Подбор состава бетонной смеси в условиях зимнего бетонирования должен быть произведен особенно тщательно. Необходимо предельно снижать содержание воды в смеси с таким расчётом,  чтобы водоцементное отношение было не более 0,65. В этом случае предельное содержание воды на 1 м3 бетонной смеси будет: при расходе цемента 250 кг\м3 — 160 л; при 300 кг/см3 — 195 л.

Песок и гравий (щебень) должны быть чистыми и не содержать примесей, особенно органических. Заполнители, как правило, должны быть промыты летом и сложены в штабели на сухих и расчищенных местах. Промывка зимой очень сложна и дорога.

Дозировка хлористого кальция в каждом отдельном случае устанавливается лабораторией.

Подогрев материалов и приготовление бетонной смеси имеют также большое значение. Зимой бетонную смесь приготовляют на подогретой воде (с температурой 40—70°). Заполнители (песок, гравий или щебень) также нагревают до температуры выше нуля. Цемент же не нагревают, так как его температура повышается во время перемешивания с водой и заполнителями.

Воду обычно подогревают паром, используя для этого специальный бак. Пар впускают либо непосредственно в воду по трубе, врезанной у днища бака с водой, либо по закрытому змеевику, помещенному в бак с водой.

Заполнители подогревают в бункерах, оборудованных паровыми батареями (гребенками) из труб. Для подогрева песка применяются гладкие трубы, для подогрева гравия или щебня — дырчатые.

Транспортирование бетонной смеси зимой должно производиться в утепленной таре с тем, чтобы охлаждение было минимальным. Смесь в автосамосвалах необходимо укрывать утепленными покрывалами, а при перевозке на большие расстояния и в сильные морозы делается второе днище и кузов обогревается отработанными газами. Бадьи необходимо укрывать сверху крышками.

При использовании бетононасосов помещения, где они находятся, и бетоноводы, необходимо утеплять. Бетоноводы утепляют войлоком или шлаковатой; каждое замковое соединение покрывается поверх теплоизоляции съемной муфтой, изготовленной из мешковины и шлаковаты. Это удобно тем, что, сняв муфту, можно производить демонтаж и повторную сборку бетоновода без нарушения отепления труб. Перед началом работы бетоноводы отогревают острым паром или горячей водой. Для очистки бетоновода применяют сжатый воздух, для бетононасоса — воду.

Потери тепла бетонной смесью особенно велики при перегрузочных операциях, поэтому следует стремиться к бесперегрузочным способам доставки смеси. Места выгрузки должны быть защищены от ветра, а ковши подъемников и раздаточные бункеры — утеплены.

Подготовка основания под укладку бетонной смеси включает в себя ряд мероприятий, исключающих возможность замерзания бетона в стыке с основанием.

Нельзя укладывать бетонную смесь на промерзшее основание и, если по каким-либо причинам было допущено промерзание, то следует перед самой укладкой смеси обеспечить оттаивание грунта горячей водой, паром или электричеством.

Укладывая смесь на бетонное основание, как само основание, так и примыкающие грани бетона (если они имеются) очищают от снега и наледи, отогревают до положительной температуры на глубину 30 см и предохраняют от замерзания до приобретения вновь уложенным бетоном требуемой прочности.

Опалубку и арматуру перед укладкой бетонной смеси также очищают от снега и наледи, а арматура диаметром более 25 мм, а также арматура из жестких прокатных профилей и крупные металлические закладные части при температуре воздуха ниже —10° отогреваются до положительной температуры. Обогрев арматуры и закладных частей может быть осуществлен за счет обдувания конструкции струей горячего воздуха под брезентовым укрытием.

Укладку бетонной смеси в опалубку организуют так,  чтобы к моменту окончания ее температура смеси была не ниже +5—10°. Для сохранения в бетоне тепла укладку необходимо вести как можно быстрее и по возможности без перерывов.

Обычно укладка производится круглосуточно, без перерыва, до окончания бетонирования всего массива или отдельного блока. Уложенную бетонную смесь немедленно укрывают утеплителем (щиты, маты).

В местах рабочих швов или в местах вынужденного перерыва  в бетонировании бетон должен быть укрыт утеплителем вплоть до начала бетонирования. При возобновлении укладки утеплитель снимается, шов соответствующим образом обрабатывается, если бетон за это время охладился — его отогревают.

Если по каким-либо причинам было допущено замораживание бетона в месте шва, то его необходимо вырубить и удалить, а непромороженный бетон обработать, как указано выше.

Похожие записи: