводов питания в здания подстанций, в качестве заземления.

– в низковольтных установках в качестве общей шины в распределительных шкафах и щитках, шкафах АВР, для присоединения разъединителей, быстродействующих автоматов и секционных рубильников. Также для секционирования питания потребителей и их распределения, для подключения отдельных компонентов комплектных трансформаторных подстанций.

Электротехническая шина пользуется повышенным спросом и прочно занимает свою нишу на рынке силовых компонентов конструирования систем энергоснабжения, так как есть и будет незаменимым токопроводящим элементом любых электроустановок. Универсальность, гибкость, малая подверженность коррозии, высокая электропроводность, простота обслуживания, возможность монтажа/демонтажа, присоединения дополнительных элементов, возможность применения вне помещений без защитных приспособлений, длительный срок эксплуатации, надежность – бесспорное сочетание положительных качеств электротехнической шины. Из минусов следует отметить чуть более высокую стоимость в сравнении с кабельной продукцией, за единицу товара. Но при проектировании энергоустановок в целом, кабельные решения значительно уступают шинным в стоимости прокладки, монтажа и последующей эксплуатации и обслуживания.

Поставщик Нержавеющей стали и Цветного проката в России и СНГ

+7 (800) 555-87-32 – бесплатный для России

+7 (495) 781-87-32 – Москва и область

Автор: Администрация Общая оценка статьи: Опубликовано: 2016.10.12

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ссылка на основную публикацию