Взаимное соединение парных деталей называется посадкой. Посадки подразделяются на подвижные и неподвижные. Различие между ними состоит в том, что у подвижных посадок должна быть обеспечена возможность взаимного перемещения деталей, а у неподвижных, наоборот, жесткое и прочное соединение. В подвижных посадках диаметр отверстия должен быть больше диаметра вала.

Если в собранном механизме вал сидит в подшипнике свободно и может в нем вращаться, это означает, что диаметр подшипника больше диаметра вала. Разность между диаметрами подшипника и вала в данном случае называется зазором, а посадка одной детали в другую с зазором называется свободной, или подвижной. Если же вал туго сидит в отверстии, т. е. запрессован в нем и не может вращаться, такая посадка называется неподвижной. Она возможна в том случае, когда диаметр подшипника несколько меньше диаметра вала.

При соединении деталей неподвижной посадкой необходимо приложить некоторое усилие, зависящее от требуемой плотности соединения. Одни детали соединяются от руки, другие — ударом свинцового или деревянного молотка, третьи — при помощи пресса и т. д. Плотность посадки зависит от назначения соединяемых деталей.

Горячая посадка  используется для соединения деталей и узлов наглухо. Для горячей посадки важно, чтобы диаметр отверстия был меньше диаметра вала, на который будет насаживаться деталь с отверстием. Перед сборкой деталь с отверстием нагревают. Под влиянием нагрева деталь расширяется и соответственно увеличивается размер отверстия. В результате деталь свободно насаживается на холодный вал и после остывания крепко его обхватывает. Для этой же цели применяют холод (сильно охлаждают вал, вследствие чего он свободно входит в отверстие).

Прессовая  и легкопрессовая посадки применяют в тех случаях, когда нужно жестко соединить детали без закрепления их шпильками, шпонками или другими подобными способами. Эта посадка осуществляется при помощи прессов под значительным давлением. Прибегают к ней при установке зубчатых венцов на ободы зубчатых колес, втулок в подшипниках, пальцев в кривошипах и т. д.

Глухая посадка  применяется для частей, которые должны плотно сидеть в соединении и редко разбираются. Производится давлением пресса или ударами молотка. Для предотвращения проворачивания (например, втулок в корпусах подшипников, соединительных муфт на концах валов, упорных колец) в соединяемых частях ставят шпонки и шпильки.

Тугая посадка  применяется для получения прочных но более или менее часто разбираемых соединении. Проворачивание и сдвиг соединяемых деталей предотвращаются шпонками, шпильками. Тугой является посадка шкивов, зубчатых колес, колец шарикоподшипников.

Напряженная посадка используется для прочного соединения деталей с возможностью собирать их в соединение или разбирать соединение с незначительными усилиями. Этим способом осуществляют посадку зубчатых колес, фланцев, соединительных муфт, маховичков, рукояток.

Плотная посадка  используется для соединения узлов и деталей, которые не могут смещаться сами собой, должны поддаваться сборке иль разборке от руки или легкими ударами деревянного молотка; применяется для сменных зубчатых колес, съемных маховичков, рукояток, установочных колец.

Скользящая посадка  используется для соединения деталей, входящих плотно  одна в другую и при смазанных поверхностях  легко передвигаемых от руки. Скользящую посадку используют для сменных колес на валах, для шпинделей задней бабки, рукояток, маховичков и т. п.

Посадка движения  — наиболее точная из подвижных посадок. Используется для соединения деталей с небольшим зазором, например для подшипников станков, передвижных зубчатых колес и т. п.

Ходовая посадка используется для соединения деталей,  перемещаемых одна в другой с заметным зазором. Примеры: валы в червячных передачах, распорные кольца, фрикционные муфты, ползуны в направляющих.

Легкоходовая посадка  используется для соединения деталей со значительными зазорами, которые должны перемещаться одна в другой  (ходовые винты суппортов, валы с несколькими подшипниками).

Широкоходовая посадка , наиболее свободная, применяется во всех случаях соединения с большими зазорами.

Перечисленные выше посадки относятся к первому и ко второму классам точности. При посадках первого, класса предъявляются особенно высокие требования к чистоте поверхности и качеству соединения.

Существуют еще посадки третьего, четвертого и пятого классов точности. Третий класс охватывает шесть посадок, из них три прессовые (однотипные с посадками второго класса) и три свободные: скользящая, ходовая и широкоходовая.

Скользящая посадка  используется для соединения деталей, свободно входящих одна в другую и легко перемещаемых одна в другой (к примеру, установочные кольца в трансмиссиях, съемные рукоятки, распорные втулки).

Ходовая посадка  используется для соединения деталей,  входящих одна в другую и перемещаемых  относительно друг друга со значительным зазором (например, подшипники насосов, холостые канатные шкивы, кулисные камни, соединительные муфты).

Широкоходовая посадка  используется для соединения деталей, перемещаемых одна в другой с большим зазором (детали сельскохозяйственных машин, холостые шкивы, длинные валы).

Посадки четвертого и пятого классов точности применяются в машиностроении для соединения деталей и узлов с большим зазором.

Похожие записи: