Что такое тяговый аккумулятор и чем отличается от стартерного

Отличия тягового аккумулятора от стартерного. В чем основной секрет

Все мы с вами привыкли к нашим автомобильным аккумуляторам, мы знаем что они запускают двигатель, подавая энергию на стартер, который уже вращает маховик запуская мотор. Такие АКБ получили название стартерные, но зачастую в литературе есть еще одно понятие – тяговые, они также применяются в транспорте, хотя и не всегда так, как мы с вами привыкли. Сегодня я хочу вам рассказать — чем они отличаются друг от друга, и можно ли один применять вместо другого …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Лично я видел тяговые батареи в обычном автомобильном магазине, правда раздел был совмещен с товарами для рыбалки и охоты, а именно такие АКБ продавались для лодок. Так что же это за зверь дивный такой, и почему они не продаются для обычных авто? Для начала коротко вспомним про стартерные варианты.

Стартерные АКБ

Это аккумуляторы, которые применяются в легковых и грузовых машинах, у них есть одна основная задача — запуск двигателя. При запусках они отдают очень большой ток – который получил название «пусковой».

На бортах батареи можно его рассмотреть, он колеблется от 250 до 1000 Ампер, это один из основных показателей батареи, наряду с напряжением (зачастую оно около 12,7Вольта), а также емкостью – измеряется в Ампер * часах (на многих авто самые популярные показатели 55 – 65 Ам*ч).

Такие АКБ очень чувствительны к глубоким разрядам, их не рекомендуется разряжать ниже 10Вольт. Если разрядили несколько раз ниже этого показателя (примерно 20 – 30 раз) – аккумулятор можно выкидывать, потому как, он потеряет большую часть своей емкости.

То есть если утрировать – стартерный АКБ запускает движок, отдавая просто фантастический ток, а дальше заряжается, восполняя затраченную энергию от генератора. Не любит глубоких разрядов и быстро выходит из строя от них.

Тяговые аккумуляторы

Это совершенно другой тип батарей, хотя также применяется в автомобилях, хотя не в традиционных – электрокары, гибриды, разного рода спецтехника (погрузчики, тягачи, питание для электрических двигателей лодок).

Такие аккумуляторы не имеют высоких пусковых токов, они заточены немного на другое, а именно:

  • Отдавать определенную энергию длительный промежуток времени, причем они могут разряжаться почти в ноль (рекомендуемое минимальное напряжение – 5% от общего).

Их применяют там, где нужно питать долго и постоянно. Например, на электромобилях (или гибридах) — питание электрических двигателей, на погрузчиках – питание подъемника, на моторах лодок – питание винтов и т.д. Очень эффективно их применять и в альтернативных источниках энергии – ветрогенераторы, солнечные панели. Причем они очень устойчивы к такой нагрузке, могут работать часами или даже днями (в зависимости от потребления энергии)

Дополнительными плюсами можно назвать — устойчивость к низким и высоким температурам (от – 30 до 65 градусов Цельсия).

У них есть два важных показателя:

Напряжение – зачастую это 2 – 4 – 8 – 12 — 24Вольта

Емкость – начинается от 30 до 300 Ампер, хотя бывают батареи и больше. Важно отметить зачастую у них указывается две емкости при «2» или «5» градусах Цельсия, и при «20» «25» градусах. Как правило, они различны, при низких температурах емкость может падать на 10 – 15%.

Устройство тяговых батарей

Хочется начать с того что, устройство очень схожее с обычными стартерными АКБ, но есть и отличия.

Схожесть:

  • Также есть плюсовые и минусовые пластины.
  • Также заливаются электролитом.
  • Все это хранится в пластиковых корпусах.

Отличия:

  • Пластины здесь просто огромные (если хотите — толстые), зачастую используется много свинца или других металлов (про это ниже). Как мы помним у обычных стартерных аккумуляторов пластины очень тонкие и компактные, находятся просто впритык друг к другу, что позволяет накопить много энергии – выдавая сильные пусковые токи. У тяговых такой задачи нет! Поэтому и пластины здесь намного толще и массивнее, это позволяет работать дольше и не осыпаться (разрушаться), поэтому 1 тяговый аккумулятор с напряжением в 2Вольта и емкостью 75Ампер, может быть в 3 – 4 раза больше, чем стартерный 12Вольт 60Ампер.
  • Электролит здесь обычный, назовем его – автомобильным, плотностью в 1,27г/см3
  • Корпуса схожие по строению со стартерными, однако, намного толще, чтобы выдержать большой вес пластин.

Знаете, когда я первый раз увидел тяговый аккумулятор, я подумал что дам должно быть примерно 100 – 150Ампер при напряжении в 12Вольт, а это оказалось всего 1 банка, с напряжением в 2Вольта и 50Ампер! Просто огромная.

Если говорить про различные технологии — существует всего два типа тяговых батарей – кислотные и щелочные.

  • Кислотные – основанные на свинце и электролите на серной кислоте, про которые я рассказал сверху.
  • Щелочные – основанные на никель-железных пластинах, которые залиты специальным раствором щелочи. Очень надежные — не бояться морозов и глубоких разрядов, можно хранить как заряженными так и разряженными. Однако минусы более существенные – цена в два – три раза больше чем свинцовые, при зарядке выделяется едкий пар, зарядные станции специальные (стоят дорого), при заряде требуют больше энергии.

Как становится понятно из-за таких проблем щелочные не получили большого распространения, хотя в СССР они пользовались большим спросом.

Сейчас кстати появляются тяговые АКБ, основанные на новых технологиях это AGM и GEL, как собственно и в автомобилях. Они компактные и выдают больше энергии, правда стоимость их иногда просто зашкаливает.

Можно ли тяговый аккумулятор использовать вместо стартерного?

Гипотетически можно, но не всегда вы сможете запустить двигатель, ведь тяговые варианты отдают намного меньше энергии в пике, то есть банально не хватит тока для запуска.

А если вы найдете, скажем, тяговый с током в 300Ампер, то он банально может не поместиться у вас под капотом машины. Вед именно 300А нужно для пуска среднестатистического легкового авто.

Сейчас небольшое видео.

На этом все, думаю, информация очень полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.

(22 голосов, средний: 4,18 из 5)

Похожие новости

Что такое емкость аккумулятора. Автомобиля или телефона, как и в.

Как заряжать гелевый аккумулятор. Зарядным устройством и от авто.

Банка аккумулятора. Что это такое? Сколько их? Какое напряжение

Добавить комментарий Отменить ответ

ТОП статей за месяц

Скоро праздники, а это значит — большая часть нашей страны будет употреблять алкоголь. Легкий: —…

У меня есть много различных статей и видео по различным коробкам передач, например вот здесь…

Напряжение аккумулятора транспортного средства, как и его емкость – самые важные показатели этого автомобильного узла,…

Обзор тяговых аккумуляторов, их виды и характеристики

Тяговые аккумуляторы нельзя отнести к какому-то определённому типу. Наоборот, к этой группе относятся некоторые свинцово-кислотные, щелочные и литиевые АКБ. Все они объединены в группу тяговых по своему назначению. Их работа заключается в обеспечении электроэнергией электромотора различных транспортных средств, механизмов и приспособлений. В этой статье мы рассмотрим особенности тяговых аккумуляторных батарей, разновидности и некоторые примеры таких моделей.

Особенности тяговых АКБ

Основным отличием тяговых аккумуляторов от привычных нам автомобильных стартерных батарей является их режим работы. Если стартерный аккумулятор отдаёт высокий пусковой ток только при запуске двигателя, то тяговая АКБ обеспечивает электромотор током в течение всего времени его работы. Проще говоря, тяговые аккумуляторные батареи работают в постоянном режиме заряд-разряд. Стартерные же, отдав ток при запуске, затем заряжаются от генератора работающего двигателя.

Поэтому основным требованием, которое предъявляется к батареям тягового типа, является устойчивость к глубокому разряду. Ведь в процессе работы они в среднем разряжаются до 80% от своей номинальной ёмкости. Затем их ставят на зарядку и процесс повторяется. Отсюда вытекает и ещё одно требование. Тяговые АКБ должны держать номинальное напряжение и отдавать заявленный ток до момента практически полной разрядки. После глубокого разряда они должны легко восстанавливаться без потери ёмкости.

Из сказанного можно сделать вывод, что стартерные автомобильные аккумуляторы не могут использоваться в роли тяговых. Для них чувствителен глубокий разряд, поскольку после него они теряют часть своей ёмкости. А вот некоторые разновидности тяговых АКБ вполне могут использоваться в роли стартерных. Мы рассмотрим их ниже.

Виды тяговых аккумуляторных батарей

Для лучшего понимания тяговые аккумуляторы можно классифицировать по их типам. Существуют:

Рассмотрим их подробнее.

Свинцово-кислотные

Можно выделить три разновидности свинцовых батарей.

  • WET. Традиционные с жидким электролитом.
  • AGM. Электролит содержится в стекловолокне.
  • GEL. Электролит находится в виде геля (химическое соединение серной кислоты и оксида кремния).

Аккумуляторные батареи свинцово-кислотного типа WET наименее приспособлены для использования в качестве тяговых. Однако есть ряд производителей, которые выпускают такие модели для использования на погрузчиках и другой складской технике на электротяге. Они также применяются в роли АКБ в системах резервного и аварийного питания, промышленном оборудовании и т. п. Хотя эти уже относятся к группе стационарных по своему назначению. Основное же назначение батарей WET – это стартерные аккумуляторы для автомобиля.

Технология производства тяговых свинцово-кислотных АКБ отличается от стартерных. Они выпускаются по панцирной технологии. Название пошло от панцирной сетки, которой окружён положительный электрод. Её назначение в следующем:

  • удержание материала электрода от разрушения;
  • предотвращение образования крупных кристаллов свинца в процессе заряда.

Первые два похожи по своим характеристикам. Разница в том, что PzS выполнен в соответствии с требованиями стандарта DIN (Германия), PzB удовлетворяет положениям британского стандарта BS. Модели PzV в роли электролита имеют гелевый наполнитель.

Плюсы использования Pb батарей в роли тяговых.

  • Простая и отработанная технология. Отсюда низкая стоимость по сравнению с другими видами. Зачастую именно фактор цены играет решающую роль при покупке этих АКБ.
  • Низкий саморазряд.
  • Выдают высокий ток.
  • Легко и недорого перерабатываются в исходное сырьё.
  • Чувствительность к глубокому разряду. Если в процессе работы их разряжать до 80%, то срок эксплуатации резко уменьшается. Большинство производителей выпускают модели с заявленным сроком службы до 1,5 тысячи циклов разряд-заряд. Для достижения этого срока эксплуатации они рекомендуют вести разряд только до 60%, а это серьёзно сокращает время работы оборудования.
  • Низкая энергетическая плотность. Отсюда большие размеры и вес Pb аккумуляторов.
  • Чувствительны к отрицательным температурам.
  • Требуется еженедельный контроль электролита и его корректировка.
  • В процесс заряда существенная доля электроэнергии (30%) теряется впустую.
Читайте также:  Преимущества солнечных электростанций в Украине

Для погрузчиков свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы поставляются в виде сборок. Конструктивно они состоят из аккумуляторных элементов с номинальным напряжением 2 вольта (в процесс работы меняется в интервале 1,86─2,65 вольта). Элементы объединены в сборки с номиналом 24 и 48 вольт. Срок службы примерно 1,2─1,5 тысячи циклов.
Вернуться к содержанию

AGM и GEL

Аккумуляторные батареи AGM и GEL имеет смысл рассмотреть вместе, поскольку они имеют близкие эксплуатационные характеристики. Различия в устройстве связаны с тем, в каком состоянии находится электролит: в стекловолокне (AGM) и в виде геля (GEL).

Это как раз те АКБ, которые успешно работают в роли тяговых и стартерных. Они используются на автомобилях с системой «Старт-Стоп» и с большим числом потребителей тока на борту. Широко используются гелевые аккумуляторы в различных источниках бесперебойного питания, серверном и коммуникационном оборудовании. Легко и без последствий переносят глубокий разряд.

В роли тяговых они нашли широкое применение в морском и речном транспорте (троллинговые электромоторы на рыбацких лодках и катерах), а также мотоциклетной и садовой технике. Линейки таких АКБ в своём ассортименте имеет каждая уважающая себя компания-производитель аккумуляторов.

Ещё одной сферой применения этих батарей являются гелиосистемы. Благодаря устойчивости к циклированию, гелевые аккумуляторы накапливают энергию от солнечных панелей днём и отдают её ночью или в пасмурный день.

В складской технике также можно встретить AGM и GEL аккумуляторы, но там они не получили широкого распространения. Это объясняется высокой стоимостью. Для обеспечения питания электромобилей они также не подходят.

Щелочные

Это наиболее распространённый вид тяговых аккумуляторов. По своей конструкции они похожи на свинцово-кислотные тяговые батареи. Они поставляются в сборках из отдельных Ni-Cd или Ni-MH аккумуляторных элементов. Используются элементы ламельного типа. Номинальное напряжение полностью заряженного элемента около 1,45 вольта при разомкнутой цепи. Рабочее напряжение составляет 1,25 вольта. Соединяя их, получают необходимое напряжение на выходе.

  • Легко переносят глубокий разряд.
  • Могут долго без последствий находиться в разряженном состоянии.
  • Благодаря большому внутреннему сопротивлению выдерживают большие разрядные токи.
  • Устойчивы к тряске и вибрации. Могут даже переносить кратковременные замыкания.
  • По сравнению с Pb батареями щелочные имеют более высокую энергоёмкость и более длительный срок службы.
  • Меньший саморазряд по сравнению со свинцово-кислотными.

К минусам следует отнести следующее.

  • Для обслуживания требуется квалифицированный персонал. Периодически нужно проверять уровень электролита, а также грамотно проводить заряд.
  • У никель-кадмиевых аккумуляторов ярко выражен «эффект памяти».
  • Кадмий является ядовитым веществом, из-за чего осложнено производство и переработка таких батарей.

Несмотря на минусы, щелочные АКБ является наиболее востребованными в роли тяговых. Они широко используются в складской технике.
Вернуться к содержанию

Литиевые

Литиевые аккумуляторные батареи можно разделить на литий─ионные и литий─полимерные. В роли тяговых нашли применение некоторые разновидности литий─ионных АКБ. В частности, используются модели LiFePO4 и ряд других. Литиевые тяговые батареи постоянно совершенствуются для использования в электромобилях. Именно они стали использоваться для питания силовых агрегатов в электромобилях и автомобилях с гибридными двигателями.

Среди плюсов Li─Ion в роли тяговых батарей можно назвать следующие.

  • Высокая энергоёмкость. Отсюда небольшие габариты при высокой мощности.
  • Быстрый заряд.
  • Спокойно работают в режиме заряд-разряд. Отрицательно сказывается только полный разряд в ноль или излишний перезаряд, но эту проблему обычно решает защита.

К минусам можно отнести.

  • Высокая стоимость.
  • Запасы лития ограничены.
  • При работе используются дополнительные меры безопасности.

Ещё не так давно литий─ионные АКБ имели ряд ограничений для использования на электромобилях. Однако сейчас большинство этих проблем решено благодаря разработке новых модификаций этих батарей. И производители постепенно переходят на массовое производство.

Можно также отметить использование литиевых АКБ для питания электромоторов различных летающих гаджетов типа квадрокоптеров, дронов и т. п.
Вернуться к содержанию

Прочие

В роли тяговых на сегодняшний день используются только вышеперечисленные типы аккумуляторных батарей.

К прочим в основном относятся те, что сейчас находятся в стадии разработки. В основном это различные модификации литий─ионных АКБ. Специалисты разрабатывают новые химические соединения для увеличения ёмкости, уменьшения размеров и веса, а также увеличения скорости зарядки.

В Японии, например, работают над заменой лития натрием в Li─Ion аккумуляторах, поскольку последний более распространён в природе. Некоторое время назад было много шума по поводу графеновых аккумуляторов. Однако пока нет коммерческих образцов и не налажено массовое производство.
Вернуться к содержанию

Примеры моделей тяговых АКБ

Рассматривать модели тяговых АКБ для автомобилей, скутеров или моторных лодок в рамках этой статьи не имеет смысла. На сайте не раз были обзоры производителей аккумуляторов, где были представлены такие модели. Поэтому рассмотрим, какие тяговые аккумуляторные батареи предлагают некоторые отечественные предприятия для складской техники.

Ниже приведены примеры тяговых аккумуляторов, выпускаемых тремя отечественными предприятиями.

Тюменский аккумуляторный завод

В группе тяговых аккумуляторных батарей предлагаются следующие модели.

  • 24 вольта. Ёмкость составляет от 210 до 1200 Ач. Тип PzS.
  • 40 В. 70─120 Ач. PzS.
  • 48 В. 210─1200 Ач. PzS.
  • 80 В. 210─1200 Ач. PzS.

Курские аккумуляторы

Курское предприятие предлагает следующие тяговые АКБ.

  • Серия ТНЖ и ТНК. Ёмкость 250─950 Ач. Назначение ─ безрельсовый напольный транспорт.
  • Серии ТНЖШ и FLM (никель-железные), ТНКШ и KL (никель-кадмиевые). Ёмкость 350 до 550 Ач. Для питания электромоторов рудничных электровозов.

Великолукский аккумуляторный завод

Здесь тяговые батареи представлены в серии FL/FH.

  • FL 500 МР, FL 350 MP. Для рудничных электровозов.
  • FL 300 ВМР, FL 250 P, FL 350 II КР, FL 500 К P, FL 400 P, FL 450 P. Для напольного безрельсового электротранспорта.

Kuzmich177 › Блог › Что такое Стартерный Аккумулятор? (Вопрос-ответ).

Так как я занимаюсь обслуживанием стартерных аккумуляторных батарей, то решил поделиться небольшой интересной информацией составленной при помощи Руководителя Сервисного Центра.

Что такое аккумуляторная батарея?
Вторичный химический источник тока (ХИТ), обратимый источник энергии.

Для чего предназначен аккумулятор?
Запуск двигателя, энергетический буфер при работающем двигателе, обеспечение энергоснабжения при выключенном двигателе, обеспечение аварийного электропитания при отказе генератора.

Какие химические процессы происходят в АКБ(заряд-разряд)?
Разряд: PbO2 + Pb +2H2SO4 = 2PbSO4 + 2H2O; при заряде происходит обратный процесс.
В процессе разряда АКБ активные материалы положительного(PbO2) и отрицательного(Pb) электродов вследствие химической реакции взаимодействия с сульфат-ионами электролита превращаются в сульфат свинца (PbSO4). При этом на образование сульфата свинца расходуется серная кислота электролита, а из освободившихся ионов образуются молекулы воды, что приводит к снижению плотности электролита.

Какие бывают типы АКБ?
Мало обслуживаемые, необслуживаемые и герметизированные с иммобилизованным электролитом

Что такое емкость и в чем измеряется? (резервная емкость)
Количество электричества, которое АКБ способна отдать во внешнюю электрическую цепь при заданном режиме разряда. Единица измерения Аh(ампер-часы). Резервная ёмкость характеризует величину времени в минутах, которое потребуется ля разряда любой батареи (независимо от ёмкости) током 25 А до конечного напряжения 10,5 В при температуре +23-+25 С.

Что такое ток холодного запуска?
Ток, выдаваемый АКБ на запуск двигателя при -18 С

Изменится ли ток холодного запуска при изменении температуры окружающей среды?
Да изменится, уменьшится из-за увеличения внутреннего сопротивления в электролите .

Если на батареи стоит пометка «Са», что это значит?
Легирующая добавка в электроды, снижает расход воды, снижает саморазряд во время хранения, увеличивает пусковые характеристики аккумулятора.

Хранение аккумуляторных батарей?

а) сухозаряженные- В сухом помещении, в герметичной упаковке до 5-ти лет .
в) залитые – Полностью заряженные в сухом прохладном месте в необслуживаемом исполнении от 6 месяцев до 1 года.

Что такое сульфатация? Причины возникновения сульфатации?
Образование сульфата свинца, эксплуатация и хранение АКБ в разряженном состоянии.

Возможно ли, разрушить сульфатацию?
Необратимую сульфатацию –НЕТ. Обычную – ДА(зарядкой).

Стандарты каких стран DIN; SAE; EN; ТУ?
Германия, США, Европа, Россия.

Как перевести с DIN в EN и наоборот?
1,63DIN=1 EN

Что такое электролит?
Смесь серной кислоты с дистиллированной водой.

Что такое плотность?
Количество кислоты в электролите. г/см.куб.

Какую плотность имеет электролит 100%, 75%, 50% заряженная батарея?
100%: 1,27-1,28 ; 75%: 1,23-1,24 ; 50%: 1,19-1,20

Объясните значение терминов «летняя» и «зимняя» плотность?
В современных аккумуляторах нет такого понятия. А в полностью необслуживаемых и герметичных даже нет возможности корректировки.

В каких случаях допускается, долив электролита в АКБ?
Только в случае если электролит вылился. Доливать принято ту же плотность, что вылилась.

Какой емкости АКБ можно установить на автомобиль, если с завода стояла батарея 55а/ч?
+ 15%, максимально 63 Ah.

Необслуживаемые батареи, почему они являются необслуживаемыми?
Без возможности доливки или без необходимости доливки дистиллированной воды, за счёт снижения её расхода в процессе эксплуатации благодаря специальной системе вентиляции и легирующим добавкам в электроды.

Индикатор (глазок индикатор)?
Работает по принципу ареометра(плотномера), а также показывает понижение уровня жидкости ниже определенного значения.

Герметизированные батареи с иммобилизированным электролитом? (гелевые или AGM технология)
Сепаратор из абсорбируещего стекловолокна, в котором и впитан электролит, все электроды с добавлением Ca и технологией изготовления электродов ExMet (тянутые из ленты)

На что распространяется гарантия?
На выявленные в процессе тестирования ЗАВОДСКИЕ дефекты.

Читайте также:  Монтаж дизельных электростанций

Реальный срок службы АКБ? Что влияет на срок службы?

В среднем 4 года или 120000 км. пробега. Соблюдение инструкции по эксплуатации и исправность электрооборудования.

Какое напряжение должен выдавать генератор для нормальной работы АКБ?

На 1500- 2000 об./мин. и включённых потребителях(вентилятор печки, дальний свет и обогрев заднего стекла) 13,8-14,5 Вольт.

Как влияет напряжение генератора на работу АКБ?

а) низкое НЕДОЗАРЯДИТ- снижение степени заряда и как следствие плотности электролита, сульфатация, снижение срока службы.

б) высокое ПЕРЕЗАРЯДИТ -выкипание, перегрев АКБ, выход из строя.

Свойства АКБ в результате старения?

Снижение пусковых характеристик, оплывание активной массы, помутнение электролита, ускорение саморазряда.

Особенности эксплуатации АКБ в зимнее время.

В любое время года главное воздействие оказывает исправность электрооборудования автомобиля, на котором эксплуатируется АКБ.

Почему электролит замерз?

АКБ разряжена ниже допустимого уровня согласно инструкции по эксплуатации. Наступила температура замерзания.
Температура замерзания электролита плотностью :
1,27гсм3 (-65С)
1,20гсм3 (-30С)
1,10гсм3 (-7С)

Может ли АКБ взорваться и почему?

1 . В процессе эксплуатации происходит естественное выкипание жидкости и как следствие понижение уровня электролита. В результате выкипания под крышкой АКБ образуется взрывоопасная смесь газов (кислород + водород), а в результате понижения уровня жидкости места для газа становится больше. Небольшая искра даже статического электричества и может произойти взрыв.(не гарантийный случай)

2 . При разрыве межэлементного соединения в месте разрыва под нагрузкой может возникнуть электрическая дуга, которая при пониженном уроне жидкости может поджечь скопившийся газ.(гарантийный случай)

Можно ли сливать электролит из АКБ?

Как определить короткое замыкание?

Плотность эл-та в одной из банок существенно ниже чем в остальных, под нагрузкой банка закипает, напряжение под нагрузкой 4,5-6,5 Вольт.

Как определить обрыв цепи (непропай)?

Плотность эл-та во всех банках одинаковая (более 1,22 г/см.куб.) или в двух соседних банках незначительно ниже, под нагрузкой V=0 вольт.

Пункты, несоблюдения которых влечет за собой прекращение гарантийных обязательств:

Гарантийные обязательства не распространяются в следующих случаях:

а) не заполнен гарантийный талон или заполнен с исправлениями;

б) на АКБ отсутствует этикетка или заводская маркировка;

в) нарушение инструкции по эксплуатации АКБ, использование не по назначению;

г) обнаружение механических или термических повреждений (АКБ замерзла, разбита и т.д.), при обожженных клеммах;

д) доливка в АКБ вместо дистиллированной воды электролита, кислоты и любой другой жидкости, замена старого электролита на новый;

е) замерзание электролита, при слитом электролите;

ж) при самостоятельном ремонте АКБ, при изменении полярности АКБ;

з) хранение и эксплуатация АКБ в разряженном виде (степень заряженности менее 75%);

и) предъявление разряженной АКБ, т.е. плотность электролита ниже 1,20 г/см3 в трёх и более секциях, напряжение без нагрузки менее 10 Вольт;

к) на разряженную АКБ (по вине пользователя), которая после зарядки пригодна к эксплуатации;

л) при использовании АКБ на транспортном средстве с неисправным электрооборудованием (перезаряд, недозаряд, утечка тока более 30 мА и т.д.);

м) при использовании не штатных (дополнительных) потребителей, не предусмотренных технической документаций транспортного средства;

н) при пониженном уровне электролита, налёт на внутренних поверхностях АКБ, при окрашенном, неоднородном составе электролита (тёмный, с примесью и т.д.).

Заливка сухозаряженных АКБ:

Залить электролит 1,27-1,28 г/см.куб. до уровня указанной на АКБ отметки, а при отсутствии отметки до уровня 10-15 мм. от верхнего края пластин. После пропитки, через 20-30 минут (не позднее чем через 2 часа)проверить уровень электролита и при снижении уровня за время пропитки необходимо долить электролит до уровня. Измерить плотность и напряжение. Если плотность снизилась более чем на 0,03 г/см.куб., АКБ необходимо дозарядить до полной зарядки. Даже если плотность не понизилась, рекомендуется подключить АКБ к зарядному устройству для перемешивания и выравнивания плотности электролита, что благоприятно скажется на долговечности и максимальной работоспособности АКБ.

Заряд АКБ. (Порядок работ по заряду АКБ)

Подключить полюсные вывода зарядного устройства к полюсным выводам аккумулятора с соблюдением полярности. Установить, на зарядном устройстве необходимый ток для заряда конкретной АКБ(обычно 0,1 от емкости АКБ). Контролировать процесс заряда по плотности(до 1,27-1,28 г/см.куб) или по напряжению(в конце заряда 16-16,3 Вольт). При достижении 100% заряда, отключить АКБ от зарядного устройства.

Какие бывают виды заряда?

При постоянном токе (обычный, уравнительный, форсированный) и при постоянном напряжении.

Каким током заряжают АКБ? (как определить время зарядки)

0,1 от емкости –обычный заряд, 0,03-00,5 – уравнительный заряд, до 70% от емкости- форсированный. При постоянном напряжении до 16,3-16,4 В.

Время зарядки определятся из первоначальной степени заряда АКБ.

а) при работе с электролитом

Очки, перчатки, кислотостойкая одежда, резиновые сапоги.

Отличия тягового аккумулятора от стартерного. В чем секрет

В современном мире ассортимент аккумуляторных батарей огромен. Их отличает различная конструкция и размер, используемый химический состав и принцип действия. Одной из самых распространенных АКБ является стартерная, так как именно этот тип используется на практически всех транспортных средствах с бензиновым либо дизельным двигателем.

Но относительно недавно появился иной вид батареи — тяговый аккумулятор. Некоторые автовладельцы стали путать его со стартерным аналогом и задаваться вопросом об их взаимозаменяемости.

Есть ли важные отличия в этих источниках питания и можно ли заменить одну АКБ другой, узнаем ниже.

Стартерная АКБ: самое важное

Одним из главных назначений аккумулятора является запуск мотора транспортного средства. На стартер подается ток (его еще называют пусковым), который уже запускает силовой агрегат.

Технические характеристики и особенности в работе

Перечислим главные параметры АКБ, чтобы в дальнейшем их сравнить со значениями у тяговой батареи.

  • Диапазон силы тока — от 250 до 1000 Ампер.
  • Напряжение — 12.7В (самое распространенное значение).
  • Емкость — от 55 до 65 А-ч (наиболее распространенное значение).

Основной особенностью в работе АКБ данного типа является чувствительность к сильному разряду. Т.е производители не рекомендуют «вводить» АКБ в стадию, когда напряжение в нем падает ниже 10В. Как утверждают автомобильные специалисты, несколько десятков таких разрядов однозначно «убьют» агрегат и его можно будет выкинуть на помойку.

По сути, стартерный аккумулятор нужен для того, чтобы запустить двигатель. В этот момент он отдает стартеру большую часть своего внутреннего заряда, а далее просто восполняет заряд для восполнения потраченной энергии.

Тяговый аккумулятор: принцип действия

Это принципиально другой тип источника питания. Главное отличие тяговой АКБ от стартерной — принцип работы. Батарею не настраивают на выдачу сильных пусковых токов. Функционирование налаживают таким образом, чтобы стабильно подавался определенный заряд силы тока для поддержания бесперебойного вращения ротора электродвигателя. Т.е эти источники питания используются в таких механизмах, и, в частности, транспортных средствах, где требуется длительное и непрерывное питание, а не запуск.

Разновидности

В зависимости от внутреннего устройства, тяговые АКБ бывают двух видов:
свинцово-кислотные (внутри находятся две пластины, между которыми содержится жидкий электролит).
AGM (не имеют в своем устройстве жидкого электролита).
Батареи типа AGM гораздо более выигрышны в сравнении с первым видом. Во-первых, они устойчивы к перепаду температур и вибрациям, а во-вторых, они не требуют обслуживания и более долговечны. К преимуществу свинцово-кислотного типа можно отнести доступную стоимость.

Сфера применения

Когда принцип работы силовой АКБ понятен, не сложно предположить, в каких видах транспортных средства она нашла применение. Батарея отлично подходит для техники промышленного и складского назначения (экскаваторы, погрузчики, тягачи), а также для электрокаров и моторных лодок.

Устройство: в чем сходство и различие

Несмотря на принципиально разное назначение двух видов батарей, их устройство имеет немало общего. Схожесть заключается в следующем:

  • есть два пластины (одна заряжена на «плюс», а другая на «минус»);
  • используется электролит (кроме разновидности AGM);
  • имеется пластиковый корпус.

Теперь отметим имеющиеся отличия:

  • толщина пластин у силовых батарей в десятки раз больше, чем у стартерных;
  • разный химический состав электролитов;
  • более толстый корпус у силовой батареи (необходим, чтобы выдержать вес толстых пластин);
  • зачастую стартерная АКБ будет иметь меньший вес и габариты (ввиду своих тонких пластин).

Взаимозаменяемость: возможна или нет?

Если отвечать на данный вопрос чисто теоретически, то заменить одну батарею на другую можно. Но при этом стоит учитывать, что для запуска, например, легкового автомобиля потребуется разом 300 Ампер. Их сможет выдать силовая установка очень массивных размеров, которую разместить под капотом просто не представляется возможным.

Не удастся на практике эксперимент и с обратной заменой — теперь «подведет» маленькая емкость стартерной батареи, которой работать на износ с риском глубокого разряда крайне не рекомендуется.

Поэтому альтернативным решением в данном случае будут стартерно-тяговые AGM. Этот гибридный вариант способен выдавать внушительный пусковой ток, и, в то же время, обладать хорошей емкостью, подача которой будет происходить равномерно и в течение длительного промежутка времени.

Подводя итог, хочется отметить. У каждого типа батареи имеется свое предназначение и заменять их друг другом будет все же неправильно.

Чем отличается тяговый аккумулятор от стартерного

Современные аккумуляторные батареи изготавливают в различных типах, конструкциях, используются разные химические составы внутреннего строения. Один из наиболее популярных аккумуляторов – стартерный АКБ, используемый преимущественно на автомобилях. Однако современные производители предлагают новый тип батареи – тяговый, который многие пользователи часто путают со стартерным видом. Существуют ли принципиальные различия между двумя типа батарей? Можно ли заменять одну модель другой?

Стартерные аккумуляторы: ключевые особенности

Предназначение данного вида АКБ – запуск двигателя автомобиля, двигательных конструкций других механизмов. Батареи дают необходимый ток на стартер, который запускает автомобильный или любой другой двигатель. В специальной терминологии такой ток получил название «пусковой».

Стартерные батареи обладают тремя ключевыми характеристиками:

  • непосредственно показатели тока, которые колеблются между 250 и 1000 Амперами;
  • напряжение стартерной батареи – зачастую примерно 12.7В;
  • один из ключевых показателей – батарейная емкость, измеряемая единицей Ампер-часы. Многие автомобили оснащены аккумуляторами емкостью от 55 до 65 А-ч.
Читайте также:  Как выбрать ИБП для загородного дома?

Основная особенность работы таких аккумуляторов – это чувствительность к глубоким разрядам. Автомобильные специалисты не рекомендуют пользователям допускать ситуации, когда батарея разряжается ниже 10В. Несколько десятков таких разрядов приведут к тому, что стартерный АКБ можно будет просто выбросить.

Иными словами, если говорить предельно просто, стартерный аккумулятор – устройство, отдающее мощный ток стартеру автомобиля, который запускает двигатель. Остальное время такая модель просто заряжается, восполняя затраченную энергию.

Тяговые аккумуляторы: основные характеристики

Это принципиально другой тип аккумуляторных батарей, хотя им оснащаются различные двигательные механизмы, автомобили. Большую популярность данные АКБ имеют для установки в электрокары, различную специальную технику (например, складские погрузчики, тягачи, электромоторные лодки).

Главное отличие от стартерных батарей – это принцип работы тяговых аккумуляторов. Данные модели не отличаются серьезными пусковыми токами, так как их работа рассчитана на принципиально другой режим. Тяговые АКБ заточены под длительную работу, постоянно отдавая энергию для какой-либо техники. Таким образом, их использование – это длительное, непрерывное питание энергией различных механизмов, установок.

Конструктивные различия

– это сплошной корпус, внутри которого располагаются главные элементы (электролитное вещество, электродные пластины). Тяговые модели представляют собой совершенно иную конструкцию. Они выполнены в форме моноблока. Внутри этого моноблока располагаются несколько батарей по 2В, каждая из которых взаимодействует между собой. Собственно, пользователь может выбрать батарею любого напряжения – два вольта, четыре, шесть, восемь. Наиболее популярные сегодня – модели на 12В.

– это наличие внутренних электродных пластин (анод, катод), электролитного вещества. Электролит обоих моделей может представлять собой кислотный раствор или же быть гелевым. Однако особое внимание следует обратить на пластины электродов. Классические батарейные модели оснащены тонкими пластинами. Если заглянуть внутрь тяговых аккумуляторов, то здесь мы увидим принципиально другую картину: электродные пластины выполнены большими, толстыми.

Собственно, теперь понятно для чего создается моноблочная секционная конструкция тяговых АКБ. Кроме того, толстые, большие пластины меньше изнашиваются, делают работу более долговечной. Однако претерпевает изменение корпус данных моделей. Он также изготовлен более толстым, чтобы выдержать вес, объем внушительных по размерам электродов. Иногда производители используют альтернативные материалы изготовления корпусов. На замену классическому пластику идут специальное стекло, эбонит, керамика.

Использование тягового АКБ вместо стартерного

Теоретически такую замену произвести можно. Однако не забывайте, что тяговые аккумуляторные модели имеют меньшую мощность пускового тока. Для стартера вашего автомобиля может просто не хватить данной энергии. Разумеется, можно приобрести модель на 300 Ампер. Именно столько необходимо обычному автомобилю для запуска. Однако вспомните, что собой представляет такой аккумулятор по конструкции – массивный многосекционный моноблок. Установить тяговый аккумулятор на автомобиль зачастую не представляется возможным из-за его внушительных габаритов.

Особенности тяговых аккумуляторов: в чём их отличие от обычных

О существовании т. н. тяговых аккумуляторов наверняка слышал каждый автомобилист. А вот для чего они придуманы, а также чем, собственно, отличаются от аккумуляторов обычных, знает, как ни странно, далеко не каждый водитель. Между тем, такие знания могли бы многим помочь на практике.

Поэтому главная цель данного материала – дать широкому кругу наших уважаемых читателей, независимо от их водительского стажа, важную информацию о современных тяговых аккумуляторах. В частности, будут рассмотрены их устройство, главные виды, сфера применения, критерии подбора при покупке таких АКБ и основные правила их эксплуатации.

Особенности тяговых АКБ

Принцип работы обычных автомобильных аккумуляторов понятен: с их помощью запускают мотор. Для этого на стартер подаётся энергетический толчок, в результате чего начинает работать маховик и запускается двигатель. С учётом этой функциональной особенности такие аккумуляторы названы стартерными. При запуске авто они дают возможность создать «пусковой» ток очень большой величины: от 250 до 1000 Ампер.

У таких АКБ, как известно, есть одна проблемная особенность. Так, они весьма чувствительны к глубокому разряду. Разряжать их ниже показателя напряжения в 10 Вольт специалисты настойчиво не советуют, поскольку нескольких таких разрядок вполне достаточно, чтобы стартовый аккумулятор перестал работать в полную мощность и стал, по сути, бесполезным.

Параллельно с такими АКБ на транспорте (и не только!) широко используют батареи иного назначения – тяговые. Такие батареи – совершенно иного формата, не обладающие высокими пусковыми токами. Это значит, что они могут отдавать какую-то энергию в течение длительного времени, разряжаясь порой почти к нулю.

Обслуживание тяговых аккумуляторов незаменимо там, где нужно обеспечить долгое, постоянное питание. В силу своей специфики они способны работать целыми днями! Помимо того, они ценны также тем, что очень устойчивы к высоким и низким температурам, не переставая действовать даже при 30 градусных морозах и жаре в плюс 50-60 градусов. Долгое время необслуживаемые АКБ (к примеру, несколько недель простоявшие без дела), в отличие от стартовых, практически не теряют своих способностей.

Устройство: в чем сходство и различие

Ключевое отличие тягового аккумулятора от стартерного заключается в его функциональных параметрах. По напряжению они имеют диапазон от 2 до 24 Вольт, а по силе тока – от 30 до 300 Ампер, хотя верхний показатель может быть и выше. По своему строению они почти не отличаются от стандартных АКБ: у них тоже есть минусовые и плюсовые пластины, их тоже заливают электролитом, хранят в пластиковом корпусе. Но есть и отличия:

  1. Пластины очень толстые, массивные, в них немало свинца и иных тяжелых металлов.
  2. Корпус тоже более толстый, чтобы он смог осилить огромный вес тяжелых пластин.

Виды тяговых аккумуляторных батарей

Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает для потребителей разные типы тяговых аккумуляторов. По технологии, это щелочные батареи и кислотные. Последние представляют собой, по сути, свинцово-кислотные форматы, так как в них используют свинец и электролит на серной кислоте.

В щелочных применяют никель-железные пластины, на заливку которых идёт специальный раствор щелочи. Их считают очень надёжными даже в самые большие морозы, однако цена таких аккумуляторов в несколько раз превышает стоимость свинцовых, а их зарядка сопровождается едким паром. В силу этого экологического аспекта сфера их применения сейчас немного уже, чем её демонстрируют прочие батареи.

В последнее время входят в моду тяговые аккумуляторы, которые основаны на новых технологиях AGM и GEL. Они отличаются компактность, высокой энергичностью, а также, увы, огромной ценой.

Современная промышленность продолжает всячески совершенствовать такие АКБ. По мнению экспертов, уже в ближайшие десятилетия на первый план по своей надежности, эффективности и доступной цене уверенно выдвинутся литиевые аккумуляторы.

Сфера применения

В наши дни наблюдается широкое применение тяговых аккумуляторов в разных сферах жизни. Их с одинаковой эффективностью используют не только в автомобилях, но и многих касательных к ним областях техники. Например, в рыбачьих лодках, во время охоты, для передвижения электрокаров и прочих малогабаритных погрузчиков. Весьма эффективно также они зарекомендовали себя как незаменимое подспорье для альтернативных источников энергии – солнечных панелей, электрогенераторов и проч.

Критерии выбора тяговых аккумуляторов

Многие водители интересуются, как выбрать тяговый аккумулятор. Прежде всего, надо чётко определить, для чего он будет использоваться. Если это решено, лучше непременно принять во внимание рекомендации специалистов или тех профессионалов, которые сами применяют такие АКБ на практике и хорошо знают все их особенности.

Также лучше заранее просмотреть через интернет или специальные профильные издания рейтинг аккумуляторов тягового формата. В самом магазине следует внимательно ознакомиться с прилагаемой к каждому тяговому аккумулятору инструкцией, обратив особенное внимание на его:

  • Ёмкость. Чем больше значение, тем дольше техника сможет эксплуатироваться на протяжении одного заряда. Ёмкость аккумулятора меняется. Так во время старта службы возрастает, что выполняется благодаря разработке активной массы пластин. Далее наблюдается постепенное уменьшение ёмкости.
  • Количество циклов. Они зависят от технологии аккумулятора. Для WET ресурс достигает 1000 циклов, AGM – до 400, а GEL – имеет способность выдерживать больше 700.
  • Саморазрядку. Этот процесс происходит вследствие окислительно-восстановительных реакций. Следует отдавать предпочтение аккумуляторам с низким значением саморазряда.
  • Стоимость эксплуатации. Для этого считается цена одного цикла глубокого разряда. К примеру, стоимость AGM-изделия 15 тыс. руб., а его гелевый «коллега», имеющий такую же ёмкость обходится в 23 тыс. руб. Ресурс первого аккумулятора 350 циклов, а второго – 700. Отсюда следует, что их цена эксплуатации 42,85 и 32,85 руб. соответственно. (Итог считается с помощью деления цены устройства на её цикл).
  • Репутацию производителя. Так как проверить качество аккумулятора во время покупки невозможно, единственной гарантией может выступить надёжность изготовителя.

Правила эксплуатации тяговых аккумуляторов

Основные правила хранения и эксплуатации тяговых АКБ практически такие же, что и для обычных аккумуляторов. Если действовать по испытанному принципу «Береженого и Бог бережет», обеспечив им нормальный уход и постоянную профилактику, такие тяговые аккумуляторы способны успешно действовать многие годы.

Можно ли тяговый аккумулятор использовать вместо стартерного

Такой вопрос от автомобилистов приходится слышать едва ли чаще других. И это понятно, поскольку тяговый аккумулятор имеет, в сравнении со стартовым, ряд важных достоинств и преимуществ. Их, скажем, можно хранить длительное время без эксплуатации, совершенно не опасаясь, что они разрядятся и выйдут их строя (что особенно привлекает водителей).

Специалисты утверждают, что использовать тяговый аккумулятор вместо стартерного гипотетически можно. Запустить с его помощью двигатель удастся не всегда из-за намного меньшей энергии: силы тока для запуска мотора у них, скорее всего, не хватит. А если в ход пойдет мощный тяговый аккумулятор с необходимой силой тока в 300 Ампер, то он в силу своих габаритов просто не поместится под капотом автомобиля.

Ссылка на основную публикацию