Для устройства плиточных, асфальтовых, цементных и других полов и дорожных покрытий устраивают бетонный подстилающий слой (подготовка).

Подготовка представляет собой тощую жесткую бетонную смесь укладываемую: при плотных грунтах — непосредственно на выровненный грунт, при более слабых — на втрамбованный в грунт тело щебня, а при слабых грунтах — низ подготовки усиливается арматурной сеткой.

Окончив подготовительные работы (планировка грунта, трамбовка в грунт щебня, укладка арматурной сетки), на всей подлежащей бетонированию площади забивают в грунт колья, к которым  прибивают маячные доски. Верхняя кромка маячных досок соответствует верху подготовки. Вся бетонируемая площадь разбивается маячными досками по длине здания на полосы шириной 3—4 м.

Работа проводится в таком порядке. Бетонируют полосы через одну, затем снимают маячные доски, вытаскивают колья и бетонируют остальные полосы. Бетонируют полосы, начиная с части, наиболее удаленной от въезда в здание, постепенно приближаясь к въезду. Если в здании сквозной проезд, то бетонирование можно вести с двух сторон, начиная от середины здания по направлении к въезду.

Бетонную смесь заливают  непосредственно в бетонируемую полосу,  равномерно расстилая смесь по полосе. При такой заливке смесь легче разравнивать до нужной толщины.

Для уплотнения бетонной смеси применяют виброрейки и поверхностные вибраторы. Процесс уплотнения происходит следующим образом. Двое рабочих, находясь у концов виброрейки, ставят ее на залитую в полосу бетонную смесь и включают вибромотор. Вибрирование  производят до тех пор, пока виброрейка не ляжет своими краями на маячные доски, после чего виброрейку переставляют на следующую смежную позицию — примерно на половину ширины рейки в сторону хода бетонирования.

Некоторые бетонщики применяют несколько отличный от описанного метод уплотнения. Когда рейка установлена на залитую бетонную смесь, один бетонщик прижимает конец рейки к бетону, а второй в это время другим концом рейки медленно водит за рукоятку по бетону вправо и влево на 20—30 см, пока рейка не ляжет на маячную доску. После этого он держит рейку на месте, а первый бетонщик начинает также водить рейку до тех пор, пока она не ляжет на маячную доску.

При бетонировании подстилающего слоя устраивают температурно-усадочные швы, которыми вся бетонируемая площадь разбивается на отдельные плиты. Размеры плит от 6 X 9  до 9 X 12 м. В продольном направлении между полосами бетонирования швы устраивают, нанося на боковые стороны плит слой битума толщиной примерно 2 мм. В поперечном направлении устраивают «полушвы». Для их образования берется металлическая полоса высотой 8—10 см и толщиной 4—6 мм. Ее заглубляют в подстилающий слой на ‘/з его толщины и оставляют в бетоне на 20—30 мин., после чего аккуратно извлекают. Получившийся после затвердения бетонной смеси паз очищают и заливают битумом или цементным раствором.

В случае, если бетонный пол устраивается в два слоя (подстилающий слой и чистый пол), уплотнение подстилающего слоя ведут поверхностным вибратором. Уплотнение можно вести и виброрейкой, расположив ее наискосок между маячными досками, так как отметка верха маячных досок соответствует верху чистого пола. Рекомендуется верхний слой (чистый пол) укладывать не позднее чем через 2 часа после укладки подстилающего слоя. Уплотнение бетонной смеси, уложенной в слой чистого пола, производят виброрейкой, передвигаемой по маячным доскам.

Для выравнивания поверхности бетонного пола после уплотнения применяется брезентовая прорезиненная лента шириной 300— 400 мм и по длине на 1 —1,5 м шире бетонируемой полосы. Концы ленты прикрепляют к валикам с ручками.

Ленту плотно натягивают к сторонам маячных досок и протягивают по поверхности бетонной смеси со смещением в 5—10 см. Рабочие с лентой идут позади бетонщиков, заглаживая поверхность бетонной смеси, уплотненной примерно за 30—40 мин. до их прихода. Выступающая на поверхности вода сгоняется легкими продольными и поперечными движениями ленты. После заглаживания поверхности (примерно через 30—40 мин.) рабочий с перекидного мостика затирает ее металлическим полутерком.

Железнение представляет собой втирание металлическим инструментом просеянного цемента в поверхность только что схватившегося бетона до появления на ней ровного блеска. Железнение применяется и для придания бетону водонепроницаемости (например, при бетонировании резервуаров). Если с железнением немного, опоздали и бетон уже подсох, то перед посыпкой цемента поверхность бетона обильно смачивается водой.

Похожие записи: