Что такое токопровод?

Что такое токопровод?

  • О проекте О проекте
    • Главная
    • О проекте
    • Карта сайта
    • Вопрос-ответ
  • Шинопровод Шинопровод
    • Терминология Терминология
      • Осветительный
      • Распределительный
      • Магистральный
      • Троллейный
      • Токопроводы
      • Шины и аксессуары
    • Выбор
    • Расчет
    • Монтаж
  • Пресс-центр Пресс-центр
    • Новости сайта
    • Интервью
    • Статьи
    • Мероприятия
    • Акции
  • Обзор рынка Обзор рынка
    • Бренды Бренды
      • Graziadio
      • DKC
      • НПЦ Металлург
      • TEHNOTRON
      • KLM
      • EAE
      • Cariboni Group
      • Giovenzana
      • VAHLE
      • Akapp-Stemmann
      • Power Plug Bus
      • MGC Duresca
      • Eta-com
      • GE
      • Eaton
      • Erico
      • Gersan
      • Siemens
      • Daxten
      • HOLDUCT
      • Nordic Aluminium
      • NAXSO
      • Nobaduct
      • Pogliano BusBar
      • VMtec
      • ZUCCHINI
      • Мосэлектрощит
      • СЗЭМИ
      • СОЭМИ
      • Световые технологии
      • BKS Busbar
      • C&S Electric
      • Delta Electronics
      • VIBITECH
      • Космоэлектро
      • NEP Electric
      • Sibar
      • EKF
      • TECOBAR
      • Effibar
      • Бафен
      • Henikwon
      • Sourceco
      • РТК-ЭЛЕКТРО-М
      • DEYLE
      • LS Cable
      • Conductix Wampfler
      • Canalis SE
      • LINKK
      • BBI Electric
      • Gasori S. L.
      • EMS
      • PitON
      • FORISSIER
      • Bags Srl Longo
    • Серии
    • Рынок
  • Купить Купить
    • Как заказать
    • Поставщики Поставщики
      • ПЭК
      • DKC
      • Севенфорт
      • НПЦ Металлург
      • КЛМ инжиниринг
      • ТОК
      • Sibar
      • ТельферКран
      • EKF
    • Инжиниринг
  • Библиотека Библиотека
    • Каталоги
    • ГОСТ и ТУ
    • Видео
    • Книги
  • Контакты Контакты
    • Обратная связь
    • Сотрудничество
    • Реклама на сайте
    • Вакансии
    • Ответственность

  • Главная
  • Шинопровод
  • Терминология
  • Токопроводы

Токопровод представляет собой электротехническое устройство для передачи электроэнергии на малые расстояния (например, от генератора к повышающему трансформатору). Токопровод с литой изоляцией – это устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из проводников, изолированных от заземлённых частей твёрдыми диэлектрическими материалами, защитных оболочек, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций.

Общие описания и условия применения приведены в документах:
СТО 56947007-29.120.60.106-2011 «Токопроводы с литой (твёрдой) изоляцией на напряжение 6-35 кВ. Технические требования», «ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК» (ПУЭ).


Токопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии, как правило — между блоками одной электроустановки. Они состоят из шин, изоляторов, ответвительных устройств, поддерживающих и опорных конструкций, могут включать защитные кожухи (оболочки или экраны) и другие элементы.

Токопроводы различаются по конструктивному исполнению, области применения и способу изготовления, рисунок ТР-1.

По конструктивному исполнению различают токопроводы с гибкими и жесткими шинами.

Рисунок ТР-1. Классификация токопроводов.

К гибким относят:

• токопроводы предназначенные для передачи энергии между генераторами и силовыми трансформаторами;

• гибкие линии связи 35 кВ и выше;

• гибкую ошиновку распределительных устройств (РУ) 35 кВ и выше и подвесные токопроводы для электроснабжения промышленных предприятий.

Токопроводы с жесткими шинами разделяют на открытые и закрытые кожухами или экранами.

• шинные линии используемые для ошиновки РУ, токопроводы связи генераторов и силовых трансформаторов;

• жесткую ошиновку РУ 110 кВ и выше;

• подвесные жесткие токопроводы промышленных предприятий.

К закрытым относят:

• закрытую ошиновку и шинные мосты комплектных распределительных устройств (КРУ)

• токопроводы с твердой изоляцией;

• токопроводы 110 кВ и выше с воздушной или элегазовой изоляцией.

Применение видов токопроводов при передаче и распределении электроэнергии

Применение различных видов токопроводов на ТЭЦ средней мощности, крупных блочных электростанциях (КЭС), атомных электростанциях (АЭС), гидроэлектростанциях (ГЭС), гидроаккумулирующих электростанциях (ГАЭС), тепловых электростанциях (ТЭЦ), мощных подстанциях показано на примерах схем электрических соединений, показанных на рисунке ТР‑2, А) — В), где цифры соответствуют идентификаторам токопроводов, показанных в кружочках на рисунке ТР-1.

Рисунок ТР-2. Применение различных типов токопроводов. А) — ТЭЦ, Б) — КЭС, В) — подстанции.

В зависимости от участка электрической цепи применяются следующие конструкции токопроводов:

1. На ТЭЦ, рисунок ТР-2, А), в пределах машинного зала электростанций от выводов генератора до фасадной стены (участок АБ) используют жесткие шинные линии 4, а в цепях генераторов мощностью 60 МВт и выше — экранированные токопроводы 9. На участке БВ между машинным залом и закрытым распределительным устройством (ЗРУ) генераторного напряжения устанавливают гибкие токопроводы связи 1, жесткие открытые шинные линии (жесткие токопроводы связи) 4 или экранированные токопроводы 9. В ЗРУ электрические соединения (ВГ, ГЖ), в том числе сборные шины ДЕ, выполняют жесткой ошиновкой (шинными линиями) 4.

От токоограничивающего реактора до выключателей отходящих кабельных линий (участок ПР) устанавливают открытые шинные линии (мосты) 4 или закрытые 7 шинные мосты КРУ. Сборные шины КРУ (участок УФ) обычно выполняют ошиновкой 7, защищенной металлическими стенками отсеков шкафов КРУ.

Между ЗРУ и трансформатором связи Т1 на участке ЖЗ используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы связи. В распределительном устройстве высшего напряжения (обычно РУ ВН 35 кВ и выше) все электрические соединения (ИК, ЛМ, НО и др.), включая сборные шины ЛН, выполняют гибкими 3 или жесткими 5.

Между ЗРУ и трансформатором собственных нужд Т2 при небольшой длине участка СТ применяют жесткие шинные линии 4, а при удаленной установке трансформатора Т2 от ЗРУ ‑ гибкие токопроводы 1. В РУ 6 кВ собственных нужд ТЭЦ, собранном из ячеек КРУ, сборные шины ХЦ выполняют в виде закрытых линий 7, а ответвления от них — закрытыми 7 или открытыми 4 шинными мостами.

2. На КЭС и АЭС, мощных ТЭЦ и ГЭС, рисунок ТР — 2, Б), участок АВ в блоке генератор — трансформатор Т1 и отвод БГ к трансформатору собственных нужд Т2 выполняют экранированным токопроводом 9. На ГЭС средней мощности на участке АВ применяют токопроводы с твердой изоляцией 8. Так как трансформаторы Т1 на КЭС, АЭС и крупных ГЭС обычно расположены на значительном удалении от РУ ВН (110 кВ и выше), на участке ДЕ используют гибкие линейные связи 2. Электрические соединения в РУ ВН выполняются гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. На ГЭС и ГАЭС распределительные устройства ВН могут быть элегазовыми. В этом случае применяют закрытые элегазовые токопроводы 10.

На участке ИК в цепи низшего напряжения трансформатора собственных нужд Т2 устанавливают экранированные токопроводы 9. Электрические соединения РУ собственных нужд 6 кВ выполняют так же, как на ТЭЦ. Открытую жесткую ошиновку используют в РУ 0,4 кВ. От сборных шин отходят кабельные линии. В настоящее время в сети низкого напряжения 0,4 кВ для питания мощных и ответственных потребителей (участок ПР) широко применяют закрытые шинопроводы 6 (см. «Магистральные шинопроводы»).

На подстанциях рисунок ТР — 2, В), электрические соединения РУ высшего и средних напряжений, включая сборные шины АБ и ВГ, часто выполняют открытой гибкой 3 или жесткой 5 ошиновкой. В РУ подстанций крупных городов иногда используют закрытые элегазовые токопроводы 10. Так как автотрансформаторы (или трансформаторы) при этом могут быть удалены от одного из распределительных устройств, то для соединения, например, на участке ДЕ, применяют гибкие линейные связи 2.

От автотрансформатора (трансформатора) до ЗРУ низшего напряжения (участок ЖЗ) используют гибкие 1 или жесткие 4 токопроводы, далее до токоограничивающего реактора, участок ЗИ, устанавливают только жесткие токопроводы-шины 4. За реактором на участке КЛ применяют закрытые 7 шинные вводы КРУ. Электрические соединения в ЗРУ выполняют, как правило, закрытой 7 ошиновкой и шинными мостами КРУ.

По способу изготовления все токопроводы делятся на сборные и комплектные. Сборные токопроводы собирают и монтируют из отдельных деталей на месте установки. Блоки (элементы, секции) комплектных токопроводов изготавливаются в заводских условиях. На строительной площадке блоки собираются в готовое устройство. Комплектный подход особенно широко применяется для создания шинопроводов, т.е. токопроводов на номинальное рабочее напряжение до 1000 В. Помимо самих токопроводящих секций в комплекты поставки шинопроводов могут входить приборы учёта, управления и безопасности.

Также существуют комплектные решения для электроподстанций на наиболее типовые условия применения. Как элементы комплектных подстанций выпускаются элегазовые токопроводы, которые поставляются с коммутационными и другими аппаратами.

Токопроводы и процесс их создания должны соответствовать соответствующим стандартам и нормативам. Это, в том числе, предполагает выполнение заданных требований по:

• удобству монтажа и эксплуатации;

• защите окружающей среды;

Проводниками в токопроводах служат гибкие и жесткие шины.

Гибкие шины

Гибкие шины широко используются в токопроводах для наружной установки 35 кВ и выше и в ряде видов токопроводов 6 — 20 кВ. В качестве гибких шин чаще используют многопроволочные витые алюминиевые, витые сталеалюминевые, полые алюминиевые провода.

Алюминиевые провода выпускаются сечением от 16 до 800 мм 2 . Они свиваются из 7 — 61 проволок круглого сечения диаметром 2 — 3 мм. Скрутку смежных повивов выполняют в противоположных направлениях, причем наружный повив имеет правое направление, рисунок ТР-3, А).

В сталеалюминевых проводах, рисунок ТР-3, А), сердечник 1 выполняется из стальной проволоки, а верхние повивы 2 — из алюминиевой. Стальной сердечник увеличивает механическую прочность провода, алюминиевая часть является токопроводящей. Сечение стального сердечника обычно в пять раз меньше, чем алюминиевых проволок, он воспринимает около 40% всей механической нагрузки. Такие провода имеют сечение алюминиевой части от 10 до 1000 мм 2 .

Полые алюминиевые провода состоят из проволок фасонного сечения, образующих один повив и соединенных друг с другом в замок без поддерживающего каркаса, рисунок ТР-3, Б). Сечение полых алюминиевых проводов 500 и 640 мм 2 при наружном диаметре провода 494 и 655 мм, соответственно.

Рисунок ТР-3. А) витой провод: 1 — сердечник, 2 — повивы. Б) полый провод.

В зависимости от номинальных тока и напряжения в одной фазе токопровода может быть от 1 до 8 проводов. В токопроводах напряжением до 330 кВ использование шин из нескольких проводов обусловлено большими рабочими токами. В установках напряжением от 330 кВ и выше на проводах малых и средних сечений возникает нежелательный коронный разряд. Для снижения направленности электрического поля и устранения условий его возникновения применяют провода большого диаметра, в том числе — полые. Широко используется расщепление шин: для каждой фазы токопровода на некотором расстоянии друг от друга устанавливается несколько проводов.

Если число проводов в фазе три и более, то их, как правило, с помощью распорок и зажимов на изоляторах располагают по вершинам правильного равностороннего многоугольника.

Рисунок ТР-4. Дистанционные распорки. А) — парная, Б) лучевая, В) — рамная.

Наиболее широко жесткие шины используют в токопроводах до 110 кВ для наружной и для внутренней установки. При напряжениях 110 кВ и выше жесткие шины используются реже. Жесткие шины изготовляют из стали, меди, алюминия и его сплавов.

Сталь имеет высокую механическую прочность, но низкую электрическую проводимость. Она подвержена коррозии, что

требует дополнительной защиты стальных шин.

Поэтому сейчас стальные шины в токопроводах практически не применяют.

Медь обладает высокой механической прочностью и отличной проводимостью, но относительно дорога. Медь используется в шинопроводах повышенной надёжности, там, где важно учитывать габариты шинопровода.

Алюминий АДО при хорошей проводимости и более низкой, чем у меди, стоимости, имеет невысокую прочность. Используется, главным образом, в токопроводах до 1 кВ, а также при низких уровнях токов короткого замыкания (точнее — при незначительных электродинамических нагрузках, вызванных взаимодействием токов КЗ в шинах).

Использование алюминия и меди в токопроводах до 1 кВ, т.е. шинопроводах, рассмотрено в разделе «Магистральные шинопроводы».

В токопроводах применяют шины следующих профилей: прямоугольные, коробчатые, круглые и квадратные трубы, швеллеры двойное Т, П-образные швеллеры и равнобокие угольники, составные многополосные шины, шины из двух коробчатых профилей, из двух полутруб (рисунок ТР-5).

Рисунок ТР-5. Распространённые профили шин токопроводов. А) — прямоугольный, Б) — коробчатый, В) ‑ швеллер, Г) — двойное «Т», Д) — двухполосная шина, Е) ‑ шина из двух коробчатых профилей, Ж), З) ‑ круглая и квадратная трубы, И) — П — образный швеллер, К) — равнобокий угольник, Л) — трёхполосная шина, М) — шина из двух полутруб.

Многообразие профилей обусловлено широким диапазоном номинальных токов и напряжений, поиском эффективных решений. условиями монтажа и др.

В установках от 110 кВ и выше в основном используют круглые трубчатые шины, которые обладают высокой механической прочностью и создают при работе на своей поверхности электрическое поле относительно низкой напряженности, что препятствует развитию коронного разряда.

Читайте также:  Технические характеристики провода СИП 3 1х70

Изоляторы предназначены для крепления и изоляции шин, а также других токоведущих частей аппаратов от земли и других частей электроустановок. В токопроводах выше 1 кВ наиболее широко применяют фарфоровые или стеклянные опорные, проходные и подвесные изоляторы. В элегазовых токопроводах используют опорные изоляторы, выполненные из эпоксидных смол.

Для токопроводов с номинальным напряжением до 1 кВ используют пленочные изоляции на основе полиэтилентерефталата, литую изоляцию и литые изолирующие корпуса из эпоксидных смол, «Токопроводы и шинопроводы. Вводный раздел».

На электростанциях для связи мощных генераторов с трансформаторами и трансформаторов с шинами РУ применяют экранированные токопроводы, с пофазным экранированием, рисунок ТР-6.

В качестве экранов используются трубы преимущественно круглого сечения. Каждая фаза токопровода состоит из кожуха-экрана 1, токоведущей шины 2, изоляторов 3.

Шина закрепляется к изолятору специальным держателем. Изоляторы крепятся к крышкам, закрепленным на кожухах-экранах.

В экранированных токопроводах исключается возможность возникновения междуфазных коротких замыканий на генераторном напряжении, обеспечивается безопасность обслуживания.

При использовании экранированных токопроводов уменьшается нагрев расположенных вблизи его трассы металлических и железобетонных строительных конструкций. Кожух — экран также защищает токоведущие шины от воздействий окружающей среды.

Рисунок ТР-6. Токопровод с пофазным экранированием. 1 — кожух-экран, 2 — токоведущая шина, 3 — изолятор, 4 — несущая балка.

Более полную информацию по магистральным шинопроводам можно найти в следующих разделах:
«Каталоги и инструкции» – Документация по брендам для более подробного ознакомления с шинопроводами от производителей.
«Терминология» – Основные термины и определения из нескольких ГОСТ и ТУ.
«ГОСТ и ТУ» – Перечень основных стандартов и регламентов связанных с шинопроводом.
«Бренды» – В разделе наглядно указаны типы шинопровода которые есть у того или иного производителя.
«Серии» – Подробный обзор серий и моделей шинопровода
«Монтаж» – Приведены рекомендации по руководящим документам, а также ссылки на видео монтажа шинопроводов от различных производителей.
«Выбор» – Дана информация по основным подходам при выборе шинопроводов.
«Как заказать» – Описаны подходы в расчете и оценке стоимости проектов на основе шинопроводов.
«Поставщики» – Раздел предназначен для поиска и выбора поставщиков того или иного бренда.

Токопроводы и шинопроводы

Токопроводы – это линии электропередач, токоведущие части которых выполнены из жестко закрепленных алюминиевых или медных проводов или шин, относящихся к ним поддерживающих и опорных конструкций и изоляторов, защитных оболочек (коробов). В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяют на гибкие (при использовании проводов) и жесткие (при использовании жестких шин). В сетях 6…10 кВ промышленных предприятий экономически целесообразно вместо кабелей применять гибкие или жесткие токопроводы при передаваемой мощности 15…40 МВА на напряжении 6 кВ и 20…70 МВА на напряжении 10 кВ (рис. 3.14).

Преимущества токопроводов по сравнению с кабельными линиями:

· большая надежность, в основном из-за отсутствия кабельных муфт;

· меньшие стоимость и трудоемкость изготовления;

· лучшие условия эксплуатации, так как возможен визуальный осмотр;

· большая перегрузочная способность благодаря лучшим условиям охлаждения.

· модульная конструкция шинных систем позволяет применять ее в зданиях или сооружениях любого типа и любой конфигурации, но, в отличие от кабельных, шинные системы можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение без особых капитальных затрат.

Рис. 3.14. Магистральный комплектный токопровод

Модульная конструкция шинных систем отличается гибкостью и мобильностью. В то же время большее индуктивное сопротивление, потери электроэнергии в шинодержателях, арматуре и конструкциях при токах 1 кА и более от воздействия магнитного поля, различное сопротивление фаз приводят к несимметрии напряжения фаз протяженных токопроводов при токах 2,5 кА и более и являются, конечно, недостатками применения токопроводов по сравнению с кабелями.

Наиболее широкое распространение в сетях 6…35 кВ промпредприятий получили жесткие магистральные токопроводы с расположением шин в вертикальной плоскости и с шинами, расположенными по вершинам равностороннего треугольника (рис. 3.15). Эти конструкции могут быть выполнены как на опорных, так и на подвесных изоляторах либо скрыто – в туннелях (рис. 3.16) и галереях.

Рис. 3.15. Симметричный подвесной токопровод с жесткими шинами

и опорными изоляторами для прокладки:

а – на открытом воздухе; б – в помещениях

Рис. 3.16. Прокладка жесткого симметричного токопровода 6…10 кВ в туннеле

Для снижения и выравнивания индуктивного сопротивления токопроводов предусматривается ряд мер: располагают полосы в пролетах по сторонам квадрата, применяют спаренные фазы, про-фильные шины, выполняют внутрифазные транспозиции и т.д.

В отключенной линии двухцепного токопровода в результате влияния неуравновешенного электрического и магнитного полей оставшегося под напряжением токопровода наводится напряжение, которое зависит от длины токопровода, расположения фаз на опоре, расстояния между фазами. Для уменьшения значения наведенного напряжения фазы цепи протяженного токопровода рекомендуется располагать по вершинам равностороннего треугольника.

Каждая фаза гибкого токопровода выполняется из нескольких алюминиевых или сталеалюминиевых проводов, располага-емых по окружности с помощью крепежных деталей (рис. 3.17), которые осуществляют их крепление к изоляторам и противодействие схлестыванию при КЗ. Механическую нагрузку обычно несут два сталеалюминиевых провода, токовую – остальные. Во избежание схлестывания проводов при КЗ между проводами гибких и жестких подвесных токопроводов предусматривают в пролете одну-две междуфазные распорки.

Рис. 3.17. Варианты конструкции фазы гибкого токопровода:

1 – провод; 2 – стальные скобы; 3 – скобы из алюминиевого сплава;

4 – несущий провод

Совмещенная прокладка гибких токопроводов напряжением выше 1 кВ и технологических токопроводов на общих опорах не допускается. Жесткие токопроводы до 1 кВ, поставляемые комплектно, называют шинопроводами; их комплектуют секциями унифицированной длины, которые могут быть прямыми, угловыми, гибкими, вводными, ответвительными, компенсационными, переходными, подгоночными (рис. 3.18). Все шинопроводы имеют сходную конструкцию: плоские шины располагаются широкими сторонами друг другу. При больших токах в магистральных сетях шины спарены.

Рис. 3.18. Способы прокладки жестких токопроводов:

а – в закрытой эстакаде; б – на железобетонной опоре; в – на железобетонных кронштейнах, прикрепляемых к стене здания; 1 – фиксатор; 2 – приточные вентиляционные отверстия; 3 – cъемные асбестоцементные волнистые листы; 4 – магистраль заземления

Конструкция шинопровода является самонесущей, где шины определяют жесткость конструкции. В коробах имеются окна, через которые осуществляются ответвления, штепсельные присоединения (рис. 3.19).

Рис. 3.19. Типовая секция токопровода с вводной коробкой

Ответвительные коробки могут быть выполнены с предохранителями, установочными автоматами, выключателями, рубильниками. Типы шинопроводов в зависимости от назначения разделяют на магистральные, распределительные, троллейные и осветительные.

Магистральные шинопроводы (МШ) применяют на переменном токе для соединения трансформатора с главным распределительным щитом (ГРЩ) либо вводным распределительным устройством (ВРУ) или в блоке трансформатор-магистраль для потребителей большой мощности. На отходящих от ГРЩ или ВРУ линиях МШ применяют для питания энергоемких потребителей, распределительных щитов или для подключения распределительных шинопроводов. Их применяют в системе четырехпроводных электрических сетей с глухозаземленной нейтралью. Нулевым проводом может быть либо четвертая шина, либо алю-миниевые профилированные боковины (ШМА-73) (рис. 3.20). Номинальный ток достигает 4000 А.

Рис. 3.20. Магистральный шинопровод ШМА-73:

а – прямая секция; б – поперечный разрез; 1 – фазные шины; 2 – изолятор;

3 – эластичная прокладка; 4 – верхняя крышка; 5 – обойма; 6 – болт;

7 – боковая крышка; 8 – изоляционная перегородка между шинами;

9 – угольник крепления шинопровода к опорной конструкции

На переменном токе большое влияние на технические характеристики средств передачи электроэнергии оказывают конфигурация проводников, их взаимное расположение и схема их соединения в силу явлений поверхностного эффекта и эффекта близости. В современных конструкциях МШ применяют шины с соотношением высоты к ее толщине кратным от 10 до 30.

Существующие конструкции МШ (кроме ШМА4, ШМА5) позволяют применять их для вертикальных стояков в жилых и общественных зданиях повышенной этажности или в зданиях средней этажности с большими нагрузками. На вертикальных участках некоторые МШ вентилируемых типов оснащают внутренними противопожарными перегородками. Для шинопроводов, например, типа КВ такие перегородки устанавливать нет необходимости, так как воздух внутри стальной оболочки корпуса вытеснен и практически отсутствует. Противопожарному изолированию подлежит только само место прохода МШ через перекрытие. На рис. 3.21 дан пример компоновки МШ на вертикальном участке трассы.

Рис. 3.21. Пример компоновки МШ на вертикальном участке трассы:

h – высота этажа, А, В – высоты выводов, а – толщина перекрытия

С развитием химической промышленности появились электроизоляционные материалы, обладающие наряду с большой электрической прочностью и высокой степенью нагревостойкости. Это обстоятельство вызвало новый подход к конструированию шинопроводов. Появились МШ со схемой соединения, называемой условно «Пакет», получившие широкое распространение вплоть до настоящего времени.

В промышленных установках постоянного тока применяют МШ на напряжение до 1200 В и токи от 1600 до 6300 А (ШМАД, ШМАДК), например для соединения машинных или статических преобразователей с электродвигателями главных приводов прокатных станов.

Номенклатура распределительных шинопроводов (РШ) во многом схожа с номенклатурой МШ, за исключением секций транспозиционных и присоединительных к трансформаторам, которые в РШ отсутствуют. Конструкции РШ выпускают с одной шиной на фазу с зазорами между шинами. Действие поверхностного эффекта в такой конструкции чуть больше, чем в МШ, но значительно меньше, чем в кабелях круглого сечения. С другой стороны, упрощаются условия присоединения к РШ возможно большего числа потребителей (рис. 3.22).

Рис. 3.22. Применение распределительных шинопроводов

ШРА (с алюминиевыми жилами) и ШРМ (с медными шинами) предназначены для передачи и распределения электроэнергии напряжением 380/220 В при возможности непосредственного присоединения к ним электроприемников в системах с глухозаземленной нейтралью, а также для подачи питания на осветительные шинопроводы (рис. 3.22). Распределительные шинопроводы выпускаются на токи до 630 А. Крепят РШ так же, как и магистральные: на стойках, кронштейнах, подвесах.

В сетях до 1 кВ различают закрытые, защищенные и открытые шинопроводы. Закрытые шинопроводы комплектуются из элементов, изготавливаемых на заводах. Их применение в 4…5 раз уменьшает время монтажа, они могут прокладываться на не-большой высоте, в непосредственной близости от любых коммуникаций и установок, безопасны в обслуживании (рис. 3.23).

Рис. 3.23. Пример установки закрытого магистрального токопровода серии ШМА

Конструкции РШ современного типа (КО) имеют четырех- и пятипроводное исполнение. На рис. 3.24, 2 и 3 приведен пример возможного повышения степени защиты конструкции РШ с использованием уплотнительных прокладок, что делает их применение более универсальным. При проходе через перекрытия устанавливается секция КО с противопожарной внутренней перегородкой.

Разновидностью РШ могут быть напольные шинопроводы, прокладываемые под фальшполами для выполнения модульных совмещенных сетей. Такие сети обычно применяют в административных, торговых, выставочных и других зданиях, например, при совмещении электросети с сетями персональных компьютеров, радио, связи, телевидения, источников бесперебойного питания, для рабочих мест операторов. Напольные РШ выпускают на токи от 25 до 63 А.

Рис. 3.24. Распределительный шинопровод типа КО:

1 – соединительный блок контактных вставок; 2 – уплотнительные прокладки

на соединительном элементе; 3 – уплотнительные

прокладки на присоединительном оконце; 4 – одноболтовый сжим

Осветительные шинопроводы ШОС имеют в своей номенклатуре секции прямые, подгоночные, вводные и устройства ответвительные, с защитой или без нее для подключения осветительных приборов или потребителей небольшой мощности и выпускаются на ток 25, 63, 100 А для групповых четырехпроводных линий в сетях до 1 кВ с нулевым проводом. В качестве токоведущих элементов в осветительных шинопроводах применяют медные изолированные провода либо шины – медные или алюминиевые, плакированные медью. Ответвительные устройства для питания однофазных потребителей могут быть снабжены шнурами, в которых в целях обеспечения равномерной нагрузки на трехфазную линию ШОС штепселя маркированы для подключения их к соответствующим фазам. Также в номенклатуру ШОС могут входить угловые и тройниковые секции. Иногда для этих целей применяют гибкие секции.

Читайте также:  Что такое электротехнические шины?

В последнее десятилетие стали широко применять осветительные шинопроводы ШОС2-25 (однофазные) и ШОС4-25 (трехфазные) для выполнения на промышленных предприятиях, в общественных и административных зданиях осветительных линий, питающих однофазные нагрузки в электрических сетях с глухозаземленной нейтралью. Поперечное сечение шинопроводов приведено на рис. 3.25, а,б.

Рис. 3.25. Осветительные шинопроводы:

а, б – поперечное сечение шинопровода ШОС2 (а) и ШОС4 (б),

в-ж – шинопровод ШОС80: поперечное сечение (в); прямая секция (г);

соединитель (д); угловая секция (е) штепсель (ж):

1 – шнур штепселя; 2 – патрубок для установки светильника

Осветительный шинопровод ШОС8О (рис. 3.26, в – ж) предназначен для осветительных линий в помещениях общественных зданий, а также в административных и бытовых помещениях промышленных зданий. На прямых секциях снизу через каждые 500 мм смонтированы соединительные розетки, закрытые откидными крышками. Розетки предназначены для подключения светильников втычным контактом через штепсель 10 А. Короб заземлен нулевым проводом. Светильники подвешивают к несущим конструкциям или непосредственно к ШОС. Для сетей с изолированной нейтралью все большее применение находят ШОС типа КАМ на токи 25 и 32 А (рис. 3.26).

Троллейные шинопроводы выпускают как с защитным кожухом, например ТВ ЕАЕ-Электрик «ВСК- Электро», так и в открытом исполнении. В ТШ этого типа, так называемых монотроллейных шинопроводах, шины изолированы пофазно, и они выпускаются на токи от 35 до 1000 А.

Рис. 3.26. Применение осветительных шинопроводов типа КАМ:

1 – секция прямая; 2 – секция вводная; 3 – ответвительная коробка

с предохранителем; 4 – ответвительная коробка с глухим присоединением;

5 – гибкая вставка (угловая); 6 – крепление светильника к шинопроводу;

7 – подвес (стержень М8); 8 – скоба крепления шинопровода к подвесу;

9, 10 – осветительные приборы

В номенклатуру троллейных шинопроводов (ТШ) [1, 6] включены секции: прямые, подгоночные, радиусные, вводные, компенсационные и разделительные, для организации ремонтных участков. Также в номенклатуру ТШ входят: токосъемные каретки с роликами или токосъемники с щетками, траверсы для крепления на них токосъемных устройств, устанавливаемых на подвижном составе токоприемника, и индикаторы напряжения или указатели троллейные. Для монорельсовых дорог с автоматическим адресованием груза, предназначенных, например, для установки в складских помещениях с большими объемами и номенклатурой продукции, применяют ловители. Эти элементы устанавливают в местах сочленения прямых и радиусных секций или на сложных переходах, поскольку скорости перемещения подвижного состава, например, кранового оборудования, могут составлять 250 м/мин и более. В состав монотроллейных ТШ входят соединители, троллеедержатели, клицы опорные и промежуточные, токосъемники со щетками. Шинопроводы всех типов имеют специально разработанные для них поддерживающие и опорные устройства для крепления к строительным конструкциям зданий.

Вопросы для самоконтроля

1. Как классифицируются линии электропередач (ЛЭП) по конструктивному исполнению? Какими факторами определяется выбор типа ЛЭП?

2. Каким требованиям должны удовлетворять материалы и конструкции ВЛ?

3. Из каких основных конструктивных элементов состоит ВЛ? Каковы ее основные геометрические характеристики и чем они определяются?

4. В чем назначение опор? Каковы их типы, различающиеся по функциональному назначению, а также их преимущества и недостатки?

5. Назвать материалы, применяемые для изготовления проводов и грозозащитных тросов. Каковы преимущества и недостатки алюминиевых, медных и сталеалюминиевых проводов?

6. Какие типы изоляторов используются на ВЛ?

7. Назвать основную арматуру ВЛ. Каково ее назначение?

8. Сформулируйте принципы выбора проводниковых устройств для кабельной канализации электроэнергии по заводу.

9. Назовите основные применяемые кабели в системах электроснабжения и расшифруйте их маркировку, увязав ее со способами прокладки.

10. В каких случаях применяются кабельные линии?

11. Назовите преимущества и недостатки кабельных линий по сравнению с ВЛ.

12. Какими условиями определяется выбор способа прокладки кабеля?

13. Чем вызвано появление способа прокладки кабелей на эстакадах?

14. Чем конструктивно отличаются кабели напряжением 10 кВ и 110 кВ?

15. Какие применяют типы кабельных муфт?

16. Как конструктивно устроены жесткие и гибкие токопроводы?

17. Виды электропроводок.

18. В каких случаях целесообразнее применять воздушные, кабельные линии и токопроводы?

Дата добавления: 2014-12-18 ; просмотров: 10259 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Назначение токопроводов и шинопроводов с воздушной изоляцией

Общие сведения о токопроводах и шинопроводах

Для выполнения электрического соединения аппаратов главной цепи трехфазного переменного тока частотой 50 и 60 Гц, номинальным напряжением от 0,4 до 35 кВ и постоян­ного тока напряжением 1,2 кВ на электрических станциях и подстанциях всех видов применяются токопроводы и шинопроводы (Рисунок 1).

Рисунок 1. Токопроводы и шинопроводы с воздушной изоляцией

Токопроводы применяются в электрических соединениях напряжением от 6 до 35 кВ, шинопроводы – напряжением 0,4 и 1,2 кВ.

Токопроводы, применяемые в электрических соединениях трехфазного переменного тока частотой 50 и 60 Гц, генераторов с повышающими напряжение силовыми трансформаторами, а также с силовыми трансформаторами собственных нужд (СН) и другими аппаратами в главной электрической цепи, называются токопроводами генераторного напряжения.

Токопроводы, применяемые в электрических соединениях трехфазного переменного тока частотой 50 и 60 Гц, силовых трансформаторов СН со стороны напряжения 6-10 кВ со шкафами комплектных распределительных устройств (КРУ), называются токопроводами СН.

Рисунок 2. Токопровод комплектный пофазно-экранированный генераторного напряжения (ТЭНЕ)

По конструктивному исполнению токопроводы подразделяются на пофазно-экранированные токопроводы (генераторные токопроводы на номинальные токи до 31 500 А и токопроводы СН до 4000 А) и токопроводы с общей для трех фаз металлической оболочкой (с разделительными перегородками или без них) на номинальные токи до 4000 А.

Шинопроводы, применяемые в электрических соединениях силовых трансформаторов трехфазного переменного тока частотой 50 и 60 Гц со стороны номинального напряжения 0,4 кВ со шкафами КТПСН-0,5 или другими устройствами распределения электрической энергии, называются шинопроводами СН 0,4 кВ.

Шинопроводы, применяемые в электрических соединениях источников питания постоянного тока напряжением 1,2 кВ с рабочим или резервным возбудителем генераторов, называются шинопроводами постоянного тока.

Таким образом, токопроводы и шинопроводы предназначены для передачи электроэнергии в энергосистему и распределения ее на электрической станции среди потребителей СН, работающих в технологическом процессе выработки электроэнергии. На Рисунке 3 приведена главная электрическая схема тепловой электрической станции, на которой работают два турбогенератора мощностью по 100 МВт. Выработанная ими электроэнергия передается в энергосистему токопроводами генераторного напряжения через силовые трансформаторы, повышающие генераторное напряжение до напряжения энергосистемы 330 кВ, на которую работает электростанция.

В главные цепи генераторных токопроводов встроены генераторные выключатели. Измерительные трансформаторы тока и напряжения на главной схеме не показаны.

Рисунок 3. Главная электрическая схема тепловой электрической станции: 1 — пофазно-экранированный токопровод генераторного напряжения; 2 — токопровод СН напряжением 6 кВ; 3 – шинопровод СН напряжением 0,4 кВ; 4 – шинопровод постоянного тока 1,2 кВ

От токопроводов генераторного напряжения сделаны от­пайки к силовым трансформаторам СН 15/6,6 кВ и трансформаторам возбуждения 15/1 кВ. Отпайки выполнены также пофазно-экранированными токопроводами генераторного напряжения. Связь трансформаторов СН на стороне напряжения 6,6 кВ со шкафами КРУ выполняется токопроводами СН в пофазно-экранированном или цилиндрическом исполнении.

Связь трансформаторов СН на стороне напряжения 0,4 кВ со шкафами КТПСН-0,5 выполняется шинопроводами СН 0,4 кВ. Связь трансформатора возбуждения с панелью возбудителя генератора выполняется шинопроводом постоянного тока 1,2 кВ.

На электростанции установлен резервный силовой трехобмоточный трансформатор напряжением 330/6,6/6,6 кВ, осуществляющий резервное питание секций КРУ 6,6 кВ. Связь этого трансформатора со шкафами КРУ осуществляется также токопроводами СН напряжением 6,6 кВ.

Источник статьи: К.И. Дорошев Токопроводы и шинопроводы для электростанций и подстанций

Системы освещения: токопровод, виды систем

В современном дизайне интерьера немалую роль уделяется освещению. На данный моментНа сегодняшний день система освещения – это не просто способ добавить света в темное время суток. Это целое искусство, задача которого выделить достоинства интерьера и замаскировать недостатки. В статье я расскажу о современном способе освещения, токопроводной системе освещения.

Что такое токопроводная система освещения?

Любая система освещения состоит из трансформатора, проводов, крепежей и конечных светильников. Отличие токопроводной системы освещения заключается в том, что токопроводы выполняют не только соединительную функцию между светильником и источником переменного тока. Токопроводы являются несущей конструкцией, на любом участке которой устанавливается светильник. Чаще всего токопроводные системы освещения устанавливаются в качестве дополнительного источника к центральному освещению, или используются для акцентирования необходимой зоны интерьера.

Ограничений по установке токопроводной системы освещения не существует, разрешен монтаж в любых помещениях, с повышенной влажностью и низкими потолками. Преимущества токопроводной системы освещения в неограниченных возможностях монтажа. Горизонтальное расположение токопровода, вертикальное, по диагонали, волной или зигзагом – любое дизайнерское решение выполнимо. Кроме того, светильники легко меняют местоположение на токопроводе в ту или иную сторону в зависимости от желания или необходимости.

Вольтаж токопроводной системы освещения

По уровню мощности различают 2 вида токопроводной системы освещения:

Высоковольтная система освещения не нуждается в установке трансформатора, работает от питания в 220В. Несмотря на изоляцию проводов и электробезопасность, использовать эту систему рекомендуют для потолочного освещения, чтобы скрыть токопровода из зоны доступности. Преимущества высоковольтной системы освещения в возможности использовать любые лампы в светильникахи: лампы накаливания, галогенные или люминесцентные. Это дает волю для реализации дизайнерских решений.

Для подключения низковольтной системы освещения потребуется трансформатор, понижающий напряжение переменного тока до 12В. Минус пониженного напряжения заключается в малом выборе осветительных приборов и узком применении. Такую систему используют для неяркого точечного освещения или ночной подсветки помещения и территории. Кроме того, галогенные лампочки, разрешенные для использования в низковольтной системе, плохо переносят перепады напряжения, уменьшающие их срок работы. Но несомненным преимуществом низковольтной системы освещения является абсолютная безопасность. Эту систему разрешено устанавливать в детских комнатах на невысоком уровне, в помещениях с горючими растворами, ванной комнате.

Виды токопроводной системы освещения

Токопроводные системы освещения по виду конструкции и составу элементов делятся на несколько типов.

  • Струнная система освещения. Второе название – тросовая система освещения. Ток идет по гибким тросам, предельно натянутым между точками фиксации. При низковольтной системе разрешено использование тонких тросов, при высоковольтной – только мощные, сплетенные из алюминиевых или медных проволок тросы. Чаще устанавливают два параллельных троса на расстоянии 3-20 см друг от друга. Светильники крепятся на сам трос или на крепежи между тросами.

  • Шинная система освещения. Название систем, не относящихся к гибким тросам. Общее среди них – крепкое жесткое основание, не поддающееся искривлению. В зависимости от дизайнерской идеи основание может быть видимым или спрятанным в потолок.
  • Рельсовая система освещения. Относится к низковольтным токопроводникам, поскольку ток идет по неизолированным рельсам. Проводящему рельсу легко придать любой изгиб, укоротить, расположить вертикально и горизонтально. Чтобы избежать повреждения декоративного внешнего вида, гнуть и резать рельс советуют в условиях завода.

  • Трековая система освещения. Представлена в виде пластикового или алюминиевого профиля, внутри которого проложены изолированные проводники. Благодаря закрытому расположению проводников, возможен монтаж системы освещения с высоким напряжением сети.

Токопроводная система освещения – это элемент дизайна помещения. Помимо оригинальных светильников в систему входят коннекторы, адаптеры, подвески – различные декорирующие детали, благодаря которым система выглядит завершенной и неповторимой.

Токопроводы и шинопроводы: схемы, технические данные, типы, достоинства и недостатки

В зависимости от вида проводников токопроводы подразделяются на гибкие (при использовании проводов) и жесткие (при использовании жестких шин). В зависимости от назначения шинопроводы подразделяются на магистральные, предназначенные в основном для присоединения к ним распределительных шинопроводов и силовых распределительных пунктов, щитов и отдельных мощных приемников; распределительные, предназначенные в основном для присоединения к ним электроприемников; троллейные, предназначенные для питания передвижных электроприемников; осветительные, предназначенные для питания светильников и электроприемников небольшой мощности и специальные. Токопроводы защищены от попаданий твердых тел, капель и пыли.

Читайте также:  Прокладка кабеля на стальном канате (тросе)

Жесткие токопроводы напряжением до 1 кВ, поставляемые комплектно, называются шинопроводами. Они комплектуются секциями унифицированной длины и могут быть прямые, угловые, гибкие, вводные, ответвительные, компенсационные, переходные, подгоночные. Технические данные шинопроводов приведены в табл. 5.8…5.10.

Магистральный шинопровод ШМА предназначен для распределительных шинопроводов и пунктов, в том числе по схеме трансформатор ЗУР — магистраль, отдельных крупных электроприемников в системе четырехпроводных электрических сетей с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток — 1600, 2 500, 4000 А.

Кожух ШМА73 (рис. 5.8) состоит из двух алюминиевых профилированных боковин, используемых в качестве нулевого провода, и крышек (обойм). Нулевым проводом в ШМА68Н является четвертая шина. ШЗМ16 имеет сплошную изоляцию шин и плотное сжатие их профилированных алюминиевых оболочек, что обеспечивает непрерывное крепление шин по всей длине секции и надежность нулевого провода. Выпускаются также шинопроводы постоянного тока ШМАД, ШМАДК на напряжение 1 200 В и ток 1600, 300 А и магистральные шинопроводы специального назначения.

Распределительные шинопроводы с алюминиевыми жилами ШРА (рис. 5.9) и с медными жилами ШРМ предназначены для непосредственного присоединения электроприемников в системах с глухозаземленной нейтралью 380/220 В. Номинальный ток ШРА — 250,400, 630 А; ШРМ 100, 250 А.

Осветительные шинопроводы ШОС выпускаются на ток 25, 63, 100 А для групповых четырехпроводных линий в сетях напряжением до 1 кВ с нулевым проводом. Используются: в ШОС67 — медный изолированный провод; ШОС73А — алюминиевые шины, плакированные медью; ШОС73 — медные шины.

На прямых секциях снизу через каждые 500 мм смонтированы соединительные розетки, закрытые откидными крышками. Они служат для подключения светильников втычным контактом через штепсель 10 А. Короб заземлен нулевым проводом. Светильники подвешивают к несущим конструкциям или непосредственно к ШОС. Общая нагрузка на 1 м, определяемая типом (видом) шинопровода и максимальным пролетом, регламентируется.

Экономично выполнить цеховую электрическую сеть по схеме блок трансформатор — магистраль. В этом случае линия, питающая распределительную сеть цеха (которая может быть выполнена на 2УР как распределительными шинопроводами ШРА, так и кабелями, радиально питающими шкафы и шиты 0,4 кВ), является главной магистралью. Число отходящих от подстанций питающих магистралей не должно превышать число трансформаторов.

В сетях 6—10 кВ промышленных предприятий экономически целесообразно применять гибкие или жесткие токопроводы при передаваемой мощности 15 — 40 МВА на напряжении 6 кВ и 20 — 70 MB • А на напряжении 10 кВ (рис. 5.10).

Преимущества токопроводов по сравнению с кабельными линиями:

1) большая надежность, в основном изза отсутствия кабельных

2) меньшие стоимость и трудоемкость изготовления;

3) лучшие условия эксплуатации за счет возможности визуально

4) большая перегрузочная способность за счет лучших условий

1) большее индуктивное сопротивление, что приводит к дополнительным потерям напряжения; сопротивления фаз различны, что приводит к несимметрии напряжения фаз протяженных токопроводов при токах 2,5 кА и более;

2) дополнительные потери электроэнергии в шинодержателях, арматуре и конструкциях при токах 1 кА и более от воздействия магнитного поля;

3) следует считаться и с укрупнением единичной мощности токопровода по сравнению с несколькими кабельными линиями.

Для увеличения надежности токопроводы применяются, как правило, состоящими из двух линий с секционированием и автоматическим включением резерва.

Изза значительного реактивного сопротивления шинопроводов при токах 2,5 кА и более предусматриваются меры по снижению и выравниванию индуктивного сопротивления (располагают полосы в пролетах по сторонам квадрата, применяют спаренные фазы, профильные шины, круглые и квадратные полые трубы, внутрифазные транспозиции для протяженных гибких токопроводов).

Каждая фаза гибкого токопровода выполняется из нескольких алюминиевых или сталеалюминиевых проводов, располагаемых по окружности с помощью крепежных деталей, которые осуществляют их крепление к изоляторам и противодействие схлестыванию при КЗ. Механическую нагрузку обычно несут два сталеалюминиевых провода, токовую — остальные. Во избежание схлестывания проводов при КЗ между проводами гибких и жестких подвесных токопроводов предусматриваются однадве междуфазные распорки в пролете.

В токопроводах магнитные поля близко расположенных проводников влияют на распределение тока по их сечению: при одинаковом направлении ток вытесняется к периферии, при противоположном — стягивается к середине расположения проводников; это явление называется эффектом близости и характеризуется коэффициентом близости Кэ б. В отличие от коэффициента поверхностного эффекта Кп э, который при переменном токе всегда больше единицы, коэффициент близости может быть больше или меньше единицы, т.е. может и увеличивать, и уменьшать неравномерность распределения тока по сечению (для круглых шин Кэ б > 1, для прямоугольных — зависит от их взаимного расположения). При расчетах токопроводов поверхностный эффект и эффект близости учитывают коэффициент дополнительных потерь Ад.п = Кпэ/Кэ б. В жестких токопроводах, состоящих из шин, смонтированных на штыревых или подвесных изоляторах, расстояние между фазами, диаметр фаз меньше, чем в гибких, поэтому при их расчете дополнительные потери учитываются коэффициентом Кап.

Более экономичны гибкие и жесткие токопроводы с расположением фаз в вершинах равностороннего треугольника по сравнению с токопроводами с вертикальным или горизонтальным расположением фаз за счет взаимной компенсации магнитных полей фаз; такие токопроводы являются симметричными. Жесткие токопроводы более компактны, чем гибкие, имеют разнообразное крепление к поддерживающим конструкциям.

Фазы токопровода из неизолированных алюминиевых шин для защиты от пыли могут находиться в одном общем немагнитном кожухе (например, из алюминия); монтируются на опорных изоляторах в вершинах равностороннего треугольника.

Шинопроводы и токопроводы: основные типы, расчет стоимости, устройство шинопровода и его правильный выбор

В последнее время все больше проектов электроснабжения в России стало содержать требование об обязательной транспортировке электроэнергии к потребителям при помощи шинопроводов и токопроводов (вместо традиционной кабельной прокладки). Давайте вместе разберемся с тем что такое шинопровод, чем они отличаются друг от друга и как правильно их выбрать?

Основные типы шинопроводов

Шинопровод – это специальная конструкция, содержащая определенное количество медных или алюминиевых проводников (обычно 4 или 5), соединенных вместе в защищенном корпусе. Шинопровод подключается к основному источнику питания (например, щиту ГРЩ, РУНН, ВРУ, или напрямую к силовому трансформатору), и далее направляется к основным местам потребления. Шинопровод возможно направить из одного помещения в другое, изменить вектор направления или демонтировать, при необходимости. Монтаж шинопровода достаточно простой и не требует больших физических затрат.

Шинопроводы подразделяются на два основных типа:

1. Открытые шинопроводы в основном используются для прокладки сетевых магистралей в обычных условиях без агрессивной среды. К шинопроводам такого типа относятся шинные магистрали и крановые троллеи. Магистральные шинопровода, обычно крепятся на простых изоляторах, выдерживают значительные токи от 1600А до 5000А и устанавливаются в производственных помещениях с соблюдением нормы минимальной высоты (не менее 3,5м от пола) и расстоянием (не менее 2,5 м) от технологического оборудования. В местах возможного прикосновения шинопровода закрывают металлическими сетками и токозащитными пластинами.

Троллейные шинопроводы

2. Закрытые или защищенные шинопроводы — это основной тип, традиционно применяемый для распределения электроэнергии. Шины у такого вида шинопроводов закрыты сплошным защитным коробом. Их можно устанавливать даже на открытом воздухе и в агрессивной среде. Плюс они безопаснее.

Закрытые шинопровода бываю нескольких видов:

  • Магистральные шинопроводы – прокладываются напрямую от трансформаторной подстанции и рассчитаны на передачу большой мощности (до 6300А) с напряжением до 1000В. Обычно состоят из медных шин и имеют большое количество ответвлений для подключения НКУ.

Магистральные и распределительные шинопроводы

  • Распределительныешинопроводы – самый популярный тип шинопровода, который рассчитан на токи до 1000А. Для соединения с электроприёмниками используются ответвительные коробки с автоматами, предохранителем или выключателем нагрузки. Распределительные шинопроводы часто встречаются в промышленных и коммерческих зданиях с высокой плотностью нагрузки.
  • Осветительныешинопроводы рассчитаны на ток до 40А и применяются для организации осветительных линий в крупных торговых центрах, информационных и логистических центрах, небольших промышленных объектах и складских помещениях.

Осветительные шинопроводы

Устройство шинопровода

Для удобства транспортировки и монтажа шинопроводы изготавливают в виде стандартизированных секций определенного габарита, которые соединяются между собой сваркой, болтовыми сжимами или штепсельными соединениями. Внутри защитной стальной оболочки располагаются изолированные шины из меди или алюминия. В зависимости от проводимого тока изменяется толщина шин, их материал. В целом устройство любого шинопровода можно представить так:

Секции подключения. К ним относятся т.н. вводные секции/блоки. При помощи них шинопровод подключается к клеммам НН силового трансформатора, генераторной установки. Способы подключения: непосредственно к шинам, с помощью гибких шин с соединительными пластинами, с помощью плетеных шин, с помощью кабелей;

Прямые секции – для транспортировки энергии и подключения отходящих линий. Основной тип секций. Длина от 0,3 до 4 метров.;

Секций смены направлений. С их помощью можно собрать конструкцию любой сложности, поменять направление шинопровода вверх или вниз, вправо или влево, а так же обогнуть какое-либо препятствие. Чаще всего для этого используются “угловые”, “Z-образнеые”, “тройниковые” секции;

Отводные блоки, которые предназначены для присоединения приемников электрической энергии. Коробки выпускаются с разъединителем, предохранителями, автоматическим выключателем, или простой розеткой 380/220В.;

Системы крепления позволяющие надежно зафиксировать шинопровод к любой поверхности. Шинопровод можно закрепить кронштейном, резьбовыми шпильками/скобами, на С-образных профилях или на опоре.

Схематичное изображение шинопровода Canalis KN

Расчет стоимости шинопроводов или “как правильно выбрать шинопровод?”

Расчет стоимости шинопровода производится обычно конструкторами или инженерами-проектировщиками на начальных этапах строительства, когда проектируется размещение электроустановок в здании. Для точного расчета обычно используются специальные программы, например, CanBrass Schneider Electric или Simaris Siemens. С их помощью можно не только легко выбрать необходимый продукт, но и спроектировать оптимальные трассу шинопровода и составить комплексную смету для заказа. Там же можно сформировать 3D-чертеж или экспортировать в AutoCad, одним словом – удобно.

Рабочий стол CanBrass

Основные параметры, которые необходимы для расчета шинопровода, – это тип подключения питания, полярность, характер нагрузки (освещение или распределение электроэнергии), длина трассы с учетом необходимого количества секций для изменения направлений, количество отводных блоков, а также степень защиты.

Шинопроводы иностранного производства

На данный момент на российском рынке представлено большое количество шинопроводов импортного производства различной ценовой категории.

К оборудованию топ-класса традиционно можно отнести шинопроводы серии Canalis производства Schneider Electric, шинопроводы серии SIVACON 8PS от Siemens, ZUCCHINI от Legrand, BusBar от Pogliano. Шинопроводы данных производителей отличаются высокой надежностью и большим ассортиментом доступных вариантов исполнения.

На нашем сайте представлены следующие гаммы шинопроводов Canalis: Canalis KN, Canalis KS, Canalis KT. В нашем онлайн-каталоге вы сможете подобрать нужные секции шинопровода по характеристиками, получить быстрый расчет стоимости проекта и узнать технические характеристики элементов.

К среднеценовому сегменту можно отнести шинопроводы серии unipro® от МЕКА, LS от LSIS, Hercules от DKC (Distritech, Lightech, Powertech), E-LINE EAE, Metobar C&S Electric

Бюджетные же варианты представляет шинопровода Hyperion от EKF, Vivo Luce и многие другие.

Шинопроводы российского производства

Российские шинопровода значительно дешевле иностранных аналогов, но некоторые модели могут уступать по качеству и иметь более скудный ассортимент. Часто встречаются в запросах шинопроводы XTS/GLOBAL NORDIC ALUMINIUM, ШМА завода СОЭМИ, шинопроводы KLM, Оптима BUSLINE и другие.

Специалисты нашей компании помогут подобрать лучшее решение по “цене-качеству” как по шинопроводам российского производства, так и по импортным аналогам.

Ссылка на основную публикацию