Ландшафтное проектирование дорог — это самостоятельная отрасль ландшафтной архитетуры. Дорога  должна быть не только функциональной. Уже ее проект учитывает эстетические и экономические требования, меры по охране окружающей среды.

Понятие «ландшафтная дорога» означает дорогу, которая гармонично сочетается с окрестным пейзажем. Так, в пересеченную или холмистую местность хорошо вписывается извилистый путь и, наоборот, на равнине дорога может быть прямой, с поворотами большого радиуса.

С функциональной точки зрения дорога должна обеспечить экономически выгодные перевозки грузов и пассажиров в любое время года. Скорость перевозок — один из важнейших экономических показателей работы транспорта.

Однако безопасность и скорость движения, а значит и экономичность перевозок, зависят от реакции и действий водителя, а они, в свою очередь, — от его способности верно воспринимать и оценивать все изменения в обстановке. Психологи считают, что 80 процентов необходимой информации водитель воспринимает глазами, и смена впечатлений для него — психологический стимул, который снижает усталость и эмоциональное напряжение, помогая сохранять нормальную работоспособность. Это-то и нужно учитывать при проектировании трассы. Визуально она должна быть непрерывной, правильно ориентировать водителя, достаточно далеко просматриваться.

Прокладывая трассу в живописной местности, проектировщики подчиняют дорогу выразительным формам рельефа и другим структурным элементам пейзажа — используют, по возможности, хозяйственные комплексы, застройку, растительность, водоемы… Если же архитектоника окружающих холмов, полей, лугов, болот малопривлекательна, дорога прокладывается и строится так, чтобы стать выразительным дополнением и организующей осью пейзажа. Чтобы сохранить его целостность, в лесных массивах и длинных выемках трассу ведут по кривой.

Для снижения стоимости автомобильных перевозок дороги приспосабливают к местности, придерживаясь, насколько возможно, прямой линии на отдельных участках. Конечно, величина отклонений зависит от рельефа местности. Однако совершенно прямые участки длиной свыше 5 километров (особенно в однотипных местностях) монотонны, а это утомляет водителя. Вот почему необходимы повороты.

Один из основных принципов проектирования дорог — вести ее по границам хозяйственных угодий: между полем и лесом, озером и лугом, на пересеченной местности — у подножия холмов, по террасам в старых руслах рек и т. п. Если, конечно, это соответствует направлению трассы, не вредит хозяйству и природе. Чем точнее дорога следует основным формам рельефа, тем меньше расходы по ее постройке. В то же время возможности такой увязки ограничены требованиями динамики и безопасности движения.

Элементы пейзажа, у которых дорога меняет направление, должны быть достаточно впечатляющими, чтобы можно было воспринять обоснованность и необходимость поворота. Магистрали высшей категории подчиняются только главным формам рельефа. А вот узкие дороги местного значения проектировщики могут более полно сочетать с мелкими элементами ландшафта.

Организуя дорогу в пространстве, важно спроектировать ее так, чтобы открывающаяся водителю перспектива была гармоничной, сама дорога — зрительно плавной, а соотношение элементов трассы оптимальным. В тех случаях, когда видимые с холмов участки дороги формируются несколькими поворотами и прямыми, вид дороги выверяется с помощью моделей или перспективных изображений. Координаты точек, с которых строится изображение, обсчитываются компьютерными программами. В создании визуальной плавности дороги особая роль принадлежит переходным кривым. От этого зависит не только легкость управления машиной, комфорт пассажиров, но и красота дороги.

Дороги высшей категории проектируют так, чтобы только проезжая часть выглядела как инженерное сооружение. Контуры земляного полотна скругляются, откосы насыпей или выемок приноравливают к особенностям рельефа. В местах, где это требование удается выполнить, земляное полотно после озеленения выглядит как составная часть пейзажа — оно сливается с естественными особенностями рельефа.

Корректировка участков дороги в соответствии с требованиями эстетики и ландшафтной архитектуры — художественная задача. Поэтому проектировщики дорог работают в содружестве с архитекторами и специалистами по озеленению. Чтобы еще строже соблюдать требования к защите окружающей среды, необходимо тесное сотрудничество с биологами, экологами, специалистами общества охраны природы и памятников.

Похожие записи: