Фенолформальдегидные лакокрасочные материалы содержат в качестве пленкообразующего фенолформальдегидную смолу, которая представляет собой продукт поликонденсации фенолов с формальдегидом.

Фенолформальдегидные материалы бывают двух типов:

  1. растворимые и плавкие — новолачные смолы, представителем которых является идитольный лак;
  2. смолы в процессе высыхания при высокой температуре переходящие в неплавкое и нерастворимое состояние. Они называются резольными смолами, представителями которых являются разного типа бакелитовые лаки.

Идитольный и бакелитовый лаки растворяются в спирте. Лаки на новолачных смолах образуют хрупкое покрытие, которое склонно к покраснению под действием света. Эти лаки применяются обычно для покрытия для мебели. Бакелитовые лаки образуют покрытия с хорошими противокоррозионными и электроизоляционными свойствами, они стойки против действия воды, растворов кислот, солеи и многих растворителей.

При смешении бакелитового лака с цинковым кроном в алюминиевой пудрой получают бакелитовые краски ФЛ-723 и ФЛ-724, которые хорошо защищают изделия, эксплуатирующиеся в среде горячей воды (до 120° С) и минерального масла (до 120° С).

Основными недостатками фенолформальдегидных материалов являются их темный цвет, хрупкость и несовместимость с растительными маслами.

Для получения материалов, совместимых с растительными маслами, применяют смолы на замещенных фенолах (так называемые 100 процентные, или алкилфенольные смолы). Грунтовки на основе этих материалов являются наиболее качественными и долговечными, а эмали сохраняют на окрашенных поверхостях свои защитные и декоративные свойства до 4-5 лет.

Алкидностирольные и масляностирольные лакокрасочные материалы в качестве пленкообразующего содержат сополимер масла или алкидной смолы со стиролом (винилбензолом С6 Н5 СН = СН2) и растворитель (уайт-спирит). Они хорошо наносятся кистью быстро высыхают (практически за 1,5 ч) и образуют твердые водостойкие покрытия. Эти свойства позволяют успешно применять алкидно-стирольные и масляно-стирольные материалы на железнодорожном транспорте для окраски тех объектов, горячая сушка которых затруднительна или невозможна. Ассортимент таких материалов пока невелик: грунт МС-017, лак МС-17, эмаль МС-25.

Похожие записи: