Заготовленные сетки и каркас помещают  в опалубку монолитных железобетонных конструкций или в формы для изготовления  железобетонных конструкций. Эту работу ведет бригада арматурщиков-бетонщиков, причем для работ по исправлению установленных каркасов выделяется специальный дежурный — арматурщик.

Выбор средств транспортировки арматурных каркасов зависит от местных условий и определяется расстоянием перевозки, размерами каркасов, их весом. Готовые каркасы для монолитных железобетонных конструкций можно доставлять к месту установки на железнодорожных платформах, автомобилях с прицепами, трейлерах, кабельными кранами и т. п. Погрузка, разгрузка и установка каркасов на место осуществляются кранами соответствующей мощности.

Арматурщики еще до установки каркасов должны проверить размеры опалубки, так как от этого зависит качество установки арматуры и конструкции в целом. Отклонения в размерах опалубки не должны превышать допускаемых по соответствующим техническим условиям.

Устанавливая арматуру, необходимо помнить, что между нею и наружной поверхностью конструкции должен быть слой бетона определенной толщины, который называется защитным слоем. Он должен предохранять арматуру от коррозии.

В элементах трубчатого (кольцевого) сечения расстояние от стержней продольной арматуры до внутренней поверхности трубы должно быть не менее чем до наружной поверхности трубы.

Если железобетонные конструкции будут систематически подвергаться воздействию дыма, паров кислот, высокой влажности, то указанная толщина защитного слоя должна быть увеличена не менее чем на 10 мм.

Необходимую толщину защитного слоя обеспечивают, укладывая арматуру, во время установки на специальные бетонные подкладки.

Армирование фундаментов под колонны производится предварительно заготовленными сварными сетками. При больших фундаментах с тяжелой арматурой сетки укладывают на место кранами. Иногда фундаменты под колонны армируют отдельными стержнями, связываемыми на месте или около котлована на специальных шаблонах.

Одновременно с установкой арматуры фундаментов ставят коротыши арматуры — «выпуски», которые должны возвышаться над поверхностью фундамента на 30—50 диаметров. Впоследствии к выпускам крепят стояки каркаса колонн.

Через нижнее окно в опалубке опущенный каркас колонны привязывают к выпускам, забетонированным в фундаменте. Следует отметить, что перед установкой каркаса колонны проверяют правильность установки выпусков. В случае необходимости выпуски отгибают в сторону до места, предусмотренного проектом.

Армирование балок, как и колонн, производится заготовленными в мастерской каркасами. Тяжелые каркасы устанавливают на место при помощи крана, а легкие можно устанавливать вручную.

Примеры армирования железобетонных балок плоскими сварными каркасами различного типа показаны на рисунке.

Установка вязаных каркасов балок, изготовляемых на месте, описана ранее.

Армирование плит перекрытий и стен осуществляют чаще всего сварными сетками. Сварную сетку укладывают по опалубке в направлении, в соответствии с проектом. На опорах сетку опирают на верхнюю арматуру балок, а в пролете прижимают  к опалубке, оставляя зазор  на толщину защитного слоя.

Сварными сетками армируют не только балочные перекрытия. Сварные сетки служат для армирования ряда сложных железобетонных конструкций: силосов, резервуаров, тоннелей, трубопроводов и т. п.

При большой высоте сооружения или когда строительство железобетонных сооружений необходимо проводить одновременно с монтажом технологического оборудования, бывает целесообразно отказаться от лесов и подмостей и применить несущие сварные арматурные каркасы.

Несущими  называются арматурные каркасы, рассчитанные так, что они в необетонированном виде могут воспринять все нагрузки, передаваемые на конструкцию в процессе строительства (собственный вес арматуры, вес опалубки и бетона с транспортными приспособлениями, вес рабочих и пр.).

Несущие сварные арматурные каркасы делают из таких прокатных профилей как двутавры, швеллеры (жесткая арматура), но чаще в виде решетчатых каркасов из мелкого проката (фасонного и круглого). Каркасы из мелкого проката (по сравнению с каркасами из жесткой арматуры) требуют меньшего расхода металла. В том и другом случаях основным способом соединения отдельных элементов является дуговая электросварка. В некоторых случаях можно крепить опалубку к сварному арматурному блоку и в собранном виде устанавливать на место; такой блок называется арматурно-опалубочным.

Необходимо помнить, что к установке арматуры можно приступать лишь с разрешения технического персонала строительства, после проверки последним правильности установки опалубки.

Приемка установленной арматуры оформляется техническим персоналом строительства в виде акта на скрытые работы.

Похожие записи: